вопрос, на который не могут ответить в наших семьях. Пожалуйста, развей наши сомнения. Есть ли кто-нибудь на Земле или на небесах, кто не использовал бы свое знание во благо других?
Улыбаясь, Бату сказал:
— Если вы пожертвуете мне много коров с полным выменем молока, я пролью на вас милость. Ведь вы обратились к мудрому брахману. По движению звезд я способен точно определить благоприятные и неблагоприятные события. Во мне скрыта сила всеведения.
Обрадованные гопи воскликнули:
— Да что для нас множество коров! Это все равно что щепотка пыли! Если ты ответишь на наш вопрос, мы одарим тебя всем, чего ты только пожелаешь!
Бату отвечал:
— Меня не очень-то интересует богатство. Но ради своей собственной славы я отвечу на ваш вопрос. Итак, спрашивайте, о чем вы хотели.
Старшие гопи сказали:
— Мы целомудренные домохозяйки Вриндавана и всегда счастливы. Но у нас есть один неразрешимый вопрос. Хотя наши невестки прекрасны, как лотосы, они кажутся очень несчастными. С самого дня своего замужества они даже не хотят слышать
имена своих мужей, не говоря уже о том, чтобы смотреть на них. Найдутся ли в мире такие женщины, которые совершенно не радуются своим мужьям? Даже по сегодняшний день они выказывают свою гордость и отвращение к мужьям. Вот этот неразрешимый вопрос весьма омрачает нашу счастливую жизнь. Если ты разрешишь его, весь мир узнает о твоей славе.
Сочувствуя затруднению старших гопи, Бату хранил молчание. Он притворился будто глубоко погружен в медитацию на богиню Сарасвати, чтобы помочь гопи в этом нелегком деле. Сначала Бату, как очень серьезный гуру, долгое время оставался в безмолвной медитации. Все ждали ответа. Затем слегка улыбаясь и держась забавно, словно большой оратор, он шутливо сказал:
— О безгрешные женщины! Несмотря на то, что я друг Кришны, я рискую лишиться своего счастья, если Он вдруг узнает, что я помогаю Его соперникам. Поэтому вы должны хранить в строгой тайне все, что я скажу вам. Принесите мне фруктов, и я объясню, почему ваши невестки враждебны к своим мужьям.
Когда Бату, чьи неистощимые красота и грация редко заметны, получил фрукты, он глубоко задумался на минуту, а затем изрек:
— Достопочтенные гопи! Здесь есть два недостатка: один материальный, другой духовный. Ваши дочери питают враждебность к своим мужьям, потому что мужья их полны материальных изъянов, таких как дурное поведение и некрасивая внешность. Все знают об этом. Итак, какую пользу может принести мудрость астрологии в решении этого трудного вопроса? Слушайте внимательно! Я покажу вам незримые силы. Здесь во Вриндаване есть одна йогини, настроенная против вас. Ее лотосным стопам поклоняются лучшие из йогов. Своей могучей мистической силой она может подчинить себе любого и способна расщепить даже солнце! Эту игривую йогини зовут Йогамайя. Пуская в ход свое волшебство, она сотворила видимость, будто ваши сыновья обручились с юными гопи. Затем Йогамайя заставила невежественных людей поверить, что они действительно женились. Она также создала в ваших сыновьях плохие качества и враждебность в ваших невестках.
Ваши невестки и их мужья не подходят для того, чтобы жить вместе, поэтому Йогамайя запретила вашим сыновьям даже касаться своих жен. Используя свою непреодолимую иллюзию, она вскоре заставит ваших невесток отказаться даже от мысли о замужестве с вашими сыновьями. Но если вы очень любите своих невесток, тогда эта йогини проявит к вам благосклонность и поможет вам. Кроме того, если вы желаете своим сыновьям блага, то должны уверить их, чтобы они не прикасались к своим женам. Ваши сыновья опечалены, когда слышат, что Кришна обворожил их жен и обнимает их Своими длинными, змееподобными руками. Но очень скоро ваши сыновья обретут счастье и процветание, когда их жены бросят на них благосклонный взгляд, подобно богиням удачи.
Хотя старшие гопи были потрясены словами Бату и убивались горем, все же они надеялись, что вскоре произойдет что-то благоприятное. С таким настроением они обратились к Бату:
— О воплощение правдивости! Конечно, слова твои не детские выдумки, а мудрость всезнающего брахмана. Мы доверяем тебе как опытному астрологу. А теперь покажи нам силу, которой ты овладел, изучая Агамы. Научи нас, как правильно поклоняться нужным полубогам, чтобы та йогини больше не изводила наших сыновей.
Мадхумангала отвечал:
— Вы можете умилостивить ту гневную йогиню, поклоняясь полубогу, который кристально чист, неодолим и к тому же непогрешим.
Почувствовав облегчение от слов Бату, старшие гопи из благодарности предложили ему драгоценное ожерелье и радостно сказали:
— О Бату! Да ты просто кладезь всех добродетелей! Скажи нам, кто этот полубог, и расскажи во всех подробностях, как ему поклоняться.
Бату отвечал:
— Да низойдет на вас удача, о сладкоречивые гопи! Есть полубог по имени Кандарпа. Он живет во Вриндаване и известен как кунджа-девата. владыка любовных рощ. Тело Его цветом грозовой тучи. Он вечно юн и прекрасен. Йогини Йогамайя, опутывающая чарами всех полубогов, всегда покорна этому юному Кандарпе. По Своей сладкой воле Он исполняет заветные желания темнооких гопи. Если вам удастся умилостивить этого полубога, счастье никогда не покинет вас. Но если вы разгневаете Его, даже Шанкара Махадев не спасет вас.
Этот полубог проводит время в развлечениях и играх, переходя из одной рощи в другую. И хотя никто не может увидеть Его, те, кто поклоняется Ему с безоговорочной преданностью, могут увидеть Его в медитации. Обряд поклонения Ему очень труден и должен проводиться в строго установленное время. Только самый достойный может поклоняться Ему.
Слушайте внимательно! Я расскажу вам, как поклоняться Ему. Во-первых, вы должны нарядно одеться, увешать себя дорогими драгоценностями и смазать тела благоуханными маслами. Не обращая ни на кого внимания и отбросив стыдливость, вы должны отправиться во Вриндаван собирать цветы. И к тому же прекратите на это время всякие разговоры и только сосредоточьтесь на Нем. Никакого обмана не должно бьггь у вас в голове. В таком состоянии вы должны поклоняться Ему по всем правилам. Вы должны идти из одной рощи в другую и поклоняться зтому юному полубогу Кандарпе три раза в день, предлагая благовоние, лампаду, цветы и камфару. Когда поклонение закончится, Он возляжет на ложе из свежих лепестков и проведет всю ночь со Своими друзьями.
Кроме того, в совершенстве исполняя ваше тайное желание, эта пуджа дарует вам могущество подчинить своей власти любого, если вы будете поклоняться Кандарпе утром, днем и вечером. Есть много мантр для поклонения этому полубогу, но лучшая из них — Гопала-мантра. Если вы верите мне, я прошепчу вам эту мантру.
Старшие гопи воскликнули:
— О Балачарья! Как же без мантры мы сможем поклоняться Кандарпе? О досточтимый! Да прославишься ты во всех мирах! Поведай же нам эту мантру, и мы дадим ее своим невесткам.
Бату сказал:
— О ясноликие! Вы совершенно правы. Пусть этот полубог, безгранично владеющий шестью достояниями, будет доволен вами! В этом благоприятном месте, в это благоприятное время я открою вам секретную мантру. Слушайте внимательно: ачинтья махасе кунджа деватаяи расатмане сваха (я предлагаю себя великому непостижимому владыке любовных рощ, который вечно наслаждается расами). Эта мантра завершает обряд поклонения сияющему кунджа-девате. А теперь отправляйтесь в уединенное место и с преданностью поклоняйтесь Ему. Как бурная река размывает свои берега, так и Его милость сметет все препятствия с вашего пути. Йогамайя не в силах будет устоять перед вами. Все, что я сказал, подтверждено в Агамах и джйоти-шастре. Следуя моим наставлениям, вы также обретете мои благословения.
Успешно заморочив им голову своими тайными поучениями с тончайшими, скрытыми кружевами смешных значений, этот брахмачари поспешно удалился. Старшие гопи с большим доверием приняли слова искусного, словоохотливого шутника Бату и разошлись по домам. Без всякой зависти они научили своих невесток, сверкающих, словно пламенные лампады гхи, поклонению кунджа-девате.
Старшие гопи сказали:
— О Баумы! (нежное обращение к жене сына). Вы происходите из уважаемых семей и славитесь за доброту и благородные качества, сокрушающие гордость даже небесных мужчин. Но все же нас беспокоят некоторые ваши недостатки, которыми редко грешат даже земные женщины. Один из
этих недостатков — ваше отвращение к своим мужьям. Даже те, кто враждебен к нам, не грешат этим изъяном. Поэтому мы научим вас одной особой врате, о которой рассказал нам брахман Мадхумангала. Следуя этому обету, вы устраните все неблагоприятное для вашего счастья, осчастливите своих мужей, усилите преданность им и доставите удовольствие своим старшим. Выполнение этого обета заключается в том, чтобы ходить по кунджам Вриндавана и постоянно поклоняться Кандарпе, полубогу, исполняющему желания каждого.
Не веря своим ушам, их невестки были поражены и немного раздосадованы таким странным предложением. Юные гопи с подозрением думали:
— Что они такое говорят? Наши свекрови испытывают нас? Неужели они раскрыли наши тайные любовные похождения?
Не зная что и подумать, они сидели молча, словно набрали в рот воды. Перед тем как ответить, они хотели услышать, что же скажут их свекрови. Пока невестки сидели, не проронив ни слова, старшие гопи, чтобы люди не подняли на смех их сыновей и чтобы скрыть недостатки их жен от людского взора, посвятили своих невесток в поклонение девате Кандарпе.
Юные гопи были в недоумении:
— Что случилось? Наши свекрови хотят одарить нас счастьем, вливая в наши уши жизнетворный нектар (расаяну). Мадхумангала устроил для нас великий праздник.
Сияющие красотой гопи, почувствовав облегчение, отвечали своим свекровям:
— О достопочтенные женщины Вриндавана! Разве есть жены, которые покорно не следовали бы наставлениям своих свекровей? Даже если нам придется довести себя до истощения, мы готовы отправиться в лес и взять на себя эту врату. Зачем нам растрачивать свою жизнь, просиживая дома? Мы не хотим тратить ни минуты. Позвольте нам немедленно приступить к этому обету! Ваши наставления, предвещающие нам счастье и удачу, сладки как небесное пение.
Невестки пообещали следовать повелению своих свекровей, которые больше не препятствовали им собирать в лесу Вриндавана цветы. Каждый день эти неугомонные, удачливые девушки радостно отправлялись в лес Вриндавана. Вместо того чтобы их наказывать, теперь их старшие хвалили и подбадривали их. С большим трудом гопи удавалось сдерживать колесницы своих умов и держать их в равновесии, когда они проходили мимо своих старших и родственников.
Кришна-према несла их на крыльях любви, и гопи быстро достигали леса Вриндавана. В это время Кришна, украшенный жемчужным ожерельем, играл в близлежащем лесу. Сходя с ума от любви к Кришне, гопи дрожали от желания поймать Его чарующий взгляд. Тем временем, возвращаясь в деревню, враджа-кумари (незамужние гопи) жаждали удовлетворить Кришну, пылая чувствами супружеской любви. Но они были слишком юны и к тому же у них не было благословения поклоняться Кандарпе. Лица этих юных гопи слегка раскраснелись от волнующей бхавы. Закончив катьяяни-врату, Дханья-сакхи и другие враджа-кумари