Скачать:PDFTXT
Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура

время танца-раса гопи изображали все эти мудры, показывая свои различные настроения.

1) Патака-мудра (флаг): флаг, реющий над дворцом богача.

2) Трипатака (три знамени): дым с жертвенной арены, знамя жертвоприношения.

3) Хамса-маштака (голова лебедя): нежный лотосный стебель, к которому прикасается лебедь.

4) Картари-мукха (бетелевые ножницы): изогнутые лезвия, подобные тонкому полумесяцу на второй день после темной луны.

5) Шука-тундака (голова попугая): сияющий цветок палаша, напоминающий клюв попугая.

6) Сандамша: щипцы, растягивающие нити расплавленного золота.

7) Кхатака-мукха (недоверчивое лицо): Шива, держащий в руках кхатаку (музыкальный инструмент).

8) Падма-коша (бутон лотоса): лотос с кружащими над ним пчелами.

9) Ахитунда-мудра: заклинатель змей, искусно держащий змею за голову.

10) Шучи-мукха (булавочная головка): булавочная головка в швейной лавке.

11) Мрига-ширшака (голова оленя): созвездие мрига-ширша во время стояния полной луны в зимний месяц.

12) Ардха-чандра (полумесяц): луна на восьмой день.

Поблагодарив полубогов, олицетворяющих мудры, богини

искусств приветствовали божеств, олицетворяющих песни и раги. Там присутствовали деваты различных стилей прабандха и дхрува, различные тембры голоса, такие как харивиласа, сварартха вместе с ритмами чаччатпута, чаччапута, хамсалила (ритм лебедя), гаджалила (ритм слона), симхананда (ритм льва), а также экатали, рупака, пратимантха, нисару, яти, трипута-адука и ади-тала.

Божества музыки южного и западного стилей (тайланга) присутствовали там вместе с олицетворенными рагами малара, маллара, бхайрава, кедара, ната, каранта, камода, сама, десага, гандхара, бангала и васанта, а также рагини гуджари, бахула-гуджари, барати, десика, бхайрави, велавали, рамкири, дханасика, шри, пали, гори, тоди, гондакири и кальяника.

Они приветствовали богиню пения и полубогов поэзии и музыки, семь нот (свара), двадцать одну убывающую ноту (мурччхана), три шкалы (грама), восемнадцать шкал (джати) и двадцать два микротона нот (шрути). Там были божества четырех видов музыкальных инструментов: духовые — флейты вамши, муралика, павика и упанга; струнные — вина, махати, кавиласика, випанчи, свара-мандалика, каччапи, рудравина и киннари; ударные — мриду, мриданга, дамару и дампха; и звенящие, такие как цимбалы.

Были там божества различных музыкальных темпов: быстрых, медленных и средних, а также божества, отвечающие за танцевальные позы. Среди них появились деваты свармандалика, випанчика, махати, рупавати, держа в руках лютни и тампуры. Божественные певцы и музыканты с барабанами, винами, флейтами и цимбалами появились там. Все эти деваты, воплощенные виды искусства и ведической музыки, прибыли на раса-лилу с улыбающимися лицами и изумленными взглядами.

Лучшие танцоры собрались там, показывая свое искусство в импровизированном и чистом стилях. Они являли тайное мастерство тончайшей музыки и изящных движений, подобно человеку, который превращает обычные слова в песню. Есть два вида песен: марта (песня, танец и музыка в соответствие с правилами, данными Брахмой) и деши (местный). Существует тридцать четыре марги и сорок видов песен деши. Самый известный в музыке бой (бол) — чанчапута. Бои (болы) звучат наиболее привлекательно так: тхая татха-татха-тхая, татха-тат-ха-тхая-татхат-ти-татха-тхая, тхая-татха-татха-тхая, тхага-тха-га-тхага-тат-титха-дигана-тхаи. Игроки на караталах следовали этому бою. Играя на караталах вверх, вниз, влево и вправо, они красиво пели восемь нот. Несмотря на то, что существуют только восемь нот, они играли в различных тонах (лагху, гуру, плуто, драт и вираго), иногда с болом, а иногда без него.

Когда барабанщики забили в барабаны, оглашая все вокруг, их губы растянулись в улыбке, а горло подрагивало. Небесные певицы, слушая искусный бой мриданг и других ударных инструментов, задрожали от восторга. Семь нот зазвучали во всей своей красе и гармонии в четырех тональностях: анувади, вивади, вади и самвади. Вади подобна царю; она часто используется и раскрывает сварупу или суть раги. Самвади действует подобно пятой ноте и сравнивается с министром. Любая из других четырех нот может быть вивади или противоположной. Остальные ноты раги называются анувади, последователи царского министра.

Свары состоят из шрути, которых насчитывается двадцать две: это тивра, кумудвати и так далее. Вместе они создают три вида грам (гамм): саджа, мадхьяма и гандхара. Когда свара (мелодия) постепенно переходит в рагу, она называется мурччхана (переходящая или убывающая нота). Рага развивается благодаря мурччхане. Насчитывается двадцать одна мурччхана (семь свар составляют три гаммы), такие как ашпанчама, родри и пр. Все эти мурччханы проявились во время раса-лилы.

Звучание мурччхан по восходящей называется тана. Существует сорок одна тана (тональностей нот). Из них появляются минорные таны, которых невозможно сосчитать. В раса-лиле звучало триста тысяч тан. Джати — это прототип paг. Насчитывается семь главных джати и одиннадцать второстепенных; их общая численность восемнадцать. И хотя их только восемнадцать, в танце-раса проявилось семнадцать тысяч девятьсот джати.

Существуют три вида изначальных paг, проявляющихся в пятидесяти типах. В танце-раса звучали многие типы paг. Есть шесть главных paг, такие как шри и васанта, и тридцать шесть рагини (их жены) или вторичные формы, как мала, шри и тоди. Безграничное разнообразие paг и рагини возникает при смешении этих форм.

Для того чтобы исполнять шрути, джати, мурччханы и пятнадцать гамаков (трелей или переливающихся мелодий), Брахма утвердил постоянные и меняющиеся звуки на вине. Звучание вин соизмерялось с высотой голосов гопи и удивляло точностью звучания в унисон. Гордые своей способностью под-

вергнуть испытанию высоту голоса, вины вступили в состязание с гопи. Гопи пели песню под названием шуддха-прабандха. Известно восемь видов шуддха: ади, яти, нисару, адда, трипута, джхампака, мантхака и экатали. Затем гопи спели песни дхрува и мантха в стиле шалага-шуддха, используя различные неравномерные бои. Они также исполнили песни прабандха.

Ритмично отбивая стопами бой: тхая тхая татха татха тхая тхая тхая-тигара та-тхая, гопи танцевали с воздетыми руками, передвигаясь по кругу то влево, то вправо. Для усиления блаженства во время танца гопи сопровождали свое пение, показывая различные мудры. Изящно изгибая шеи, они поворачивали головы то вправо, то влево и глазами, полными любви, неотрывно смотрели на Кришну.

Подняв высоко руки и звеня браслетами, гопи кружились в танце с быстротой молнии и не могли остановиться от переполнявшего их восторга. С нанизанными на нить красоты Кришны сердцами, гопи безукоризненно и непрерывно танцевали, переставляя стопы влево и вправо. Ритмично отбивая стопами бой: дхи дхидхи дхита дхидхи, они синхронно раскачивались из стороны в сторону, звеня ножными колокольчиками. В это время вуали соскользнули с их грудей, обнажив их тонкие талии, которые, казалось, вот-вот сломаются пополам. Но они бесстрашно раскачивались в радостном танце, изящно взмахивая руками.

Музыканты, играющие на флейтах и винах, а также певицы плясали, отбивая стопами четкие ритмы. Мридангисты громко играли и танцевали им в унисон. Их звуки были подобно нитям, привязанным к телам танцующих гопи. Когда Кришна поворачивался влево, двигаясь по кругу танца-раса, гопи поворачивались вправо, а когда Кришна поворачивался вправо, гопи поворачивались влево. Исполняя такой необычный танец, гопи с золотистыми телами и сапфирного цвета Кришна казались фигурами,

освещенными движущейся лампой, которые бросали тени то с одной, то с другой стороны, постоянно меняя положение.

Музыканты, стоящие за кругом танца, помогали развлечениям Господа, играя в такт танцующим гопи. Гопи пели песни о сладости Кришны, олицетворении нектарных наслаждений. В ответ Кришна пел о красоте луны, дарующей этой ночью блаженство. Под нежную рагини гопи пели о том, что лик Кришны — обитель сладости.

Когда темп ускорялся и гопи сильнее отбивали стопами ритм, капельки пота скатывались с их лотосных стоп на песок, подобно жидкому мёду. И поразительным было то, что в их неистовом танце не было даже облачка пыли. Отражение танцующего Кришны ложилось на тилаки покачивающихся лиц гопи и раскачивалось в ритм их танцу. И, казалось, гопи говорили этому отражению Кришны:

— О искусный танцор, Твой танец не идет ни в какое сравнение с блистательным танцем гопи в кругу раса-лилы.

В конце танца все лотосоокие гопи заключили Кришну в объятия. Дрожа от экстаза, они запели громкими голосами красивую рагу, выражая свое горячее желание. Услышав эту рагу, деваты, олицетворяющие музыкальное искусство, попадали в обморок. Одна гопи, присоединившись к пению Кришны, виртуозно исполнила мелодию в музыкальной гамме гандхарва с подходящими нотами докати, шрути и гамака. Кришна, удовлетворенный ее пением, воскликнул: «Превосходно! Превосходно!» Она доставила удовольствие Кришне, спев семь нот в гамме, украшенной двадцатью двумя шрути, с вступительным пассажем (алапом).

Слушая бой мриданг: та дхик та дхик, танцоры с небесных планет в такт качали головой и хлопали в ладоши, упиваясь сладостью этого звука. Гопи танцевали и играли на разных инструментах. Испытывая неодолимое влечение к Радхике, Мукунда, переполняемый блаженством и гордостью, исполнял сольный танец, являя Свою вечную природу олицетворенной расы. Увенчанный павлиньим пером, Мукунда затапливал танец-раса ливнем нектара премы, заключив Радхику в Свои объятия. Кришна казался деревом тамала в объятиях золотой лианы, грозовой тучей в ослепительной вспышке молнии или лекарственным снадобьем, приготовленным самой богиней веселья, чтобы окутать всё радостью и рассеять всю скорбь.

Околдовывающая красота Кришны в пух и прах разбивала гордость миллионов богов любви и, подобно магниту, притягивала к себе цветочные стрелы Купидона. Гопи, глядя на Радхику, танцующую с Кришной, хотели поддержать Ее восхитительный танец, но не смогли подыграть, подпеть или повторить Ее изящные движения.

Танец и пение Радхики не были ни следствием практики, ни умением танцевать и петь, ни частью воодушевления или таланта. Это было проявлением Ее совершенных качеств, вечно присущих Ей. Совершенство Радхики бесконечно превосходило всех прославленных женщин творения. Искусство танца и пения Урваши даже приблизительно не могло сравниться с Радхой. Что уж говорить о других апсарах, которые чувствовали великое смущение перед искусностью Радхики. Жены чаранов, сравнивая себя с Радхикой, от стыда отступили вглубь леса, жены сиддхов присмирели, а жены гандхарвов от неловкости не знали куда деваться. Восхищаясь, насколько удачлив Кришна, что завоевал любовь Радхи и имеет счастье любить Ее, жены полубогов и мудрецов сыпали с небес цветы.

Ликуя от счастья и восторга, опьяненные чувством взаимной любви, Радха и Кришна, желая превзойти друг друга, запели алапу (вводную часть) с первой ноты (граха) по шестую. Они пропели все ноты по восходящей шкале и убывающей с гамака (трелью или вибрацией в голосе) и этим усилили сладость расы, жажду пения и танцев и сгустили блаженство. Их пение бесконечно уходило за пределы искусства материального мира.

Как ритмы плавно убывают в конце песни, так Кришна, заканчивая петь с последней нотой (ньяса), плавно протянул Свою лотосную руку, желая коснуться (ньяса) груди Радхики. В душе довольная шутливым поведением Кришны, Радхика притворилась разгневанной и отстранила руку Кришны Своей лотосной левой рукой.

Кришна очаровал всех гопи сладостью Своего лица и широкой игривой улыбкой, которые усиливали в них бескорыстную любовь к Нему. Хотя сердце Кришны было переполнено желанием супружеской любви, Он все же продолжал танцевать, покачивая головой. Иногда Кришна выходил из круга и танцевал с женщинами племени Абхира, стоящими неподалеку, а затем Он возвращался в центр круга и танцевал с Радхой.

Насладившись танцами, Кришна захотел

Скачать:PDFTXT

Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать бесплатно, Ананда Вриндавана Чампу. Кави Карнапура Вайшнавизм читать онлайн