Чайтанья Бхагавата Вриндавна даса Тхакура.
Часть первая.
Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура.
В районе Пурвастхале, расположенном в восточной части округа Бурдван, есть старинная деревня Мамагачи. Из утверждений автора «Бхакти-ратнакары», как и многих других свидетелей тех лет, можно сделать вывод, что эта деревня Мамагачи – то самое место в Навадвипе, которое в наши дни называется Модадрумадвипа. Через эту деревню протекает река Ганга. Здесь установлено Божество Шри Шри Гаура-Нитай, которому поклонялся Вриндаван дас Тхакур, а местные жители продолжают поклоняться Ему и в наши дни. Считается, что Вриндаваном дасом Тхакуром родился в этой деревне. Здесь до сих пор стоит дом его отца, и здесь провел свои детские годы автор “Шри Чайтанья Бхагаваты”.
Отец Малинидеви, жены Шривасы Пандита, жил в деревне Мамагачи. У Шриваса Пандита, возлюбленного преданного Господа Гауранги, была племянница по имени Нараянидеви, которая также вышла замуж в этой деревне. Малинидеви доживала свои последние дни в доме своего отца, а Нараянидеви вышла замуж за одного из членов семьи Малинидеви. Здесь у нее родился сын – Вриндаван дас Тхакур.
Он потерял своего отца в раннем детстве, и поскольку его отец ушел из жизни, не успев принять участие в служении Шри Чайтанье Махапрабху, о его жизни практически ничего не известно. Некоторые говорят, что он не принял полностью прибежища лотосных стоп Господа Хари, поэтому Шрила Вриндаван дас Тхакур не отождествлял себя с отцовской родословной.
Божества Шри Шри Гаура-Нитай изначально были установлены Шрилой Вриндаваном дасом Тхакуром в доме Малинидеви в Мамагачи, потом их перенесли в другое место, хотя служение, которое им оказывали там, не было столь же пышным и великолепным.
Шрила Вриндаван дас Тхакур долгое время провел в Дендуде. Мы ничего не знаем о его семейной жизни. Шри Рамахари, один из его четырех учеников, который происходил из династии кшатриев, живших в северной Радхадеше, был назначен единственным наследником Вриндавана даса. Потомки Шри Рамахари до сих пор живут в доме Шрилы Вриндавана даса Тхакура и продолжают служить Их Святейшествам – Божествам Шри Шри Гаура-Нитай. Хотя Рамахари был чистым преданным и был должным образом инициирован, он попал под влияние смарты и его потомки оставили духовную практику, начав следовать принципам смарты.
Хотя не так много известно об отцовской линии в роду Шрилы Вриндавана даса Тхакура, принято считать, что он появился в семье брахмана Радхадеши. Материнская же линия состояла из верных последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, величайшим среди которых считают Шрилу Вриндавана даса Тхакура, ставшего широко известным среди вайшнавов и в литературе Гаудии (Западной Бенгалии).
Вриндаван дас Тхакур, сын Нараяни, обладал огромными познаниями в литературе, посвященной преданному служению, и постоянно проповедовал славу ачарьев-вайшнавов своим умом, телом и речами.
Общество смарта противодействовало вайшнавам и завидовало Господу Нитьянанде. Они отвергли Шри Вриндавана даса, слугу Нитьянанды, и не позволяли ему занять высокое положение в обществе. Фактически они опорочили его генеалогические корни.
Незадолго до того как Шри Гаурасундара покинул Навадвипу, Нараянидеви, матери Вриндавана даса, было всего четыре года. До тех пор Своим любовным взором за ней неустанно присматривал Сам Шри Чайтаньячандра. Позднее она жила со своим мужем в доме отца Малини, где они вырастили своего чудесного сына Шрилу Вриндавана даса Тхакура, пока ему не исполнилось десять лет. Под влиянием смарты, многие не очень разумные пракрита-сахаджии, так называемые вайшнавы Радхадеши, посчитали, что Вриндаван дас Тхакур не был брахманом. В действительности Вриндаван дас Тхакур был чистым, искренним, совершенным брахманом, который не принимал покровительства материалистической общины смарта. Те, кто изучали “Шри Чайтанья-бхагавату”, авторство которой принадлежит этой великой душе, несомненно знают, что Шри Вриндаван дас Тхакур был величайшим проповедником философии чистого преданного служения, которую исповедовал Шри Чайтанья Махапрабху. Так, например, когда Радхарамана, сын Мадхусуданы, а также сыновья Баларамы и Шри Адвайты Прабху, которые жили в Шантипуре и пожелали противопоставить свои взгляды наставлениям Адвайты Прабху, он стал учеником сына Шри Харихары Бхаттачарьи, жившего в Бандагхате. Или когда три ученика Вирачандры прабху, которые считались его сыновьями, вознамерились, опираясь на позицию смарты, поместить Дургу, жену Трипурари, на трон рядом с Шьямасундарой; или в том случае, когда женитьба между Гангой Тхакурани и представителем касты Варендра была одобрена кастой Гангопадхьяя, таким образом получив одобрение общины Радхадеши; или когда Нитьянанда Прабху, представитель брахманической касты Митхилы, женился на представительнице касты Сарак-хелы из Вадагачи, Радхадеши, единовременно дав посвящение в брахманы Уддхаране Датте Тхакуру, – все эти события послужили серьезным препятствием для пропаганды принципов вайшнавской общины Вриндаваном дасом Тхакур. Но даже это не смогло остановить проповедь возвышенного преданного Гауры, для которого Нитьянанда был жизнью и душой. Именно поэтому он стал сияющим олицетворением литературы Гаудии. Все эти факторы не смогли удержать Шри Вриндавана даса Тхакура от того, чтобы высказать истину на страницах “Шри Чайтанья-бхагаваты”. Те, кто имел возможность со всем тщанием изучить “Шри Чайтанья-бхагавату”, найдут в словах Шрилы Вриндавана даса Тхакура ту истину, что разрушает всякую иллюзию.
Великолепные описания социальных особенностей, оттеняющих преданное служение, изложенные блестящим языком Вриндавана даса Тхакура, можно найти в различных местах “Чайтанья-бхагаваты”. Дух его служения своему духовному учителю – Шри Нитьянанде Прабху не сравним ни с чем. Ни один ученый того времени – в Навадвипе, Гаудадеше, Бхарата-варше, да и во всем мире – не мог противостоять ему. Тем не менее, чуть позднее у его противники перестали стесняться, нападая на него и на его семью.
На самом деле никогда не было недостатка в злонамеренных людях, готовых подвергнуть нападкам великолепные качества Тхакура Махашайи. Некоторые завистливые люди говорили, что Вриндаван дас Тхакур и его последователи выражали нетерпимость по отношению к непреданным и потому не сумели привлечь не очень разумных людей под знамя “тринад апи суничена” и “тарор апи сахишнуна” , как учил Господь Чайтанья. Отвечая на это, последователи Шри Вриндавана даса очень сожалеют, что подобного рода критицизм, противоречащий процессу преданного служения, поддерживается в умонастроении людей, ибо они обманывают других, взобравшись на спину морали и облачившись в одежды писателей. Только из-за недостатка благочестия смеет человек непочтительно относиться к гуру и вайшнавам. Неразборчивые люди, пытающиеся объединить благоприятные принципы любви к Богу с противоположными им принципами, выдвигают множество неразумных аргументов, явно неадекватных и порожденных завистью. Шри Вриндаван дас Тхакур достиг совершенства служа Господу Нитьянанде, своему духовному учителю, своим умом, телом и речами, и Шри Чайтаньячандра не давал никакого права так называемым писателям и глупым моралистам выискивать изъяны в действиях Шри Вриндавана даса Тхакура. Только когда эти искатели пороков в человеке перестанут плясать под дудку шести материальных чувств, они поймут, что Шри Вриндаван дас Тхакур был духовным учителем гаудия вайшнавов, и будут умолять о прощении за оскорбления, нанесенные его лотосным стопам.
Язык “Шри Чайтанья-бхагаваты” очень прост и проникает до самой глубины души. Те, кто ценят великолепие литературы Гаудиев, смогут испытать необычайное наслаждение, отметив, как Тхакур Махашая описывает качества Харидаса Тхакура, рассказывает о социальных условиях Навадвипы времен Гауранги, говорит об уровне грамотности бхогипалов, йогипалов и махипалов — лидеров наслаждающихся, йогов и простых смертных — о случайном повторении брахманами имени Пундарикакши, а также описывает славу и совершенство Шри Гаурасундары. Те, кто пожелают войти в храм этой книги, получат счастливую возможность испытать литературное разнообразие Вайкунтхи вдобавок к описанию того духа наслаждения, что царил в ту пору среди жителей Навадвипы. Гаудии – это не просто населяющие Гауду люди.
С помощью языка Гаудии они могут научиться понимать язык вечно освобожденных обитателей Голоки, и, таким образом, осознать себя спутниками Господа.
Мы хотели бы закончить эту вступительную часть, процитировав утверждения Шрилы Кавираджа Госвами, нашего предшествующего гуру, в которых он говорит о Шриле Вриндаване дасе Тхакуре.
Из Ади-лилы, Глава VIII:
О глупцы, просто читайте “Шри Чайтанья-мангалу”! Читая эту книгу, вы сможете понять славу Шри Чайтаньи Махапрабху.
Как Вьясадева описал лилы Господа Кришны в “Шримад-Бхагаватам”, Тхакур Вриндаван дас рассказал об лилах Господа Чайтаньи.
Тхакур Вриндаван дас составил “Шри Чайтанья-мангалу”. Слушанье этой книги уничтожит все неудачи в вашей жизни.
Читая “Шри Чайтанья-мангалу”, человек может обрести понимание всей славы и истины о Господе Чайтанье и Господе Нитьянанде и прийти к заключению о важности преданного служения Господу Кришне.
В “Шри Чайтанья-мангале” (позднее ставшей известной как “Шри Чайтанья-бхагавата”) Шрила Вриндаван дас Тхакур излагает заключение и суть преданного служения, приводя утверждения из авторитетного писания “Шримад-Бхагаватам”.
Если даже отъявленный атеист будет слушать “Шри Чайтанья-мангалу”, он немедленно станет великим преданным.
Содержание этой книги настолько возвышенно, что кажется, будто Шри Чайтанья Махапрабху лично говорит со страниц книги Шрилы Вриндавана даса Тхакура.
Я предлагаю миллионы поклонов лотосным стопам Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Никто другой не смог бы написать столь великолепную книгу, предназначенную для освобождения всех падших душ.
Нараяни вечно вкушает остатки пищи Чайтаньи Махапрабху. Шрила Вриндаван дас Тхакур родился из ее лона.
Насколько же великолепны его описания игр Господа Чайтаньи! Всякий, живущий в пределах этих трех миров, кто будет слушать их, очистится.
Шрила Вриндаван дас Тхакур написал “Шри Чайтанья-мангалу”, в которой подробно описал лилы Господа Чайтаньи.
Прежде всего, он вкратце рассказал обо всех лилах Господа, а далее стал описывать их в мельчайших деталях.
Он воспринимал их как чрезвычайно обширные, и позднее понял, что не смог описать их по достоинству.
Он с воодушевлением описал лилы Господа Нитьянанды, но поздние лилы Чайтаньи Махапрабху остались нерассказанными.
Я получил разрешение у Шрилы Вриндавана даса Тхакура, молясь у его лотосных стоп, и, получив его указание, попытался описать это благоприятное во всех отношениях произведение.
Шрила Вриндаван дас Тхакур заслужил право рассказать об лилах Господа Чайтаньи. Без его милости никто не сможет описать этих лил
Из Ади-лилы, Глава XI:
Шрила Вриндаван дас Тхакур, сын Шримати Нараяни, составил “Шри Чайтанья-мангалу” (позднее известную, как “Шри Чайтанья-бхагавата”).
Шрила Вьясадева описал лилы Кришны в “Шримад-Бхагаватам”. Вьясой в играх Господа Чайтаньи Махапрабху стал Вриндаван дас.
Из Ади-лилы, Глава XII:
Шрила Вриндаван дас Тхакур достойно описал лилы Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому он так же замечателен, как Шрила Вьясадева. Он описал эти лилы так, что чтение их становится все более и более сладостным.
Из Мадхья-лилы, Глава I:
На самом деле, истинным автором, описавшим лилы Шри Чайтаньи Махапрабху, является Шрила Вриндаван дас, воплощение Вьясадевы. Только по его указанию я пытаюсь пережевывать остатки пищи, которые он оставил после себя.
Поместив его лотосные стопы на свою голову, я с великой преданностью расскажу вкратце о последних лилах Господа.
Из Мадхья-лилы, Глава IV:
Все деяния Шри Чайтаньи Махапрабху удивительны и приятны, а в описании Шрилы Вриндавана даса Тхакура, они становятся подобны потоку нектара.
Эти лилы подробно объяснены Шрилой Вриндаваном дасом Тхакуром в его книге “Чайтанья-бхагавата”.