Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

молоко, бегущее струями из их вымени.

О сакхи! Птицы Вриндавана забыли о своей страсти к полету и жадно слушают флейту Кришны, услаждаясь ее музыкой. С полуприкрытыми глазами, погруженные в медитацию на музыку флейты, они напоминают блаженных мудрецов. О подруги! Птицы Вриндавана прекратили летать, петь и искать пищу. Полностью поглощенные звуками флейты Кришны, они распушили свои перья от экстаза преданности.

Слушая сладкое звучание мурали, Ямуна и другие реки от возбуждения понеслись, закружившись в водоворотах. Казалось, пораженные стрелами Купидона, они страдали эпилепсией. Лебеди и утки раскачивались на волнах реки, будто растрепанные одежды Ямуны. Песчаные берега напоминали обнаженные бедра реки, а пузырьки на поверхности воды — пену на ее устах.

О сакхи! Реки, трепещущие от экстаза при звуках флейты Мурари, держат лотосы в руках своих волн, предлагая Кришне пушпанджали. В настроении Его любовниц они предлагают Кришне прохладную воду для омовения Его стоп, чтобы после ходьбы по раскаленной земле в жаркое время Он получил облегчение. Облака, как дружелюбные сакхи, охлаждают для Кришны разгоряченный воздух моросящим дождем.

Считая, что все живые существа замечательно служат Кришне, кроме нее, одна опечаленная гопи сказала:

— Даже туча, бесчувственное создание, может проявить любовь к Кришне, защищая Его, как зонтик, от палящих лучей солнца. Когда Кришна играет на флейте, облака снимают усталость с пасущихся коров, распыляя в воздухе мелкие капли дождя, которые кажутся камфарной пылью. И только мы обмануты и обделены сладким вкусом служения Кришне, которым услаждается вся Вселенная.

Затем лучшая из гопи, согласившись со Своей подругой и в то же время взволнованная от любви, сказала:

— Только посмотрите на удачливых пулинди (девушек-аборигенок), как они счастливы, вымазав свои лица и груди розовой кункумой, оставшейся на траве со стоп Кришны. Эта кункума некогда украшала грудь Его любимой сакхи, а потом перешла на стопы Кришны. Все жаждут испробовать сладость Кришны.

И хотя пулинди всего лишь аборигенки, нельзя сказать, что они не заслуживают такой удачи. Ведь у этих пулинди есть настоящая привязанность к Кришне. Такие признаки жадности указывают на подлинную привязанность к Нему. И даже если человек не обладает необходимыми качествами для такой привязанности, жадное стремление к Кришне остается.

Описывая удачу пулинди, эта гопи вспомнила об удаче холма Говардхана и раскрыла подруге Свое неодолимое желание встретиться с Кришной:

Холм Говардхан способствует играм Мадхавы своими глубокими пещерами, деревьями, плодами, водой и минеральными красками. Поэтому Говардхан — лучший из слуг Господа. Известно, что служа великому преданному, можно достичь Вишну. Своим бескорыстным служением Говардхан покорил Кришну. О сакхи! Кришна исполняет желания и утоляет жажду тех, кто принимает прибежище у холма Говардхана. Даже в шастрах есть тому подтверждение.

Незамужние гопи, возглавляемые Дханья-сакхи, показали, насколько они удачливы своей глубокой привязанностью к Кришне. Изумительная сила их стремления к Кришне сама явила себя. Но это тайное стремление к Кришне смущало их умы. Даже искушенный знаток в любовных делах не способен понять силу любви гопи. Просто слушая флейту Кришны, гопи застывали на месте, полностью забывая себя. Непредсказуемая природа премы повергала их в это состояние.

Пьянея от любви к Кришне, они обнимали друг друга и говорили:

— О сакхи! Звук флейты Кришны — это могущественный йог, изменяющий своей мантрой реальность. Он лишает всякую живность чувств и вливает жизнь даже в мертвое. О сакхи! Только посмотрите! Рыбы, птицы и звери словно лишились чувств, а деревья, земля и горы дрожат и плавятся!

Видя способность флейты изменять состояние подвижных и неподвижных существ, гопи забеспокоились смогут ли они хранить свои клятвы.

Гопи сказали:

Может ли юная женщина спокойно слушать пение флейты врага Калии, когда Он, прекрасный и юный, выводит на ней низкие ноты? Это ужасное состояние подобно смерти, когда выпиваешь яд. Не в силах прервать ее пение, мы — как игрушки в руках этой флейты. Ее музыка ложится позором на наши семьи. Но если мы не будем слушать ее, то умрем от мук разлуки. Обезумев от боли разлуки, мы только и помним принца Враджа,

повелителя наших сердец. Его переменчивый ум всегда возбужден любовными желаниями. Поэтому каждый день в тени деревьев Вриндавана Он гордо играет на флейте, являя притягательную силу ее пения, и наслаждается праздником любви. Но жители Вриндавана, несмотря на это, всегда высоко почитают Его. Своей сладостью Он очаровывает всех живых существ и радует весь мир.

Когда же мы удостоимся счастья вдохнуть нежный аромат Его лотосного лица, обрамленного густыми иссиня-черными кудрями? Красивые брови танцуют на Его широком лбу, а нос привлекательно приподнят. Все, что попадает в океан сладости, становится сладким. Подобно этому, желтая веревка для связывания коров, обвивающая тюрбан Мурари, источает сладость, соприкасаясь с Ним.

Из-за того что юные гопи поклоняются бетелю, освежающему уста Кришны, они очень удачливы. Его танцующие серьги-акулы, усыпанные маленькими жемчужинами, отражаются на Его щеках, подобно искрящимся пузырькам в воде. Какая женщина не захочет обнять широкую грудь Говинды, что украшена гирляндой из лесных цветов, отмечена знаком Шриватса и сверкает драгоценными ожерельями?

Сможет ли чье-нибудь сердце, подобное озеру, не взволноваться от рук Мурари, которые спускаются по бокам, словно хоботы гордых слонят, стремящихся похитить нектар красоты Его коленей? В своих нежных сердцах мы обнимаем Его изящную талию, отмеченную тремя тонкими линиями. Хотя талия Кришны обхватом с кулак, она очень могучая, и перед ней мы теряем силу. Линия волосков от пупка до Его широкой груди напоминает ряд прекрасных деревьев желаний (калпатару) или пушок на спинах шмелей или черную змею, которая кусает нам грудь, когда мы обнимаем Его. Элегантные стопы Кришны со знаками лотоса, стрекала и молнии усмиряют красоту алых лотосов. Ноготки на пальчиках Его ног искрятся, отражая сияние Его драгоценных ножных браслетов. Когда же эти стопы станут украшением наших грудей?

Так Дханья-сакхи и другие прелестные гопи выражали свое страстное желание встретиться с Кришной. С тех пор как маха-према пробудилась в их сердцах, гопи так жаждали Кришну, что от волнения у них сдавливало горло и жизнь чуть не покидала их. Бросаемые непреодолимыми волнами желаний встретиться с Кришной, гопи проводили свои дни в томлении и печали. Так прошла осень и наступила зима, и гопи решили поклоняться богине Катьяяни.

Дханья-сакхи и другие враджа-кумари пришли на берег Ямуны поклоняться богине Уме (Катьяяни) в течение первого месяца зимы Магхаширша. В это время на полях созревает рис, окрашиваясь в красно-бурый цвет. Будто склонившись в смирении, спелый рис жаждал напиться душистой воды из чашечек белых лилий. Спелый ячмень покрыл луга ярким золотом. Растущие анис и кориандр наполнили землю особым благоуханием. В садах домохозяев зацвел шпинат, а обширные поля сахарного тростника радовали своим изобилием.

Первый месяц зимы восхищал несметным богатством нового урожая. Враджа-кумари, такие как Дханья-сакхи, развившие бесконечную привязанность к Кришне, играли роль садхаков, стремящихся достичь совершенства в чистой любви к Кришне. Принимая обет: «Пусть добродетельный сын Махараджи Нанды станет нашим мужем», они тайно поклонялись богине Катьяяни в надежде обрести Кришну.

Глава двенадцатая

Кришна похищает одежды гопи

Однажды, благодаря садхане, в сердцах Дханья-сакхи и других враджа-кумари расцвело, подобно цветку калпа-врикши, неодолимое желание обрести Кришну как своего супруга. И с этого самого дня родители гопи посчитали, что их дочери будут счастливы, если получат хорошего мужа. Так, вместо того чтобы причинять беспокойства, они поспособствовали своим дочерям соблюсти необходимые обеты ради исполнения их заветного желания.

Любвеобильные матери предостерегали своих дочерей:

— Вы молоды и нежны, как цветущие лианы, не для вас эти мучительные аскезы. Откуда у вас такая решимость, что вы отважились на столь суровый обет? Если у вас вдруг ничего не получится, то и не стоит пытаться исполнить этот трудный обет поклонения. Мы никогда прежде не замечали в вас такой решимости.

Удручающие слова матерей нисколько не повлияли на решимость гопи, но только распалили ее.

Матери спрашивали своих дочерей:

— Доченьки! Какому же божеству вы отдали предпочтение? Уме, Умапати, Мадхаве, Камале или Брахме? А поклоняясь, что бы вы попросили? Богатства или что-то еще? Какого бы вы выбрали ачарью в повторении ведических мантр? Подумайте хорошенько и ответьте нам.

Чтобы пресечь дальнейшие разговоры, которые могли бы раскрыть их тайное намерение обрести Кришну, незамужние гопи подумали над словами своих матерей и скромно ответили:

— Если кто-то с верой и решимостью поклоняется какому-то божеству, божество это, непременно, исполнит все его чаяния. Поэтому, поклоняясь богине Катьяяни, мы обретем все желаемое. А лучшим из ачарьев станет наш ум. Его приказы определят наше будущее и принесут нам успех. В бодрствовании или во сне наш ачарья будет повторять могущественную мантру, которая поможет нам осуществить наше желание.

Но все же слегка обескураженные словами своих матерей, которые отговаривали их от выполнения Катьяяни-враты, гопи почувствовали себя немного подавленными. Тем не менее, когда наступил первый день зимы, волны блаженной расы возбудили океан в их сердцах. С великим воодушевлением гопи собрали хавишьянну и другие предметы для Катьяяни-враты. Претерпевая трудности в исполнении враты, гопи лучились неземной красотой. С тех пор, как они перестали жевать бетель, естественное сияние их губ стало заметнее. Хотя их кожа слегка побледнела и загрубела без каждодневного масляного массажа, их тела сверкали, как свежие листья ашоки после дождя. Они уже не пропитывали свои волосы маслом, поэтому их волосы поблекли, как умы бедняков. Питаясь один раз в день, гопи исхудали и утратили свое естественное сияние. И несмотря на то, что они носили драгоценные украшения и ожерелья, их тела выглядели как тусклая фаза темной луны. Наблюдая, насколько решительны гопи в своей аскезе и как они истощены, враджаваси изумлялись и чувствовали к ним сострадание.

Горячее желание обрести Кришну прерывало сон гопи и заставляло их вскакивать посреди ночи. Невыспавшиеся, с покрасневшими тазами, они умывались, скидывали с себя белые ночные одежды и надевали благоприятную розовую одежду. Прогоняя вялость и сонливость, гопи радостно следовали наставлениям писаний, в ранние часы омываясь в водах Ямуны.

Каждое утро гопи, заранее договорившись с вечера, тайно встречались в назначенном месте. Обмениваясь теплыми словами, они с большой любовью обнимали друг друга. Безгрешные гопи, чьи изящные руки были похожи на стебли лотоса, сами казались лотосами, гуляющими по лесным дорожкам. В одиночку приблизиться к Кришне они робели и были в нерешительности,

но вместе у них появлялись гордость и сила пылающего огня.

Излучая яркое сияние, гопи напоминали гирлянду сверкающих молний, движущихся по земле. Каждый день перед восходом солнца эти юные красавицы шли к Ямуне и пели песни, восхваляя достоинства Хари, которого вечно славят Брахма и другие могущественные полубоги. Их голоса сливались в единой гармонии с музыкой их вин. Аромат исходил из их уст, когда гопи пели о Кришне. Привлеченные

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн