Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

повествуют историю о Раме и Лакшмане. Голубые лотосы вызывают восторг своим ароматом, разносящимся повсюду, как слава всепривлекающего Господа. Белые лотосы (пундарика) придают этим озерам волшебную красоту, как слон Пундарика оживляет красоту юго-восточной стороны света. Жадные пчелы пьют мед из лотосов кумуда, растущих в озере, как если бы они упивались жидкостью, выделяющейся из тела Кумуды, слона юго-западной стороны света. Красные лотосы отражаются в осенних озерах, подобно заходящему солнцу, румянящему вечернее небо розовой пастелью.

Как взволнованная женщина, осень прижимает к своей груди в порыве любви зги озера, резервуар всей красоты. Осенняя луна блещет светом, как сверкающий меч, вынутый из ножен перед битвой. Как дхарма в полную силу проявляется в Сатья-югу, так быки, олицетворяющие религию, проявляют буйство во время этого сезона, когда выходят на пастбище для развлечений. Обширные озера этого времени года сказочно красивы, с теплой водой на поверхности и прохладной на глубине. Они похожи на невозмутимого мудреца, остающегося спокойным даже от хулительных слов глупца. Вереницы сверкающих, подернутых

дымкой облаков, венчающие великолепием осеннее небо, — как сандаловая паста на теле богини света. Эти белесые облака подобны серебряному шарфу молоденькой девушки, развевающемуся на ветру, или клочку хлопка, несомому ветерками, олицетворяющими юных красавиц.

Отражающиеся в Ямуне белоснежные облака кажутся сияющей песчаной отмелью, возникшей посреди реки, или Гангой, принявшей прибежище у Ямуны в надежде обрести удачу, чтобы Кришна омылся в ней. Три удивительные особенности усиливают блаженство осени: ароматная пыльца с цветущих лотосов, повсюду летающие рои черных пчел, обезумевшие от хмельного благоухания дерева чатина, и ветер, подгоняющий облака, движущиеся, словно блуждающие повсюду слоны.

Осень предстает как миловидная богиня, ее драгоценный пояс на талии — воркующие лебеди, звонкие колокольчики на ее лодыжках — крякающие утки, ее пышная грудь — птицы чакраваки, ее луноподобное лицо — полураскрытые лотосы, ее прекрасные глаза — голубые лотосы, черные брови — подвижные пчелы, а привлекательные одежды — пыльца с разных цветов.

Когда грязь (кардама) высыхает, осень являет признаки радости видом множества бурых телят (капилас). Подобным же образом, когда Кардама Муни принял отречение и ушел из дома, Девахути при виде своего сына Капилы преисполнилась радости. Осеннее время года подобно царю, который возлежит на цветочном ложе в лесу лотосов. Небо над головой с сияющими созвездиями играет роль его балдахина, а чамарой ему служат раскачивающиеся высокие цветы каша.

В сезон дождей слоны, хранители сторон света, запрыгивают на облака, и те под их тяжестью опускаются вниз настолько, что кажется, будто они касаются верхушек деревьев. А когда ветви деревьев освобождаются от облаков, возникает чувство, что эти слоны улетели, и тут же увеличивается пространство между деревьями и облаками.

Хеманта (ранняя зима)

Душистый аромат цветов маха-шаха знаменует ранний период зимней поры. Как Арджуна дорог Мадхусудане, так это время года с его цветущими деревьями арджуна дорого мадхусуданам (черным шмелям). Желтые цветы джхинти придают очарование ранней зиме, сезону хеманта, который также дает приют голубым цветам джхинтики, как Шива защищал Банасуру, сына Бали. Этот сезон так же питает славные деревья лодхра, как гора Кайлас обеспечивает всем необходимым Шиву и Парвати.

Шукадева Госвами, сын Вьясы, пропел в поэтической манере «Бхагавата-пурану» на разные сладкозвучные мелодии, а сезон хеманта на разные лады наполняет леса Вриндавана медоточивыми голосами счастливых шук (попугаев). Птицы хариталы своим незабываемым пением оживляют этот сезон, как Харита Муни оживлял и лечил с помощью Аюрведы. Как одно мгновение (лава матра) общения со святым избавляет от греха и дарует счастье, так птицы лава в это время года развеивают тоску своим пением и одаривают всех настроением счастья. Как преданный Господа силой своего поклонения обретает внутренний покой, подобно этому вода зимой постепенно становится прохладной от мягких шагов приближающейся стужи.

Лотосы мало-помалу увядают и исчезают, а ночи незаметно удлиняются. Это естественное природное явление, которое особенно приносит несказанную радость гопи, ведь они любят долгие зимние ночи. Каждый наслаждается быстротечными утренними часами, тронутыми слабым солнечным светом. При виде земли, усыпанной рубинами, радостная олениха, принимает их сияние за восходящее солнце. А оленю, увидевшему переливы кристаллов, мерещатся прохладные лунные лучи, поэтому он в поисках тепла уходит с этого места.

Испугавшись холодной зимы, Сурья-дев удаляется к юго-востоку, и лотосы уже не цветут. Самки оленя чамару, гуляя, оглядываются вокруг и иногда ошибочно принимают лежащие на земле изумруды за свежие ростки ячменя. Их удивленные глаза напоминают глаза гопи Вриндавана.

Холод сражается с солнечным теплом за власть на земле. Когда силы холода возрастают, тепло отступает, а при возрастании сил солнечного тепла отступает холод. Во время длительных зимних ночей в сердцах незамужних девушек Враджа обостряется боль любви. А замужние гопи заглушают эту боль, принимая любовные ласки своих мужей.

Прекрасные гопи в это время не украшают себя жемчужными ожерельями, которые холодны по природе. Но они украшают свои волосы цветами курубака и натирают их пыльцой цветов лодхра. Гирлянды из цветов маха-шаха свисают на бутоны их грудей, а шафрановые притирания, согревающие тело, служат им в качестве косметики. Сонные облака фимиама и пряные ароматы тамбулы, нагревающие воздух, овеивают домики развлечений. В сезон хеманта гопи избегают упоминать все, что напоминает им о холоде.

Сезон росы

Во время влажного сезона росы распускаются цветы дупахарии. Это явление сравнивают с чувством счастья, когда человек встречает своего хорошего друга. Жасмины начинают цвести, когда Вишвакарма движет солнце вокруг зодиака. В эту влажную пору преобладают цветы даманака, как Вайкунтханатх преобладает над демонами. Во время засухи ливень приносит облегчение журавлям, подобным же образом появление благоуханных цветов мурабака радует всех в этот сезон.

Как вечно возрастающая слава Шри Рамачандры украшала битву на Ланке, так блистание влаги усиливает красоту сезона росы. Долгожданные лучи теплого солнца, прогоняя холод, одаривают радостью всех. Покидая юго-восток, небесное око движется в северном направлении, подобно человеку, отрекшемуся от своей жены ради самопознания.

Легкий туман, поднимающийся от рек, прудов и каналов, смотрится как лучезарное сияние, исходящее от скрытых под водой драгоценных камней. Молодые лани принимают этот туман за дым, а воду за огонь. Молодые олени, глядя на восходящее солнце, цепенеют, прекращая щипать траву. По неразумности своей они принимают солнце за огненный шар, а росинки на траве им кажутся жемчугом, скатывающимся на землю. Мягкое прикосновение Сурья-девы медленно выпаривает росу и рассеивает завесу тумана.

Густая листва препятствует накоплению влажной росы внизу высоких пышных деревьев. Вечерами олени ложатся подле этих деревьев и жуют жвачку без страха перед холодом. Заходящее солнце кажется докрасна раскаленным железным шаром, опускающимся в воду и выделяющим пар. Птицы, крича, улетают из мрака. Не успев побеседовать со своими супругами, они удобно рассаживаются для сна в густой кроне деревьев. Из-за холода птицы чакоры не летают в прохладных лучах ночной луны.

Влюбленные блаженно спят в тесных объятиях. Долгие ночи благосклонно растягивают беседы. Гопи отказываются от кункумы, препятствующей близости влюбленных. Любовные объятия супругов рождают приятные ощущения. И хотя этот сезон несет пронизывающий холод, тепло любви превосходит боль страданий.

Лотосы перестают цвести в этот сезон. В утреннее время женщины Вриндавана, наделенные всеми добродетелями, любят греться на солнце, подставляя его лучам свои спины. В их волосы вплетены ожерелья цветов бандхуджива, листья даманака украшают их уши, а гирлянды цветов кундакорака свисают на их груди. И, как было сказано прежде, они не носят жемчужные ожерелья в это прохладное время года.

Весна

Манговые деревья, усыпанные проклюнувшимися почками, возвещают о наступлении весны. Эта картина притягивает взгляд так же, как союз влюбленных, побуждаемых чувствами пылкой любви. Ряды цветущих лиан мадхави похожи на длинный путь самопознания, идя по которому, садхака иногда глубоко вздыхает. Деревья ашока, распускаясь великолепными красными цветами, прогоняют скорбь, как преданные Господа рассеивают туман страстных желаний и печали. Гроздья бутонов на деревьях канчана напоминают ученых пандитов, досконально изучивших священные писания.

Рощи деревьев бетеля кажутся стадом воинственных слонов. Нежное благоухание деревьев мандара сгущает сладость весны. Эти деревья напоминают захмелевших мужчин, неторопливо идущих за медовым напитком. Кукушки резвятся в кронах деревьев, как неугомонные обезьяны в армии Рамачандры. Повиснув в воздухе, изысканный аромат гвоздик улетучивается, как материальное счастье. Многочисленные деревья бакула похожи на сильных мужчин на службе в династии Икшваку. Лозы цветов маллика украшают лес, как семь нот — музыкальную гамму. Цветущие деревья карира напитывают воздух возбуждающим ароматом, подобно жидкости, текущей с висков влюбленных слонов. Ароматы душистых цветов усиливают привлекательность весны, как аромат женщины пробуждает страстные желания в похотливом мужчине.

С уходом зимы лунные лучи начинают светить ярче и радостно обнимают весенние ночи, как человек, вырвавшийся из лап смерти, обнимает дорогих и любимых друзей. Весной луна по-особенному сияет в чистом ночном небе, и в это время юные гопи развлекаются играми в цветущих рощах под лучами луны. Когда нежные ветерки ласкают чудными ароматами рощи Вриндавана, гопи приходят туда собирать цветы. Игривый Кришна с золотым ожерельем на шее, привлеченный красотой бесчисленных цветов лесных деревьев, испытывает блаженство при виде цветущих юностью гопи.

Густые рои медолюбивых пчел, затемняя небо, с великой быстротой устремляются к лотосам в надежде испробовать их пыльцу. Увидев приближающихся пчел, лотосы спорят между собой:

— Пусть пчелы вначале попробуют мой нектар! Разве я не достоин?

Хотя лотосы щедро предлагают пчелам нектар, проворные собиратели меда опьянены благоуханием лотосных уст враджа-гопи, чьи сердца переполнены нектаром любви.

Увидев лишенные листьев деревья палаша, пчелы в недоумении жужжат:

— Что случилось с деревьями палаша? Они сухи, как клюв попугая!

Весной кукушки, искусные в пении, клюют поспевшие манго и принимаются очаровательно куковать. В это время пчелы, чтобы немного передохнуть, выползают из манговых бутонов.

Лучший среди безумных слонов (Кришна) гуляет с юными гопи Враджа, чей шепот слаще журчания ручейков. Пение кукушек, напоминающее звук колокольчиков, оповещает о прибытии весны. Богиня весны предстает во всей своей красе с роскошными цветами нагакешара, лианами мадхави в виде драгоценного ожерелья на шее, цветами малати, украшающими ее грудь, с красной точкой-бинду цветов палаша, корсажем цветов чампака и алым поясом из цветов ашока на ее талии. Разные виды курчавых лиан появляются в это время года, которое улыбается своими яркими цветами, плачет слезами любви из нектарного меда и покрывается мурашками свежих почек.

Лето

Цветущие деревья шириша несут весть о приходе лета. Они облачают в нарядное убранство Вриндаван, словно Кашмир, богатый красочными цветами, источающими аромат круглый год. В наполненных до краев водой озерах плавают счастливые утки. Как спелый золотистый рис придает живописный вид осеннему пейзажу, подобным же образом распустившиеся цветы патала придают особую прелесть лету.

Цветущие рощи деревьев кутаджа — словно сады развлечений Индры. Птицы шатапатрака приумножают обаяние лета, как цветущие лотосы сгущают живые краски лесного озера. Как дым на горе

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн