или Канчанапалли, где жил вместе со Шривасой и Шиванандой. Обратив внимание на его либеральный характер, Шриман Махапрабху велел его другу Шивананде вести его дела, благодаря чему добился резкого снижения расходов на Свое содержание (“Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья, 15.93-96). Его проникновенные молитвы, обращенные к Шриману Махапрабху за страдающих, сбитых с толку живых существ, которые с ненавистью относятся к Господу Хари, можно найти на страницах “Чайтанья-чаритамриты” (Мадхья, 15.159-180). Также в “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 10.41-42) говорится: “Васудева Датта, девятнадцатый потомок в дереве Шри Чайтаньи был великой личностью и сокровенным преданным Господа. Невозможно описать его качества, даже обладая тысячами уст. Шрила Васудева Датта Тхакур хотел взять на себя страдания за грешные деяния всех людей этого мира, с тем чтобы Господь Чайтанья Махапрабху освободил их”. Его учеником был Шри Ядунандана Ачарья, инициирующий духовный учитель Шрилы Рагхунатхи даса Госвами (“Чайтанья-чаритамрита”, Антья, 6.161). Шри Мукунда Датта был его братом.
Нет достоверной информации, приходил ли Харидас Тхакур в деревню Бутхана в округе Кхулна. Прежде эта деревня находилась в районе 24 парган в районе Сатакшира.
ТЕКСТ 38
Верховный Господь Нитьянанда Прабху явился в деревне Экачакра в Радхадеше.
Деревня, в прежние времена известная как Экачакра, в наши дни называется Вирчандрапура, или Гарбхаваса. Она находится в восьми милях от железнодорожной станции Малларапура.
В своем комментарии на “Бхагавад-гиту” (2.72) Мадхавачарья цитирует “Падма Пурану”: “По Своей сладостной воле Он проявил различные формы посредствам Собственной внутренней энергии. Это произошло не благодаря Васудеве и Деваки. Он родился не благодаря Дашаратхе и Джамадагни. Он вечно наслаждался экстазом чистых игр, свободных от двойственности”.
ТЕКСТ 39
Возвышенный Хадай Пандит был царем брахманов. Он стал отцом Господа Нитьянанды, изначального отца всех живых существ.
Хадай Пандит, или Хадо Оджха, был рожден в брахманической семье Майтхила. Его жену звали Падмавати. Хотя Господь Шри Нитьянанда Прабху является отцом всех вселенных, Вайкунтх и живых существ, а также вишну-таттв, все же Он явился как сын Хадай Пандита. Некоторое время назад повсюду распространялся ложный слух, о том, что Шри Нитьянанда Прабху получил рождение не в брахманической семье. Это утверждение ни на чем не основано и родилось в умах смарта – брахманов, завистливых и ненавидящих Господа Вишну людей.
ТЕКСТ 40
Океан милости, даритель преданного служения и прибежище всех Вайшнавов Шри Нитьянанда Рама явился в Радхадеше.
ТЕКСТ 41
Во время явления Нитьянанды все полубоги втайне осыпали это место цветами и восклицали: “джая! джая!”.
Когда явился Шри Нитьянанда Прабху, все полубоги в блаженстве воспевали Его славу и осыпали цветами место Его явления. Это событие трудно представить человеку, ориентированному только лишь на непосредственное восприятие.
ТЕКСТ 42
С этого дня земля Радхи стала процветающей, обретя все признаки великолепия.
После явления Господа Нитьянанды Прабху засушливые области Гауда-деши начали процветать. Постепенно вся Радхадеша преобразилась в центр просвещения и культуры.
ТЕКСТ 43
Парамананда Пури, который наслаждался играми с Господом в Нилачале, явился в Трихуте.
Трихута состоит из округов, которые в наши дни известны как Музаффарпур, Дарбханга и Чхапра. В своем предыдущем ашраме Шри Парамананда Пури жил в Трихуте. Он был близким учеником Шри Мадхавендры Пурипады. В конце этой книги приводится описание различных историй, связанных с пребыванием Парамананды Пури в Нилачале, в частности приводится рассказ о его колодце.
ТЕКСТЫ 44-45
Берега Ганги – самые священные места. Почему же вайшнавы приняли рождение в неблагочестивых селениях? Господь явился на берегу Ганги, но почему Его спутники явились в столь удаленных местах?
Термин шочья-деша, или неблагочестивое место, расшифрован в “Шримад-Бхагаватам” (11.21.8): “Где не живут пятнистые антилопы, не живут преданные брахманы, или же встречаются антилопы, но не встретишь уважаемых людей, такие провинции, как Киката и места, где не следуют правилам чистоты и не проводят очистительных ритуалов, где живут мясоеды и где земля не плодородна – считаются оскверненными землями”. В “Ману-самхите” (2.23) говорится: “Места, где не проводятся жертвоприношения и не пасутся пятнистые антилопы, называются млечха-деша, или неблагочестивая земля”.
Ганга, которая исходит из лотосных стоп Вишну и считается лучшей из семи священных рек, прославлена в Пуранах как обладающая высшей способностью к очищению. Вот почему она занимает особое положение среди преданных. Ганга также известна как Бхагиратхи, протекает через Навадвипу Гауда-деши. Так как многие спутники Господа Чайтаньи явились вне Гауда-деши, в умах материалистов возникает множество вопросов. Если вайшнав является в месте столь оскверненном, что после его посещения требуется покаяние, люди начинают считать чистых вайшнавов материально оскверненными и вынужденными пожинать плоды совершенных в прошлом благочестивых и неблагочестивых поступков. Поэтому возникает следующий вопрос: почему благочестивые вайшнавы приняли рождение в местах, которые не посещались Пандавами и где не протекает Ганга? Почему они не явились на берегах Ганги? Также может возникнуть вопрос, почему Шри Чайтаньядева явился в брахманической семье высшего уклада Навадвипы, которая жила на берегах чистой Ганги, а все Его спутники появились в местах, удаленных от Ганги, и в небрахманических семьях. Чтобы ответить на эти вопросы, можно сказать, что чистые вайшнавы, принимая рождение в таких местах и таких семьях, очищают их. Это объясняется автором в стихах с 46 по 52.
ТЕКСТЫ 46-47
Из сострадания Господь Кришна приказал Своим великим преданным явиться в местах, где не течет Ганга, где не повторяют святые имена и где не ступала нога Пандавов.
За более подробным объяснением значения этого стиха мы можем адресовать читателя к следующим шлокам из “Шримад-Бхагаватам” (7.10.18-19 и 1.1.15). “Верховная Личность Бога сказал: Мой дорогой Прахлада, О наичистейший, О великий и святой, твой отец очистился, как и двадцать одно поколение твоих предков. Благодаря твоему рождению в этой семье, вся твоя династия очистилась. Каждый раз, когда умиротворенные и уравновешенные преданные, украшенные всеми хорошими качествами, принимают рождение даже в проклятых династиях, они очищают их” и “О Сута, великие мудрецы, принявшие полное прибежище у лотосных стоп Господа, могут в одночасье освятить тех, кто соприкасается с ними, в то время как воды Ганги могут очистить человека только после продолжительного использования”.
После посещения таких мест, где не ступала нога Пандавов, друзей Кришны, человеку следует совершить покаяние, вот почему преданные редко бывают в таких местах. Пандавы так же хороши, как Кришна, поэтому люди, которые родились в странах, не входивших в их царство, считаются падшими, лишенными преданного служения и погруженными в материальные чувственные удовольствия. В Двапара-югу Господь Кришна направил Пандавов в различные провинции, проявив таким образом бхакта-ватсалью, любовную привязанность к преданным. Подобным же образом в Кали-югу великодушный Шри Гаурасундара проявил необычайную щедрость, разослав Своих спутников в места, куда даже Кришна не посылал Пандавов.
ТЕКСТ 48
Шри Чайтанья низошел на эту землю, чтобы освободить всю Вселенную. Он подтвердил это Своими словами.
ТЕКСТ 49
Господь устроил так, что Его преданные, равные Ему во всех отношениях, явились в неблагочестивых местах и неблагочестивых семьях для того, чтобы освободить их всех.
Термин шочья-куле объясняется так: благочестивые люди не подвержены влиянию людей низкорожденных, поскольку сами они родились в чистых брахманических семьях. Кшатрии, вайшьи, шудры и антьяджи не отличаются благочестием. Люди, стремящиеся к обретению плодов своего труда, рождаются в неблагочестивых семьях из-за своих предыдущих греховных поступков, но вайшнавы, занятые служением Господу Вишну, так же хороши, как и Сам Господь. Они способны очистить все неблагочестивые страны и семьи. В шастрах говорится:
[Санскрит]
“В какой бы семье ни родился вайшнав, его отец, мать, место рождения и обитель очищаются, а его предки отправляются в рай”.
Слова апасана-самана утверждают, что вайшнавы – духовные учителя всего мира, и непостижимым образом едины с Господом Кришной и одновременно отличны от Него. Они представляют лотосные стопы Господа Вишну, Верховной Абсолютной Истины и олицетворяют слог омкару. Через вайшнавов Шри Кришна освобождает обусловленные души, чья антипатия к Хари рождается на основе принятия принципов материалистической варнашрамы и кастового сознания. Вот почему вайшнава-шастры (“Хари-бхакти-виласа”, 4.366) во всеуслышанье заявляют:
[Санскрит]
“Тот, кто не получил мантру от гуру, а также тот, кто не является преданным или привязан к чувственным наслаждениям, обречен на существование в аду. Такой человек должен немедленно обратиться к истинному вайшнава-гуру и получить у него мантру”. Кроме чистого вайшнава, никто другой не способен выступить в роли ачарьи. Никто другой, кроме чистого вайшнава, не способен освободить обусловленную душу от страданий, порожденных плодами его предыдущей деятельности, кармы. Но вайшнавы поклоняются Вишну, благодаря чему покорили иллюзорную энергию. Вот почему они так же хороши, как и Господь Вишну. Это освобожденные души, утвердившиеся в чистой благости и находящиеся вне воздействия трех гун материальной природы. Они – вечные спутники Господа Вишну и способны защитить обусловленные души от покрывающей и тормозящей потенции майи своим наставлениям в науке садхана-бхакти. Все остальные люди, помимо вайшнавов, отвергают служение Вишну и служат майе и поэтому считают достижение временных материальных объектов своей жизни. В конечном итоге, они принимают имперсональную точку зрения и вступают на путь атеизма и безбожия. Так они теряют всякую склонность служить Кришне.
ТЕКСТ 50
В каком бы месте или семье ни появился вайшнав, люди на сотни тысяч миль вокруг получат освобождение.
За разъяснением значения слов вайшнава аватаре мы адресуем читателя к комментарию к стиху 35 этой главы.
ТЕКСТ 51
Куда бы ни отправился вайшнав – это место превращается в святое место паломничества.
Благодаря своему смирению великие преданные вайшнавы, которых сравнивают с лебедями, считают себя нечистыми. Они играют роль простых людей, посещая святые места паломничества в надежде очиститься, просто чтобы обмануть материалистов. В действительности, своим присутствием они очищают святые места. Обычные места превращаются в места паломничества благодаря присутствию вайшнавов. В этой связи Махараджа Юдхиштхира сказал Видуре в “Шримад-Бхагаватам” (1.13.10):
[Санскрит]
“Мой Господин, преданные, подобные Тебе, неотличны от святых мест. Всякое место, куда Ты приходишь, превращается в место паломничества”. Когда склонность к материяльным наслаждениям покидает обусловленную душу, она становится садху. Места, где проживают вайшнавы, лучше, чем обычные святые места.
ТЕКСТ 52
Поэтому Шри Чайтанья устроил так, что Его преданные явились в самых разных местах.
ТЕКСТ 53
Хотя преданные явились в различных местах, все они встретились в Навадвипе.
Мы можем адресовать читателя к стиху 32.
ТЕКСТ 54
Из-за того, что Господь явился в Навадвипе, все преданные собрались в этом месте.
Шри Навадвипа считается наиболее славной обителью во всей Вселенной, потому что, с одной стороны, Шри Навадвипа – это место рождения Шри Гаурасундары, олицетворенной любви к Богу, а с другой – бесчисленные спутники Господа, способные очистить весь мир, присутствовали там. Ввиду того, что замечательная, сладостная према Вриндаваны была сокрыта, шесть Госвами и их последователи жили в Шри Вриндаване и распространяли знания о вечных играх Господа Кришны по приказу Шри Гаурасундары. Подобным же образом, во времена Шри Гаурасундары многие преданные приходили из самых разных мест в Шри Навадвипу и принимали участие в Его киртанах.