момент продвижения к Варшаве, теперь, когда Красная Армия отступала, пришлось изменить. 22 сентября ВЦИК опубликовал заявление, где предлагал провести русско-польскую границу восточнее даже той линии, которая была установлена Верховным Союзным Советом. К 5 октября было достигнуто соглашение по территориальным вопросам, и 12 октября 1920 г. был подписан прелиминарный мир и договор о перемирии (об условиях этого мира см. прим. 165). 18 марта 1921 г. был заключен окончательный мирный договор.
С Финляндией. – Мирные отношения с Финляндией налаживались с трудом ввиду агрессивной политики финляндского правительства. На наше мирное предложение от 11 сентября 1919 г. Финляндия ответила отказом. Только 12 июня 1920 г. в Юрьеве открылась советско-финляндская мирная конференция. Четыре месяца длились переговоры, затруднявшиеся непомерными требованиями Финляндии, претендовавшей на Восточную Карелию, Онегу, Петрозаводск и даже на часть Ленинградской губернии. В конце концов Финляндия отказалась от этих требований и удовлетворилась районом Печенги (на границе с Норвегией), который и был ей уступлен Советской Россией. Вначале Финляндия потребовала также возмещения убытков финляндским гражданам, пострадавшим от революции и гражданской войны в Финляндии, за которые Финляндия считала ответственной Советскую Россию, без соответствующего возмещения убытков гражданам России. По достигнутому компромиссному решению, Финляндия и Россия взаимно отказались от возмещения убытков. Мирный договор был подписан 14 октября 1920 г.
С Румынией. – В течение 1920 г. Советская Россия несколько раз обращалась к Румынии с мирными предложениями, оставшимися, однако, без ответа. Нормальные отношения Советской России с Румынией по вине последней не установлены до сих пор.
С Литвой. – В конце февраля 1920 г. Литва заявила о своем согласии приступить к мирным переговорам, которые и начались 9 мая 1920 г. в Москве. Через два месяца, 12 июля 1920 г., мирный договор был подписан. По этому договору Советская Россия признавала независимость Литвы; ввиду разорения Литвы во время мировой войны, ей предоставлялось право на лесные концессии в размере 100 тысяч десятин и передавалось 3 миллиона рублей золотом; Россия передавала Литве также культурные и другие ценности, которые в свое время были оттуда эвакуированы. Обе стороны отказывались от претензий, вытекавших из прежней принадлежности Литвы к бывшей российской империи. Ввиду русско-польской войны и оккупации Польшей части литовской территории, Литва не протестовала против ввода на литовскую территорию Красной Армии, но при условии вывода ее по окончании войны.
136
Первомайский праздник 1920 года было решено превратить во всероссийский субботник.
Приводим обращение ЦК РКП, ВЦИК и ВЦСПС по этому поводу:
«Первое трудовое мая.
Всем, всем, всем.
Товарищи, в день первого мая пролетариат всего мира поднимает ввысь красные знамена в знак непримиримой борьбы против капиталистического рабства. Раньше в странах господства капитала первое мая было днем мирной демонстрации. В этом году оно будет призывом к восстанию рабочих, к свержению диктатуры капитала и установлению диктатуры пролетариата.
В России, где восставший рабочий класс победил капиталистов и помещиков, день первого мая должен стать праздником победы. Победа досталась нам великими жертвами.
Как закрепить и сделать незыблемой кровью купленную победу трудящихся над насильниками-богачами?
Усиленным строительством новой жизни.
Тысячелетиями работали мы на чужой карман и научились ненавидеть и проклинать этот рабский труд.
Теперь мы работаем на себя, на укрепление своего рабоче-крестьянского государства, на улучшение положения всех трудящихся.
В день первого мая праздничным трудом русский пролетариат скажет всему миру:
«Мы победили царя, помещика, капиталиста и чиновника; мы победили проклятое наследие буржуазии и затеянной ею войны – хозяйственную разруху – и построили новый мир без гнета и насилия, мир равенства и братства всех трудящихся и всех народов».
Да здравствует власть трудящихся!
Да здравствует труд!
Да здравствует первое мая!
Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет СРК и КД. Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов».
137
О Пилсудском см. т. XIII, прим. 95.
138
Приводим текст мирного предложения Польше от 22 декабря 1919 г.:
«Министерству иностранных дел. Варшава.
Еще в апреле этого года российское правительство давало делегату Польской Республики гражданину Венцковскому повторные заявления о своем неизменном желании положить конец кровопролитию между народами России и Польши, и без того столь измученными бедствиями пяти лет войны, полагая в то же время, как и всегда, что легко осуществить соглашение между Россией и Польшей. В самый момент отъезда гражданина Венцковского из Москвы эти заверения были ему еще раз повторены. Наши мирные предложения оставались тем не менее без ответа, и польские войска продолжали в течение следующих месяцев продвигаться на территории советских республик, дружественных Советской России. Советское правительство с тем большим изумлением узнало, что 28 ноября помощник статссекретаря Скржинский в ответ на запрос в польском сейме заявил, якобы Российская Республика никогда не предлагала Польше мира и якобы она угрожала Польше вторжением и не была нисколько склонна к соглашению, отвечающему желаниям польского народа. Желая устранить всякие недоразумения, могущие затруднить скорое установление мирных и дружественных отношений между обоими народами, советское правительство снова подтверждает данные им ранее заверения о своем твердом желании положить конец всякому конфликту с Польшей. Советское правительство обращается к польскому правительству с формальным предложением немедленно начать переговоры, имеющие целью заключение прочного и длительного мира между обеими сторонами. Осуществляя тем самым мирные стремления рабочих и крестьян России, советское правительство сознает, равным образом, что его предложение отвечает также желаниям, определенно выраженным всеми рабочими организациями Польши, к каким бы партиям они ни принадлежали, многочисленными демократическими организациями, муниципалитетами и другими польскими общественными учреждениями. Мир между Польшей и Россией является жизненной необходимостью для развития обеих стран, для их благосостояния и экономической деятельности. Советское правительство убеждено, что всякие разногласия между ними могут быть устранены дружественным соглашением, которое будут с радостью приветствовать оба народа. Нам небезызвестно, что существуют некоторые препятствия, могущие создать затруднения для польского правительства на пути соглашения с Россией, точно так же, как подобные препятствия затрудняют другие соседние правительства на том же пути. Но эти затруднения проистекают не из интересов народа, а из иностранных источников, расходящихся в данном случае с его действительными интересами. Советское правительство выражает надежду, что мирные стремления подавляющего большинства польского народа и сознание его жизненных интересов одержат верх и сделают возможным прекращение военных действий, служащих лишь иностранным интересам. Российское советское правительство предлагает поэтому польскому правительству указать место и время для начатия переговоров с целью заключения мирного договора между обеими республиками.
Народный Комиссар по иностранным делам Чичерин».
139
Приводим текст обращения Совета Народных Комиссаров РСФСР к правительству Польши и польскому народу от 28/I 1920 г.:
«Польша стоит теперь перед решением, которое может иметь тягчайшие последствия на долгий ряд лет для жизни обоих народов. Все данные свидетельствуют о том, что крайние империалисты Согласия, сторонники и агенты Черчилля и Клемансо, напрягают в настоящий момент все усилия к тому, чтобы ввергнуть Польшу в беспричинную, бессмысленную и преступную войну с Советской Россией.
В сознании ответственности за судьбу трудящихся масс России и в стремлении предотвратить новые неисчислимые бедствия, жертвы и разрушения, грозящие обоим народам,
1) Совет Народных Комиссаров заявляет, что политика РСФСР в отношении Польши, исходя не из случайных временных военных или дипломатических комбинаций, а из незыблемого принципа национального самоопределения, безусловно и безоговорочно признавала и признает независимость и суверенность Польской Республики, и это признание с первого момента образования независимого польского государства кладет в основу всех своих отношений к Польше.
2) Сохраняя во всей силе последнее мирное предложение Народного Комиссариата по иностранным делам от 22 декабря, Совет Народных Комиссаров, чуждый каких бы то ни было агрессивных намерений, заявляет, что красные войска не переступят нынешней линии Белорусского фронта, проходящей вблизи следующих пунктов: г. Дрисса, г. Дисна, г. Полоцк, г. Борисов, м. Паричи, ст. Птич, ст. Белокоровичи. В отношении Украинского фронта Совет Народных Комиссаров от своего имени и от имени Временного Правительства Украины заявляет, что советские войска Федеративной Республики не будут совершать военных действий к западу от занимаемой ныне линии, проходящей вблизи м. Чуднова, м. Пилявы, м. Деражни и г. Бар.
3) Совет Народных Комиссаров заявляет, что советское правительство не заключало ни с Германией, ни с какими-либо другими странами соглашения или договоров, прямо или косвенно направленных против Польши, и что характер и смысл международной политики Советской власти исключает самую возможность подобных соглашений, равно как и попыток использовать возможное столкновение Польши с Германией или другими государствами в целях покушения на независимость Польши и на неприкосновенность ее территории.
4) Совет Народных Комиссаров заявляет, что, поскольку речь идет о действительных интересах Польши и России, не существует ни одного вопроса: территориального, экономического или иного, который не мог бы быть разрешен мирно, путем переговоров, взаимных уступок и соглашений, как это имеет место сейчас в переговорах с Эстонией.
Поручая Народному Комиссариату по иностранным делам испросить в ближайшую февральскую сессию Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета торжественное подтверждение со стороны высшего органа Республики указанных здесь основ советской политики в отношении Польши, Совет Народных Комиссаров считает с своей стороны, что настоящим своим категорическим заявлением он исполняет свой долг в отношении к мирным интересам российского и польского народов, и сохраняет надежду на то, что все спорные вопросы будут разрешены при посредстве дружественных соглашений России и Польши.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по иностранным делам Г. Чичерин.
Народный комиссар по военным и морским делам Л. Троцкий».
140
Письмо Брусилова. – Предательское нападение Польши на Советскую Россию в 1920 г. вызвало возмущение не только в рабоче-крестьянских массах советских республик, но и среди части интеллигенции, до тех пор стоявшей в стороне от дела защиты Советской России. Ряд видных военных работников, в том числе бывший генерал А. А. Брусилов, предложил нашему военному командованию свои услуги. Приказом тов. Троцкого от 2 мая 1920 г. (см. прим. 141) было создано, под председательством Брусилова, Особое Совещание, в задачи которого входила работа по комплектованию армии, по подготовке комсостава и по улучшению использования транспорта для военных надобностей. Приводим обращение Брусилова к начальнику Всероглавштаба тов. Раттелю, написанное незадолго до создания Особого Совещания:
«Милостивый государь Николай Иосифович! За последние дни мне пришлось читать ежедневно в газетах про быстрое и широкое наступление поляков, которые, по-видимому, желают захватить все земли, входившие в состав королевства польского до 1772 года, а, может быть, и этим не ограничатся. Если эти предположения верны, то беспокойство правительства, сквозящее в газетах, понятно и естественно. Казалось бы, что при такой обстановке было бы желательно собрать совещание из людей боевого и жизненного опыта для подробного обсуждения настоящего положения России и наиболее целесообразных мер для избавления от иностранного нашествия. Мне казалось бы, что первой мерой должно быть возбуждение народного патриотизма, без которого крепкой, боеспособной армии не будет. Необходимо