ни с чем. Я должна быть наказана за мое пренебрежение Тобой.
Тая от любви, Яшода накормила Кришну грудным молоком и уложила спать. Хотя Кришна принял человеческий облик, как сын Яшоды, Он вечно существует как воплощение трансцендентного блаженства.
Глава пятая
Детские игры Кришны
Кришна зевает
Детские проказы Кришны
Радуясь тому, что судьба ниспослала ей Кришну в качестве сына, Яшода чувствовала, что все ее желания исполнились. Когда она смотрела на Его лотосное личико, она испытывала такое глубокое удовлетворение, что не желала ничего другого.
Однажды Кришна широко зевнул, когда Яшода кормила Его грудью. Его зевающее лицо напоминало распустившийся лотос. И вдруг, к своему великому удивлению, Яшода увидела у Него во рту Землю с лесами, горами, океанами и странами. Она также увидела себя и Нанду Махараджу во рту у Кришны. Созерцание этого трансцендентного богатства во рту своего сына привело Яшоду в крайнее изумление.
На другой день, когда Яшода снова покормила Кришну грудью, она нежно взглянула на Его лотосное личико и сказала:
— Мой дорогой! Открой-ка ротик, я посмотрю прорезался ли у Тебя еще один зубик.
И Яшода увидела Его молочные зубки, похожие на крошечные капельки ее грудного молока.
Так Кришна исполняет желания каждого, как восходящее солнце дарует всем счастье своими теплыми, приветливыми лучами. Каждый день, казалось, что Пушти-деви, богиня удовольствий, непосредственно служит Кришне, постоянно увеличивая Его счастье. Иногда Яшода с любовью прижимала Кришну к своей груди, а Нанда носил Его на своих плечах.
Хотя Кришна неподвластен силе времени, правилам и предписаниям, по Своей сладкой воле Он следовал законам челове-
ческого общества. В это время Кришна, чье тело было нежнее лепестков лотоса, ползал во дворе Нанды Махараджи. Слушая перезвон колокольчиков на Своей талии, Кришна остановился и оглянулся с удивлением. Повернув шею, напоминающую раковину, Он взглянул с любопытством поверх плеча. При виде этих комичных игр Кришны сердце Яшоды наполнялось необъяснимой радостью.
Ползая по комнате, Кришна приблизился к двери, ведущей на улицу. Птицы сидели на арках над инкрустированными драгоценными камнями воротами. Видя формы птиц, отражающиеся в драгоценных камнях, Кришна пытался прикоснуться к ним Своими нежными, цветом восходящего солнца пальчиками. Старшие гопи наслаждались этими незатейливыми, но обаятельными играми маленького Кришны.
Кришна всецело пребывает в духовном сознании, но со стороны Он казался обычным ребенком. Хотя Он принял облик чарующе милого малыша, в действительности Он — суть всех форм Абсолютной Истины. И только ради забавы Кришна ползал повсюду как маленький карапуз, словно познавал окружающий мир. Этими играми Он очень радовал всех гопи Враджа. Иногда старшие гопи шутили с Кришной и, улыбаясь, просили Его:
— Покажи Свое личико. Покажи Свое ушко. А где у Тебя глазки?
И Кришна в ответ прикасался Своими нежными, подобными лепесткам пальчиками к различным частям тела. Женщины продолжали спрашивать:
— Кришна, покажи-ка нам, какие у Тебя зубки.
И Кришна открывал Своей лотосной ручонкой рот, улыбался и застенчиво отвечал:
— Мои зубки еще не выросли.
Жена Упапанды спросила Кришну:
— А кто Твой папа? Кто Твоя мама? Ну-ка скажи-ка нам!
Сияя непостижимой улыбкой, маленький Кришна указывал
на Яшоду и Нанду Бабу Своими изящными пальчиками, напоминающими лепестки. Го пи Враджа трепетали от блаженства, видя все это.
Одна гопи, переполняемая материнской любовью, решила проверить способность Кришны говорить:
— Скажи-ка нам, как зовут Твоих родителей?
И Кришна ответил ей четко, с расстановкой. Затем, к всеобщему удивлению, малыш Кришна нарушил правила санскрита, объединив первый слог слова мата (мама) и второй слог слова тата (папа), и сказал:
— МаТа. МаТа. МаТа. МаТа.
Иногда Кришна ползал по комнате, полной драгоценных камней, и пугался собственного отражения в них. Своей мягкой рукой Он мило пытался стереть собственное отражение в драгоценных камнях. Но у Него ничего не получалось. Сильно перепугавшись, Кришна быстро уползал и в страхе забирался к Яшоде на колени. Затем Кришна сползал на пол, вставал и пытался самостоятельно пройти несколько шагов. Падая, Он разочарованно глядел на Яшоду и плакал. Желая подбодрить сына, Яшода держала Его за палец и прогуливалась вместе с Ним. Тогда Его лотосное лицо, прежде омраченное плачем, расцветало улыбкой. Так Кришна доставлял Яшоде радость Своим луноподобным личиком, которое омывало Его тело нектаром сладчайшей красоты.
Однажды бабушка Радхарани, Мукхара, решила подшутить над Кришной:
— Дорогой мой малыш! Принеси-ка мне большой глиняный горшок, деревянную табуретку и чашку для питья.
С милой улыбкой на лице Кришна робко взял некоторые из названных предметов в руки, удерживая остальные на Своем прекрасном животе. Пройдя несколько шагов, Он остановился,
чтобы немного передохнуть, а затем медленно поднял те предметы и понес их Мукхаре. К тяжелым предметам, которые Он не смог поднять, Он просто прикоснулся и оставил позади.
Затем в дом Нанды пришли жены Упананды и Сунанды и спросили царя Враджа, могут ли они увидеть Кришну. Благодаря поклонению великим преданным, таким как Нарада Муни и другим, в прошлых жизнях жены Упананды и Сунанды удостоились редчайшей удачи видеть прелестные лотосные стопы Кришны. Они посадили Кришну себе на колени и сказали:
— Дорогой наш Кришна! Ты же сын царя, зачем Тебе таскать эти вещи? Брось их! Это занятие не для принца.
После этого они укорили Мукхару и забрали у Кришны все предметы, которые Он принес.
Деревенские женщины часто шутили с Кришной. Одна старшая гопи обратилась к Нему.
— Кришна, если Ты спляшешь для меня, я угощу Тебя сладким маслом.
И Кришна тут же на радость Яшоды и гопи принялся танцевать, изящно перебирая ножками и искусно жестикулируя руками.
Другая гопи, улыбаясь, сказала Кришне:
— Наш любимчик ну прямо как золотая кукла. А что это у Тебя за золотистая линия, сияющая на груди, неужели Твоя невеста?
Все рассмеялись, когда Кришна, улыбаясь, по-детски согласился и слегка закачал головой, как это делают дети.
В другой раз Яшода очень привлекательно нарядила Кришну в красивые желтые одеяния, которые мило смотрелись на Его прелестной талии. Непривыкший к таким роскошным нарядам, Кришна обеспокоился и попытался их снять, хмуря брови и плача. Яшода в великом упоении наблюдала за Кришной, как Он сбрасывал с Себя весь этот наряд.
Однажды, когда домохозяйки Вриндавана сидели в безлюдном месте, заплетая Яшоде волосы и украшая ее любимыми
драгоценностями, неугомонный Кришна неожиданно сорвал украшения с Яшоды и попытался закрепить их не в том месте.
Так Кришна проводил Свои ползающие игры (чарана-вихара), украшенный великолепным ожерельем, раскачивающимся у Него на груди. Наблюдая детские игры своего обожаемого сына, Враджараджа Нанда тонул в океане блаженства.
А теперь мы опишем нектарные игры Кришны и Баларамы. Для того чтобы увидеть детские игры Кришны, полубоги прежде поклонялись Деваки. Но даже более почитаемой для полубогов была Рохини, мать Баларамы, воплощение благочестия и неисчислимых праведных деяний.
Божественное дитя, которое Рохини носила в своем лоне, родилось перед Кришной. Рохини прославилась благодаря своему сыну, проявившему величие и сладость любви Абсолютной Истины. Все великие мудрецы и святые славили Рохини, мать Баладевы.
Кришна и Баларама вели Себя как обычные дети и были похожи на сияющие сапфир и кристалл. Когда Кришна и Баларама играли вместе, Они походили на дождевое облако и полную луну, на голубой и белый лотосы, на черную Ямуну и белого лебедя или темную ночь и свет луны. Трансцендентные игры Кришны и Баларамы несравненно превосходили незначительные игры обычных детей. Духовные тела Кришны и Баларамы сверкали красотой голубого сапфира и чистого кристалла. Когда Баларама обнимал Своего брата в игривом настроении, Кришна напоминал переливающийся лазурит внутри белой раковины. Смотря на Них, чье сияние сливалось воедино, Яшода часто не могла различить Их и путала между Собой.
В детстве Кришна и Баларама были очень непослушными и часто озорничали. С палками в руках Они гонялись за дикими животными. Иногда Они бежали в охваченный пожаром лес или неслись впереди гордых быков и бесстрашно пытались схватить их за огромные рога. Такие похождения и проказы ужасали Яшоду и Нанду, заставляя их сильно волноваться за своих мальчиков.
Церемония наречения именем
Васудева, олицетворение чистой благости, послал славного мудреца Гаргу в Гокулу провести церемонию наречения именем Кришну и Бапараму. Благодаря своей чистоте Васудева освободил своих предков от всех последствий их грехов. Его слава разнеслась повсюду на долгие времена, ибо он в совершенстве владел чувствами.
Суть жертвоприношения — мантра, а сутью Гарги Риши был его глубокий разум, который он использовал для наставлений и советов людям. Как Капила Муни прежде описал двадцать четыре материальных элемента, Гарга Муни объяснил науку о движении планет во Вселенной. Он в совершенстве постиг четыре Веды и двадцать два вида различных произношений и ритмов в воспевании ведических мантр. Как океан — источник всех рек, так Гарга Риши известен как сокровищница всего ведического знания. Как солнце рассеивает тьму и одновременно становится обозримым во многих местах, так Гарга Муни осушает океан невежества и известен повсюду за свои аскезы. Он также основал собственную династию. Как тучи собираются над горой Сумеру, лучшей из гор, и проливают обильный дождь в муссонный сезон, так мудрец Гарга находился во Вриндаване, проливая на каждого дождь безграничной радости.
Благодаря своим исключительным качествам он принес благую удачу всем жителям Вриндавана. Гарга Муни, ачарья династии Яду, не раскрыл сразу причину своего визита Нанде Махарадже. Враджараджа Нанда с почтением и гостеприимно принял его, предложив поклоны и омыв ему стопы. Служение великому мудрецу наполнило сердце Нанды блаженством. Затем Нанда Махараджа уединился с мудрецом Гаргой, окропил свою голову чаранамритой с его стоп и смиренно сказал:
— О лучший из риши! Такие мудрецы, как ты, всегда исполнены великого сострадания к другим. Ты избавляешь от мук рождения, болезней, старости и смерти и освящаешь весь мир. Почтив чаранамриту с твоих святых стоп, я обрел нескончаемую удачу. Даже пылинка со стоп такой осознавшей души, как ты, отличающейся всеми благими качествами, может освободить от бесчисленных грехов всю Вселенную. Все желания того, кто поклоняется святым, исполняются. Просто увидев тебя сегодня, лиана моих желаний дала плоды. Хотя ты наделен физической силой, ты свободен от желаний. Ты действуешь только во благо других, избавляя их от страданий. Твое присутствие здесь увенчало мою жизнь успехом, поэтому мне нет надобности спрашивать тебя, зачем ты пришел. Но послушай, я скажу то, что тебе может не понравиться. Я прошу тебя, ибо ты известен по всему миру своим состраданием и бескорыстием. Твоя слава освещает весь мир. Меня терзают различные беспокойства, но я страшусь обратиться к тебе, ведь ты так возвышен. Тем не менее, поскольку твое сердце плавится от сострадания к несчастным, я хочу поверить тебе свои мысли. О господин! Слава Анакадундубхи (Васудевы) разнеслась по всему миру, как звуки барабана дундубхи. Я буду удовлетворен и в долгу перед тобой, если ты открыто проведешь церемонию