Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

землею. Поставив ларец на золотой поднос, она, медленно подойдя, предложила его Кришне. Олицетворенные лекарственные травы и целительные растения предстали перед Кришной, желая служить Ему. Священные деревья баньян и пипала явились в человеческих обликах, предлагая Кришне листья пяти вкусов в золотых шкатулках, усыпанных лазуритами. Богини лесов принесли сосуды с водой, кокосы и сочные плоды. Царь гор доставил диковинные самоцветы и редкие драгоценности.

Девять драгоценных сокровищ, восемь мистических совершенств, драгоценный камень чинтамани, корова камадхену и деревья желаний приняли красивые облики, чтобы служить Господу. Они стояли со сложенными ладонями, устремив любящие взоры на Кришну. Богиня горы Сумеру предложила Кришне золотые одежды, а богиня Гималаев — сверкающее ожерелье. Богиня горы Гандхамадана принесла золотые лотосы с Манаса-саровары и сплела гирлянду для Кришны. Богиня малайских гор преподнесла Кришне сандал лучшего качества. Натерев его на камне Говардхана, она предложила Кришне благоуханную сандаловую пасту. Парвати отдельно от своего супруга вручила Кришне великолепное драгоценное ожерелье. Сапта-риши (семь мудрецов) нарвали свежие лотосы и бутоны из реки Мандакини и принесли предложить их Говинде. Бог Солнца, желая послужить Господу, вдохновил зацвести все виды лотосов. Сияние луны появилось в небе, словно зеркало. Агни преподнес Кришне в дар расписанный золотыми узорами горшочек для благовоний с бахромой из кораллов. В нем курились благовония из агуру, поднимая в небо тысячи струек дыма. Гаруда в форме балдахина раскрыл над Господом свои сияющие золотом крылья. Все виды змей раскачивали свои капюшоны, чтобы служить драгоценными флагами вокруг арены для омовения.

Различные мантры и молитвы, такие как пуруша-сукта и шри-сукта, в своих олицетворенных формах прибыли туда, чтобы звучать в низких и высоких нотах во время абхишеки. Корова сурабхи пожертвовала панча-гавью, а Господь Брахма доставил панча-амриту. Слон Индры Айравата наполнил драгоценные сосуды для омовения водой из небесной Ганги, принеся ее в своем хоботе. С неба лилась музыка, создаваемая полубогами. Небесные женщины сыпали на землю цветы с райских садов

Нандана, а счастливые гандхарвы, чараны, кимпуруши, сиддхи, садхьи и видьядхары танцевали в облаках. Ради удовольствия Кришны появились многочисленные апсары, чтобы исполнить радостный танец с мимикой и жестами. Глядя на Шьямасундару, славная алсара Урваши очаровалась Его обликом и вручила себя Господу.

Возглавив праздничную церемонию омовения Кришны, Господь Брахма подошел к Сурабхи и обратился ко всем с такими словами:

— О жители Вселенной! Сегодня самый счастливый день в нашей жизни! Становитесь без промедления позади Господа Шивы, сейчас начнется абхишека. Пусть главные женщины Вселенной выйдут вперед. Первой должна омыть Господа Арундхати, которая пыталась удовлетворить меня. Второй будет Анасуя, независтливая и свободная от страсти и невежества. Потом дочь Гималаев Парвати, дарующая всем блаженство, должна омыть Господа. Следом за ней пойдут другие возвышенные богини, такие как Гаятри, мать Вед, которая приветствует Господа во время Его пробуждения; Адити, любящая мать полубогов; Сарасвати, богиня знания, и прекрасная Сваха.

Затем Господь Брахма, некогда медитировавший на вселенском лотосе, попросил Кришну сесть на невысокую платформу для омовения. Он начал поклоняться Кришне, омывая Его стопы и предлагая Ему мадхупарку и тамбулу. Старшие женщины Вриндавана с сердцами, плавящимися от премы, омыли Гиридхари благоуханной панча-амритой, панча-гавьей и молоком, текущим из вымени Сурабхи.

Некоторые из присутствующих на абхишеке, очарованные сияюще-прекрасным обликом Мурари, выражали изумление:

— Что это, дождевое облако, омывающееся сиянием луны, или это лазуритовая синева с белым отливом? А может, это сапфирная гора, покрытая кристаллами? Или это дерево тамала, украшенное сверкающими жемчужинами? А может, это голубой лотос с белой камфарой?

Затем Арундхати, Гаятри, Парвати, Адити и другие целомудренные богини, испытывая материнскую любовь к Кришне, натерли Его тело маслом и ароматными, очищающими порошками. Один за другим четыре Кумара и сапта-риши омыли Гиридхари под звуки благоприятных мантр. По указанию Брахмы четверо Кумаров предложили Кришне в ладонях воду, и от экстаза из их глаз хлынули слезы, а по телу побежали мурашки.

Умастив тело Кришны ароматным розовым маслом, Парвати и другие богини провели обряд омовения сахасра-патра. Держа над головой Кришны поднос с тысячью отверстиями, они омывали Его искрящейся серебром водой, смешанной с камфарой. Все хотели омыть Кришну, и в присутствии коровы камадхену, калпа-врикши и драгоценного камня чинтамани их желание исполнилось.

Как только Кришну омыли, прелестные девы вытерли Его тело тонкими мягкими полотенцами. Они сушили Ему волосы, вытирали грудь, спину, руки, ноги и стопы. Одна юная девушка в настроении близкой возлюбленной обернула тело Кришны сухой тканью и нежно вытерла его. Когда они обтерли Кришну с головы до ног, Парвати дала совет юным девам, как искусно нарядить Кришну.

Они предложили Кришне превосходные одежды, украшения и притирания, лично приготовленные ими. Хотя Кришна принял все это по просьбе Брахмы, в глубине души Он чувствовал легкое беспокойство, ведь Его игры с гопами и гопи временно прервались. Несмотря на это беспокойство, Кришна не хотел препятствовать полубогам, которые ликовали от счастья на церемонии омовения Господа. Будучи преданными Кришны, они изо всех сил старались удовлетворить Его своим любовным служением. Кришна принимал их подношения, но оставался молчаливым.

После того как Кришну нарядили и украсили, Брахма предложил Ему сесть на благоприятную асану под сенью ветвистого дерева. Творец Вселенной хотел доставить Господу удовольствие, поклоняясь Ему со всей пышностью и богатством. Предлагая Кришне шестнадцать предметов по всем правилам поклонения, Брахма также намеревался пропеть тщательным образом ведические мантры. Пока Брахма готовился, Господь Шива приблизился к нему и сказал:

— О Брахма! Тебе не стоит затруднять себя обрядом поклонения Господу. Вот этот маленький мальчик проведет Кришне пуджу.

Этот мальчик, излучающий яркое сияние, был олицетворением восемнадцатисложной Гопала-мантры.

Увидев, что все собравшиеся были довольны этим мальчиком, Брахма сказал:

— О! Сама Гопала-мантра явилась в образе этого блаженного мальчика! Нарада Муни дал эту мантру, схожую метрикой с мантрой гаятри, людям и мудрецам для устранения препятствий на пути бхакти. Я тоже поклоняюсь Кришне, повторяя эту мантру.

И затем с позволения Гопала-мантры Брахма провел обряд поклонения Кришне. Возвышенные преданные присутствовали во время поклонения, включая Нараду и мудреца Санаку, избавляющего от всех желаний, несвязанных с бхакти. Там был Дхрува Махараджа, идеальный пример решимости в достижении Господа; радующий всех Прахлада Махараджа и мудрые Васу, вечно сосредоточенные на философии Сатвата. Затем Брахма омыл лотосные стопы Кришны, сел в позу лотоса и с благодарностью устремил свои восемь глаз на Господа.

Молочный океан, принявший человеческий облик, принес драгоценный сосуд для омовения Господа вместе с большими белыми раковинами. Брахма, увидев, что не было подставок для раковин, сильно обеспокоился. Но тут появилась олицетворенная гора Меру в человеческом облике с множеством золотых треножных подставок для раковин.

Полубоги вместе со своими женами поклонялись Кришне, предлагая Ему разные подношения. Богиня горы Кайлас преподнесла благоприятную кварцевую лоту, красотой своей притягивающей взгляд. Прекрасная богиня Гималаев предложила драгоценный поднос с душистыми цветами. Ванадеви принесли ароматные лесные цветы, вяленый рис, ячмень, траву куша, семена кунжута, зерна белой горчицы, коричневый рис, траву дурва, цветы апараджита и другие дары природы вместе с водой для омовения лотосных стоп Кришны. Также у них были мускатный орех, гвоздика и пряности для освежения уст Кришны.

Бхуми-деви преподнесла природные духи. Полубоги с райских садов Нандана доставили в виде дара Господу великолепную желтую одежду и украшения, сделанные из небесных цветов, исполняющих желания. Сваха, супруга Агни, предложила лампаду с камфарой и гхи от коров сурабхи.

Корова камадхену предложила изобилие небесных молочных продуктов. Адити принесла множество вкуснейших пирогов и сладостей. Шачи-деви, супруга Индры, предложила превосходную тамбулу с золотыми листьями бетеля. Полубогини со своими мужьями предложили Кришне дорогие подношения. Брахма в великом счастье пел мула-мантры, чтобы создать на церемонии омовения благоприятную атмосферу.

Небожители били в литавры, гандхарвы и чараны пели в блаженстве с юношеским задором, а апсары извивались в танце. В это время Карттикея держал зонт над головой Кришны. Риши на распев читали ведические гимны. Брахма нанес на лоб Кришны красивую тилаку, а затем радостно увенчал Его короной, усыпанной искрящимися драгоценными каменьями.

Увенчав Кришну короной, творец сказал:

— О Кришна! Ты — верховный царь всех царей Вселенной!

На его слова риши во главе с мудрецом Санандой громко вознесли следующие молитвы:

Слава! Слава очарователю Вриндавана! О сын Махараджи Нанды! О Всемогущий Господь! О возлюбленный гопи! О повелитель полубогов! Служение Твоим лотосным стопам бесконечно превосходит блаженство Брахмана. О Говинда! О Источник всего творения, в глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой!

Затем Господь Шива, сняв с шеи змею и ожерелье из черепов, омылся в Манаси-ганге, чтобы очиститься от пепла, и провел завершающее арати. Он поклонялся Кришне, предлагая Ему чистую благоуханную глину, необрушенный рис, лампаду с гхи и сладко-пахучие благовония. Шива воспевал мантры, завершающие абхишеку и арати.

Гаятри, Гаури, Арундхати и другие жены полубогов, следуя ведическим обычаям, тоже приняли участие в арати, предлагая Господу лампаду с гхи. Когда поклонение закончилось, Нарада Муни, почувствовав экстаз, запел, прославляя Кришну, поднявшего холм Говардхан. Тамбуру, царь гандхарвов, пел вместе с ним.

Брахма раздал маха-прасад всем преданным в завершении церемонии омовения Говинды и обратился к олицетворенным раковинам, драгоценным камням, калпа-тару, драгоценному камню чинтамани и другим:

Пожалуйста, украсьте всех мудрецов, полубогов и их жен, повелителей змей и присутствующих гостей.

И все, кто присутствовал на абхишеке Кришны, получили бесценные дары. Господь Брахма ликовал от счастья, блистая, как солнце. Затем все небожители перед тем, как вернуться в свои обители, почтительно обошли вокруг Говинды. Однако Индра и Сурабхи остались.

Как только четырехглавый Брахма удалился вместе с полубогами, Кришна в счастливом и слегка игривом настроении обратился к бесстрашному Индре:

— О Индра, прошел ли твой гнев? Скажи Мне правдиво. Ты дорог Мне, поэтому ничего не утаивай от Меня. Я усмирил твой гнев не из враждебности к тебе или мести. Я лишь хотел показать, что твои действия исходили из гордыни. Мне больно видеть, как Мои преданные ведут себя высокомерно и гордятся своим могуществом. Всем известно, что Я подвергаю наказанию

гордецов. О Индра, Я остановил жертвоприношение лишь из благосклонности к тебе. О усмиритель врагов! Не подобает тебе завидовать Мне. Теперь возвращайся в свою обитель и пусть удача сопутствует тебе. Храни свои богатства и вновь не поступай столь неблагоразумно.

Раскаявшийся Индра смиренно выслушал сострадательные слова Кришны и с благодарностью принял Его наказание. Почтительно обойдя вокруг Господа, он удалился в Индрапури. Затем Кришна одарил Сурабхи взглядом, полным любви, и попрощался с ней. Облаченный в сверкающие золотые одежды, очаровательный Говинда вернулся во Вриндаван. Но всем казалось, что Он отсутствовал лишь мгновение.

Глава шестнадцатая

Кришна освобождает Нанду Махараджу из плена Варуны

Всепривлекающие игры Кришны доставляют величайшее наслаждение тем, кто внимает повествованиям Пуран. Слушая о захватывающих играх Кришны, человек теряет вкус к

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн