***
Дни исцелили боль дефлорации, а ночи приносили мало-помалу
обретенное наслаждение, однако Герута не могла изгнать из памяти,
как была отвергнута, когда, возбужденная собственной красотой,
обернулась, чтобы принять пронзение, которого не последовало.
Идеальный влюбленный не уснул бы в ожидании своей награды,
каким бы усталым и одурманенным он ни был. С тех пор Горвендил
был достаточно пылок, и с его аккуратных губ срывалось много
похвал, когда они впивались в ее плоть, а пронзаний хватило бы, чтобы
наполнить ведро, однако она, чувствительная принцесса, ощущала в
его страсти некую абстрактность: это было лишь одно из проявлений
его жизненной энергии. Он был бы страстен с любой женщиной, как,
конечно, бывал со многими до нее. И его преданность ей не помешала
бы ему даже в недолгой разлуке с ней воспользоваться хорошенькой
полонянкой из Померании или служанкой-лапландкой.
Горвендил был христианином. Он почитал Гаральда Синезубого,
отца современной Дании, чье обращение в христианство лишило
германского императора излюбленного предлога для нападений —
покорения язычников. История снизошла к датчанам на рунических
камнях — Гаральдав в Еллинге гласил: «Тот Гаральд, который сделал
датчан христианами». Геруту больше трогал камень, который оставил
в Еллинге отец Гаральда: «Король Горм воздвиг этот памятник Тире,
своей жене, славе Дании». Слава Дании: Горм знал, как ценить
женщину в те времена, когда Крест еще не явился затупить дух датчан.
Христианская вера подкрепляла склонность Горвендила к угрюмости,
но, когда он отправлялся в набеги на своем длинном корабле, не
противостояла старинной воинской этике грабежей и самозабвенному
упоению сечью. Христос был у всех на устах, но в сердце своем
датчане по-прежнему почитали Тира, бога атлетических состязаний и
войны и плодородия. Благородная жена могла ожидать почитания, но
не в просторах, лежащих за маленьким кругом домашнего мира,
огораживающим женщин и детей, — беспощадных просторов, где
мужчины справляются с необходимостью кровопролитий и
соперничества. С тех пор как Герута покорилась воле отца, она
приобрела репутацию разумности и рассудительности. Она была добра
с низшими и быстро распознала ограничения, налагаемые положением
вещей. Добропорядочная женщина лежит в постели, постеленной
другими, и ходит в башмаках, изготовленных другими. Кротость ее
пола помогала ей исполнять все это с достоинством и даже с рвением.
Значительная часть ее существа не могла не почитать мужчину,
который владел ею, который давал ей кров и защиту, и — а это ключ к
любым правильным отношениям — использовал ее. Быть полезной и
занятой делом — вот что придает блеск священного предназначения
каждому буднему дню. Небесная воля Бога воплощается здесь в
надлежащих обязанностях. Без такого воплощения дни завопят. И
явится томительная скука. Или война.
Ибо тело Геруты вскоре уже деловито творило еще одно. Первая
весенняя оттепель совпала с пропуском ее месячных. И второй
пропуск — когда трава зазеленела с солнечной стороны стен
Одинсхейма. К тому времени, когда ласточки, вернувшись из своего
зимнего рая, который ей никогда не придется увидеть, хлопотливо
закружили над прудом с пучками сухих стеблей и комочками глины
для балкончиков своих гнезд под стрехами амбара, она уже твердо
уверилась и выпустила из клетки пару коноплянок, которых Горвендил
привез ей как свадебный подарок. Самец, более темный, с более
четкими полосками, словно бы растерялся — кружил по опочивальне,
опускался на шкаф за занавесками, будто ища нового ограничения
своей свободе, а вот маленькая тусклая самочка сразу выпорхнула из
открытого окна и запела свою песенку на ветке ивы среди юных
листьев в ожидании, когда ее супруг присоединится к ней.
— Поспеши, поспеши, — насмешливо попеняла ему Герута, — не
то она найдет другого!
Пока существо внутри нее росло, смещая органы, о которых она
прежде и представления не имела, вызывая неприятные вспышки
раздражения и неутолимых потребностей, тошноту и слабость, ее отец
угасал. Желтизна и худоба, которые она заметила в день свадьбы,
усиливались и усиливались, пока он, казалось, не съежился в ребенка,
свернувшегося в постели вокруг болезни, пожирающей его. Рерик,
разумеется, не снисходил до жалоб, но когда она была на шестом
месяце и ее недомогания сменились тихим сонным состоянием
черного ублаготворения, он сказал ей с улыбкой, раздвинувшей его
усы под косым углом, что чувствует себя в когтях кровавого орла. Он
подразумевал казнь времени саг, когда ребра человека отрубались от
его хребта, а сердце и легкие вытаскивались из зияющей багряной
раны, и возникал клекочущий кровавый орел. Говорили, что некоторые
благородные пленники умоляли об этой казни, чтобы показать свою
храбрость.
Герута не любила слушать о подобном, о жестоких пытках,
которые мужчины измышляли друг для друга, хотя боль и смерть были
глубинной частью природы, сотворенной Богом. Ее отец заметил
гримасу отвращения, скользнувшую по ее лицу, и сказал мягким
голосом, которым всегда пользовался, чтобы нравоучение
запечатлелось навсегда:
— Все можно вытерпеть, дитя мое, если нет выбора. Моя смерть
шевелится во мне, а твой ребенок в тебе. И она, и он возьмут свое, как
этого требуют боги. — Рерик усмехнулся такому своему возвращению
к язычеству. Он положил сухую горячую руку на ее влажную, мягкую
и сказал: — Священники, с которыми советуется твой муж, не устают
повторять нам, что каждый из нас несет свой крест в подражание
Христу. Или Христос взял крест в подражание нам? Как бы то ни
было, страданий хватает, чтобы поделить на всех, а если священники
говорят правду, я скоро увижу Онну, такой же молодой, какой она
была, когда умерла, и с ней я снова буду молодым. Если же они
рассказывают сказки, разочарования я не почувствую. Я уже ничего не
буду чувствовать.
— Горвендил слушает священников, — сказала она, следуя долгу
жены, — потому что, говорит он, они знают мысли крестьян.
— И имеют связи с Римом и со всеми теми землями, где Рим
насадил свои церкви, проповедующие Ад. Горвендил прав, моя милая
доверчивая дочка. Эта религия рабов, а за ними — крестьян и
торговцев — заключает в себе будущее. Неверных сокрушают в
Святой земле и в Испании, а здесь на севере, последней части Европы,
покорившейся Риму, языческие алтари отныне всего лишь ничего не
значащие камни. Крестьяне более не знают, что эти камни знаменуют
собой, и увозят камни, чтобы огораживать свинарники.
Геруту крестили и воспитали в христианской вере и обычаях, но
двор ее отца, порой по-холостяцки буйный, особым благочестием не
отличался. Она полагала, что взгляды самого Рерика на главное —
откуда мы и куда идем — совпадают с общепринятыми, как и ее
собственные.
— Отец, ты говоришь насмешливо, но Горвендил стремится стать
через свою веру не только лучше, как господин для своих вассалов, но
и лучше, как человек, для равных себе. Он ласков со мной, даже когда
его расположение духа не позволяет ему желать меня.
Про себя она подумала, что его потребность в ней слабеет по мере
того, как ее беременность становится все более явной, а ее
потребность убеждаться в своей красоте все возрастает.
— Он хочет быть хорошим, — докончила она с жалобным
простодушием, удивившим ее собственный слух, словно вдруг
залепетал погребенный в ней ребенок.
— Я предпочел бы услышать от тебя, что он уже хорош, —
объявил Рерик сквозь боль. — И насколько же он недотягивает в своем
хотении?
— Ни на сколько, — сказала она резко. — Совсем ни на сколько.
Горвендил чудесен. Он во всех отношениях великолепен, как ты и
обещал.
В этом напоминании о заверениях, служивших его собственным
целям, была некоторая доля злобности. Пока умирающие еще живы,
живые их не щадят.
— Во всех отношениях, — повторил он наконец и вздохнул,
словно ощутив мстительность ее ответа. — Между двумя людьми
такого быть не может. Даже Онну и меня разделял языковой барьер,
разлад невысказанных надежд. Никакое соединение в