Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

поклоняется Мне, и не проявляю сострадания к равнодушным. Поэтому ваши первые два утверждения неприменимы ко Мне. Я также не принадлежу к четырем типам людей, которых Я только что описал, отвечая на ваше третье утверждение. Я также не отношусь к атма-рамам, полностью самоудовлетворенным и поглощенным медитацией, поскольку Меня привлекают ваши беседы. Я также не апта-ками, отрешившийся от желаний, и не гуру-друха, жестокий человек, бессердечный к тем, кто благожелателен ко Мне. Следовательно, Я не принадлежу к акрита-гьяни, неблагодарным личностям.

Если вы хотите узнать, по какой причине Я не ответил вам взаимностью, когда вы поклонялись Мне, тогда слушайте Меня внимательно и вечно храните эту тайну в своих нежных сердцах. Я не отвечаю сразу взаимностью и не являюсь немедленно к Моим преданным только ради того, чтобы усилить их любовь ко Мне. Как бедняк, нашедший несметные богатства и внезапно лишившийся их, не может думать больше ни о чем другом, кроме утерянных сокровищ, так и преданные, потеряв Меня, постоянно думают обо Мне. Поэтому их любовь ко Мне многократно возрастает.

Как лотос расцветает под лучами солнца, так гопи расцвели от этих слов Кришны. Связанные любовью Говинды, увенчанного цветочной гирляндой, лотосоокие гопи с ясными лицами стояли там, забыв о своей боли.

Кришна сказал:

— О лотосоокие гопи! То, что вы говорили, говорят обычные люди. Но Я не считаю вас таковыми, ибо вы достойны всеобщего поклонения. Что может быть выше, чем любовь, которую вы питаете ко Мне, Верховной Личности Бога? Любовь ко Мне — это высшее и конечное совершенство, подобно тому как конечный продукт сахарного тростника — кристаллизованный сахар. Даже скрытый от вашего взора, Я всегда находился рядом с вами. Если бы это было не так, вы бы легко расстались с жизнью, которую так хотели оставить. Пожалуйста, простите Меня, если Мое поведение причинило вам страдания. Если иногда туча появляется без молний, это не означает, что теперь молнии будут пренебрегать тучей. Иногда препятствия, воздвигнутые любимым, создают наиболее благоприятную атмосферу для возлюбленной. Хотя от знойных лучей солнца проступает испарина, лотосы всегда чувствуют блаженство, подставляя свои лепестки жаркому солнцу.

Так Кришна объяснил Свое поведение и умело оправдал собственное поражение. Затем сдавленным голосом Кришна изрек высшую истину:

— О гопи! Я не способен оплатить вам долг за вашу безупречную любовь даже за миллионы жизней Брахмы. Поэтому пусть ваши славные деяния и служение будут вам высшей наградой.

Глава двадцатая

Танец-раса

Боль, терзающая сердца удачливых гопи, которые были самой жизнью Кришны, окончательно утихла. Принимая сердцем нектарные слова, текущие с луноподобных уст Кришны, гопи почти обезумели от блаженства, когда ласкали Его своими трепещущими руками. Они жаждали вкусить наслаждений со своим прекрасным возлюбленным. Неотразимо пленительный облик Кришны, затмевающий красоту миллионов Купидонов, явил непрерывный праздник для глаз гопи. Затем чародей всего творения начал Свои игры танца-раса, желая затопить сердца гопи безграничным блаженством. Кришна захотел, чтобы гопи исполнили приносящий радость танец халлисака, явив свои таланты и умение (индивидуальные вкусы). Бхарата Муни, знаток театрального искусства, описывает халлисаку как круговой танец (хоровод), в котором девушки танцуют, положив руки друг другу на плечи.

Желая насладиться этим танцем, Кришна обратился к Своим возлюбленным гопи, напоминавшим драгоценные знамена:

— Мои дорогие гопи! В вашем присутствие Я испытываю огромное счастье. Посмотрите на этот просторный сияющий берег Ямуны, созданный ею для удовольствий. Он подобен возделанному полю, где нет никаких камней и гальки, и сияет, словно камфара. Хотя вас много, встаньте так, чтобы образовался круг.

На это гопи ответили:

— Если мы встанем в круг, то Ты отдалишься от нас. При одной только мысли об этом нас бросает в дрожь. Если Ты будешь далеко от нас, мы не вынесем этого и лишимся радости.

Кришна уверил гопи:

— Не волнуйтесь, просто исполните Мою просьбу. Хотя Я буду вместе с Радхикой в центре круга, Я также останусь с каждой из вас, кружащейся в танце.

Как только сомнения гопи были рассеяны, они преисполнились предвкушения, мысленно рисуя веселый праздник любви. В великом счастье они взялись за руки и образовали круг, в центре которого стоял их возлюбленный. Их тела, казалось, слились в единую форму, необъятной гирляндой раскинувшейся на берегу, словно круглые волны в океане лунного света. Этот круг очаровательных женщин напоминал золотую сеть, закинутую в океане пылкой любви, чтобы изловить рыбу ума Кришны на наживку спелых плодов тумби (их грудей). Круг танца-раса походил на крепость из лунного света, увенчанную черными флагами их покачивающихся кос и украшенную золотыми кувшинами, отражающими дивные луны их лиц. Круг танца-раса напоминал огромную серьгу, сверкающую в ухе богини Земли, или золотой браслет озера Манасоттара, опоясывающий гору Сумеру (Кришну), или гигантское кольцо вокруг полной луны Кришны. Он казался гончарным кругом, вращающимся от прикосновения искусного гончара-Купидона, или круглой рощей золотых лиан желаний, сияющих росинками пота и неожиданно выросших без всякой причины на камфарно-песочном берегу Ямуны.

Как в литературном произведении есть благоприятные построения, называемые сарватобхадра, так всё благоприятное сопровождало танец-раса. Как стихи, сложенные искусным поэтом, можно читать вперед и в обратном направлении, так круг танца-раса вращался то в одну, то в другую сторону. Как поэзия течет ровным слогом, так танец-раса протекал беспрепятственно в полной гармонии. Как поэма может быть написана одновременно на родном языке и санскрите, так в танце-раса присутствовали одновременно красота и изящество. Как поэзия украшена игрой слов, соединяющих два значения в один звук, так жаркие объятия украшали танец-раса. Как в поэзии

используются красивые выражения, так во время танца-раса гопи надевали красивые украшения, чтобы подчеркнуть различные движения своих рук и стоп. Как поэзия переливается многообразием повторяющихся рифм, так в танце-раса Кришна явил Себя в многочисленных формах. Как поэзия плавно льется длинными и короткими ритмами, так танец-раса протекал то медленным, то быстрым темпом с останавливающимися движениями. Как черный зрачок танцует в центре глаза, подобно этому Кришна танцевал в самом центре танца-раса.

Йогамайя незримо для всех меняла украшения и одежды гопи, безукоризненно подходящие для разных настроений раса-лилы. Даже Сам не зная почему, Кришна чувствовал чрезвычайное влечение к гопи. Просто посмотрите, как искусная Йогамайя удовлетворяла Кришну!

В самом начале танца дочь Вришабхану явила Свою славу и красоту. Подталкиваемая гопи, Радха подошла к Кришне, стоящему в самом центре круга. Стоя в изумлении, Радхика омылась в блаженстве, наблюдая за танцем искусных гопи.

Боясь, что они слишком растянули круг, гопи снова сомкнули его. Как в поэзии бывают растянутые стихотворные формы, так и гопи, заметив, что круг растянулся, замкнули руки на плечах друг у друга, чтобы не было пробела между ними. Затем Кришна, Расика-раджа, покинул центр круга и встал между каждыми двумя гопи. Положив руки на плечи гопи, Кришна начал танцевать с ними, изгибаясь в очаровательных позах.

Находясь между каждыми двумя гопи, Кришна сначала стоял лицом к лицу к ним, а затем заходил к ним со спины и кружился, держа их за шею лотосными руками. Благодаря этому круг танца-раса казался театральной сценой, где вращают, изгибают, переворачивают и крутят зигзагами горящие факелы. Танцующие движения Кришны очаровали гопи и пробудили в них желание близкого общения с Ним.

Положа руки на левое и правое плечи двух гопи, Кришна обнимал их, кружась с ними в быстром танце. Создавая

пространство между двумя гопи, которых Он обнимал, Кришна перемещался и вставал позади них. Затем, убрав руку с плеча одной гопи и держась за плечо другой, Он делал круговое движение и снова поворачивался к ним лицом. Так продолжался наполненный радостью и весельем танец-раса. Зигзагообразными движениями Кришна быстро обходил вокруг каждой гопи и обнимал их спереди и сзади. Изящный танец любви Кришны вызвал восторг у Его возлюбленных гопи и в других живых существах.

Охваченные нетерпением увидеть танец-раса, бесчисленные полубоги и их жены столпились в небе, сойдя со своих виманов, которые напоминали планеты, сверкающие на небосводе. Горизонт казался залом собраний, где присутствовали чараны, киннары, сиддхи, садхьи, гандхарвы и видьядхары. Полубоги играли на музыкальных инструментах радостные мелодии, чтобы усилить наслаждение Радхи и Кришны. Они аккомпанировали танцу-раса игрой на барабанах мураджа, имеющих форму поэмы с таким же названием. Они били в мриданги, сделанные из чистой глины без добавления иных ингредиентов, и звонили в маленькие цимбалы (панавы), издающие звук, как при обмене монет (пана) во время продажи и купли товара на рыночной площади. Барабанщики держали в тесных объятиях (алинга) барабаны алингья. Они играли на сверкающих барабанах анкья, подходящих для разных театральных действий. Барабаны анакадундубхи были достойны прославлять Анакадундубхи (Васудеву) из династии Яду. Многочисленные струнные инструменты, такие как вина (витата), звучали (витата) в небе. Духовые инструменты (суширам) имели иглоподобные отверстия (сасуширам), а особые барабаны (анаддха) были перевязаны (санаддхам) нитями драгоценных камней.

Небесные музыканты сыпали с неба множество цветов, что пчелам казалось будто это были окрасившиеся каджалом слезы богини небес. С поднявшимися волосками на теле гандхарвы воспевали славу сына Яшоды. Ритмические звуки ножных и ручных браслетов Кришны и гопи лились нектаром в уши деватов, привыкших пить амброзию, и избавили их от всех других желании.

Кришна погрузился в безграничное блаженство, быстро кружась вокруг и между каждых двух гопи и при этом обнимая их. Когда круг гопи соединялся с темным телом Кришны, это зрелище превосходило красотой соединения лунного света и тьмы, молнии и грозовой тучи, цветка чампаки и голубого лотоса, золота и сапфира.

Прекратив зигзагообразные движения, они начали вращаться в центре круга. Во время этого танца вуали гопи шелестели, серьги раскачивались на их щеках, коралловые ожерелья игриво прыгали на их шеях, а браслеты, пояса на талиях и ножные колокольчики обворожительно звенели. Гопи сверкали, подобно молниям, изливая волны света на вселенское грозовое облако (Кришну), кружащееся в блаженном танце.

Затем произошло нечто поразительное. Сузив круг, Кришна танцевал вместе с Радхой в самом центре, а потом Он снова расширил круг и принялся танцевать с другими гопи. Наслаждаясь этой игрой, Кришна казался не нанизанным на нить движущимся сапфирным ожерельем в драгоценном ларце гопи.

Вдохновленные зрелищем веселья и радости, богини танца, пения и музыки, желая танцевать как счастливые гопи, появились на арене танца-раса. Божества музыки и танца достигли совершенства в этих искусствах после долгой практики. Учителя музыки и танца в блаженстве поклоняются этим божествам. Затем там появились божества мудр, помогающие в танце изображать различные позы и движения рук. Пока гопи под музыку пели и танцевали, они показывали различные мудры и красивые позы.

Мудрами и мимикой передают настроение и рассказывают истории в театральных и музыкальных сценах. В следующем списке сначала дается название мудры, а затем ее объяснение с метафорой. Во

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн