Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Господин мой – время

Мартина Идена и самого Джека Лондона! — Мартин Иден, герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона (1876–1916), кончает жизнь самоубийством. Так же заканчивает жизнь сам писатель (по одной из версий).

С. 449….дым от костра Иоанны — Иоанна— Жанна д’Арк, сожженная на костре (1431).

С. 450. А Ангел‑то были — вы… — речь идет о пьесе М. Цветаевой «Каменный Ангел».

Карл Великий (742–814) — франкский король, император.

С. 452. «Серый ослик твой ступает прямо…» — начальные строки стихотворения М. Цветаевой «Рождественская дама» из сборника «Волшебный фонарь» (М., 1912).

С. 453….книгу — про Жанну д ‘Арк… — речь идет о книге американского писателя Марка Твена (1835–1910) «Личные воспоминания о Жанне д’Арк» (1896).

С. 458. «От лихой любовной думки…» — первые строки незавершенного стихотворения М. Цветаевой из цикла «Стихи к Сонечке».

С. 459. «Не знаю отчего, мне вдруг представилось..:» — из повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.

…«И ты, Брут?» — В трагедии В. Шекспира «Юлий Цезарь» с такими словами умирающий Цезарь обращается к Марку Юнию Бруту, высшему римскому судье, находившемуся в числе заговорщиков и напавшему на Цезаря в Сенате.

«Но, чтобы я помнил обиду мою, Настенька?» — из повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.

С. 462. «Хлеб наш насущный дождь нам днесь…» — Евангелие от Матфея (гл. 6. ст. 11).

С. 467. Е. Я. — по — видимому, Елизавета Яковлевна Эфрон, сестра мужа Цветаевой.

С. 470. А вот — вторая весть… — Цветаева приводит несколько измененное письмо к Ариадне Эфрон Елизаветы Павловны Редлих (по мужу — Кривошапкина, 1897–1988).

С. 471. Ее очень любил К<ачало>в… — имеется в виду В. И. Качалов. Сохранились письма Голлидэй к нему (см. Театральная жизнь. 1989. № 9).

С. 472….моя сестра — Редлих Вера Павловна (1893–1992) — тогда актриса Второй студии МХТ и подруга С. Е. Голлидэй. Позднее^— режиссер и педагог.

С. 473. Ja! ich weiss woher ich stamme… — стихотворение немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900) «Ессе Homo» («Се — Человек» — лат., евангельское восклицанне Пилата о Христе «Прелюдии в немецких рифмах» к сочинению «Веселая наука» (1882).

Знаю я — откуда родом!.. перевод что го стихотворения М. Цветаевой. Для сравнения приведем перевод К. А. Свасьяна: «Мне ль не знать, откуда сам я! // Ненасытный, словно пламя, // Сам собой охвачен весь. // Свет есть все, что я хватаю, // Уголь все, что отпускаю. // Пламя— пламя я и есть! (Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 511).

«…Лишь только бы мне знать…» — из стихотворной пьесы П. Антокольского «Кукла инфанты», репетиции которой шли в студии Вахтангова. Режиссером спектакля был Ю. А. Завадский. «Куют инфанты» — романтическая сказка. «Сюжет этой сказки очень прост, — вспоминает Б. Захава. — У девочки — инфанты сломалась кукла — испортился завод. Инфанта в большом горе, но этого горя никто из окружающих не понимает. Инфанта обращается за помощью к волшебнику — мавру, который при помощи таинственных заклинаний исцеляет больную куклу…» (Цит. по кн.: Левин Л. Четыре жизни. Хроника трудов и дней Павла Антокольского. М.: Сов. писатель, 1978. С 34). Работа над пьесой не была доведена до конца.

С. 474. «Да будешь ты благословенна» — из повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского.

Анна Саакянц, Лев Мнухи

Марина Ивановна Цветаева Господин мой — Время

РЕДАКТОР Е. Л. Ворисова ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

С. А. Виноградова

ТЕХНОЛОГ

C. G. Басипова

КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА ОБЛОЖКИ И БЛОКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ А. Е. Стрелков, С. В. Белов

ОПЕРАТОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ВЕРСТКИ

И В. Соколова п КОРРЕКТОРЫ

В. А. Жечков, С. Ф. Лисовский

Примечания

1

…обо мне первую… большую статью. — Имеется в виду отклик М. Волошина на первый сборник М. Цветаевой «Вечерний альбом» в газете «Утро России» (М., 1910, 11 декабря), Волошин восторженно писал: «Это очень юная и неопытная книга— “Вечерний альбом”. Многие стихи, если их раскрыть случайно, посреди книги, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности. Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство. „Ах, этот мир и счастье быть на свете // Еще не взрослый передаст ли стих?”

Но эти опасения неверны. „Невзрослый” стих М. Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам, взрослым, мечтать нечего».

2

Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна Мейн (1868–1906), была одаренным человеком: в живописи, языках, особенно — музыке. В юности пережила любовь к человеку, с которым не могла соединиться (он был женат), и совсем молодою вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, вдовца с двумя детьми. Будучи слабого здоровья, М. А. Мейн не жалела сил на воспитание детей, на помощь мужу в его работе по созданию Музея изящных искусств, на занятия музыкой, живописью, позднее — медициной. Умерла Мария Александровна от туберкулеза. Влияние матери на Марину Цветаеву было огромным: «Главенствующее влияние— матери: музыка, природа, стихи, одиночество», — писала она.

3

«Без семьи» (фр.)

4

Искалеченный (фр.).

5

Полдень (фр.)

6

Бархатной лапкой (фр.)

7

в доме для престарелых под Парижем, где Цветаева познакомилась в 1933 году с дальними родственницами матери, много рассказавшими ей о юности М. А. Мейн; по этим сведениям она думала написать повесть о детстве и юности Марии Александровны; замысел остался неосуществленным

8

Поздравления (нем.).

9

Слоновая кость (фр.).

10

Слоновая кость (нем.).

11

«Сиреневой рощи» (фр.)

12

В бесконечность (нем.)

13

Еще немножко! (нем.

14

Не в жизнь, а в музыку (нем.)

15

Плоскостопия (нем.)

16

Зрачки (фр.).

17

Деревянной лошадке на палочке (нем.).

18

‘Молоточка в каморочке (нем.).

19

3десь: изящный (фр.).

20

«Почему» (йем.).

21

Пушкин был светловолос и светлоглаз. — Примеч. М. Цветаевой.

22

Там верстою небывалой

Он торчал передо мною… («Бесы»)

Пушкин здесь говорит о верстовом столбе.

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне… («Зимняя дорога»). Примеч. М. Цветаевой.

23

Сестра Валерия Брюсова. — Примеч. М. И. Цветаевой.

24

Стража не спит! Пробило десять! (фр.)

25

Речь идет о Варваре Андреевне Алексеевой, «богатой москвичке купеческого звания» (слова И. В. Цветаева), скончавшейся в 1894 году. Ее душеприказчики получили от нее «словесную просьбу позаботиться о Музее изящных искусств» и выдели ть из ос тавленного ею имущества такую сумму, какую они найдут возможной, по ликвидации всех ее дел». «Питомец Московского университета М. С. Ногаткин и ученый инженертехнолог К. А. Казначеев через полгода принесли на устройство нового музея 150000 рублей вместе с пожеланием покойной В. А. Алексеевой, чтобы Музею присвоено было имя императора Александра III, за один месяц перед тем скончавшегося».

26

Доброс утро, как поживаете? (чт.)

27

Нечаев — Мальцев Юрий Степанович (1834–1913) — промышленник, миллионер, владелец знаменитых стекольных заводов в городе ГусьХрустальный, покровитель и любитель наук и искусств. В течение всех лет строительства музея Нечаев — Мальцев принимал в нем неослабное участие; постоянно бывая за границей, он поддерживал связи с крупными музеями мира и приобретал экспонаты Для будущего музея.

28

Прогулки по озеру (фр.)

29

Гильдссгеймский серебряный клад (нам.)

30

Передайте от меня привет Вашей милой и добросовестной дочурке (нем.)

31

Одеревенелость (фр.)

32

Локонами на висках (фр.).

33

Ныряние (фр.).

34

Радн бога, дитя мое, не кричи так ужасно! (нем.)

35

Жаль (нем.)

36

3десь: «непропеченное лицо (нем)

37

Здесь: подобострастие (фр.).

38

Мастер сказывается прежде всего в ограничении (нем.).

39

Непроницаем (фр.).

40

^Незначительная величина (фр).

41

КачесТВ0 (фр.).

42

«Остановись! Ты так прекрасно! (не.».)

43

Проба сил (нем.).

44

Поколение поэтов ведь та же Россия, и не худшая… Примеч. М. Цветаевой.

45

…И всю свою жизнь они так одиноки… (нем.).

46

Есть и у Брюсова «Памятник». Кто читал — помнит. — Примеч. М. Цветаевой.

47

Малость. не лишенная величия (фр.).

48

Масштабны (фр.).

49

Поставить противника в смешное положение (фр.).

50

Со своей стороны (фр.)

51

Насмешники (фр.).

52

человск человеку волк (лат.).

53

Мыслители (фр.)

54

«Певец зари» (фр.).

55

«Письма женщины» (фр.)

56

«Цветы зла» (фр.)

57

Орленка (фр.)

58

Золотая середина (нем.).

59

«Волшебный фонарь», с. 111. Примеч. М. Цветаевой

60

Каждому нужно дать его игрушку.

Э. Ростан (фр.).

61

Теперь думаю иначе. Примеч. М. Цветаевой

62

NB! Брюсову, напр<имер>, конкурс. Примеч. М. Цветаевой

63

Лучше бы: не повторю. Примеч. М. Цветаевой

64

Литературный отдел. — Примеч. М. Цветаевой

65

3апись, не измененная ни в одном знаке. — Примеч. М. Цветаевой.

66

3апись, не измененная ни в одном знаке. — Примеч. М. Цветаевой.

67

Муж с декабря 1917 г. был в армии. Примеч. М. Цветаевой.

68

Офицерской походной. — Примеч. М. Цветаевой.

69

Муж с декабря 1917 г. был в армии. Примеч. М. Цветаевой.

70

Сергей Есенин. Примеч. М. Цветаевой.

71

Но не горят. Примеч. М. Цветаевой.

72

По ночам — ОТ воров комиссионных магазинов. Примеч. М. Цветаевой.

73

Какова мать, такова дочь (фр.).

74

Неожиданного (фр.).

75

Закрученные кверху (фр.).

76

«Письма мадемуазель де Леспинас» (фр.).

77

По преимуществу (фр.).

78

Вдагородное звание (фр.).

79

3нак над французской буквой с.

80

«Не всякий может, кто хочет» (фр.)

81

Здесь: под его маркой мог пройти любой товар/с/)/;.)

82

«Всегда хватает голоса, чтобы быть услышанным» (фр.)

83

Серьсзное. как смерть (фр.).

84

«Я уверяю вас, я уверяю вас, я клянусь…» (фр.)

85

«Вот что я хотел бы знать, сударыня, — вы или ваш муж предали меня?» (Фр)

86

«Я уверяю вас, я уверяю вас, я клянусь…» — «Я это знаю, сударыня!» (фр.)

87

Чека, расстрелян, обыск (фр.).

88

Проигу читателя, согласно носителю, произносить с ударением на конце. — Примеч. М. Цветаевой.

89

Курсы французского языка для иностранцев в Париже.

90

«Вы, несомненно, поэт на своем языке» (фр.).

91

Язык Бальмонта, для русского, слишком личен (единоличен). Язык Брюсова, для русского, слишком общ (национально — безличен). — Примеч М. Цветаевой.

92

«О мертвых г‑либо хорошо, либо ничего» (лит.)

93

«Карьера, открытая талантам» (фр.).

94

«Устойчивость (фр.).

95

NB. Отвращение к революции в нем, в этот миг, равно только отвращению к королю, так потерявшему голову. Примеч. М. Цветаевой.

«Подумать только, что понадобилось бы всего два батальона, чтобы вымести всю эту нечисть» (фр.).

96

Безрадостность, безысходность, безраздельность, безмерность, бескрайность, бессрочность, безвозвратность, безглядность — вся Россия в без. — Примеч. М. Цветаевой.

97

Все цитаты по памяти. Но если и есть обмолвки, словарь их — брюсовский. — Примеч. М. Цветаевой.

98

3десь: птенчик (нем.).

99

Четверть груши, чтобы утолить жажду (фр.).

100

Принесли бы вам несчастье! (фр.)

101

Вы что же, так никогда и не спите? (фр.)

102

«Нет, ты только посмотри, как бежит эта дама!» «Пусть себе бежит, когда‑нибудь да остановится!» (фр.)

103

Впоеледствнн неудачно замененное: «Целую кисть, где от браслета». — Примеч. М. Цветаевой.

104

Имя автора воспоминаний. — Примеч. М. Цветаевой.

105

Демон Полудня (фр.).

106

«Орленка» (фр.)

107

А теперь нужно, чтобы твое сиятельство уснуло… (фр.)

108

Душа, для которой смерть была исцелением (фр.).

109

Пусть спит в гробнице своей двойной тюрьмы.

Своего бронзового гроба и мундира (фр.).

110

«Дважды любовница» (фр.).

111

Посреди оды Виктора Гюго (фр.).

112

Анри де Репье, «Встречи господина де Брэо» (фр.)

113

Ниспосланным провидением, провидцем (фр.)

114

Наваждением (фр.).

115

Солдаты, с этих пирамид сорок веков смотрят на вас… (фр.)

116

Нотабене! Вспомнила! Тип. (5 апреля 1938 года, при окончательной правке пять лет спустя!) — Примеч. М. Цветаевой.

117

«Если бы кто‑нибудь прошел мимо… Но никто никогда не проходит здесь…» (фр.)

118

От матушки веселый нрав

Скачать:TXTPDF

Мартина Идена и самого Джека Лондона! — Мартин Иден, герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона (1876–1916), кончает жизнь самоубийством. Так же заканчивает жизнь сам писатель (по одной из версий).