Скачать:TXTPDF
Чайтанья-Бхагавата ади-кханда «Облако нектара». Вриндаван Дас Тхакур

друзьям. Они обнимались и хохоча обсуждали, как Нимай избежал взбучки. Затем они снова принялись за прежнее.

Игры Господа Вайкунгхи Шри Вишвамбхары радовали каждого, но из-за йогамайи, духовной энергии Всевышнего Господа, никто не мог в полной мере понять их.

Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда Чандра Прабху — мои жизнь и душа. Я, Вриндаван дас, подношу эту песнь Их нежным, как цветы лотоса, стопам.

Глава седьмая

Санньяса Шри Вишварупы

Слава, слава Господу Гаурачандре, Высшему Повелителю всего сущего! Слава Шри Вишвамбхаре и Его спутникам! Где границы славы сына Шри Джаганнатхи Мишры и Шачиматы?! Он — сама жизнь предавшихся Ему душ!

О Господь Вишвамбхара, одним лишь Своим взглядом Ты можешь даровать спасение, так благослови же Своим взором и нас.

Нет ничего слаще ади-кханды, описывающей детские игры Всевышнего Господа.

Господь Гаурасундара играл роль непоседы-ребенка, но даже в Своих детских играх Он побуждал жителей Навадвипа-дхамы служить Господу. Неугомонный Нимай снова и снова устраивал всевозможные шалости. Хотя мать журила сына, Он не обращал на ее слова ни малейшего внимания; напротив, Он начинал озорничать еще больше.

Бывало, Он с большим удовольствием ломал и портил все, до чего Ему удавалось дотянуться в доме. Никакие наставления старших не имели над ним силы. У родителей порой опускались руки, а Нимай, довольный Своей свободой, творил, что хотел.

Господь никого не боялся: ни отца, ни мать. Однако в присутствии Своего старшего брата, Вишварупы, Он притихал и игадовил- ся послушным.

Шри Вишварупа как и Вишвамбхара, был Самим Всевышним Господом, сокровищницей божественных качеств. С самого детства Он не питал интереса ни к чему мирскому.

Вишварупа говорил лишь о преданном служении Всевышнему Господу, провозглашая его сутью писаний, и никто не мог опровергнуть его доводов. Вишварупа не желал и слушать ни о чем, кроме бхакти. чистой преданности Господу.

Не только слух и речь Вишварупы были заняты Кришна- катхой, но и мысли Его всегда находились у стоп Господа Кришны. С каждым днем Он становился все более и более безразличным к мирской жизни.

Наблюдая за необычным поведением Нимая, Вишварупа размышлял:

Похоже, с нами живет непростой человек. Его красота и неординарное поведение наводят меня на мысль о том, что Он ншсго иной, как Сам Бала-Гопал. Он может делать то, что обычному человеку не под силу, и потому’, мне кажется, что Он — Сам Шри Кришна, снова вошюгавшийся на Земле». Некоторое время Он раздумывал над этим, однако, никому не открывал Своих мыслей.

Вишварупу можно было найти лишь там, где вайшнавы беседовали о Кришне, а его служение отличала безграничная преданность Господу. Вайшнавы равнодушны к преходящим материальным благам; для мирского же человека его деньги, дети, образование и прочее — единственная отрада жизни. Преданное служение таких людей не интересовало. Они даже сочинили песенку и, завидев вайшна- ва,туг же начинали напевать ее:

Эй, отшельники, аскеты, жены, верные мужьям!

Бросьте глупые обеты, все равно все будем там!

Вон вы лезете из кожи, Богу вашему служа.

Что же Бог вам не поможет, не подкинет вам деньжат?

Раз ни золота, ни власти ваш Господь не может дать, Понапрасну’ не горланьте, не мешайте Ему спать!

Вайшнавам бьшо искренне жаль атеистов, не имеющих ни малейшего представления о служении Кришне. Они видели, как люди горят в огне материализма. Киртан был большой редкостью. Если кто-то и читал лекцию по Бхагавад-гите или Шримад-Бхагаватам, то в ней ничего не говорилось об истинной сути этих писаний — преданном служении Господу Кришне. Учителя прокладывали себе дорогу в ад, искажая смысл Вед. Сердце Вишварупы сжималось, когда Он видел, что никто не прославляет Его дорогого Кришначандру- Шри Адвайта Ачарья Прабху и другие вайшнавы также скорбели о судьбе неудачников, страдающих от собственного неведения. Общество все больше и больше погружалось в материализм, и Вишварупа, чувствуя Себя подавленным, начал думать о том, чтобы уйти в лес.

Каждое утро, после омовения в Ганге, Шри Вишварупа шел к дому Шри Адвайты Ачарьи Прабху. Когда Вишварупа начинал говорить о том, чт о преданное служение Господу — цель изучения писаний, Адвайта Ачарья рычал от восторга.

Он забрасывал все свои дела, просто чтобы посидеть с Вишва- рупой и послушать его. «Хари! Хари!» — радостно восклицали вайшнавы, когда Вишварупа начинал объяснять славу Святого имени. Печаль преданных смывал полноводный поток нектара славы Господа. В такие минуты никому из них не хотелось расставаться с Вишварупой; Вишварупа тоже не хотел и думать о разлуке с вайшнавами.

Однажды, закончив готовить, Шачимата попросила Шри Вишвамбхару позвать старшего брата домой обедать. Нимай побежал к дому Шри Адвайты Ачарьи, где вайшнавы в это время обсуждали кришна-лилу — игры Кришны. Шри Гаурасундара, Сам Господь Кришна, обрадовался, услышав, что вайшнавы говорят о Нем, и, желая явить им Свою милость, вошел в дом.

Каждая линия тела Господа, казалось, была сама красота; сияние миллионов и миллионов лун меркло перед сверканием лишь одного из ногтей на пальцах Господа, С обнаженным торсом, покрытый пылью Вишвамбхара улыбнулся и обратился к старшему брату: «Пойдем обедать; мама тебя зовет». Он взялся за дхоти Вишварупы, и они вместе пошли домой.

Очарованные красотой Вишвамбхары вайшнавы погрузились в состояние транса и продолжали смотреть Ему вслед, не в силах и шелохнуться. Погрузившись в медитацию, они наслаждались экстазом любви к Богу и более не могли вымолвить ни слова Трудно самими понять, как Господь пленял сердца Своих преданных, но тайна открывается на страницах Шримад-Бхагаватам Шукадевы Госвами.

В предыдущую югу Шри Гаурасундара приходил в образе Кришны. Вместе со Своими друзьями он заходил в дома жителей Гокулы, баловался и проказничал там. Гопи — женщины-пастушки, жившие в Гокуле, — любили маленького Кришну больше, чем своих собственных сыновей. Они не осознавали, что КришнаВсевышний Господь, но сердца их льнули к Нему.

Потрясенный исчерпывающими ответами Шукадевы на свои вопросы царь Парикшит слушал его рассказ с неослабевающим вни- вниманием. «О Шукадева Госвами, то, что ты сейчас открыл мне, раньше не было известно ни одному существу во Вселенной. Гопи любили Кришну, чужого сына, больше, чем своих собственных детей».

Шрила Шукадева Госвами ответил: «О раджа, Всевышний Господьсамый близкий друг каждого, Он — Сверхдуша, живущая в сердце вместе с самим живым существом. Лишь присутствие этих двоих делает материальное тело привлекательным и ценным. Когда душа покидает тело сына, жены или другого родственника, домочадцы хотят поскорее вынести труп из дома. Сверхдуша — вот источник жизни в теле. Шри Нанда-нандана, Кришна, быт Самой Сверхдушой и потому мог увлечь умы гопи. Неверующие же, не понимая этой истины, привязываются к бренному’ телу, думая, что оно

объект их влечения».

Господь Кришна жил и в сердце Камсы и других подобных демонов. Но они, в отличие от гопи, испытывали к Нему зависть и враждебность. Их грехи застилали им глаза. Разве могут те, кто болен желтухой, ощутить сладость леденца? Для них он горек на вкус, но это горечь не сахара, а их болезни. Г осподь Чайтанья, Всевышний Господь — вот сладость всего сладкого.

Каждый, кто жил в Навадвипе, видел Его, но только вайшнавы могли Его понять. Бродя по Навадвипе, Нимай совершал чудеса, пленяя сердца людей. И в тот день, когда Нимай пришел за Своим братом, Он очаровал вайшнавов. Благородный Адвайта Махашая подумал: «Этот мальчик — непростой ребенок, в этом не может быть никаких сомнений».

Я не способен постичь внутренний мир этого мальчика, — сказал Адвайта гостям.

Другие вайшнавы тоже не могли сдержать своего восхищения Его редкой красотой.

Быстро пообедав, Шри Вишварупа снова вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи. Вишварупа был безразличен к наслаждениям этого мира; лишь Святое имя Господа Кришны было Его отрадой. Дома Он любил подолгу сидеть в вишну-грихе, комнате, отведенной для шалаграма-шияы. Он даже не мог представить Себя семейным человеком. И когда Он узнал, что родители собираются Его женить, Он помрачнел и лишь утвердился в своем желании уйти из дома.

Только Сам Всевышний знает о Своих намерениях. Через несколько дней неожиданно для всех Шри Вишварупа принял саннья- су и ушел в неизвестном направлении. Его новое имя было Шри Шанкараранья, позже оно станет известным во всей вселенной. Так лучший из вайшнавов встал на путь вечности.

Уход Шри Вишварупы пронзил сердца Шачиматы и Шри Мишры острой болью. Не остались безучастными и другие родственники. Шри Вишвамбхара, не в силах вынести разлуку со Своим братом, упал на землю без сознания. Как описать горе, охватившее обитателей дома Шри Мишры?!

Шри Адвайта Ачарья Прабху и другие не скрывали слез, переживая разлуку со Шри Вишварупой. Да и кто в Надии не огорчился бы, узнав о принятии юношей санньясы?! Сердца Шачиматы и Шри Мишры терзала горечь разлуки, и они день и ночь, как в бреду, звали Вишварупу, выкрикивая Его имя.

Друзья и родственники пытались смягчить безутешное горе родителей.

Дорогой Мишра, пожалуйста, успокойся, — говорили они. — К чему эта печаль? Махатма стал твоим сыном, и сейчас он даровал освобождение всей твоей семье.

Если кто-то из семьи принимает санньясу, то перед ее бесчисленными поколениями распахиваются врата Вайкунтхи. Поступок, совершенный твоим сыном,- вершина познания. Прими наши искренние поздравления.

И соседи обнимали опечаленных родителей.

— Теперь надежда вашей семьи — Вишвамбхара. Он продолжит ваш род и избавит вас от скорби. Если есть один такой сын, как Он, то зачем же другие?

Как ни старались друзья и родственники убедить Шри Мишру в том, что на его долю выпала огромная удача, он был безутешен. Мишра Махашая пытался забыть о своем горе, но при одной мысли об ушедшем сыне снова погружался в скорбь.

Никогда не знаешь наверняка, останутся с тобой дети или нет, — уныло начал уговаривать себя Шри Мишра.

— Бог дал мне этого сына, и Он же забрал его. Человек

предполагает, а Господь располагает. Поэтому, о Господь Кришна, Господин мой, повелевай своим слугой как пожелаешь. Все, что у меня есть — Твое, и Ты — мое единственное прибежище.

Сказав это, Мишра Махашая почувствовал облегчение, собрался с силами и принял происходящее как волю судьбы, что немного успокоило его мятущийся ум.

Шри Вишварупа, который не отличался от Господа Нитьянан- ды, изначального Санкаршаны, покинул дом и стал отшельником. Всякий, кто слушает о том, как Шри Вишварупа стал санньяси, освобождается из пут кармы и обретает преданное служение Господу Кришне.

У вайшнавов это событие вызывало смешанные чувства. С одной стороны, они радовались за Вишварупу, но с другой — их очень огорчало то, что они потеряли Его общество.

Гобподь Кришна увел от нас святого вайшнава, — говорили они. — Помните, как мы проводили время со Шри Вишва- рупой, в беседах о Господе? Где Он теперь? Не пойти ли нам

Скачать:TXTPDF

Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать онлайн