Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

украшения. Но Радхика остановила ее движениями бровей, не желая унижать Кришну поражением.

Затем Радха нежно вытерла пот и краску с лотосного лица Кришны кончиком Своего сари. Радха наслаждалась сладостью служения Своему возлюбленному герою после сражения. Взяв тамбулу из рук служанки, Радхика вложила ее в уста Кришны. Намеком бровей Она попросила Шьяма-сакхи обмахивать веером Своего Господа.

Мадхумангала, видя, как гопи перепачканы и измазаны краской, ликовал, смеялся и плясал, вращая плечами и подергивая шеей. Он громко кричал:

Ха-ха! Субала! О друзья мои! Мы победили! Сегодня Кришна разбил гордыню славной дочери царя Вришабхану! Теперь Она служит Ему как покорная служанка. Что может быть более удивительным? Хотя наш друг Кришна слегка устал от сражения Холи, Он неотразимо блистает во славе Своего триумфа. Кто мог сомневаться в победе Кришны? Имея такого мудрого советника, как я, успех Ему был гарантирован!

И Бату вновь пустился в блаженный пляс с воздетыми к небу руками. Все гопи и гопы наслаждались шутками Бату. Счастливая и довольная Радхика подарила Бату Свое жемчужное ожерелье. Ванадеви, Вринда и Матанги радовались, видя обмен сладкой любовью между Кришной и гопи. Все были счастливы в великом празднике Холи. Завершив праздник весны, Кришна заиграл на флейте и пошел гулять с друзьями. Они вошли в тенистую рощу отдохнуть среди приятного жужжания пчел. Отбросив серьезность, мальчики погрузились в океан веселья и радости, упиваясь ароматом лесных цветов.

Радха, умелая в 64 видах искусства, была безгранично счастлива во время праздника Холи. Удовлетворенная музыкой и пением Матанги и ее спутниц, Радхика наградила их подарками и отпустила. Затем с подругами Радхарани отдыхала в манговой роще, где часто развлекается Кришна. Радхика шутила и смеялась с близкими подругами, вкушая праздничный пир.

Глава пятнадцатая

Кришна поднимает холм Говардхан

Напоминая луну в окружении звезд, Кришна, игривый сын Враджараджи Нанды, в блаженстве проводил игры любви со Своими близкими спутниками. Чарующая атмосфера Вриндавана в совершенстве способствовала этим радостным лилам. Днем Кришна пас коров и забавлялся с друзьями. Мать-Земля благоговела от прикосновений Его лотосных стоп. Мальчики-пастушки упивались нескончаемым счастьем, резвясь и проказничая с Кришной. Во время их веселых игр Кришна убивал завистливых демонов, которые были подобны яду для святых преданных.

Однажды Нанда Махараджа, обитель доброты, простоты и радости, и другие старейшины Вриндавана решили провести поклонение царю небес Индре. Они собрали множество подношений, различные атрибуты для пуджи и подготовили все для пышного торжества.

Наблюдая за всем этим, Кришна обратился к Своему отцу:

Дорогой папа! Как называется церемония, которой вы посвящаете этот праздник? Какого полубога вы хотите удовлетворить? Кто тот безупречный гуру, что дал тебе наставления провести эту ягью? Что преследуете вы этим поклонением? Почему все люди мечутся туда и сюда, не осознавая, что делают? Я не понимаю смысл всего этого. Конечно, Я всего лишь мальчик, и ты можешь подумать, что Мне не понять твое объяснение. Но если ты считаешь Меня достойным, то расскажи Мне подробно об этой ягье. Однако если ты полагаешь, что в этом есть нечто сокровенное, все же поведай Мне об этом, ибо нельзя ничего

утаивать от своих доброжелателей. Только врагам опасно поверять тайны и рассказывать все в подробностях.

Удивив Нанду, царя Враджа, Своими зрелыми рассуждениями, Кришна сел подле него. Нанда Баба с любовью взял на руки своего маленького сына, схожего с безупречной луной, и посадил к себе на колени. На необычные вопросы своего сына Нанда ласково улыбнулся, обнажив свои белые зубы. Мягкое сияние его лица напоминало нектарные капли молока. Этот нектар, казалось, омывал черноватую бороду Нанды, пестреющую сединами. Излучая радость, царь Враджа Нанда тактично описал значение и смысл жертвоприношения.

Нанда Махараджа сказал:

Сынок! Такова наша семейная традиция. Мы поклоняемся Индре и проводим эту ягью с давних времен. Наши благополучие и процветание зависят от правильного совершения этой ягьи. Коровы — наше единственное богатство, а они поддерживают жизнь за счет сочной травы, которой необходим дождь. Дождь, в свою очередь, льется из туч, а их посылает Индра, царь небес. Поэтому этот грандиозный праздник я устраиваю ради удовлетворения царя Индры. Каждый год в это время мы тщательно проводим это жертвоприношение. Довольный нашей ягьей, Индра посылает обильные дожди. Другие полубоги с удовольствием принимают наше подношение в виде гхи и в благодарность сохраняют то, что мы имеем, и обеспечивают нас всем необходимым. Писания говорят, что человек, почитающий эту традицию, становится славным и в конце жизни возносится на небеса. По благословению полубогов человек обретает покой и благоденствие. Те, кто пренебрегают поклонением полубогам, не могут обрести покой и благоденствие.

Выслушав эти горькие слова, Кришна мягко улыбнулся, чтобы скрыть Свои чувства и затем опроверг представление Нанды. Красноречие Кришны изумило враджаваси и доставило им удовольствие. Кришна очаровал всех слушателей Своей рассудительной речью:

— В этом смысле ваши действия не оправданы. Карма становится причиной рождения, поддержания и смерти всех живых существ. Не полубоги, а деяния человека определяют его судьбу. Поэтому мудрые не поклоняются полубогам. Человек может выпросить у полубогов много желаемых благ. Но последние не дадут больше того, что человек заслужил своими благочестивыми и неправедными поступками. Только те, кто не владеет чувствами, предполагают, что полубоги могут наградить их большими благами, чем они заслуживают.

Вы можете сказать, что Сверхдуша побуждает действовать живые существа. Но это не так, поскольку каждый движим собственной обусловленной природой. Желания и индивидуальная природа живого существа подталкивают его к действию. Причем же здесь Сверхдуша, высший повелитель? Даже Сам Господь лично не занимается созиданием, поддержанием и уничтожением Вселенной. Вся эта деятельность управляется тремя Гунами материальной природы: благостью, страстью и невежеством. И совсем необязательно, что дожди выпадают благодаря поклонению Индре, который, если его удовлетворить, посылает дождевые тучи. Во время муссонного сезона постоянно льют дожди. Но нельзя сказать, что это он проливает их. На самом деле, муссонные дожди вызывают в людях печаль, скорбное настроение, слабость и истощение. Поэтому дождь не является милостью того, кого можно удовлетворить. Разве моря и океаны поклоняются Индре? Конечно, нет, ведь у них воды предостаточно. Так почему же Индра дает им столько воды? Побуждаемые гуной страсти, тучи орошают всю Землю дождями вместе с океанами и морями и так поддерживают все живое. Поэтому необязательно поклоняться Индре, ведь дожди выпадают и без него.

Брахман поддерживает свое существование, изучая Веды и передавая ведическое знание другим, кшатрий поддерживает свое существование защитой подданных и правлением царством, вайшья — торговлей и земледелием, а шудра — служением другим. Профессиональные обязанности вайшьи делятся на четыре вида деятельности: сельское хозяйство, торговля, забота о коровах и накопление богатств. Из четырех видов деятельности мы заботимся о коровах. Ни в прошлом, ни в настоящем мы не зависели от урожая зерна в нашей деревне. Поэтому эта ягья для нас не имеет никакой ценности. Мы естественным образом живем в лесу, разводим скот и пасем коров на лугах и холмах. Мы не привязаны к какому-то одному месту, поэтому, зачем нам проводить поклонение Индре, которое не основывается на наставлениях писаний?

О отец! Ты всеми почитаем и миролюбив. Поверь Моим словам, нам не грозит никакая опасность. Давай со всей пышностью проведем поклонение холму Говардхану со всеми атрибутами и подношениями, собранными для жертвоприношения Индре. Ведь эта великая гора не просто называется Говардханом, она на самом деле способна приумножить (вардхана) благополучие и радость наших коров (го). Принесите побольше молока и сделайте превосходные сладости, такие как сладкий рис. Приготовьте множество вкусных блюд и красочные пироги. Принесите сосуды с гхи, медом и нектарными напитками. Приготовьте океаны йогурта, пахты и свежего масла. Пусть у нас будут горы и горы сладостей и изобилие шикхарини-расалы. Пригласите брахманов и накормите их до полного удовлетворения, чтобы они могли только смеяться и излучать гирлянды своих счастливых улыбок. Небесные сокровищницы нектара в этот момент покажутся им совсем незначительными. Позовите жрецов провести огненное жертвоприношение и раздайте брахманам отборных коров. С чистым сердцем угощайте и кормите брахманов. Вы должны удовлетворить всех, раздавая горы пищи (аннакута): дал, разнообразные овощные и сладкие блюда, всевозможные пироги и бесконечные озера сладкого риса. Затем нужно предложить Гири-Говардхану падью и другие подношения. Накормив брахманов, пусть каждый будет доволен пищей, включая собак и собакоедов. Пусть повсюду звучит приятная музыка бхери, раковин, мриданг, литавр и других инструментов. Сведущие брахманы начнут ягью с произношения благоприятных мантр. Все вокруг наполнится этими благоприятствующими звуками.

Согласно наставлениям шастр, вы должны обойти Гирираджа. чтобы завершить поклонение. Украсив себя звонкими драгоценностями, приятными для слуха, мужчины должны облачиться в богатые одежды, чтобы даже небожители не переставали восторгаться. Домохозяйки также должны прийти на этот праздник, сияя добрыми улыбками. Пригласите искусных певцов, танцоров, танцовщиц и музыкантов. Пусть они поют, танцуют и играют на винах, флейтах и мридангах. Пусть ученые брахманы, раздающие бесценные благословения, возглавят шествие на воловьих повозках.

Вы, которые имеете смелость бросить вызов даже Господу Индре, живущему тысячелетия, должны радостно обойти вокруг холма Говардхана вместе с коровами, быками и телятами. Не думайте, что Гирирадж не сможет удовлетворить ваши желания. Скоро Говардхан исполнит все ваши желания и прославится как Махендра. Он великодушно вознаградит вас и увенчает все ваши усилия успехом. О папа! Если ты веришь Мне, то можешь последовать Моему совету.

Внимательно выслушав Кришну, Нанда Махараджа и другие старейшины Вриндавана согласились с Его доводами. Они сошлись на том, что поклонение Говардхану удовлетворит все их желания. Действуя как ачарья ягьи, Кришна побудил враджаваси поклоняться Гирираджу со всеми атрибутами, предназначенными для поклонения Индре. И это, конечно, разъярило царя небес.

Вриндаван гремел благоприятной музыкой, ведические гимны разносились повсюду, достигая неба. Враджаваси пребывали в блаженстве, а вместе с ними и все живые существа радовались при поклонении холму Говардхану. Слушая пение женщин, кукушки пытались вторить им. Слух достиг своего предназначения, внимая этим благоприятным звукам. Коровы были увешаны драгоценными украшениями. Их рога сверкали золотом, на спинах красовались шелковые попоны, а на шеях — жемчужные ожерелья и колокольчики. Телята, видя своих матерей, так богато украшенных, возбужденно прыгали возле них.

Нанда Махараджа принес необходимые атрибуты из дома для поклонения холму Говардхану. Он начал пуджу, предложив стопам Гирираджа падью (воду), чтобы омыть их. Полный вдохновения, он повелел возвести холм Аннакуту с высокими пиками, которые радовали всех. Срединный пик холма напоминал корону из белой камфары. Разноцветные пироги установили по бокам холма Аннакуты, которые походили на камни и валуны. У подножия холма поставили глиняные горшки с молоком, йогуртом и сладким рисом. Там были также цветные сабджи, озера дала и ароматные супы.

Залитый жидким гхи, холм Аннакута напоминал

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн