покойной В. А. Алексеевой, чтобы Музею присвоено было имя императора Александра III, за один месяц перед тем скончавшегося».
…1846 г. — И. В. Цветаев родился в 1847 году.
С. 84. Папа и мама уехали на Урал за мрамором для музея. — Цветаев с женой Марией Александровной уехали на Урал летом 1902 года. Мрамор был необходим для фасада здания, к тому моменту уже более чем наполовину возведенного.
С. 85….архитектор Клейн… — Р. И. Клейн (1858–1924) — академик, архитектор и строитель Музея изящных искусств.
…читая… посвященную мне О. Мандельштамом «Флоренцию в Москве» — посвященное Цветаевой стихотворение О. Мандельштама «В разноголосице девического хора…», где поэт называет московский Успенский собор «Флоренцией в Москве».
Великий князь Сергей Александрович (1857–1905) — брат императора Александра III, с 1891 г. — генерал — губернатор Москвы. Убит взрывом бомбы, брошенной революционером — террористом Каляевым.
Нечаев — Мальцев Юрий Степанович (1834–1913) — промышленник, миллионер, владелец знаменитых стекольных заводов в городе Гусь — Хрустальный, покровитель и любитель наук и искусств. В течение всех лет строительства музея Нечаев — Мальцев принимал в нем неослабное участие; постоянно бывая за границей, он поддерживал связи с крупными музеями мира и приобретал экспонаты Для будущего музея.
С. 86. Канитферштан — слово, запоминавшееся детям по балладе В. А. Жуковского «Две были и еще одна…», в третьей части которой изложен рассказ немецкого поэта И. — П. Хебеля (1760–1826) «Kannit- verstan». Приехавший в Амстердам немец в ответ на все свои вопросы слышит «Канитферштан», что значит по — голландски «не понимаю»; герой же думает, что это — имя некоего полумифического персонажа.
С. 88….сгорела часть коллекций… — Это произошло в ночь с 19 на 20 декабря 1904 года; в результате вспыхнувшего по непонятным причинам пожара сгорело, по подсчетам И. В. Цветаева, 175 ящиков с рип- сами и копиями римских бронз.
Лавровый венок
Впервые— в газете «Последние новости» (Париж. 1933. 17 сент.), вслед за очерком «Музей Александра III».
С. 91. Вахтеров Василий Порфирьевич (1853–1924) педагог методист, директор народных училищ Московской губернии.
С. 93… .показать молодой государыне музей… — речь идет об императрице Александре Федоровне (1872–1918), супруге последнего царствующего императора Николая II.
С. 94….старая семейная приятельница… — Л. А. Тамбурер (ок. 1870— ок. 1940) — зубной врач, друг семьи Цветаевых (см. очерки «Открытие музея», «Живое о живом»).
Открытие музея
Впервые — в журнале «Встречи» (Париж. 1934. № 2).
С. 95….восемнадцатилетний зять моего отца… — Сергей Яковлевич Эфрон (1893–1941), муж Марины Цветаевой; оба вернулись из заграничного свадебного путешествия к открытию музея.
С. 96….золотому… Пактолу. — Пактол, река в Лидии, в древности изобиловала золотым песком, который, как гласила легенда, был источником богатств Крёза.
Жена консервативнейшего из историков… — А. А. Коврайская, жена Д. И. Иловайского.
С. 98….Прелестный сонм // Великих маленьких княжен… Идут непринужденно… как отец… — Великие княжны Ольга (1895–1918), Татьяна (1897–1918), Мария (1899–1918), Анастасия (1901–1918) Николаевны, дочери последнего царствующего императора Николая II. Через шесть лет после описываемых событий всю царскую семью ждет мученическая кончина — император Николай II, императрица Александра Федоровна, четыре великие княжны и наследник цесаревич Алексей Николаевич (1904–1918) были зверски убиты 17 июля 1918 года в Екатеринбурге по постановлению Уральского большевистского облсовета.
Старая отцова поклонница — Л. А. Тамбурер (см. очерки «Лавровый венок», «Живое о живом» и комментарии к ним).
Впервые — в газете «Последние новости» (Париж. 1933. 15 окт.).
В очерке речь идет о знакомом семьи Цветаевых — писателе Анатолии Корнелиевиче Виноградове (1888–1946), авторе художественнобиографических романов.
С. 103….убили бы Hudson Low’a… — Гудзон Лоу (1769–1844) был тюремщиком Наполеона на острове Св. Елена, английский генерал.
Графиня Валевская — возлюбленная Наполеона.
С. 106. Темы его книг— ’заграничные… — Вот некоторые из кнж
А. К. Виноградова: «Мериме в письмах к Соболевскому» (1982), «Три цвета времени» (о Стендале, 1931), «Осуждение Паганини» (1936), «Байрон»(1936)
Герой труда
Впервые — в журнале «Воля России» (Прага. 1925. № 9/10, 11).
9 октября 1924 г. в Москве скончался В. Я. Брюсов. В августе следующего года Цветаева завершила свои записи о поэте — последний долг перед умершим. «Мертвые — беззащитны», — говорила Цветаева. Ее записи о Валерии Брюсове, обращенные к эмигрантскому читателю, явили собою акт защиты памяти поэта, его навсегда ушедших «трудов и дней» — от недоброжелательства и дурного любопытства, от посмертного оболгания. Свою главную задачу она видела в том, чтобы «заставить друзей — задуматься» над судьбой и личностью поэта, человека уникальных, энциклопедических знаний и феноменальной трудоспособности. Лишь поняв эту главную задачу Цветаевой, можно верно осмыслить ее воспоминания о Брюсове, в которых ощутимы одновременно и уважение, и ирония, и неизбежная субъективность, и высочайшая объективная справедливость — словом, сплав того, что именуют обычно «любовью — враждой» и в чем сама Цветаева чистосердечно признается: «Брюсова я, под искренним видом ненависти, просто любила, только в этом виде любви (оттолкновения) сильнее, чем любила бы его в ее простом виде — притяжении».
Описывая историю создания очерка, Цветаева сообщала А. А. Тесковой в письме от 9 сентября 1925 г.: «Вышло, как всегда, впятеро длинней, чем думала, вместо анекдотических записей о Брюсове — человеке — оценка его поэтической и человеческой фигуры с множеством сопутствующих мыслей. Любопытно, как Вам понравится. Задача была трудная: вопреки отталкиванию, которое он мне (не одной мне) внушал, дать идею его своеобразного величия. Судить, не осудив, хотя приговор — казалось — готов. Писала, увы, без источников, цитаты из памяти. Но, м. б., лучше, — мог бы выйти целый том…» (Цветаева М. Письма к Анне Тесковой. Прага: Academia, 1969. С. 32).
С. 109. Эпиграф— из стихотворения К. Бальмонта «Я не знаю, что такое — презрение…»
«Огненный Ангел» (1907–1908) — историческая повесть из жизни Германии XVI в.
Рената героиня повести Брюсова, погибает, осужденная инквизицией за колдовство.
Герцык Аделаида Казимировна, в замужестве Жуковская (1874–1925) — русская поэтесса, с которой Цветаева была дружна. В дарственной надписи на своем сборнике «Волшебный фонарь» (1912) Цветаева назвала Герцык «моей волшебной Аделаидой Казимировной».
С. 110. Моисеев жезл… — По библейскому сказанию, Бот вручил пророку Моисею жезл, при помощи которого он мог творить чудеса.
Капитолий — один из семи холмов Древнего Рима.
Олимп — священная гора в Древней Греции.
Фетида (греч. миф) — морская нимфа — нереида; Зевс против ее воли выдал Фетиду замуж за смертного.
…застегнутый наглухо поэт. Тютчев? Но это — в жизни… — Цветаева имеет в виду более чем двадцатилетнюю службу Тютчева в качестве сверхштатного чиновника в дипломатической миссии в Германии.
С. 111. «Verweile doch! du bist so schon!» — Строка из второй части «Фауста» Гете. Неизвестно, знала ли Цветаева, что эти строки Гете переводил Брюсов.
С. 112. «Быть может, все в жизни лишь средство…» — из стихотворения В. Брюсова «Поэту» (1907).
С. 113…. «брюсовским Институтом Поэзии». — Имеется в виду Высший литературно — художественный институт, основанный в 1921 г. В. Брюсовым.
Дописанные Брюсовым «Египетские ночи». — В 1914–1916 гг. Брюсов, использовав черновики Пушкина, воссоздал и дописал его поэму «Египетские ночи».
С. 114. «Вперед, мечта, мой верный вол!» — Из стихотворения В. Брюсова «В ответ» (1902).
С. 115….грустная страсть к наркотикам? — По свидетельству В. Ходасевича, В. Брюсов пристрастился к морфию в 1908 г. (Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. Брюссель, 1939. С. 21, 60).
Брюс Яков Вилимович (1670–1735) — русский государственный деятель, ученый, один из составителей «Брюсова календаря», где были представлены астрономические таблицы и предсказания.
«…Und sind ihr ganzes Leben so allein…» — из второй части «Книги часов» Р. М. Рильке (1901).
«Хотел бы я не быть Валерий Брюсов…» — неточная цитата из стихотворения В. Брюсова «L’ennui de vivre» («Скука жизни» — фр., 1902). У Брюсова: «Желал бы…»
Ничевоки — литературная группа, возникшая в начале 20–х гг. и олицетворявшая собою полный литературный распад.
С. 116….поэтическая нечисть, которая вопила умирающему (умер месяц спустя) Блоку… — Речь идет о скандале, произошедшем в московском Доме печати на вечере Блока 7 мая 1921 г. С оскорбительными словами в адрес Блока выступил Александр Струве, малоизвестный поэт. Этот эпизод описали в своих воспоминаниях К. И. Чуковский. П. Г. Антокольский, С. М. Алянский, Н. А. Нолле — Коган и И. Н. Розанов (см.: Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1980).
«Не сяду в сани при луне…» — из стихотворения Ф. Сологуба «Опять ночная тишина…» (1910).
С. 117….вопль лучшего русского поэта современности… — Речь, безусловно, идет о Б. Пастернаке. В ответе на одну из анкет (1925 г.) Цветаева поставила Пастернака на первое место среди как современных прозаиков, так и поэтов.
«Первым был Брюсов, Анненский не был первым» (слова того же поэта). — На эти слова Б. Пастернака Цветаева отвечает ему в письме от 19 июля 1925 г.: «Единственный не бывает первым (Анненский, Брюсов)».
С. 119. Леберт и Штарк— См. комментарии к очерку «Мать и музыка».
Брюсова Евгения Яковлевна (в замужестве Калюжная, 1882—?) — сестра В. Я. Брюсова, преподаватель Московской консерватории.
…студенческая история 98–99 гг. — Студенческие волнения 1898–1899 гт. в Московском университете, на историческом факультете которого учился в это время Брюсов.
У Вольфа… — речь идет о частном книжном магазине, основанном в XIX в. русско — польским издателем и книгопродавцем Маврикием Осиповичем Вольфом (1825–1883).
Ростан Эдмон (1868–1918) — французский поэт и драматург. «Chanteclair» («Шантеклер», 1910), «L’Aiglon» («Орленок», 1910) — пьесы Э. Ростана. В юношеские годы Цветаева увлекалась его творчеством, перевела на русский драму «Орленок» (перевод не сохранился).
С. 120. Брюсов Ренаты, Брюсов Антония! — Цветаева дает имена героев произведений Брюсова: Ренаты, чья трагическая любовь находится в центре повести «Огненный Ангел», и Антония (стихотворение «Антоний», 1905), римского правителя, ради любви к египетской царице Клеопатре пренебрегшего интересами государства.
Мелизанда — восточная принцесса, жившая в XII в., — героиня пьесы Э. Ростана «Принцесса Греза» (1895).
С. 122. Ни одного экземпляра на отзыв мною отослано не было.:. — Цветаева здесь не точна. Один экземпляр «Вечернего альбома» (сборник вышел в октябре 1910 г.) она направила В. Брюсову «с просьбой просмотреть», другой, для возможного отзыва, — в издательство «Мусагег».
Статья Макса Волошина. — Рецензия под заголовком «Женская поэзия», опубликованная в газете «Утро России» (М., 1910. И декабря).
Статья Марьетты (Мариэтты) Шагинян — «Литературный дневник. М. Цветаева» (Приазовский край. Росгов — на — Дону. 1911. 3 октября).
Заметка Брюсова — его обзор «Новые сборники стихов» (Русская мысль. М., 1911. № 2. С. 233). Вошел позднее в сборник его статей «Далекие и близкие» (1912).
С. 123….отклик на него Брюсова. — На «Волшебный фонарь» Брюсов отозвался в своем рбзоре «Сегодняшний день русской поэзии» (Русская мысль. 1912. № 7. С. 24–25).
С. 124. Рубанович