хочет?
Некоторые из соседей тоже стали уговаривать отца Нимая:
Дорогой Мишра, мы все знаем, что ты великая душа.
Но кто тот враг, который посоветовал тебе запретить сыну учиться?
Не бойся за него: чему быть, того не миновать. Если Господь Кришна пожелает чего-то, это, несомненно, исполнится; поэтому отбрось все свои опасения и позвать сыну спокойно продолжить учебу. Тебе чрезвычайно повезло, что он так стремится к знаниям.
Поэтому, выбрав благоприятный день, дай ему посвящение, надень священный шнур брахмана и позволь возобновить занятия.
Вы — мои лучшие друзья, поэтому я последую вашему совету, — наконец решился Шри Мишра.
Поступки юного Нимая поражали каждого, кто был их свидетелем, но, несмотря на это, никго не мог понять их сокровенного смысла.
Время от времени к Шри Мишре приходили люди, которым выпала удача видеть сверхъестественные качества его сына, и они рассказывали ему об этом.
Не думай, что это обычный мальчик, — говорили они. — Заботься о нем и люби его всем сердцем.
Так Нимай, главный актер Вайкунтхи, наслаждался Своими детскими забавами. С разрешения отца счастливый Шри Чайтанья вновь вернулся к учебе.
Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда Чандра Прабху — мои жизнь и душа. Я, Вриндаван дас, смиренно подношу эту песнь № нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава восьмая
Шри Мишра возвращается в духовный мир
Слава Шри Гаурачандр, океану милости! Слава сияющей луне, взошедшей в доме Шри Мишры и Шачидеви! Слава Господу Гау- ранге, без которого не мыслит жизни Господь Нитьянанда! Слава совместному пению Святых имен Шри Кришны — религии этого века! Слава Господу Гауранге и Его спутникам, а также всем остальным вайшнавам!
В сердце каждого, кто просто слушает о жизни Господа Чайтаньи, тотчас же пробуждается преданность Всевышнему Господу’.
Господь Чайтанья жил в доме Шри Джаганнатхи Мишры, словно обычный ребенок, никому не раскрывая Своей абсолютной природы.
Юный Нимай играл во все игры, в которые обычно играют дети; никто не способен даже сосчитать Его забавы. Жизнь Господа Чайтаньи скоро будет описана на страницах Вед и Пуран, а благочестивые и удачливые души услышат о ней.
В совершенстве играя роль ребенка, Господь Гауранга счастливо проводил Свои детские годы. И вот пришла пора Ему получать священный шнур брахмана.
Когда Шри Мишра принял решение дать сыну посвящение, он созвал по этому случаю своих друзей, которые с радостью откликнулись на его приглашение. Они предложили также свою помощь в проведении церемонии посвящения.
И наконец этот день настал. Заиграли мриданги, шехнаи и флейты; женщины пели песни, прославляющие необычайные качества Господа Кришны, брахманы нараспев читали ведические гимны и декламировали санскритские стихи, прославляющие Господа. Дом Шачидеви наполнился таким ликованием, словно там появилась сама олицетворенная радость.
В момент, когда Господь Гаурасундара получал священный шнур, все планеты находились в хорошем положении. Месяц и день также благоприятствовали церемонии посвящения. Священный шнур, украсивший грудь Господа, представлял собой чудесное зре- 80 лище. Сам Ананта Шеша принял форму этого шнура, чтобы обвить грудь Своего возлюбленного Господа. Господь Гаурачандра проявил форму Ваманы, и каждый, кто был свидетелем этого, испытал безграничную радость. Увидев восхитительную духовную ауру, исходящую от Господа, они тотчас же осознали, что Господь не был обычным ребенком. С посохом в руке и полотняной сумкой на плече Шри Гаурасундара по традиции отправился в дома вайшнавов просить дакшину (пожертвования).
Каждый, кто клал в сумку Нимая пожертвования (в соответствии со своими возможностями), испытывал огромное удовольствие. Там появились богини Шри Сараевати Деви, Шри Парвати Деви и другие целомудренные супруги великих мудрецов и, приняв облик жен брахманов, давали пожертвования прекрасному юному брахману Нимаю. С любовью глядя на сияющий облик Нимая-Ваманы, они улыбались и клали Ему в сумку свои подарки.
Слава, слава Господу Гаурачавдре, который принял облик Господа Ваманы, чтобы даровать спасение всем обусловленным душам. О Господь, пожалуйста, помести лотосы Своих стоп на трон моего сердца!
Каждый, кто слушает о посвящении Господа Вишвамбхары священным шнуром, обретет высшее прибежище Его лучезарных стоп. Эти и другие развлечения Господа Вайкунтхи составляют одну из самых сокровенных частей Вед.
Еще во время домашнего обучения Нимай постиг суть всех писаний, однако Ему хотелось учиться вместе с другими мальчиками.
Лучшим из всех учителей Навадвипы считался Шри Гангадас Пандит, который был воплощением Сандипани Муни, учителя Кришны и Баларамы. Он превосходно знал грамматик), и потом)’ Нимай очень хотел учиться у него. Шри Мишра понял желание сына и отвел его в дом брахмана Гангадаса.
Едва увидев Шри Мишру, Гангадас Пандит встал и направился к нем)’ навстречу. Тепло обняв его, Шри Гангадас предложил гостю сесть.
— Вот, привел к тебе учиться своего сына, — сказал Шри Мишра. — Пожалуйста, научи Его всему необходимому.
— Я очень польщен твоим предложением и постараюсь сделать все, что в моих силах.
Шри Гангадас был счастлив иметь такого ученика как Нимай и стал заботиться о Нем, как о своем собственном сыне.
Лишь однажды услышав объяснения Шри Гангадаса, Нимай сразу схватывал их смысл. Иногда Он мог опровергнуть утверждения учителя, а затем снова доказать их истинность.
Хотя у Гангадаса были сотни учеников, никто не мог ничего противопоставить аргументам Нимая. Видя необычайный разум Нимая, Гангадас Пандит объявил Его лучшим из своих учеников. Своей софистикой Нимай мог запугать любого; однако старшие ученики, считая Нимая слишком юным, просто улыбались, не утруждая себя возражениями. Наиболее известными из спутников Нимая в то время были Шри Мурари Гупта, Шри Камала Кантха и Шри Кришнананда.
Каждый день после занятий Нимай вместе со сверстниками шел купаться в Ганге. В то же время туда приходили и другие школьники Навадвипы, и между учениками разных учителей постоянно возникали споры. Нимай бьш очень озорным и постоянно затевал ссоры, несмотря на то, что бьш младше многих из них.
Если кто-то хвастался, что он — ученик такого-то учителя, ему могли сказать: «Так этот тупица еще и учительствует?!» Обычно все начиналось с небольших оскорблений, брызг и кидания песком. Потом все переходило в драку: мальчишки устраивали свалку и колотили любого, кто попадался под руку. При этом они бросались грязью, наскакивали друг на друга и выкрикивали ругательства, оскорбляя чужих учителей. Поколотив кого-нибудь, группа скорее плыла на другой берег Ганги, чтобы укрыться в безопасном месте.
От этой возни вода Ганги становилась мутной, и никто не мог ни купаться, ни набирать воду. Вишвамбхара Рай бегал от одной группы учеников к другой в поисках жертв для дискуссий и дебатов.
Однажды самые лучшие ученики объединились и бросили Ему вызов:
— Почему Ты постоянно со всеми споришь? Наверно, думаешь, что ты самый умный? А можешь ли ты объяснить нам астрологический трактат из альманаха?!
— Легко, — ответил Нимай. — Что вам рассказать? Задавайте вопросы.
— А ты не много на себя берешь?
— Можете задавать любые вопросы, — просто повторил Нимай.
И Его попросили объяснить правила глагольных корней.
— Объясню, но слушайте внимательно, — ответил Нимай.
Нимай — это Сам Всевышний Господь, источник всего знания, и потому Его объяснения правил грамматики были абсолютно точными. Студент, бросивший Нимаю вызов, похвалил Его за объяснения. Тогда Нимай сказал ему:
А теперь послушай, как Я опровергну Свои утверждения.
Одну за другой Нимай находил погрешности в Своих аргументах и говорил:
Может ли кто-то из вас что-нибудь возразить на это?
Потрясенные оригинальными аргументами и контраргументами Нимая студенты не осмеливались ничего сказать.
— Хорошо, — сказал Нимай, — сейчас Я приведу еще ряд аргументов, которые опровергнут те, что Я приводил раньше». И Шри Гаурачандра давал новое объяснение, которое было столь же прекрасно и поэтично, как и первые два.
На собравшихся это произвело сильное впечатление, и они стали искренне обнимать Нимая. говоря:
На сегодня хватит, но завтра приходи снова — мы подготовим новые вопросы.
Эрудиция Нимая была столь обширной, что во время таких бесед, казалось, на берегу стоит Брихаспати в окружении своих учеников.
Господь Вайкунтхи каждый день приходил с друзьями на берег Джахнави (Ганги) и резвился в ее водах, иногда даже переплывая на другой берег. Еще с тех времен, когда Господь Кришна развлекался в водах Ямуны, Ганга Деви лелеяла мечту о подобной удаче. И хотя такие великие полубоги как Господь Брахма и Господь Шива поклоняются Ганге и возносят ей молитвы, она завидовала Ямуне. И вот Всевышний Господь Гаурасундара, словно древо желаний, теперь исполнял ее мечту.
После целого дня игр и развлечений Шри Гаурасундара возвращался домой, поклонялся Господу Вишну, подносил воду деревцу Туласи и садился есть. Пообедав, Нимай сразу же брат книги и уходил искать спокойное место для чтения. Найдя уединенное место, Господь погружался в учебу, делая заметки по каждому афоризму.
Видя усердие своего сына, Шри Мишра тонул в океане счастья, никому, однако, не показывая этого. Благодаря тому, что Шри Мишра испытывал к сыну сильные родительские чувства и наслаждался Его несравненной красотой, он вскоре обрел освобождение. Однако он не считал его чем-то важным, ибо возвышенный вайшнав не находит никакого удовлетворения ни в освобождении, ни в грубом или тонком наслаждении чувств. Я приношу бесчисленные поклоны святым стопам Шри Джаганнатхи Мишры, чьим сыном стал Сам Господь безграничного мироздания.
Достаточно было Шри Мишре взглянуть на очаровательного Нимая, как он тут же погружался в океан блаженства. Да это и не удивительно, даже красота Купидона в почтении склонялась перед цветущей юностью Господа. Каждая часть Его тела была наполнена ни с чем не сравнимым очарованием.
Беспокоясь о сыне, Шри Мишра думал: «Я надеюсь, что Нимая никогда не коснется зло». Он стал молиться о том, чтобы Господь Кришна всегда защищал его сына Услышав однажды молитвы отца, Нимай улыбнулся.
Шри Мишра просил у Господа:
— О Кришна, Ты — защитник всех живых существ. Пожалуйста, будь благосклонен к моем}’ сыну. О Господь, на пути того, кто всегда помнит о Твоих прекрасных, словно цветы лотоса, стопах, никогда не возникает никаких препятствий, но в тех греховных местах, где не помнят Тебя, полно духов и привидений. О Господь, я — Твой слуга, поэтому все, что у меня есть — Твое. Я молю Тебя, чтобы мой сын никогда не столкнулся с трудностями или препятствиями на своем пути.
Так Шри Мишра молился, исполненный непоколебимой веры. Воздев руки к небу, он просил Господа о милости.
Однажды Шри Мишре приснился сон, ставший доя него причиной как радости, так и скорби. Проснувшись, он простерся на земле и стал молиться:
О Господь Говинда, позволь Нимаю остаться в моем доме. О Господь Кришна, это единственное, о чем я прошу. Пусть Нимай станет семейным человеком и живет дома.
Утром Шачимата спросила его:
Почему ты ни с того ни с сего стал молить Господа посреди ночи о таком благословении?
Сегодня мне приснилось, — ответил Шри Мишра, — что Нимай обрил голову и, облаченный