Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

их во Вриндаван. Разве есть что-то невозможное для Его лила-шакти?

Глава семнадцатая

Начало танца-раса

После того как Кришна избавил от гордыни всех деватов во главе с Брахмой, Он нанес поражение Купидону, богу любви. И вот однажды вечером при виде полной луны в сезон шарад (осени) в Кришне взыграло желание насладиться счастьем танца-раса. В этой трансцендентной игре Кришна испытал чарующую силу Своего близкого спутника флейты. Он обнимал всех юных гопи и вкушал сладость чистой любви враджа-кумари, которые прежде с верой поклонялись богине Катьяяни.

В это время влечение враджа-кумари к Кришне несло их к Нему, подобно стремительному потоку нектара. Плод их премы созрел в тот день, когда Кришна принял их.

Зная, что плод их премы созрел, Кришна подумал:

Сегодня ночью Я наслажусь раса-лилой с Моей любимой Радхикой, с гопи и со всеми враджа-кумари.

Чтобы насладиться этой игрой, Он удлинил ночь в продолжительность ночи Брахмы. Еще за несколько дней до этого Кришна усилил решимость девушек Враджа, живущих в домах своих родственников. И этой ночью они, возбужденные желанием удовлетворить Кришну, легко преодолели все препятствия и приняли прибежище в ночном лесу. Прелестные юные гопи, которых Кришна уже признал, тоже в нетерпении прибежали в лес.

Увидев их, стоящих перед Ним, подобно богиням полнолунной ночи, жаждущих удовлетворить Его, Кришна сказал:

— Вы пришли сюда, преодолев много препятствий.

Сказав так, Кришна подумал, как же Ему исполнить обещание, данное им. Тогда Йогамайя, внутренняя энергия Господа,

зная стремления гопи и Кришны вкусить нектар сокровенных игр, устроила все необходимое для этой лилы.

Ночи, в которых Кришна наслаждался раса-лилой, затмевали своей упоительной сладостью сияющее великолепие весны, лета и осени. Лучшие цветы этих времен года одновременно зацвели и наполнили лес сводящими с ума ароматами. Повсюду слышалось нежное пение кукушек. Приятно дул южный ветерок, вея благоуханием медоносных лиан мадхави. Рои опьяненных пчел кружились над лианами маллика и пили нектар из их полуоткрытых цветов. Их жужжание напоминало гудение раковины в праздник весны. Влюбленные утки плавали в озерах, а по их берегам важно расхаживали задумчивые цапли. Шмели резвились среди зарослей цветущих лотосов.

Полная луна ярко сияла, предлагая Кришне свое служение. Взойдя в фиолетово-алом небе, она напоминала шарообразную бадью с краской, которую Купидон использовал, чтобы окрашивать сердца юных мужчин и женщин. Взошедшая луна казалась золотой серьгой, отражающейся на пылающей страстным румянцем щеке богини удачи. Она напоминала медные часы с золотым циферблатом, висящие в небе, и указывала время для вкушения сладости танца-раса. Сияющая луна также была подобна миловидному лику супруги Индры, повелителя восточной стороны света.

Желая увидеть Кришну, луна поднималась все выше и выше, усиливая свое золотистое сияние, как распускающийся золотой цветок чампака. Миллионы звезд привлекательно поблескивали в чистом осеннем небе. Луна казалась дивным лебедем, окрасившимся желтоватой пыльцой золотых лотосов, растущих в озерах восточной стороны света. Она была похожа на масло, взбитое в океане йогурта олицетворенным временем. Передвигаясь по небу, луна блестела все ярче и ярче и казалась хрустальным дворцом царя времен года, дворцом, повисшим в воздухе на нитях ее прозрачных лучей. Как мучимые в пламени разлуки любовники часто смотрят сквозь полуприкрытые глаза, так

можно было смотреть сквозь прищуренные глаза на яркую луну в ночном небе. Полная луна также походила на пухлую белую голубку, сидящую в своем небесном гнезде на древе Вселенной. Покрытая пятнами, она напоминала хрустальный ларец с проглядывающими изнутри орехами бетеля. Но если вы возразите, что хрустальный ларец не может передвигаться сам, тогда мы скажем: она была похожа на серебряную ладью, пересекающую океан неба под управлением капитана времени. Если вы предположите, что пятна на луне делают ее неблагоприятной, на это мы ответим: даже с пятнами луна чудесна и несет благо. Она выглядела как принадлежащий невесте ночи серебряный сосуд, украшенный листьями.

Луна блистала как бриллиантовая серьга игривого Господа Баларамы. Она была подобна яйцу, снесенному осенью лебедем славы, или прохладной, мягкой подушке для Купидона, страдающего от лихорадки собственной гордости. Луна казалась сияющей гирляндой цветов малати в черных локонах богини ночи, что указывало на целомудренных женщин, поклоняющихся луне. На фоне темного неба белая луна напоминала раковину Панчаджанью, висящую на темном теле Господа Вишну, или серебряный зонт бога любви.

Своими лучами луна способствует созреванию овощей и плодов, от которых полностью зависят неверующие люди. Луна была схожа с серебряной чашей, наполненной гхи для ягьи, или бесценной жемчужиной устрицы на дне молочного океана неба. Она выглядела как хрустальный кубок богини благоприятности, как сандаловая тилака на лбу невесты ночи или как камфарный крем для успокоения глаз. Прекрасная полная луна казалась огромным белым лотосом, цветущим в озере блаженства, сгустком пены в океане сладости, дворцом богини великолепия или песчаным берегом небесной Ганги (млечного пути).

Как влюбленные кукушки всегда издают приятное кукование, так луна всегда украшена пятнадцатью фазами. Как праведный царь имеет в своей сокровищнице богатства, собранные со своих подданных, так луна лучилась богатством своего сияния. Как Рама неразлучен с Лакшманом, а птица сараса со своей женой, так луна неразлучна со своими пятнами. Как святой облегчает страдания Земли и дарует ей радость, так луна облегчает страдания и дарует радость живым существам. Как наставления садху излечивают от недуга безверия, так луна взращивает целебные травы для излечения всех болезней. Как Камадев возбуждает желания, так луна пробуждает взаимное влечение. Как мудрец разрушает тьму невежества, так луна рассеивает мрак ночи. Как Сугрива — повелитель своей жены Тары, так луна — повелительница звезд (тара). Как океан всегда кишит акулами (сада ахи макара), так луна всегда полна золотых лучей (сада хема кара). Так луна, изобилующая всеми добродетелями, освещала ночной Вриндаван.

В сезон шарад (осенью) царица звезд постепенно взошла на вершину неба. Ее лучи пробивались сквозь листву лиан и деревьев, рисуя дивную картину теней и света. Казалось, они лились через решето и растекались тысячами нарисованных линий света, мягко ложась на землю. Действуя как искусный живописец, луна сотворила великолепнейшую картину, благоприятную для танца-раса.

Луна висела зонтиком в небе, украшенным жемчужными ожерельями звезд. Ее сверкающие лучи спускались махровыми нитями, напоминая чамару полубогов. Луна казалась белым лотосом, нанизанным на шелковую нить с жемчугом звезд сквозь центр балдахина неба. Пытаясь оживить Землю, луна обнимала ее нежными лучами, успокаивающими ум людей и возбуждающими сердца юных женщин. Опьяняющий нектар полной луны сводил с ума весь мир желанием наслаждаться.

Вдохновленный сиянием полной луны, Кришна заиграл на Своей всеочаровывающей флейте, снискавшей нетленную славу своей силой успокаивать умы всех живых существ и неодолимо притягивать к себе юных гопи. Не делая никаких различий, флейта Кришны сводит с ума и небожителей, и обитателей Земли. Хотя флейта Кришны обладает могуществом притягивать всех живых существ, по воле Господа только олени, птицы, коровы и юные гопи могли слышать ее.

Увидев восходящую луну, Кришна стал выводить сладостные мелодии на Своей мурали. Услышав ее пение, каждая гопи посчитала, что Кришна зовет только ее. Превратившись в слух, гопи жадно пили ушами звуки флейты Говинды и ничего другого не слышали. Возвещая о появлении Мурари, музыка флейты, не зная на своем пути никаких препятствий, призывала гопи, чтобы даровать им высшую удачу. Ее нежное пение заставляло сердца гопи биться в груди, затуманивая их рассудок, лишая их самообладания и благоразумия. Их умы доходили до помешательства, а тела дрожали от экстаза. Гопи думали только об одном — как быстрее прийти к Кришне. Звуки флейты грозили им опасностью запятнать свою девичью честь и опорочить свою семью. Не в силах больше владеть собой, враджа-гопи под чарами музыки флейты Кришны, обольстительно призывающей их, потеряв всякое терпение, жаждали лишь одного — как можно быстрее встретиться с Кришной. Хотя пение флейты было нежным и сладким, оно таило в себе желание Кришны, который был подобен слону, жаждущему развлечений. С великим умением пение флейты пробилось сквозь изгородь семей юных гопи, разрушило их самообладание и обратило их, непорочных дев, в женщин распутного поведения.

Звук флейты Кришны, коснувшись слуха лучшей из гопи, Радхики, вскружил Ей голову и полностью опьянил Ее, явив удивительные последствия. Радхарани потеряла всякое самообладание, стыдливость и рассудок. Она произносила бессвязные слова, не имеющие никакого смысла. Это состояние отличалось от обычного опьянения, когда хмель кружит голову от вина и воспаляет глаза. Но глаза Радхики не покраснели от опьяняющего пения флейты, а наполнились слезами. Но разве могут глаза покраснеть от слез любви?

Звук флейты Кришны — источник радости, праздника и веселья, тайна тайн и непреодолимая сила, призывающая встретиться с Ним. Слыша свои имена через пение флейты, враджа-гопи, хотя и находились далеко от Кришны, чувствовали близость с объектом своей любви. Несмотря на то, что Кришна застал их врасплох, потому что они не подготовились к встрече и были заняты домашними делами, гопи немедленно приняли решение бежать к Кришне. Как только гопи услышали танцующие мелодии флейты, не раздумывая, они покинули деревню Вриндавана. Они бежали на встречу с Кришной, точно находились под влиянием магической звезды. Они были подобны куклам, подчиняющимся нитям кукловода, или дождю, льющемуся с ясного неба. Неудержимая према, сверкая подобно молнии внутри их сердец, подталкивала их к Кришне. Неожиданное появление желанного объекта их любви полностью затмило их рассудок.

Гопи напоминали золотые лианы, сломанные и брошенные в озеро сильной привязанности. Они походили на лотосы, помятые обезумевшим слоном их желаний. Воистину, гопи были воплощенной жаждой любви. Объятые пылким желанием встретиться с Кришной, гопи отринули всякий страх потерять репутацию целомудренных девушек. Юные гопи с раскачивающимися серьгами в ушах были неотразимо прекрасны, спеша на встречу с Кришной по лесным тропинкам. Все их мысли были целиком сосредоточены на объекте их желаний. Устремляясь на звуки флейты, они напоминали золотистые лучи света, дрожащие на ветру, или языки пламени, рассеивающие тьму леса.

Среди множества враджа-гопи, спешивших на танец-раса, были садхана-сиддхи-гопи (шрути-чари и муни-чари). Эти гопи, послушные своим родителям, ежедневно выполняли обязанности по дому: готовили, доили коров, носили воду, взбивали масло и т.д. Но когда они услышали песню флейты Кришны, то сразу же побросали свои дела и побежали к Говинде. Волшебное пение флейты заставило их, словно лететь по небу на крыльях любви. Некоторые гопи оставили вариться рис на плите и, забыв обо всем, помчались без оглядки на зов Кришны. Другие гопи внезапно прервали беседу со своими родными и опрометью бросились в лес. Иные лотосоокие гопи, кормящие в это время молоком детей замужних гопи, отложили их на пол и стрелой помчались на встречу со своим возлюбленным.

Муни-чари-гопи, прежде бывшие мудрецами Дандакараньи, испытывали к Кришне чувства тайной любви (паракия-бхаву). Даже в присутствие

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн