55
Во всех трех мирах не найти такого места, как Навадвипа, где явился Господь Шри Чайтанья.
Эта материальная Вселенная состоит из четырнадцати миров. Среди них существуют три основных: Бхур, Бхувар, и Свар, в основном населенные материалистичными людьми. Среди этих трех миров Джамбудвипа, расположенная на этой земной планете, считается лучшей. На Джамбудвипе лучшей считается Бхарата-варша, на земле Бхарата-варши лучшей считается Гауда-мандала, неотличная от Шри Враджа-мандалы. В Гауда-мандале лучшими считаются девять островов Шри Навадвипы. Во всех трех мирах не найти места, превосходящего по своему значению Навадвипу, потому что Шри Гаурахари, всеблагой океан милости, воплощенная любовь к Богу, редко обретаемой даже полубогами, явился на этой земле с тем, чтобы раздавать эту сладостную любовь всем и каждому, невзирая на то, достоин человек этого или нет. Поэтому слава Шри Навадвипы поистине не сравнима ни с чем другим.
ТЕКСТ 56
Учитывая то, что Господь должен был появиться на этой земле, Провидение устроило все таким образом, что процветание и богатство проявились здесь во всей полноте.
ТЕКСТ 57
Кто может описать богатство Навадвипы? В одной лишь гхате могли принять омовение сто тысяч человек.
Никто не сможет описать богатство и процветание Навадвипы того времени. Шри Навадвипа-дхама была украшена всеми видами удачи, присущими семи святым городам Индии, достигшими освобождения – Айодхья, Матхура, Харидвара, Каши (Бенарес), Канчи, Аванти (Уджаин) и Дварака. Поэтому этот город обрел право носить на себе трансцендентные отпечатки лотосных стоп Шри Чайтаньядевы, способных очистить весь мир. В это время Шри Маяпур-дхама очень быстро завоевала популярность, привлекая бесчисленное множество жителей и посетителей, которые омывались в каждой гхате на берегах Ганги.
ТЕКСТ 58
Благодаря милостивому взгляду Сарасвати, богини образования, сотни тысяч детей, юношей и стариков стали знатоками писаний.
Слова тривидха-ваяше обозначают детей, юношей и стариков. По милости Сарасвати все они стали знатоками писаний.
ТЕКСТ 59
Все они возгордились своим положением, считая себя великими учеными. Даже маленький мальчик мог бросить вызов своему учителю.
Взращивание знаний стало столь важным занятием в жизни этих людей, что они начали считать себя великими учеными. Возгордившись знанием, даже юные студенты, еще не завершившие образования, могли спорить с опытными преподавателями в надежде победить их в споре. Слово какша в этом стихе означает “соревнование” или “споры на темы Писаний”.
ТЕКСТ 60
В Навадвипу стекалось множество людей из самых разных провинций, потому что, обучаясь там, человек обретал вкус к образованию.
Студенты, заинтересованные в изучении логики, приходили в Навадвипу из Майтхилы. Многие санньяси и опытные профессора из Варанаси, Северной Индии, приходили для того, чтобы изучать Веданту в Навадвипе. Многие студенты из Канчи, Южной Индии также приходили специально, чтобы получить образование в Навадвипе. Целые группы студентов из самых разных провинций приходили в Навадвипу, чтобы получить возможность стать знатоками различных Писаний.
ТЕКСТ 61
Поэтому никто не мог пересчитать бесчисленные группы студентов и миллионы учителей, собравшихся там.
Возможность изучать священные писания привлекла в Навадвипу множество учителей и студентов. Слово самучая означает “собрание”, или “коллекция”.
ТЕКСТ 62
Благодаря милостивому взгляду Рамы, богини удачи, все живущие там, испытывали счастье, но при этом они тратили свое время на мирские дела.
Хотя, по милости Лакшмидеви, Навадвипа была исполнена всех богатств и стала обителью счастья, люди обезумели, будучи заинтересованными лишь в обретении материального знания, способствовавшего удовлетворению чувств. Таким образом, они бессмысленно тратили свое время на обычные мирские дела. В своей книге “Шри Чайтанья-чандрамрита” (113) Триданди Свами Шри Прабходананда Сарасватипада описал умонастроение материалистов и тапасви, которые во времена Шри Махапрабху были очень горды обладанием безбожного знания.
ТЕКСТ 63
Вся Вселенная была лишена преданности Кришне и Балараме, и характеристики века Кали проявились в самом ее начале.
В то время всевозможные виды дурного поведения, выраженного в форме неприязни к Господу, появление которого ожидалось лишь в конце Кали-юги, начало проявляться по всей Вселенной. Люди забыли, что служение Балараме и Кришне было их единственным предписанным долгом.
ТЕКСТ 64
Религия представляла собой стремление к обретению плодов своего труда, и они ночи напролет проводили в вознесении молитв Мангалачанди, богине Дурге.
Материальное знание доминировало в сознании людей того времени, которые принимали умственные измышления, лишенные даже намека на преданное служение Хари, за научное знание. Обычные люди верили, что высшая цель следования религиозным принципам заключалась в достижении материального счастья и благосостояния, достижимых благодаря слушанию и пению гимнов, посвященых Мангалачанди. В действительности, они принимали неестественные усилия, лишенные даже намека на преданность, за религию и, таким образом, лишь стимулировали развитие желания к чувственному наслаждению, плодотворной деятельности и спекулятивному знанию. Они не считали поклонение лотосным стопам преданных Господа единственной целью жизни живого существа.
ТЕКСТ 65
Некоторые люди с гордостью поклонялись Висахари, богине змей, другие тратили огромные средства на идолопоклонство.
Обычные люди, принадлежащие к богатым кланам, щедро тратили деньги на поклонение Манасадеви (другое имя Висахари). Они нанимали целые общины брахманов и пандитов и держали их под контролем. У них было множество идолов, а также изваяний полубогов и богинь, и они отдавали огромные суммы денег в качестве пожертвования. Даже сегодня практика изготовления различных идолов во время празднования раса-ятры распространена по всей Индии. Вместо служения Божеству Верховного Господа люди следуют системе поклонения идолам и тратят огромные суммы денег на проведение фестивалей, посвященных им. Затем они погружают своих идолов в воду, чем доказывают бренность поклонения подобного рода и преходящее свойство объекта этого поклонения. Поскольку огромные суммы денег тратились на подобные бесполезные занятия, поклонение Божествам, таким как Шри Джаганнатхадева, было практически невозможно встретить в Бенгалии.
Другое прочтение второй строки звучит следующим образом: путтали видха дите дея баху-бхана, что указывает на безумие людей, вызванное бессмысленным материальным наслаждением и тратой денег на брачные церемонии между самками и самцами обезьян, кошек или даже кукол. В такого рода действиях их ненависть к Господу лишь возрастала.
ТЕКСТ 66
Люди тратили огромные суммы денег на свадебные церемонии своих сыновей и дочерей. Так они растрачивали свои человеческие жизни.
Некоторые люди, считающие семью целью своей жизни, тратили огромные суммы денег на проведение свадебных церемоний для своих сыновей и дочерей. Так они только усиливали ощущение счастья тех, кто испытывал ненависть к Господу Хари. Они думали, что устроить женитьбу своих детей намного лучше, чем поклоняться всевышнему Господу, и таким образом тратили время своей жизни на мирские дела.
ТЕКСТ 67
Даже так называемые ученые Бхаттачарьи, Чакраварти и Мишры не знали истинной цели Писаний.
Слова грантха-анубхава означают “краткое изложение”, или “содержание”. В “Шримад-Бхагаватам” написано (1.2.28.29): “В явленных Писаниях говорится о высшем объекте познания – Шри Кришне, Верховном Господе. Целью совершения жертвоприношения является Его удовлетворение. Йога предназначена для Его осознания. Все плодотворные действия в конечном итоге вознаграждаются лишь Им одним. Он есть верховное знание, и любая суровая аскеза совершается, чтобы познать Его. Религия (дхарма) заключается в любовном служении Ему. Он – высшая цель жизни”. В своем комментарии на “Бхагавад-гиту” (2.45) Шри Мадхавачарья цитирует следующие стихи: “Во всей ведической литературе, включая “Рамаяну”, Пураны и “Махабхарату”, с самого начала (адау) до самого конца (анте ча), а также в середине их (мадхья ча) дается описание одного лишь Хари, Верховной Личности Бога”. И “Все Ведическое знание предназначено для поиска Верховной Личности Бога”. (“Катха Упанишад”, 1.2.15). “Источником дхармы, или религиозных принципов, являются Веды, смрити, комментарии на них и принципы поведения садху, а также удовлетворенность души”. (“Ману-самхита”, 2.6). “То, что предписано в Ведах представляет собой дхарму – религиозные принципы, противоположным этому является безбожие”. (“Шримад-Бхагаватам”, 1.6.40). Следовательно, Веды, прежде всего, предназначены для утверждения превосходства Вишну. В своих комментариях на “Махабхарату” (32-34) Шри Мадхавачарья пишет: “Пураны вайшнавов исполнены свидетельств, утверждающих то же, что и “Панчаратра”. Все изначальные смрити служат таким свидетельством. Во всех этих работах утверждается превосходство Вишну и ничего другого. Только это есть последнее заключение, сущность всего. Другие писания были написаны по указанию Господа Хари для того, чтобы сбить с толку демонов. Утверждения этих писаний не следует принимать, так как они предназначены для асуров и ведут человека во тьму невежества”. В своем комментарии на Веданта-сутру (1.2.26), Шри Мадхавачарья цитирует следующий стих из “Падма Пураны”: “Так же как Пуруша-сукта постоянно прославляет Вишну, так и мой ум прославляет Его”. В своем комментарии на “Бхагавад-гиту” Шри Мадхавачарья цитирует “Нарадия Пурану”: “Считается, что Писания вайшнавов состоят из “Панчаратры”, “Махабхараты”, изначальной “Рамаяны”, Пуран и “Бхагаватам”. Пураны, прославляющие Господа Шиву, следует воспринимать таким образом, чтобы их выводы не вступали в противоречие с утверждениями Писаний Вайшнавов. Кто непочтительно относится к Ведам, принимая прибежище у таких философий, как Ньяя Гаутамы, Вайшешека Канады, Санкхья атеиста Капилы, Йога Патанджали, а также философии, изложенной в шиваитских Пуранах, являются людьми с низким уровнем интеллекта”.
Бхаттачарьи обладали большим опытом в преподавании, Чакраварти опытны в совершении ритуалов, а Мишры – образованные ученые – были заняты спорами на тему писаний, поэтому никто из них не был способен понять смысл Шастр и суть Вед. Они были просто заняты бесполезными попытками обрести плоды своих трудов и занимались умственными измышлениями. Они не могли осознать единственной цели всех действий живого существа и единственной цели всех Писаний, заключающейся в преданном служении для удовлетворения Господа Хари.
ТЕКСТ 68
Даже изучив Писания, учителя вновь занимались подобного рода деятельностью. В результате, как учителя, так и ученики, подверглись наказанию Ямараджа.
Учителя, давая образование, и ученики, получая образование, запутались в законах кармы и в силу бессмысленных своих усилий в конечном итоге стали объектами наказания Ямараджа. В “Шримад-Бхагаватам” (6.3.28-29) Шри Ямараджа произносит следующие слова, обращенные к своим слугам в связи с Аджамилой: “Парамахамсы – это возвышенные личности, у которых нет вкуса к материальным наслаждениям. Они вкушают нектар лотосных стоп Господа. Мои дорогие слуги, приводите ко мне для наказания только тех, кто испытывает ненависть к вкусу этого меда, кто не общается с парамахамсами и привязан к семейной жизни и мирским наслаждениям, которые ведут в ад. Мои дорогие слуги, пожалуйста, приводите ко мне только тех грешников, которые не использовали свои языки для повторения святого имени и качеств Кришны, чьи сердца не помнили лотосных стоп Кришны, даже однажды, и чьи головы не склонялись хотя бы раз перед Господом Кришной. Присылайте ко мне тех, кто не выполнял свой долг по отношению к Господу Вишну, являющийся единственной обязанностью человеческой жизни. Пожалуйста, приводите ко мне лишь подобных глупцов и мошенников”.
ТЕКСТ 69
Они никогда не объясняли основного религиозного принципа для этого века – повторение святых имен Господа. Они лишь искали недостатки в других и никогда никого не прославляли.
Помимо чистых преданных, повторяющих имена Кришны, все эгоистичные обусловленные души, испытывающие ненависть к Кришне, будут уничтожены беспощадными законами кармы, поскольку вместо стремления к самосознанию, они