Скачать:TXTPDF
Чайтанья-Бхагавата ади-кханда «Облако нектара». Вриндаван Дас Тхакур

за ним, чтобы не видеть лиц неверующих. Общество опускается все ниже и ниже, моральные ценности утрачиваются, а оскорбления Господа и вайшнавов стали обычным делом. Никто не поет Святое имя Господа Кришны; если же мы пытаемся рассказать кому-то о пути чистого преданного служения, он только смеется над нашими словами. День и ночь потакая своим ненасытным чувствам, люди идут в ад. Они не видят смысла в поклонении Господу Кришне и не верят, что так можно обрести счастье. Их цельденьги, и они осмеивают тех, кто живет на подаяния. Они думают, что служение Вишну — удел нищих и страждущих.

Тяжело было у преданных на душе, но Адвайта Махашая утешал их, говоря, что еще не время уходить в лес.

Радость стоит на пороге. Мое сердце трепещет от невыразимого счастья, словно Сам Господь Кришначандра где-то рядом. Не печальтесь, просто пойте Святое имя Господа Кришны и будьте счастливы. Очень скоро возлюбленный Господь явит себя нам. Он будет вершить чудесные деяния,

а вы будете помогать Ему в этом. Когда это произойдет, я, Адвайта, прославлюсь как чистый вайшнав. Нам выпадет огромная удача, которой редко удостаиваются даже Шрила Шукадева Госвами или Махараджа Прахлада.

Воодушевленные словами Шрилы Адвайты Ачарьи Прабху, вайшнавы восторженно запели имя Хари, и сердца их наполнились надеждой счастьем.

Тем временем Господь Гаурасундара был поглошен играми со Своими друзьями. Как только звуки имени Господа Хари донеслись до Его окон, Он тотчас бросился к дому Адвайты. Когда Он появился там, Его спросили:

— Дорогое дитя, что привело Тебя сюда?

— А разве вы не звали Меня? — удивленно спросил Нимай и вместе с друзьями побежал дальше.

Находясь под влиянием божественной иллюзии, вайшнавы не смогли понять смысла слов Господа Вишвамбхары.

С того самого дня, как Шри Вишварупа покинул дом, чтобы стать санньяси, Нимай перестал озорничать. Он все время находился рядом со Своими отцом и матерью, желая смягчить их скорбь. Нимай забросил игры и все свое время посвящал учебе. Услышав какой-либо афоризм лишь раз, Нимай так хорошо запоминал его. что никго не мог повторить его лучше, чем Он. Видя незаурядные способности Нимая, люди говорили: «Воистину, благословенны Шри Мишра и Шачимата».

Встретив Джаганнатху Мишру, они хвалили его:

Дорогой Мишра, ты очень удачлив, у тебя такой одаренный сын. Во всех трех мирах не найти ребенка, который мог бы сравниться с Нимаем. Своим разумом и эрудицией он превосходит даже Шри Брихаспати. По любому вопрос}’ он может сразу же дать свои объяснения, причем никто не способен опровергнуть их, даже если они неправильные.

Слыша об удивительных способностях своего сына, Шачимата была счастлива. Однако у Мишры появились тревожные мысли.

— А если и второй сын не захочет жениться? — сказал Шри Мишра Шачимате. — Помнишь, с каким интересом Вишварупа изучал писания? Боюсь, начитавшись тех же книг-, Нимай тоже поймет, что в материальном мире нет ничего, к чему стоит привязываться. Познав суть всех писаний, наш Вишварупа мудро ушел в лес, отказавшись от жизни в миру. Если Нимай продолжит учебу, то, несомненно, последует его примеру. Нимай — все, что у нас есть; он — наша жизнь, и потерять его равносильно смерти. Нужно немедленно прекратить Его обучение. Пусть он лучше будет неграмотным, но останется с нами.

Но как он сможет зарабатывать на жизнь? — возразила Шачимата. — И потом, кто захочет отдать свою дочь замуж за неуча?

О наивная дочь брахмана, тебе следовало бы знать, что все сущее создано Господом Кришной, покровителем каждого. Господь Вселенной поддерживает все материальное творение и дает каждому все, что ему нужно. Кто сказал тебе, что одних знаний достаточно для того, чтобы иметь все необходимое? Господь Кришна управляет всем: это Он устраивает браки, подбирая невест и женихов. И образованные, и неграмотные женихи находят себе невест. Господь Кришна всемогущ, все зависит от Него. Родословная, образование и прочее — всего лишь подобие реальности. Посмотри на меня — перед тобой живой пример того, о чем я говорю. Я достаточно образован, однако прибавилось ли в нашем доме от этого пищи? Но есть и другие люди, у их дверей толпятся тысячи ученых, хотя сами они даже толком не знают букв алфавита. Следовательно, наше положение зависит не от академической образованности или чего бы то ни было еще, но лишь от Господа Кришны, опоры каждого, и никого другого.

Разве тот, кто никогда не поклонялся Господу Говинде и работал лишь ради жизни в роскоши и комфорте, сможет встретить смерть с улыбкой на лице? Тот же, кто преданно служит Господу Кришне, пусть он и беден, радуется смерти. Где ты видела, чтобы тот, кто полагается лишь на свои материальные познания и богатство, был счастлив? Ты видела среди таких глупцов умиротворенных, бесстрашных людей?

Даже если человек образован, имеет высокое происхождение и баснословно богат, без милости Кришны он не сможет освободиться от страданий материальной жизни. Даже тот, кому доступны любые наслаждения, может по вате рока заболеть неизлечимой болезнью. Из-за страданий его роскошь будет ему не в радость, и жизнь его будет более жалкой, чем лачуга нищего изгоя. Богатствоничто; будущее человека предопределяется не богатством, а волей Господа Кришны. Не беспокойся о том, на что будет жить твой сын. Уверяю тебя, Господь Кришна позаботится о нем. До тех пор, пока в моем теле теплится жизнь, Нимай не узнает горя.

Hama судьба в руках Кришны. Ты — хорошая мать и целомудренная, верная жена; о чем же тебе тревожиться? Уверяю, Нимаю нет нужды учиться. Пусть мой сын останется неграмотным, зато живет с нами.

Приняв такое решение, Шри Мишра позвал сына и объявил:

Нимай, с сегодняшнего дня я освобождаю тебя от занятий. Ты теперь вольная птица. Можешь играть весь день, я тебе все позволяю, только не уходи далеко от дома.

Произнеся эти слова, Шри Мишра ушел по своим делам. Будучи источником вечных религиозных принципов, Шри Гауранга, покорный воле отца, перестал ходить на занятия. Но Он вовсе не был рад тому, что Ему не дают учиться, и в знак протеста придумал вот что.

Когда Всевышний Господь Вишвамбхара понял, что Ему можно больше не учиться, Он снова стал озорничать с соседскими мальчишками. Они забирались к кому-нибудь в дом и начинали там шалить, разбрасывая все, что попадалось под руку. До самой темноты Вишвамбхара не возвращался домой, развлекаясь с другими ребятами Присмотрев днем какой-нибудь сад, ночью они обворовывали его, для маскировки накрывшись одеялом, чтобы их в случае чего приняли за быка. Если их замечали, владелец дома поднимал шум, однако к тому времени, как толпа прибегала ему на помощь, Нимай и Его друзья уже благополучно скрывались из виду.

Иногда они запирали кого-нибудь в туалете. Когда человек долго не возвращался, в доме начинались поиски, а мальчики, вдоволь подразнив несчастного, убегали, оставив его взаперти. Или они запирали людей в доме, не давая им справить нужду. Так день и ночь Господь Вайкунтхи вытворял всевозможные шалости, однако Шри Мишра не делал Ему никаких замечаний.

Однажды, когда Шри Мишра ушел по каким-то делам, Нимай уселся на грязные горшки, которые выкинули после приготовления пищи.

Пожалуйста, слушайте внимательно. Тот, кто искренне слушает эту сокровенную историю, достигнет совершенства в преданном служении Господу Кришне.

Усевшись на мусорную кучу, довольный Собой, Нимай сидел в ожидании того, как на это отреагируют родители. Он весь измазался в саже и выглядел, как золотая кукла, на которую нанесли темную пасту агуру и ароматный сандал. Увидев через забор такую картину, подати Шачиматы прибежали к ней рассказать, что ее любимый сын сидит в нечистом виде. Выйдя из дома, Шачимата ахнула:

Дитя мое, куда же Ты уселся? Такой большой, а сидит на мусорной куче. Неужели за эти годы Ты не научился отличать чистое от грязного? А ну быстро купаться!

— Из школы меня забрали, а еще хотят, чтобы я разбирался, что хорошо, что плохо, где чисто, где грязно! — возразил Нимай. — Откуда мне, неучу, это знать? Я просто неграмотный брахман, для меня все равно, все едино, что чистое, что грязное.

Произнеся эту речь, Он лишь удобнее устроился на горшках, проявляя умонастроение Даттатрейи, воплощения Кришны.

Шачимата спросила:

— Если Ты не собираешься купаться, как же ты, грязнуля, снова станешь чистым?

— Что значит грязнуля? Своим появлением Я освящаю любое место. Со Мной там появляются Ганга Деви и другие святые места паломничества.

Кроме того, представления о чистом и нечистом — плод воображения и результат двойственности восприятия обусловленной души. Как в Творце или Его творении может быть что-то нечистое?

Допустим, что-то в силу традиций или условностей Ведических ритуалов считают нечистым. Но даже в этом случае, если Я, Высшая Абсолютная Чистота, коснусь этого, от грязи не останется и следа.

Мама, не будь ребенком, эти горшки чисты, ведь ты готовила в них для Господа Вишну. Кухонные принадлежности, используемые для Господа Вишну, не могут быть оскверненными. Напротив, прикосновение к ним лишь очищает.

И вдобавок, Я запределен, как же Я могу быть в нечистом месте? Все, что соприкасается со Мной, очищается».

Объяснив эти высшие истины, словно азбуку, Нимай улыбнулся. Однако из-за воздействия Его божественной иллюзии никто не понял смысла этих слов.

Снисходительно улыбаясь, люди с интересом смотрели, чем все это закончится, а Шачимата продолжала настаивать на том, чтобы Нимай искупался. Однако Нимаю и на мусорной куче было неплохо, и с горшков слезать Он не собирался.

Поняв, что угрозы бесполезны, Шачимата стала Его уговаривать:

— Нимай, ну пожалуйста, пойдем я тебя помою, а то что скажет отец, когда вернется домой?

— ‘ Не слезу, пока не разрешите мне учиться дальше, —

упрямился Нимай.

Повернувшись к матери Нимая, соседи спросили:

. — А почему вы не даете Нимаю продолжать обучение? Многих детей и силой за учебник не затащить, а ват сын сам просит. Какой недруг посоветовал вам держать его дома?

— Нимай ни в чем не виноват, — сказала Шачимата.

Обернувшись к Нимаю, она продолжила:

Родной мой, конечно, я хочу, чтобы ты учился! Если тебе не будут позволять учиться, круши все направо и налево!

Сидя на горшках, Нимай сладко улыбался, и каждый, кому выпала удача увидеть Его в эти минуты, ощутил неописуемое счастье.

В конце концов Шачимата сама сняла Нимая с горшков. На Его лице сияла ослепительная улыбка, сравнимая лишь со сверканием голубого сапфира.

Никто не понял наставлений об абсолютной недвойственности, которой некогда учил Господь Датгатрейя. Все находились под воздействием вводящей в иллюзию энергии Господа Вишну.

Пока благочестивая Шачимата купала Нимая, вернулся II Три Мишра. Рассказывая ему о происшедшем, она сетовала:

Ну почему Нимаю нельзя учиться, если он так

Скачать:TXTPDF

Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать онлайн