Скачать:TXTPDF
Чайтанья-Бхагавата ади-кханда «Облако нектара». Вриндаван Дас Тхакур

своего поклонения в соответствии с их преданностью Господу.

Всякий, кто выискивает недостатки в твоей книге, совершает большую ошибку, ибо книга эта предназначена для удовлетворения Шри Кришны, а Он всегда доволен тем, что пишут вайшнавы, исполненные безраздельной преданности. Все, написанное тобой, — выражение твоей любви к Кришне; кто же осмелится искать в ней ошибки?

Когда Ишварачандра Пури услышал подобные нектару слова Нимая Пандита, по его телу пробежала волна экстаза. И все же он продолжал мягко настаивать:

Я понимаю, ты не хочешь никого критиковать, но в моей работе множество погрешностей. Пожалуйста, покажи их мне — в том нет никакого греха.

Нимай согласился. Каждый день они встречались и в течение двух часов анализировали различные места книги Ишвары Пури. Однажды в ходе работы Нимай Пандит сказал, что в тексте неправильно выбрана форма глагольного корня.

Здесь не должен стоять глагольный корень в форме ат- манепади, — сказал Господь.

Вскоре Нимай ушел домой, а Ишвара Пури, который был большим знатоком писаний, а также грамматики, стал обдумывать предложение Нимая. Ему очень нравилось заниматься такого рода интеллектуальным анализом, и он стал рассматривать предложение Нимая с различных точек зрения, сопоставляя его с заключениями различных шастр.

На следующий день, когда Нимай пришел снова, Шри Пури объявил ему свое заключение:

Глагольная форма, которую ты посчитал поставленной ошибочно, на самом деле употреблена верно. Форма па- расмайпади, предложенная тобой вчера, не подходит. Правильно будет использовать форму атманепади.

Выслушав его объяснение, Господь вынужден бьш согласиться. В глубине Своего сердца Он бьш очень доволен тем, что вайшнав одержал над Ним победу.

Все ведические писания подтверждают, что великодушный Господь всегда желает, чтобы слава и успехи Его преданных слуг постоянно росли, даже если для этого Ему приходится жертвовать Своей славой.

На протяжении следующих нескольких месяцев эти два великих пандита — Ишвара Пури и Шри Гаурачандра — были целиком поглощены своими научными дискуссиями, наслаждаясь каждым мгновением такого общения.

Однако Ишварачандра Пури никогда не оставался подолгу на одном месте — неугомонная экстатическая любовь, жившая в его сердце, постоянно звала его в путь. Поэтому через некоторое время он покинул Навадвипу и отправился в длительное паломничество, очищая землю прикосновением своих стоп.

Всякий, кому выпала удача внимательно выслушать это удивительное повествование об Ишварачандре Пури, тотчас обретет милость и кров прекрасных стоп Господа Кришны.

Шри Мадхавендра Пури был настолько доволен своим учеником, Ишварой Пури, что одарил его экстатической любовью к Шри Кришне. Благодаря безграничной милости Шри Кришны Ишварачандра Пури обрел истинное покровительство своего духовного учителя и позже стал странствовать, абсолютно счастливый и всем довольный.

Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда Чандра Прабху — мои жизнь и душа. Я, Вриндаван дас, подношу эту песнь Их нежным, как цветы лотоса, стопам.

Глава двенадцатая

Нимай прогуливается по Навадвипе

Слава Всевышнему Господу Шри Гаурасундаре! Слава вечным спутникам Господа, которые всегда сопровождают Его!

Нимай вошел в роль знатока писаний. С книгой в руках Он ходил по Навадвипе и вызывал на диспут каждого ученого, которого встречал. Однако никто не хотел принимать вызов, считая, что Нимай — новичок, который только-только изучил грамматику. Сам же Господь смотрел свысока на всех этих признанных, титулованных ученых и, окруженный учениками, которым выпала счастливая возможность общаться с Ним, гордо прогуливался по Навадвипе.

Однажды Нимай неожиданно встретил на улице Мукунду. Схватив его за руку, Г осподь спросил:

Почему ты убегаешь всякий раз, когда видишь меня? А ну-ка, быстро отвечай на вопросы.

— Как же мне победить его? — думал Мукунда. Он знает сложнейшие грамматические правила как свои пять

•пальцев. Все же думаю, если задам вопрос об аланкаре (риторической фигуре), то нанесу ему сокрушительное поражение. Он навсегда забудет бахвалиться передо мной.

Завязалась дискуссия, в ходе которой противники засыпали друг друга вопросами. Господь опроверг все объяснения Мукунды, и тогда тот сказал:

Грамматика — для маленьких детей. Давай лучше поговорим о риторических фигурах.

Как пожелаешь, — ответил Нимай.

Мукунда стал одно за другим цитировать сложные санскритские стихи, задавая вопросы о различных аспектах их композиции. Всемогущий Всевышний Господь указал на ошибки в каждого объяснения Мукунды. Тому больше нечего было сказать.

— Возвращайся домой, — с улыбкой сказал Господь, — и как следует подготовься. А завтра, если хочешь, приходи снова, и я проверю, насколько хорошо ты усвоил материал.

Коснувшись пыли у стоп Господа, Мукунда ушел, размышляя о происшедшем.

Обычный человек не может обладать такими познаниями, — думал он. — Нимай сведущ во всех вопросах и знает все писания. Его гениальность настолько ошеломляюща, что кажется нет ничего, чего бы он не знал. Если бы он был вайшнавом, я бы ни на минуту не покидал его общества.

Так Господь Вайкунтхи наслаждался ролью ученого, бродя по улицам Навадвипы. Ни один человек в Навадвипе не мог одержать победу в споре с Ним. В другой раз Он встретился с Гададхарой Пандигом и, схватив его за руки, сказал: «Я слышал, что ты изучаешь логику. Ты должен ответить на Мои вопросы, прежде чем мы расстанемся». Гададхара Пандит согласился, и Господь задал первый вопрос:

— Объясни мне природу освобождения.

Гадахара ответил в соответствии с тем, что написано в книгах, однако Господь возразил:

— Твое объяснение неточно.

— Согласно писаниям, освобождение приходит лишь после прекращения страданий.

Тогда Нимай Пандит, Господин Сарасвати Деви, богини знаний, указал на ряд недостатков в объяснениях Гададхары Пандита.

— Хорошо, Гададхара, сейчас можешь идти, но завтра мы снова встретимся, и я дам тебе еще один шанс, — сказал Нимай.

Однако Гададхара не собирался встречаться с Ним еще раз; он думал лишь о том, как бы поскорее уйти. Выразив Нимаю почтение, он быстро удалился, а Нимай с учениками продолжил Свою прогулку по городу. Теперь все признавали в Нем эрудированного ученого и были очень почтительны к Нему.

Поздним вечером Шри Шачинандана с учениками приходил на берег Ганги и объяснял глубинный смысл шастр. Затем туда приходили и вайшнавы, которые садились чуть поодаль и слушали, как

127

Господь объясняет писания. При этом они испытывали смешанное чувство восторга и подавленности.

Какой прок в обладании такой красотой и столь обширными познаниями, если человек не поклоняется Кришне?

— говорил они.

Когда я вижу его, мне приходится спасаться бегством, чтобы он не приставал ко мне со своими хитроумными вопросами, — говорил другой.

— Да, если ты попадешься Ему, он тебя ни за что не отпустит, как будто Он какой-то судебный пристав, — добавлял третий.

И все-таки он обладает необычайным могуществом, — подводил итог четвертый — Я думаю, что он — воплощение какой-то великой личности. Хотя он и преследует нас своими вопросами, всякий раз я все равно испытываю какое-то удовлетворение от встречи с ним. Мне никогда не доводилось встречать человека, обладающего такой, же эрудицией. Единственное, что меня смущает — это то, что . он не поклоняется Господу Кришне.

Вайшнавы искренне молились, чтобы у Нимая развилась привязанность к Господу. Простершись на земле на берегу Ганги, они обращались к Господу с такими словами:

— О Господь Кришна, пожалуйста, позволь сыну Шри Джаган- натхи Мишры оставить все прочие устремления и целиком погрузиться в мысли о Тебе. Позволь ему поклоняться Тебе с любовью и преданностью, тогда мы тоже сможем общаться с ним.

Так Нимай обрел благословения искренних вайшнавов, и, поскольку Всевышний Господь пребывает в сердце каждого, Он понял их мысли.

Всякий раз, видя Шриваса и других возвышенных вайшнавов, Нимай выражал им почтение. Он принял благословения вайшнавов, поскольку знал, что лишь благодаря таким благословениям можно обрести любовь к Кришне.

Вайшнавы часто говорили Ему:

Зачем ты тратишь свое время на изучение материи? Какой в этом прок? Начни поклоняться Господу Кришне — ведь высшей целью образования является познание Всевышнего Господа. Если ты упускаешь из вида главную цель, какой смысл во всем остальном?

Господь отвечал:

Все вы так настойчиво указываете путь преданного служения. В глубине души я понимаю, какая это удача.

Я всегда мечтал принять прибежище у возвышенного вайшнава, но сначала мне нужно получить достойное образование.

Вайшнавы были очарованы теплыми и сердечными словами Нимая. Господь похитил их сердца, и они с нетерпением ждали следующей встречи с Ним. Однако, находясь под воздействием Его духовной энергии, никто не понимал, кто находится перед ними. Все остальные жители Навадвипы также всегда были счастливы видеть Шри Гаурачандру, и всякий раз, встречая Его, выражали Ему почтение. Женщины видели в Нем бога любви, знатоки писаний считали Его Брихаспати, жрецом полубогов, а йоги-мистики — существом, достигшим совершенства. Злосчастные же атеисты просто Его боялись.

Ничто во всем Творении не может сравниться с красотой Господа. Лакшми Деви, Богиня Процветания, постоянно поклонялась Ему. Никто не мог противостоять Нимаю, всякий, кто заводил с Ним беседу, тотчас попадал под очарование Его обаяния. Хотя Господь выступал в роли возвышенного ученого, демонстрирующего Свою эрудицию, людям нравилось слушать Его. Даже мусульмане питали привязанность к Нимаю.

Шри Шачинандана никогда не уставал от споров и дискуссий на всевозможные темы, обучая Своих учеников во дворе дома Мукун- ды Санджаи. Однако никто из этих удачливых людей, имевших возможность общаться с Гаурасундарой, включая самого Мукунду Санджаю, не мог понять, почему он так счастлив в обществе Господа.

Однажды, чтобы проявить экстаз преданности, Господь сделал вид, что страдает от нарушения жизненных потоков. Ни с того ни с сего Он вдруг начал произносить какие-то мистические, неразборчи-

129

вые звуки и, упав на землю, стал кататься по ней, сокрушая все на Своем пути. Он словно ураган колотил каждого, кто приближался к Нему.

В какой-то момент Его тело словно парализовало, и Он упал на землю без сознания. Все, кто стал свидетелем этого, были напуганы. Вскоре о происшедшем узнали Буддхиманта Кхан и Мукунда Санд- жая, которые поспешили к дому Нимая. Они нанесли на Его голову лечебные масла, чтобы вернуть Нимая в нормальное состояние. Однако, поскольку Нимай просто притворялся больным, лечение не дало никакого результата: тело Его продолжало содрогаться от конвульсий, дыхание прерывалось, а из горла вырывался рев, пугающий всех.

— Я — Господь всей Вселенной, — говорил Нимай. — Я — опора мироздания. Мое имя — Вишвамбхара. Я — Тот самый Всевышний Господь, владыка всех духовных планет, однако никто из вас не знает Меня.

В притворном безумии Он бросался к людям, пытаясь их схватить. И хотя Господь под видом болезни раскрыл людям Свою истинную природу, никто ничего не понял.

Должно быть, Он одержим духом, — прокомментировал кто-то.

— Думаешь, это привидения? — сразу последовал вопрос.

Наверное, у Него нарушились жизненные потоки, видишь, он все время что-то говорит, — предположил кто- то другой.

Так люди высказывали различные мнения, однако никто не догадывался об истинной причине поведения Господа. Все они находились под воздействием йогамайи, духовной энергии Господа Вишну.

Несмотря

Скачать:TXTPDF

Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Чайтанья-Бхагавата ади-кханда "Облако нектара". Вриндаван Дас Тхакур Вайшнавизм читать онлайн