Царь и жрец.
CTAPAЯ КРЫСА:
Говорю вам, что это лжец,
Лжет не Музыка — инструмент!
СТАРАЯ КРЫСА:
Trug und Schand![21]
Обосóбь!
СTAPAЯ КРЫСА:
Говорю вам, что это топь,
Гать!
Пусть так!
СТАРАЯ КРЫСА:
Что в том?
Сплыл, чем сгнил!
Ведь не в луже, а в звуке — мрут!
Век тела — пены трель!
Нир — вана, вот он, сок!
Ствол пальмы? Флага шток.
В мир арок, радуг, дуг
Чтó — руки! Мало двух.
Звук — штоком, флагом — дух.
Есмь: слышу! («вижу» — сон!)
Смысл выше — ниже тон,
Ни — жайший. Тела взмёт,
И — тихо: нота нот.
(В смерти…)
С миром глаза смежи…
— Этой Индии мы — раджи!
* * *
Раджа на радже!
Но крыс тех уже —
Круги на воде.
В РАТУШЕ
(Глава пятая)
Тайные, статские —
Здравствуйте, ратсгерры!
Старого Гаммельна
Стены избавлены
От даровых жильцов.
Праздник котлов,
Шествие прóтвеней, —
Крысы утоплены!
Не был Цезарем бы —
Стал бы поваром бы…
Бейте в сковороды!
Бейте в сковороды!
Дням беспрепятственно
Радуйтесь, ратсгерры!
Ибо очищены
Склады — от хищников,
Головы — от идей.
В скóвороду — бей!
Иллюминацией
Празднуйте, ратсгерры,
— Цукром с цикорием —
Чудо-викторию
Без кулаков, без пуль.
Праздник кастрюль.
Ратсгерры, дожили:
Крысы уложены.
Сладко ль, солоно ли —
Вам — исполненное,
Мне — обещанное.
Трепеток.
Шепоток.
Раты — вкось,
Герры — в бок.
Щеки — мак,
Брови — еж:
— То есть — как?
— То есть — что ж?
(Полка с мопсами
В лавке глиняной!)
— Что же — собственно?
Что же — именно?
— Ясно и точно, без некто и где-то:
В собственность деву, по имени Грета.
— Грету? Не Греты у нас и нет:
В землях живем германских.
В городе Гаммельне столько ж Грет,
Сколько, к примеру, Гансов.
Ганс или Грета. Не Грета — Ганс.
За валунами в реку —
В Гаммельн за Гретами. Контраданс:
Коли не Ганс — так Грета.
Выйдет тебе
Суженая!
Выводками!
Дюжинами!
Уж себе Грету сыщешь!
Яминка — всé на один покрой! —
В ямку и прыщик в прыщик.
Оспа в оспину,
Чутка в чуточку.
Чью же собственно
Грету?
— Шутите!
Чью же, думали, высвистывал
Грету — как не бургомистрову?
Топотёж.
Раты в скок,
Герры — в лёжь,
Раты — в ик,
Герры — в чих.
— И шутник!
— И жених!
Сто кабанов захрюкало:
Заколыхали брюхами.
— Ой насмешил! Утешил же!
Заполыхали плешами.
— В эдаком фартучке
Девоньку?
— Так-таки.
— С кóробом почестей
Девоньку?
— В точности.
Раты — в фырк,
Герры — в верт.
— Ну и франт!
— Ну и ферт!
Очи — в узь,
Щеки — в глянц.
— Ну и гусь!
— Ну и Ганс!
С кузовом сéребра —
Девоньку?
— Сеяли!
— Полную житницу
Девоньку?
— Жните же!
— Нотный тюк!
Штанный клок!
— Ну — супруг!
— Ну — зятек!
Уж и шустр!
Уж и быстр!
Ржет без чувств
Свадебку?
— Ратсгерры!
— Первую в городе
Девушку?
— Боровы!
«Будь то хоть бес, хоть жид,
Тот, кто освободит
Город — хоть слеп, хоть спятил! —
В дом бургомистра зятем
Вступит, в графу особ
В городе — первых»…
— Стоп!
Не в хороводе, небось, дуда, —
В думе! Шажком! Анданте!
Только про беса и про жида,
Где же про музыканта
Сказано?
Как завершен обряд —
Милости просим, брате!
Всяк музыканту на свадьбе рад —
Только не в роли зятя.
За музыканта! за нотный крюк!
Звук! — флейтяную дырку!
Где ж это видано, чтобы вдруг
Да с музыкантом — в кирку?
За музыканта! За нервный ком —
Дочку! милей ковач мне!
Что же и делать-то ей с тюком
Нотным — на ложе брачном!
За музыканта! за голый боб!
Может — в краях незнамых —
Только не слыхивал Гаммельн, чтоб
За музыкантов — замуж!
— Чтó есть музыка? Щебет птах!
Шутка! Ребенок сладит!
— Что есть музыка? — Шум в ушах.
— Увеселенье свадеб.
— Беспоследственный дребезг струн.
А к каплуну — приправа.
— За — бывается: молод был —
Сам загибал преловко!
— Мешанина из бычьих жил,
Дерева и сноровки.
— Околпачивающий пар.
— Нет! Музыкантов кормим
Для того, чтобы пищи вар
В нас протекал проворней.
— Полегонечку — за пивцом —
Да чтобы женский пол был…
Две-три арийки перед сном…
Только не очень долго.
— Что есть музыка? с первых нот:
«Что бы вам, братцы, кончить?»
— Ну а я так — наоборот:
Только бы что погромче,
Побасистее!
— Рано встав,
— Превышение всяких прав.
С лентами.
— Шлиф.
— К зёву позыв,
— Так… перелив…
— После сольцы — пирожное…
— Из пустоты — в порожнее…
— Не осведомлены, префект:
Аффектация неких чувств,
Коих и нету. Хам, мол, —
Кто не чувствует.
— Как ни тщусь
Беспоследственно.
— Рукоделие праздных дур.
Что до меня — так стойко:
Пуще всяческих увертюр
Мне по нутру — настройка
Перед оными.
Нежель чулок с ажуром.
Выше-высказанное — вздор.
Думали — гриф
С лентами? Шлиф?
К зёву позыв?
Так… перелив —
Музыка? Тиф —
Пó степи — скиф!
Жил перерыв!
За головню — да голыми —
Пострашнее, чем шум в ушах,
Грезы, глаза зажмуря.
Раскрепощенье фурий.
Приглашается папа Пий
На Рождество предместий.
Quatuor[22] четырех стихий,
Раскрепощенье бестий.
Рабской сущности унтергрунд —
Бунт галуна в передней.
За фортепьяно — ведьма!
Лучше шулера пощади,
Чем музыканта! Дрема —
В креслах? Бесы на площади
Думской—и бесы в доме!
Женской сущности септ-аккорд —
Лупоглазого школяра
В пасмах — кулак Потсдаму.
Ратсгерры, вот вам гамма!
В оперении райских птах
Демоны: stirb und tödte![24]
Тайного рата Гёте —
Пред Бетховеном.
Брови — вверх,
Краска — в нос.
Раты — в перх,
Герры — в чёс.
Раты — в крёхт,
Герры — в чох.
— С нами фохт!
— С нами Бог.
Только, талант непризнан,
Ратсгерр от Романтизма,
Новорожденски-розов
И Филомелой прозван:
«Музыка в малых дозах —
Это не так серьезно».
Бурго-же-мистр, величав и льдист:
— В вас говорит артист.
РАТСГEРР ОТ РОМАНТИЗМА:
Tempi passati![25]
Ратсгерры, сядьте!
Шутки — за рюмкой.
Думсгерры, думьте!
Можно ли — непостижим Господь —
За музыканта — плоть
Нашу?
* * *
В городе — впрочем, одна семья
Гаммельн! Итак, в семействе
Гаммельнском — местоименья «я»
За исключением веских благ
Я — означает всяк.
Славное слово, и есть в нем прок:
Всяк! Так и льнет шубейкой!
Автору же этих скромных строк
— Озолоти! убей хоть! —
Только одна в нем — зато моя! —
Буква понятна: я.
Необоримая! Так алмаз
Жив в черноте пожара.
Неповторимая! Что есть аз?
Чтó не бывает парой.
На языке невозвратных рас
Аз означает: раз.
(Азры…)
В городе Гаммельне лишь азы…
Впрочем, язык прикусим.
Страшное слово! Страшней грозы
Я! (В пожирающем большинстве
Я означает — всé).
Как у соседей! как у людей!
Не мое дело — всé так!
Автору же, ясновидцу лжей,
Оку — из самых светлых,
Только одна в нем — прошу понять —
Буква доступна: ять.
Я: нагруженная по края
Яблонь: снимай не снимешь!
В Гаммельне ж — вместо именья: я —
Мы — лишь тогда не мнимость,
Не глухонемость, не пень, не тын —
С буквы когда — в аршин!
(Право гигантов!)
— За музыканта?
Это пикантно!
Это пикантно!
Время — пропало!
— За зубоскала!
— За голодранца!
— Без будущего!
— За дудочника!
В доме — гнусь.
В лавке — долг.
Черный гусь!
С крыши — душ,
В спальне — штранд.
— Кто ваш муж?
— Му — зы — кант.
Рук — вместо платы,
— За звездохвата!
— За лоботряса!
В грезы да в планы
Первенца кутай.
— За великана!
— За лилипута!
— За опусника!
— За фокусника!
Вечный иск!
Всё в ломбард!
Крысий писк
Квинт да кварт.
Деток — кладь.
Geld ist Sand.[26]
— Кто ваш зять?
— Му — зы — кант.
Дудка! для этого нужен дых
Не затруднительно в молодых
Лéтах, а что с одышкой?
Не пригодишься и нужники
Чистить. В слепцы, с жестянкой?
А неоплатные должники —
Всé они музыканты!
Ратсгерры белым
Полнятся гневом:
— Первую в целом
Городе — деву?
Первому? — браво!
Встречному? — ново!
— За крысодава?
— За крысолова?
— Бессахарника?
— За каторжника!
Общий ров.
Гроб в обрез.
Ни венков.
Ни словес.
Помер — прей.
Unbekannt.[27]
— Кто был сей?
— Му — зы — кант.
Сомущены — в сумятице —
Глазки, обычно в маслице,
Губки, обычно бантиком,
Ратсгерра от Романтики:
— «В городе Гаммельне вечных благ
Нет, хоть земных и густо.
Гения с Гаммельном — тот же брак,
Что соловья с капустой.
К Розе приписана соловью
Страсть. Изменив пенатам,
Над соловьем моим слезы лью,
Гения с Гаммельном — где же такт?
Вкус? — не в родстве! не в тоне!
Невразумительней есть ли факт,
Чем соловей — в законе?
Брак — это зá борт: засесть, залечь,
Не небожителя слышу речь,
Други, а мещанина!
Сам в бургомистровы рад бы влезть
Туфли — так я — предместье!
Но небожителю — чтó за честь
Звать бургомистра — тестем?
Многозначителен — так красив,
Высокосерд — так знатен.
Миродержателя сыном быв,
Стать бургомистра зятем?
Кухонку?
Куколку?
Кольчико?
Только-то?
Что не для лириков — Гименей,
Вам и ребенок скажет.
Остепенившийся соловей —
Коль небожители в царстве тел —
Ни лоскутка на дыры
Вам, ибо правильный был раздел
Благ при начале мира:
Нам — только видимый, вам же весь
Коль божество, в мясники не лезь,
Как в божества не лезем.
Вам — миродержствовать, нам — родить:
Но музыканту счастливым быть —
Пóпросту непристойно!
Так предоставьте же сладкий кyc
Обыкновенным смертным!
Ваша амброзия слаще уст
Женских, и чище — нéктар.
Иерофанты в грязи колес,
Боги в чаду блудилищ —
Плачьте и бдите, чтоб нам спалось,
Мрите — чтоб мы плодились!
А бургомистрову дочку — план
Дольний — другим заменим.
Впрочем, в подобных делах профан
И ожидаю мненья
Следующих…»
Лбищи понапружили.
В Гаммельне собственных мыслей нет,
Только одне чужие.
Не мудрено: на земле живут,
Не в облаках витают.
Да и чужих не сказать, чтоб пуд, —
Только одна, и та ведь
Авторская… Шепоток вдоль стен:
«Чтó бы ему взамен?»
— Что-нибудь нужное!
Удочку! Дюжину
Недорогих носков!
— Туфельку для часов!
— Что-нибудь нá стену!
Краскою масляной
Кайзера на коне!
— Дело ведь не в цене!
— Нотную папочку!
— Тросточку! Нá плечи
Что-нибудь из тряпья!
— Кисточку для бритья!
— Так себе — чуточку!
— Штучно! — Посуточно!
Не при дворе ж! в глуши!
— Главное — от души!
— Самую капельку!
— Крохотку! — Крапинку!
Я б предложил — утюг:
Прочно и дешево!
— Главное — пошибом
Взять: для подобных бар
Прочее — дорого.
— Дешево — здорово!
Без роковых затрат,
В дельности — аттестат.
Деньги — безвкусица!
Каперцы, устрицы, —
— Гений мечтами сыт.
Доброе мнение —
Вот она, гению,
— Смертный дороже б взял.
Стало быть — аттестационный лист.
РАTCГEPP ОТ РОМАНТИЗМА:
— Эврика! В руки бейте!
Коль по призванию он — флейтист,
Значит — футляр на флейту!
Раты — в плёск,
Герры — в хлоп.
— Ну и мозг!
— Ну и лоб!
Geben — frisst,
Leb’ heisst spar’…[28]
Раз флейтист —
Так футляр.
— Слажено! — Сложено!
— Замшевый! — Кожаный!
— Для музыкальных душ
Так же приятен плюш.
— Стало быть — плюшевый!
— Ратсгерры, кушанье
Стынет. — Коль нежность — цель,
Так же нежна фланель.
— Главное — умысел!
— В траты не сунувшись,
Чтоб от души — к душе —
Так из папье-маше!
Прок был — у всех была бы.
А в переводе папье-маше —
Жеваная бумага.
Хоть не корова, а нажую!
Боги — а рты замажем!
Так же как критика — соловью:
Жвачкой, притом — бумажной.
— Чистой! без примеси!
— Принято! Принято!
— Хлопковой! Рисовой!
— Браво! Подписано!
Не проскочил — в зятья!
Но, человека чтя
И в музыканте —
Ратсгерры, встаньте!
Девы, монет не тратящей,
Постановленье ратуши:
Гаммельн — не в царстве душ.
Раз музыкант — не муж,
В названной отказать
Девушке. (В царстве цен!)
И предложить взамен
Нечто из царства чар:
На инструмент —