приняла облик застенчивости гопи. Камавасайита-сиддхи (способность в любых количествах получать все, что угодно и откуда угодно)
вошла в уголки их глаз. Вишишта-сиддхи (способность влиять на других) нашла прибежище во взглядах гопи. Пракамья-сиддхи (способность исполнять любые желания) проявилась в сладости их тел. Ишитва-сиддхи (способность по собственной воле создавать нечто удивительное или что-то разрушать) вошла в их бросаемые из уголков глаз взгляды. Так восемь мистических совершенств полностью проявились в телах гопи.
Когда на Землю явилась Радхика, любимая гопи Кришны, весь мир утонул в духовном блаженстве. Явление Радхики превратило Вриндаван в обитель счастья и удачи. Рождение Купидона, сокрушающего всех своими цветочными стрелами, достигло совершенства в присутствии Радхарани, а поэты обрели совершенство, восславляя в стихах любовь Радхи и Кришны.
Гопи страстно желали встретиться с Кришной, но внешне тщательно скрывали признаки своего экстаза. Трансцендентное вожделение завладело их умами, но они никак не проявляли его в своем поведении. Хотя желание сжигало их изнутри, внешне они действовали, словно у них не было никакого желания. Только одна мысль поддерживала их жизнь:
— Скоро мы встретимся с нашим возлюбленным Шьямасундарой и вкусим сладость счастливых игр с Ним.
Гопи глубоко в душе скрывали это страстно лелеемое желание. За бесконечной застенчивостью они прятали бурю любовных эмоций в своих нежных сердцах. Их внезапная отстраненность от обычных дел порождала в их умах легкий испуг и смятение. Некая задумчивость, казалось, препятствовала живости их ума. Оцепенение и бездеятельность, как неизлечимая болезнь, загадочно завладели гопи. Неожиданная переменчивость в их умах была подобна рису, который созрел внутри, но снаружи казался неспелым.
Хотя гопи скрывали свою привязанность к Кришне, их родственники заметили изменение в их поведении. Опыт расы невозможно описать словами. Его можно понять только через собственное переживание. Подобным образом слова не в
силах точно передать волнение в умах гопи, возникшее от любви к Кришне. Как слово «Ганга» имеет внутренний и внешний смысл, точно так же никто не мог узнать сокровенные желания в умах гопи, просто наблюдая их поведение. Так или иначе, гопи терпели муки от своих страстных желаний, несмотря на сильные волнения и круговерти в их сердцах. Хотя эти желания их беспокоили, они ничего не предпринимали, чтобы остановить их возрастающую силу. Как человек, терзаемый лихорадкой, мучается от жажды, так гопи всегда чувствовали жгучую боль в теле от пламени их страстного желания наслаждаться играми любви с Кришной. Как термиты поедают сухой бамбук, в котором уже нет никакого сока (расы), так термиты желаний медленно съели всю сухость в сердцах гопи, кроме сладкого сока (расы). Хотя их умы трепетали от неодолимого влечения к Кришне, их нежные тела были неопытны в наслаждениях расами любви.
От этих волнений и беспокойств их щеки побледнели и пожелтели, подобно плоду лавати. Их губы высохли, словно свежие листья, увядшие на солнце. Как лепестки голубых лотосов теряют блеск и выцветают с приходом зимы, так детское мерцание голубых лотосных глаз гопи постепенно увяло с приходом желаний юности. Их дыхание стало тяжелым, будто они страдали от солнечного удара. Их непредсказуемые движения напоминали сумасшедшего, ходящего туда и сюда без всякой цели. Издавая нечленораздельные, бессвязные звуки, гопи словно лишились способности говорить из-за неблагоприятного влияния звезд. Когда в человеке развивается непривязанность к мирскому, он теряет интерес к семье и домашним делам, точно так же и гопи из-за привязанности к Кришне стали полностью безразличны к домашним делам и родственникам.
День ото дня умы гопи естественным образом все больше и больше влеклись к Кришне. И эта тяга вызывала в них отвращение к семейным обязанностям. Однако они тщательно скрывали эти чувства даже от близких подруг. По мере того как юность гопи расцветала, их красота и очарование возрастали.
Так постепенно гопи поняли, что у каждой из них проявилась пурва-рага (любовь, предшествующая встрече). Но больше всего это чувство преобладало в цветущем сердце Радхики. Чтобы скрыть нестерпимо острое чувство любви к Кришне, гопи вели себя очень хитро. С помощью разума они убедили себя в реальности своей глубокой привязанности к Кришне.
Подталкиваемые своим возбужденным умом, гопи дарили друг другу драгоценные украшения. Эти сияющие драгоценности не уступали царским и напоминали сияние трансцендентного тела Кришны. Получая эти украшения, гопи испытывали блаженство и проявляли различные признаки экстаза, такие как плач, дрожь и пр. Их глаза были подведены черным каджалом, а уши украшены голубыми цветами лотоса вместо сережек. Сладостный аромат этих цветов наполнял богиню Земли радостью.
И поскольку эти лотосы, украшающие уши гопи, напоминали прекрасное тело Кришны, они воодушевляли гопи и устраняли боль в их сердцах. Голубые лотосы в совершенстве сочетались с золотистыми телами гопи.
Поглощенные мыслями о Кришне, гопи воспевали Его имена. Когда нектар имени Кришны оживлял их сердца, гопи проявляли разные признаки экстатической любви. Водопад слез смывал каджал с ресниц их подобных лепесткам лотоса глаз.
Их жизненный воздух, казалось, покидал их хрупкие тела, когда они глубоко вздыхали. Тяжелое дыхание и полные слез глаза гопи выдавали в них сильное желание встретиться с Кришной.
Переполненная такими чувствами любви, одна из гопи пошутила, обращаясь к подруге:
— Ах, сакхи! Если б ты знала, как мое сердце изнывает от боли и скорби. С головы до ног я осквернена вожделением. При взгляде на пленительный облик Шьямасундары тропинку к моим глазам увлажнили слезы.
Ее подруга хитро ответила ей:
— Хотя ты не носишь голубой сапфир, твое тело излучает все признаки экстаза. Хотя ты не ощущала благоухание того голубого лотоса, тем не менее, даже вдыхая его аромат издалека, твой нос наполняется радостью. А также твои глаза и другие чувства ликуют от созерцания этого лотоса. Поэтому, я считаю, ты должна снова и снова стремиться к экстатической встрече с ним.
В безумстве любви к Кришне гопи как умалишенные говорили друг с другом. Одна гопи сказала сама себе:
— Не скорби, о подруга! Такова жизнь того, кто отвергает законы нравственности. Только по этой причине скорбь и угрызение совести гложут тебя. Всем известно о твоей тайной любви к Кришне. Неужели небесная сила твоих драгоценных камней поразила тебя болезнью? Или ты просто сошла с ума?
Все замужние гопи, как Радхика и Чандравали, и гопи незамужние, которых судьба кинула в объятия пылкой любви к Кришне, отличались этими экстатическими эмоциями. Их разбирало любопытство, какие любовные переживания к Кришне испытывает другая гопи. Лучезарность ногтей на стопах гопи насмехалась над ослепительными драгоценными украшениями богини удачи. Округлые бедра гопи ввергали в стыд небесную нимфу Рамбху и повергали в пыль царский трон Купидона, который теперь сидел на их бедрах, пытаясь править своим царством. Их тонкие талии стыдили срединную часть дамру Шивы (барабана, имеющего форму буквы X). Перед красотой их упругих грудей плоды граната казались пожухлыми. Гранатовое дерево при виде пышных грудей гопи становилось бесплодным. Алые губы гопи походили на восходящее солнце или цветы бандхуджива. Просто глядя на них, можно было сразу забыть себя. Белизна их зубов затмевала блеск сверкающих жемчужин.
Колчан со стрелами Купидона сгорал от зависти при виде очаровательных ноздрей гопи. Глядя на их обворожительные искосые взгляды, Купидон от стыда опускал лицо и забывал выпускать стрелы. Дивные голубые глаза гопи бросали упрек естественной красоте цветущих голубых лотосов, раскачивающихся в волнах Ямуны. От неповторимой красоты их луноподобных
лотосных лиц лепестки лотосов от стыда закрывались и усыха ли, хотя росли в озере.
Самые прелестные из гопи были лидерами групп и принимали смиренное служение от других гопи. Эти лидеры групп — вечно освобожденные спутницы Шри Кришны, прославленные за свою искусность в наслаждении шрингара-расой. Они всегда проявляют благосклонное настроение в любви к Кришне. Однако сила их любви не исходит из страсти юности, как у обычных девушек. Несмотря на то, что гопи вечно являются самыми дорогими возлюбленными Кришны, с человеческой точки зрения казалось, что сильные эмоции любви к Кришне стали пробуждаться в гопи, когда они достигли поры юности.
Мирские ученые не должны удивляться естественному выражению пурва-раги гопи к Кришне. Гопи не наслаждались этой расой по достижении юного возраста, на самом деле они с самого рождения чувствовали необъяснимую сладость любви к Кришне.
Вишакха, лидер группы гопи и самая дорогая подруга Шри Радхи, является прекраснейшей ветвью очаровательной лианы нектара. Однажды в уединенном месте Вишакха сочинила особенный стих и прочитала его своей дорогой подруге Радхике:
— О Сумукхи! Как же случилось, что Твое сердце так внезапно переменилось? Твое состояние крайней взволнованности причиняет много страданий Твоим родственникам. И Твое беспокойство увеличивается день ото дня. Даже самый проницательный человек, используя всю силу своей логики, не сможет понять Твое сердце! Почему же в Тебе угас интерес к разным искусствам? Прежде Ты посвящала столько времени обучению Своих попугаев и обожала наблюдать за танцующими павлинами. Почему Ты прекратила играть на вине, шутить и смеяться со Своими дорогими подругами? Может быть, это Ванамали Кришна похитил Твой ум, подобный драгоценному камню?
О сакхи! Как озеро без лотосов не радует глаз и оттого испытывает несчастье, неудивительно, что и Ты чувствуешь такую же боль. Для белого лотоса не настанет счастья, пока в небе не взойдет жизнетворное солнце. Кроме того, ничто так не радует Тебя, как вид муссонного облака. Твое состояние в точности подобно птице чатаке, которая утоляет жажду, поддерживая свою жизнь только падающей с неба дождевой водой, или подобно богине Рати, у которой лишь один возлюбленный — Камадев, искусный лучник, поражающий всех стрелами любви.
Скажи мне, может ли молния сверкать без дождевой тучи? Страдает ли от беспокойства кукушка, кроме месяца Чайтра, в разлуке со своим любимым? Может ли царственный лебедь удивлять своей красотой, если в озере нет воды? Может ли нарастающая луна возрасти во время темной половины лунного месяца? Может ли чистое золото проявить свои качества без пробирного камня? Только в присутствии весны (мадхавы — весны или Кришны) лиана (мадхави — лиана или Радха) распускает свои благоухающие цветы. Белые лилии расцветают и наполняются медом только при появлении полной луны.
О подруга Радха! Почему Ты утаиваешь от меня Свои чувства? Ничто не может быть скрыто от ювелира, который с первого взгляда может легко оценить качество драгоценного камня. Так и Ты не в силах скрыть от меня Свои чувства. Ведь Твоя любовь красноречиво говорит сама за себя, которую все прославляют. Поведай же мне все без утайки о Своей тайной любви.
Как только Вишакха замолчала, Лалита, обитель духовных качеств, сияющая кришна-премой, сказала:
— Как ветвь могучего древа любви, Вишакха выразила свои слова вполне ясно. Красоту ночи можно оценить лишь в присутствии полной луны. Но, пожалуй, никто не способен оценить красоту