цветы лотоса, стопам.
Глава четырнадцатая
Уход Шри Лакшмиприи
Слава Всевышнему Господу Гаурасундаре, который очень дорог Нитьянанде Прабху! Его трансцендентное тело исполнено вечности, знания и блаженства.
Слава Господу Гаурахари, самой жизни и душе Прадьюмны Мишры! Слава сокровищу сердца Шри Парамананды Пури! Слава Тебе, о мой Господь, бесценный бриллиант среди вайшнавов!
О Господь, пожалуйста, одари Своей безграничной милостью нас, живых существ, и даруй нам освобождение от оков материального неведения. Я смиренно прошу всех внимательно слушать повествования о чудесных деяниях Всевышнего Господа Шри Кришны, принявшего облик юного брахмана.
Повелитель Вайкунтхи вошел в настроение ученого брахмана и все Свое время проводил в занятиях со Своими учениками. Его дерзость и самоуверенность поражали всех жителей Навадвипы. К тому времени никто уже не сомневался в том, что Нимай Пандит был самым образованным ученым и учителем в Навадвипе. Даже богатые и влиятельные аристократы выражали Нимаю почтение при встрече. Жители Навадвипы были очарованы обаянием Нимая; один только Его вид вызывал у них чувство глубокого благоговения и почтения.
Люди из разных сословий приносили Нимаю Пандиту всевозможные подарки. Он подавал хороший пример семейного человека столь же великодушного, как Сам Всевышний Господь. Всякий раз, когда Нимай видел нищего, Он давал ему еду, одежду или деньги. Господь всегда щедро раздавал подарки бедным.
Гости непрерывным потоком шли в дом Нимая. Двери Его дома всегда были открыты для всех. Господь оказывал служение каждому гостю, выражая ему почтбние в соответствии с его положением. Поэтому гости всегда покидали дом Нимая совершенно счастливые и удовлетворенные. Иногда Его дом посещали сан- ньяси, и Господь служил им.
Однажды в дом Господа пришли сразу двадцать санньяси, и Он попросил Свою мать приготовить для них. прасад. Шачимата заволновалась, потому что в доме не было продуктов, чтобы накормить всех гостей. Обеспокоенная этой проблемой, она и не заметила, как кто-то принес на кухню разные продукты, необходимые для приготовления прасада.
Лакшми Деви очень обрадовалась, когда увидела такое множество продуктов, и приготовила очень вкусные блюда. Когда все было готово, Господь пригласил санньяси обедать. Он лично раздавал прасад и следил за тем, чтобы каждый был удовлетворен. Так Господь окружал вниманием и заботой всех Своих гостей и служил примером идеального домохозяина.
Главная обязанность семейного человека — служить своим гостям, и добропорядочный хозяин должен всегда соблюдать эту заповедь. Тот, кто не следует законам гостеприимства, хуже животного. Даже те, кто из-за своих прошлых нечестивых действий не могут оказать радушный прием, должны по крайней мере усадить гостя, предложить ему воду и место для отдыха.
Одним лишь гостеприимством можно удовлетворить любого, если делать это от чистого сердца. Даже если он беден, хороший хозяин всегда радушно принимает гостя и делится с ним тем, что имеет. Это может быть питьевая вода или вода для омовения стоп. Можно усадить гостя отдохнуть на подстилку из соломы, чтобы он с новыми силами продолжить свое? путешествие. На худой конец, хозяин может просто порадовать гостя теплыми словами, ласкающими слух.
Хозяин должен пригласить своего гостя остаться подольше и просить прощения, если сделал что-нибудь не так. Тот, кто искренне стремится удовлетворить своих гостей, даже, пусть он и не богат, считается гостеприимным хозяином.
Итак, Г осподь подавал пример идеальной семейной жизни. Он неоднократно спрашивал Своих гостей, как еще Он может послужить им и остались ли они довольны приемом. Его гости, вне всякого сомнения, были очень удачливыми душами, ибо Сама Божественная Чета — Богиня Удачи Шримати Лакшми Деви и Всевышний Господь Нараяна, Владыка всего мироздания, лично кормили их прасадом. В невообразимых играх Господа божественный прасад, который мечтают попробовать такие великие души, как Господь Брахма, свободно раздавался обычным людям в Навадвипе.
Двадцать санньяси, посетивших дом Нимая, стали предметом всеобщего обсуждения. Кто-то сказал:
Эти гости, должно быть, не обычные люди, а Господь Брахма, Шива, Шукадева Госвами, Шрила Вьясадева, Нарада Муни и другие великие души.
Кто же еще достоин принимать прасад в доме Шри Гауранги, Самого Господа Нараяны, и Его супруги Лакшми Деви? Всевышний Господь явился в Навадвипе, и эти великие души и полубоги, вероятно, узнали об этом и посетили Их дом в облике санньяси. Кто, кроме Брахмы, может отведать прасада в доме Махапрабху?»
Другие придерживались иного мнения:
Всевышний Господь явился, чтобы облегчить страдания человечества. Вместе с Ним спустились на землю Господь Брахма и другие полубоги, ибо они — вечные спутники Всевышнего Господа. В этом воплощении Господь пообещал: «Я дам живым существам то, что редко достается даже Господу Брахме и другим великим душам». Поэтому Всевышний Господь щедро раздает прасад в Своем доме, чтобы освободить несчастных живых существ от материальных страданий.
Никто не помогал Лакшми Деви служить Ее Господу и Повелителю, но Она всегда пребывала в хорошем настроении. Шачимата видела замечательные качества и безупречный нрав Лакшмиприи и не могла нарадоваться, глядя на свою невестку. С раннего утра Лакшмиприя одна занималась домашним хозяйством, подавая пример идеальной жены.
Она разрисовывала пол в храмовой комнате знаками, приносящими удачу. Она рисовала символы Господа — раковину, чакру и прочие. Кроме того, Она готовила то, что было необходимо для поклонения Божеству: благовония, цветы, воду и т.д. Она с великой преданностью поклонялась Туласи Деви и помогала Ша- чимате по дому. Удивительные особенности характера Лакшми- прии не остались незамеченными Господом Гаурачандрой, и, хотя Он никогда не говорил Ей об этом, Он был всегда доволен Ею.
Лакшмиприя часами стояла на коленях и массировала стопы Господа. Иногда Шачимата видела, как от Его стоп исходило божественное сияние. В другой раз по всему дому разносилось благоухание цветов лотоса, но, несмотря на все поиски, Шачимата не смогла найти его источник. Шримати Лакшми Деви, Богиня Процветания, и Всевышний Господь Нараяна не раскрывали обитателям Навадвипы тайну Своих личностей.
Однажды, без всякого предупреждения, Господь Гауранга заявил о Своем желании посетить восточную часть Бенгалии. «Меня не будет несколько дней», — сказал Он Своей матери. А Лакшмиприи Он дал такое наставление:
Пожалуйста, позаботься о матушке, чтобы она ни в чем не нуждалась.
Г осподь собрал нескольких Своих ближайших учеников и подготовился к путешествию. Проводить Господа пришло множество людей. Все стояли, словно застыв, и смотрели вслед удаляющемуся Господу, не в силах оторвать от Него глаз.
Женщины говорили:
Мать этого молодого человека, должно быть, очень благочестивая душа. Поклоны ей. Удача не обошла стороной и Его жену. Ее жизнь увенчалась успехом, потому что Она получила такого замечательного мужа.
Так обитатели Навадвипы обсуждали величие Господа, провожая Его взглядом. Только благодаря милости Господа обычные жители Навадвипы могли видеть Его воочию, о чем не могут мечтать даже полубоги.
Господь Гаурасундара неспешно продолжал Свое путешествие и вскоре достиг берегов реки Падмавати. Его взору предстал удивительной красоты вид: небольшие волны несли огромный поток воды, а по берегу зеленой стеной стоял лес. Увидев реку, Господь обрадовался и вместе со Своими друзьями искупался в чистой воде.
Прикосновение к лотосам стоп Господа одухотворило Падмавати, и ее вода обрела способность очищать все мироздание. Падмавати была неописуемо красива: ее бегущие волны ласкали глаз. Неудивительно, что Господь решил провести там несколько дней. Падмавати была благословлена милостью Господа, который радостно резвился в ее водах, как некогда Он плескался в Ганге в Навадвипе.
В тот момент, когда Господь ступил на землю Восточной Бенгалии, она стала местом паломничества от прикосновения Его стоп. Местные жители очень обрадовались, узнав, что Господь проведет несколько дней на берегу Падмавати. Новость о приезде Господа Нимая облетела все окрестности. «К нам приехал Нимай Пандит, драгоценный камень среди ученых и учителей», — разносилось на всю округу.
Благочестивые брахманы вышли встречать Господа с подарками в руках. Они кланялись Его стопам со словами:
Наша удача безмерна — ты посетил наши края!
Людям из Восточной Бенгалии приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы достать необходимую сумму денег и отправиться в Навадвипу учиться под руководством великого ученого Нимая Пандита, — сказал один брахман. — Однако благодаря божественной милости Всевышнего Господа океан знания Сам пришел в наш дом. Несомненно, Ты — воплощение Брихаспати, ни один учитель не сравнится с Тобой. И все же, я думаю, мое сравнение не совсем точно. Я склоняюсь к мысли о том, что Ты — не кто иной, как Сам Господь Шри Кришна или Его уполномоченный представитель. Сердце подсказывает мне, что такой эрудицией и широкими познаниями может обладать только Всевышний. Мы смиренно просим Тебя просветить нас. Когда Тебя не было с нами, мы всегда думали о Тебе, изучали Твои комментарии и делились своими мыслями с учениками. Теперь, когда Ты здесь, мы смиренно просив Тебя: прими нас в Свои ученики и позволь всему миру узнать о Твоих удивительных играх.
Господь провел на востоке Бенгалии несколько дней, черпая наслаждение в общении с людьми и природой. Каждого Он встречал очаровательной улыбкой, наполняя сердца надеждой.
Его пребывание в Восточной Бенгалии привило людям вкус к повторению и пению Святог о имени, и вкус этот сохранился по сегодняшний день.
Однако сейчас, когда я пишу эту книгу, в тех краях объявились проповедники-самозванцы. Эти безбожники пытаются ввести людей в заблуждение и сбить их с праведного пути дурными советами. Они — грешники, а считают себя праведниками, при этом бессовестно обманывая людей только ради того, чтобы нажиться на них и набить свои желудки. Другие же оскорбители прекратили петь Святые имена и, возомнив себя Господом Богом, стали обращаться друг к другу «Нараяна». Какая майя! Как у них только хватает совести называть себя Всевышним Господом?
В Радхадеше тоже жил один человек, который с виду казался благочестивым брахЛаном, а на самом деле был грешником. Он называл себя Гопалом, Всевышним Господом, хотя разумные люди считали его хитрым и коварным человеком. Любой, кто считает себя Богом, распахивает себе ворота в ад и отдаляется от Шри Кришны Чайтаньи.
Всем своим существом я заявляю, что только Шри Г аура- хари — Всевышний Господь, Властелин всего мироздания. Тот, кто постоянно помнит о Нем, освобождается от оков материального существования. Даже тот, кто медитирует на Его слугу, добивается успеха в любой сфере жизни. Взгляните, все вокруг повторяют Святые имена Господа, поэтому отбросьте свои заблуждения и служите лотосам Его стоп.
Погруженный в умонастроение ученого, Господь Гаура- чандра наслаждался Своим путешествием по Восточной Бенгалии. Господь бродил по живописным лесам, раскинувшимся по берегам реки Падмавати, и передавал знания ученикам, которые сотнями прибывали на восток Бенгалии, чтобы послушать лекции образованного учителя. Все думали об одном: «Я хочу учиться у Нимая Пандита». Милость Господа столь безгранична, что уже через два месяца все ученики стали обладать обширными знаниями. Хотя многие прибыли просто для того, чтобы послушать Господа, сотни