она от самой богини удачи. О Субала! Твоя сила — богатство твоей любви! О Арджуна! Белый цвет твоего тела отражает чистую славу твоей бездонной любви! О Вишала! Величие твоей любви воистину всегда возрастает! О Оджасви! Благодаря своей мощи ты всегда блистающий и статный! О Девапрастха! Ты — драгоценный венец на горной вершине братской любви! О Варутхапа! Так как ты неизменно правишь колесницей своего ума, твои желания всегда исполняются.
Полюбуйтесь, друзья! Только взгляните, какое чудо: эта дивная роща! Деревья просто очаровательны со своими коралловыми бутонами, обернутыми нежными зелено-лиловыми листьями! Это напоминает объятия двух влюбленных. Густая листва изумрудных деревьев с ревностью заслоняет небо. Хотя несметные стаи птиц сидят на ветвях, их совсем незаметно в густой кроне деревьев. Цветочные стрелы Купидона не властны над ними. А красоту вриндаванских деревьев невозможно вообразить умом или описать словами. Даже травинка на достойной поклонения земле Вриндавана священна.
Охотник становится счастливым, поражая добычу с помощью стрел. Святой черпает удовлетворение в чистоте ума и умиротворении сердца. Карми пожинает плоды своего благочестия, наслаждаясь счастьем на небесах. Кшатрий находит радость, убивая тигра и забирая в виде трофея его шкуру. Но во Вриндаване можно получать бесконечное счастье от коры, листьев, цветов и плодов деревьев. Родиться деревом во Вриндаване это само по себе совершенство, ведь они исполняют все чаяния души.
Своими животворящими словами Кришна удовлетворил желания всех друзей. Продолжая Свои очаровательные детские игры, Он медленно шел позади коров. Наевшись досыта травы и листьев, сурабхи, мучимые жаждой, еле плелись. Кришна из сострадания к Своим любимицам повел их на водопой к Ямуне. Высокие деревья по обеим сторонам песчаной дороги дарили прохладную тень. Вместе с Баларамой, друзьями и коровами Кришна радостно подошел к Ямуне. Если бы Кришна и Его друзья не явились на Землю, никто бы в этом мире не узнал о сладости их любви.
Пока коровы жадно потягивали прозрачную воду Ямуны, Кришна отдыхал под ветвистым деревом у дороги. Излучая сияние, Он размышлял, как Ему испытать любовную привязанность целомудренных жен ягьика-брахманов. От игр и хождений в лесу весь день с коровами пастушки устали и проголодались. Капельки пота выступили на их утомленных лицах, будто росинки на увядших лотосах. От голода пастушки обессилели и побледнели. Измученные, гопы взмолились к Кришне и Балараме, которые с упоением вдыхали аромат мускуса, витающий в воздухе:
— Вы Верховные личности! О Баларама! Сила Твоя, красота и сияние безграничны! О Кришна! Твое тело цвета грозовой тучи, а руки чрезвычайно могучие! Нас мучает голод, словно сжигает яд желтой гадюки. Сделайте же что-нибудь! Нам страшно хочется есть, что желудки наши превратились в раскаленные печи. О любимые наши друзья! Вы же два брата, придумайте что-нибудь, облегчите наши страдания.
Тая от любви, Кришна нежно улыбнулся, обнажив прекрасные зубы, белые как цветы жасмина, и обратился к друзьям:
— Послушайте, друзья! Я помогу вам избавиться от страданий. Недалеко отсюда живут очень могущественные и счастливые брахманы, чтимые даже великими мудрецами. Сейчас они проводят жертвоприношение Ангираса с целью вознестись на небеса. Они известны за свои благочестивые заслуги, обширность познаний и щедрую раздачу пищи. Кроме того, эти домохозяева-брахманы, искушенные в ведических ритуалах, способны легко рассеять невежество каждого знанием священных писаний. Поэтому быстрее идите к ним, поприветствуйте их приятными словами, выразите им почтение и смиренно попросите пищу от Нашего имени.
Вдохновленные Кришной, добродетельные мягкосердечные пастушки радостно поспешили к жертвенной арене. Несмотря на усталость, мальчики побежали просить у брахманов пищу. Подойдя к жертвенной арене, они увидели пылающий огонь ягьи и густые клубы дыма. Запах кипящего гхи насытил их обоняние, а теплый воздух успокоил их осязание. Мелодичное пение брахманами гимнов из Сама-веды очаровали их слух. От мысли, что они скоро получат вкусную пищу, предложенную Кришне, у них потекли слюни. Так чувства мальчиков-пастушков удовлетворились на той великолепно разукрашенной жертвенной арене.
Как Рамачандру, Господа династии Рагху, называют аватарой Трета-юги, так как явился Он в Трета-югу, эту жертвенную арену также назвали аватарой Трета-юги, поскольку она имеет три вида огня (ахаванью, дакшина-агни и гхарапатью). Как город Айодхью называют висараюпарам (находящимся близ священной реки Сараю), так жертвенный огонь назывался
висараюпарам (всегда поддерживаемый древесным топливом). Как царя Бхагиратху называют сумуннита прагвамшан (спасителем своих предков), так это жертвоприношение называлось сумуннита прагвамшан (устроенное на восточной стороне дома). Оно украшало дома главных брахманов.
Как мальчик-брахман, который не закончил обучение в период жизни брахмачари, называется самекхала кундаламсам (с красивым поясом на талии и веревкой, сделанной из травы мунджи, ниспадающей через плечо). Подобно этому это жертвоприношение являлось самекхала кундаламсам (украшенное сидениями, расставленными вокруг огненных кунд). Как сердце, переживающее расы, становится сампурнам правишта (переполненное океаном бхакти-расы), так жертвоприношение стало правишта раса сампурнам (изобилующее травой куша).
Как в доме имеется кухня с кастрюлями и горшками (праджьятхаликам) для служения гостям, так и на этом жертвоприношении было много горшков (праджьятхаликам) с очищенным гхи и водой. Как глаза разлученного возлюбленного всегда блестят от слез, так жертвенная арена сияла пылающими огнями. Во время сезона дождей разливаются реки, вишапурна-патрам, и на середине становятся очень глубокими. Подобным же образом на середине той жертвенной арены вишал-пурна-патрам было множество глубоких горшков с пищей.
Как неправедные цари используют палицы (мусалам или улукхала) для наказания святых праведников, на этом жертвоприношении были ступы и пестики (мусалам и улукхала) для размельчения специй и пряностей. Как кшатрии наделены силой в сражении (самит-кушалам), так эта жертвенная арена имела в изобилии траву куша и древесное топливо (самит-кушалам). Как Махешу называют сахом, оттого, что он всегда общается со своей супругой Умой, так эта жертвенная арена называлась сахом, ибо на ней было много жертвенных подношений.
На жертвенной арене пастушки увидели множество ягьика-брахманов, поющих гимны из Сама-веды. Подобным образом один из четырех способов влиять на человека называется «сама» (умиротворять или заводить дружбу). Как человек наслаждается объятиями со своей возлюбленной, прижимая ее к груди, так слушание гимнов удовлетворяло сердце каждого.
Как мудрецы заматывают свои спутанные волосы вокруг головы (суджатакам), подобно этому, брахманы пели множество гимнов на разные мелодии (суджатакам). Как груди молодых женщин славятся красотой и упругостью (сусамхитам), так пение брахманов звучало в стройной поэтической композиции (сусамхитам).
Чем отличались эти ягьика-брахманы? Как поклоняющийся знает подходящее время для проведения ритуала (самай сама-ягьяих), так эти брахманы проводили жертвоприношения точно в благоприятное время (самай самаягьяих), в утренние или вечерние часы. Как кшатрии добывают богатство победой в битве, постоянно используя лук и стрелы, так эти брахманы добыли богатства постоянным проведением пышных жертвенных обрядов.
Осмотрев жертвенную арену, мальчики-пастушки медленно вышли вперед. Хотя они вдыхали аромат жертвенного огня, их пустые желудки изнывали от голода. Их браслеты и ножные колокольчики приятно зазвенели, когда они в почтении до земли склонились перед брахманами. Даже царь небес высоко чтил этих строгих в обетах и прославленных брахманов, которым всегда предоставляли почетное место на любом торжестве. Как олицетворенное знание Вед, они были предельно серьезны и глубоки в своих знаниях.
Глубокими, проникновенными голосами мальчики обратились к брахманам:
— О досточтимые брахманы! Пожалуйста, выслушайте нас. Мы, друзья Кришны и Баларамы, пришли к вам как гости. Баларама, олицетворение всех высших достоинств, со Своим младшим братом обращается к вам с просьбой. Они послали нас к вам, ибо вы доброжелатели каждого. Вы в праве спросить, почему Кришна Сам не пришел к вам. Сейчас Он погружен в медитацию и недвижим, как гора Сумеру. О брахманы, как океан сострадания, вы несете благо всем живым существам. Вы постоянно заняты в благочестивой деятельности, подобной рытью колодцев, возведению садов, парков и дорог. Будучи дороги каждому, вы удовлетворяете всех живых существ, раздавая им жертвенную одежду и пищу. Вы известны своей щедростью и сосредоточенностью на Брахмане. Поэтому слава ваша нетленна.
Рано утром мы вышли из дома пасти коров и до сих пор ничего не ели. Нас мучают усталость и голод от долгих хождений в лесу. Баларама и Дамодара так же сильно устали и измучены голодом. Хотя Они терпеливы, сейчас Они очень голодны и хотят что-то поесть. Поэтому Они послали нас к вам попросить какой-нибудь пищи, поскольку вы строго придерживаетесь дхармы домохозяев. Пожалуйста, дайте нам что-нибудь из всего этого изобилия пищи.
Хотя те серьезные брахманы с вниманием выслушали их просьбу, они не проронили ни слова, будто разом все внезапно оглохли. Поняв, что брахманы остались глухи к их мольбе, мальчики опечалились. Они посчитали, что брахманы обошлись с ними как жестокосердные бездушные старики.
Почему же мудрые, искушенные в жертвоприношениях брахманы не придали значения смиренной просьбе мальчиков-пастушков? Возможно, это было не в их привычке угощать гостей и уваживать просьбы детей. Быть может, они пренебрегли просьбой мальчиков из-за привязанности к жертвенным животным или из-за враждебности, глупости, недостатка благочестия или из-за того, что не удостоились милости Господа.
Побледневшие от разочарования и досады, удрученные неудачей, несчастные пастушки возвратились к Кришне. Увидев их такими, Говинда оставался невозмутимым, и только нежная улыбка играла на Его умиротворенном лотосном лице. Однако лица Его друзей были раздосадованы и хмуры.
— У тех ягьика-брахманов на самом деле нет ни капли сострадания к другим. Они просто пускают пыль в глаза своими огненными жертвоприношениями ради славы и почета. И надо полагать, что их милосердие распространяется не дальше их собственных животов.
Расстроенные пастушки пытались объяснить Балараме, что произошло:
— О Рама! Мы еще никогда не видели такого равнодушия, какое увидели в глазах этих брахманов. Никакие это не ягьика-брахманы. Это, на самом деле, гордые глупцы, незнающие истинной цели Вед. Представившись от Вашего имени, мы попросили у них пищи, приятной для ума и сердца. Что уж говорить о милостыне, они даже не удостоили нас своим ответом, который предписывается Ведами как знак самой малой вежливости. Однако в их домах мы увидели и услышали: «Все блюда и напитки уже готовы. Рассаживайтесь, угощайтесь, возьмите еще и это…» Мы видели, как эти брахманы, лучшие среди гьяни, ели у себя дома роскошную пищу. Вокруг их домов толпились тысячи людей. Разгневанные, мы не пошли туда. Видя бессердечность и показное великодушие тех брахманов, мы не хотели больше оставаться там ни минуты. Мы не получили от них ничего, кроме унижения. Только ради почитания и славы они проводят эти пышные ягьи.
О Кришна! Дорогой друг! Мы не принесли ничего, кроме дыма, которым надышались на жертвенной арене. Все Твои наставления, как наставления Вед, словно драгоценную корону, мы держим на голове. Ведь нектар никогда не становится соленым, как же так получилось, что Твои непогрешимые слова повергли нас в такое затруднение?
Кришна мягко улыбнулся друзьям и