этом мире. Все симптомы великих личностей были проявлены в их трансцендентных телах. В “Шри Чайтанья-чаритамрите” говорится (Ади, 3.42-44): “Каждый, кто достигает размеров четырех локтей (своей собственной руки) в высоту и в ширину, считается великой личностью. Такой человек называется ньягродха-паримандала. Шри Чайтанья Махапрабху, воплощающий в себе все замечательные качества, обладает телом ньягродха-паримандала. Его руки достигают колен, глаза Его напоминают цветки лотоса, Его нос напоминает цветки сезама, а лицо Его так же прекрасно, как Луна”.
Словосочетание канакавадатау объясняется следующим образом: так как Они совершали Свои игры в настроении преданных, цвет Их тел – золотой. Они – вишая-виграха, или прибежище всех преданных, Они – источник всей духовной красоты, Они привлекают все живые существа. Господь Чайтанья – это Верховная Личность Бога, а Господь Нитьянанда – Его личное проявление. Как утверждается в “Махабхарате” (Дана-дхарма, Вишну-сахасра-нама-стотра 149.92, 75) : суварно-варно-хеманго варангаш чанданангади – “В своих ранних играх Он является как домохозяин с золотистым цветом кожи. Члены Его тела великолепны, и само тело, умащенное сандаловой пастой, напоминает расплавленное золото”.
Слова санкиртанайка-питарау указывают на то, что Шри Гаура-Нитьянанда основали движение шри-кришна-санкиртаны. Шрила Кавираджа Госвами написал в “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 3.76):
санкиртана-правартака шри-кришна-чаитанья
санкиртана-яджне танре бхадже, сей дханья
“Господь Шри Кришна Чайтанья положил начало движению санкиртаны (совместному воспеванию святых имен Бога). Тот, кто поклоняется Ему, участвуя в санкиртане по-настоящему удачлив”.
Используя форму дви-вачану слова вишвамбхара, подчеркивается, что речь идет как о Вишварупе, так и о Вишвамбхаре. Шри Гаура и Шри Нитьянанда оба принадлежат к Вишну-таттве, а так как Они распространяли любовь к Богу по всему миру через воспевание святых имен, Они оба известны как Вишвамбхара. Шри Нитьянанда и Шри Вишварупа неотличны друг от друга. Мы можем адресовать читателя к Ади-кханде (4.47-49) этой книги. Шрила Кавираджа Госвами написал в “Шри Чайтанья-чаритамрите” (3.32-33) следующие слова: “В своих ранних играх о Нем знают как о Вишвамбхаре, потому что Он затопил весь мир нектаром преданности и таким образом спас живые существа. Глагольный корень бубхрин (корень слова – вишвамбхара) указывает на питание и содержание. Он (Господь Чайтанья) питает и поддерживает три мира, распространяя любовь к Богу”.
Слово “вишвамбхара” приводится в Ведах (Атхарва Веда, Вторая кханда, третья прапатхака, четвертая анувак, пятая мантра): вишвамбхара вишвена ма бхараса пахи сваха – “Пожалуйста, сбереги меня, поддерживая Вселенную, О Вишвамбхара, хранитель Вселенной”.
Слово двиджа обычно относится к брахманам, кшатриям и вайшьям, которые проходят через очистительные процедуры, но здесь слово двиджа-вара относится к Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые были одеты как брахманы, и приняли на себя роль ачарьев. Только брахманы могут быть санньяси, потому что кшатрии и вайшьи недостойны этого. В соответствии с определениями ашрама только брахман одевается как двиджья-вара. Как Шри Гаура, так и Шри Нитьянанда приняли роль джагат-гуру ачарьи и обучали преданному служению Господу людей этого мира, поэтому Они являются драгоценными камнями среди всех брахманов. В своем воплощении Они не считают себя пастушками и не совершают игр, подобных раса-лиле с девушками-пастушками, как в Гауда-деше, так и в Ориссе. Если человек хочет разрушить различие между играми мадхурьи Вриндавана и играми аударья Навадвипы, тогда он совершит раса-бхасу и попадет в ад из-за нанесения оскорбления, принимая точку зрения, противоположную заключениям Вриндавана даса Тхакура и Рамананды Роя.
Слово двиджа-вару может также относиться к двиджа-раджау – двум лунам, проявленным во всей красе и взошедшим одновременно.
Слово юга объясняется следующим образом: маха-юга состоит из 4 320 000 земных лет. Калпа, или день Брахмы, состоит из 1000 маха-юг. В этом дне Брахмы существует 14 Ману, каждый из которых длится на 71 такую югу. 1/10 часть маха-юги – это продолжительность Кали-юги, 2/10 части маха-юги – это продолжительность Двапара-юги, 3/10 части маха-юги – это продолжительность Трета-юги, 4/10 продолжительности маха-юги – это длительность Сатья-юги.
В отношении юга-дхармы: процесс самосознания для Сатья-юги – медитация, для Трета-юги – жертвоприношение, для Двапара-юги – поклонение божествам, для Кали-юги – совместное воспевание святых имен Бога. Как утверждается в “Шримад-Бхагаватам” (12.3.52):
крите яд дхьяято вишнумтретаям яджато макхайх
двапаре паричарияямкалау тад дхари-киртанат
“Какой бы результат ни достигался в Сатья-югу благодаря медитации на Вишну, в Трета-югу – совершением жертвоприношения, в Двапара-югу – служением лотосным стопам Господа, он может быть обретен в Кали-югу просто благодаря повторению маха-мантры Харе Кришна. Также в “Шримад-Бхагаватам говорится” (12.3.51):
калер доса-ридхе раджанасти ху эко махан гунах
киртанад ева кришнасьямукта-сангах парам враджет
“Мой дорогой царь, хотя Кали-юга исполнена недостатков, в этот век есть особые хорошие качества: просто благодаря повторению маха-мантры Харе Кришна человек может освободиться от материального рабства и вознестись в трансцендентную обитель”. “Шримад-Бхагаватам” (11.5.36) далее утверждает:
калим самбаджьянтья арьягуна джнахи шара-бхагинах
ятра санкиртаненаивасарва-сварто бхьялабхьятэ
“Те, кто действительно продвинулись в знании, способны по достоинству оценить преимущество этого века Кали. Такие просвещенные люди поклоняются Кали-юге, потому что в этот падший век все совершенства жизни могут быть легко достижимы благодаря совершению санкиртаны”. И в “Вишну Пуране” (6.2.17) утверждается:
дхьяян критэ яджан яджнайстретаям двапарэ ркаян
яд апноти тад апноти калау санкиртья кешавам
“Что бы ни достигалось благодаря совершению медитации в Сатья-югу, совершением жертвоприношения в Трета-югу и поклонению стопам Господа Кришны в Двапара-югу, в век Кали обретается благодаря прославлению имен Господа Кешавы”.
Словосочетание юга-дхарма-палау описывается следующим образом: в соответствии с писаниями, имеющими дело с карма-кандой, или деятельностью ради ее плодов, религиозным принципом для века Кали является благотворительность. Но, будучи хранителями юга-дхармы, два великодушных Господа, Шри Гаура и Шри Нитьянанда, основали движение совместного воспевания святых имен Кришны. В “Шримад-Бхагаватам” (11.5.32 и 10.8.9) говорится:
кришна-варнам твишакришнамсангопангастра-паршадам
яджнаих санкиртана-праяиряджанти хи су-медхасах
“В этот век Кали разумные люди совершают совместное воспевание, чтобы поклоняться воплощению Бога, который постоянно поет имена Кришны. Хотя цвет Его кожи – не черный, Он является самим Кришной. Его сопровождают Его спутники, слуги, оружие и сокровенные преданные”.
асан варнас траё хи асягерхнато нуюгам танух
шукло рактас татха питаиданим кришнатам гатах
“Твой сын Кришна появляется в своих различных воплощениях каждое тысячелетие. В прошлом Он принимал форму трех разных цветов: белую, красную и желтую, и сейчас Он явился темного цвета (В другие Двапара-юги Он появлялся как Господь Рамачандра цвета шуки, т. е. попугая. Все подобные воплощения объединены в Кришне)”.
Шрила Рупа Госвами предлагает свои поклоны Шри Кришне Чайтаньядеве следующим образом:
намо маха-ваданаякришна-према-прадая те
кришная кришна-чаитанья-намне гаура-твише намах
“Предлагаю свои почтительные поклоны Господу Шри Кришне Чайтанье, который более великодушен, чем любая другая аватара, даже сам Кришна, потому что Он беспрепятственно проливает то, что не может даровать никто другой – чистую любовь к Кришне”. Другими словами, великодушие – это качество Шри Чайтаньи Махапрабху, а распространение любви к Кришне – это Его игра. Шрила Кавираджа Госвами утверждает в “Шри Чайтанье Чаритамрите” (Ади 8.15):
шри-кришна-чаитанья-дая караха вичара
вичара чарите китте падэ чаматкара
“Если вы действительно заинтересованы в мирской логике и аргументации, пожалуйста, примените ее для распространения милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Если вы поступите так, то обнаружите, насколько это ошеломляюще и восхитительно”.
Шрила Бхактивинода Тхакур написал об этой милости следующим образом: (даяла) нитай-чайтанья бале дакре амара мана – “Мой дорогой ум, пожалуйста, повторяй имена наиболее милостивых Нитай-Чайтаньи”. В действительности благотворительность, совершенная Шри Гаурой-Нитьянандой, ни с чем не сравнима, возвышенна и уникальна. Оба они охраняют юга-дхарму, совершают шри-кришна-санкиртану и проливают беспрецедентную милость.
Слова джагат прия-хароу говорят о том, что Шри Гаура-Нитьянанда одаривает благом всю вселенную. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами написал в “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 1.86,102) следующие слова:
сей дуи джагатэрэ хайя садая
гауда-дэше пурва-шаилэ карила удая
йей чандра сурью дуи парама садая
джагатэра бхаги гауде карила удая
“Они вдвоем взошли над восточным горизонтом Гауда-деши (Западной Бенгалии), испытывая сострадание к падшему состоянию этого мира. Эти двое, Солнце и Луна, очень добры к людям. И поэтому, ради блага всех и каждого, Они явились на горизонте Бенгалии”. “Чайтанья-чаритамрита” (Ади, 1.2) далее утверждает:
вандэ шри-кришна-чайтанья-нитьянандау саходитау
гаудодьяе пушпавантаучитрау сан-дау тамо-нудау
“Я предлагаю свои почтительные поклоны Шри Кришна Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны Солнцу и Луне. Они одновременно поднялись над горизонтом Гауды, чтобы рассеять тьму невежества и таким образом чудодейственно пролить благословение на всех людей”.
Что касается карунаватарау, двух милостивых воплощений, Шрила Рупа Госвами написал о Господе Чайтанье Махапрабху во вступлении к своей “Видагдха-мадхаве” слова: анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау – “Он явился в век Кали по своей беспричинной милости, чтобы подарить людям этого мира то, чего не дарила ни одна инкарнация Господа до него”. Шрила Кавираджа Госвами написал в своей “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 5.207, 208, 216): “Кто в этом мире, кроме Нитьянанды, мог пролить такую милость на столь отвратительного человека, как я? Поскольку Он опьянен экстатической любовью и является воплощением милости, Он не проводит различий между хорошим и плохим. Милость Господа Нитьянанды явила передо мной Шри Мадана-Мохану и подарила мне Шри Шри Мадана-Мохану как моего Господина и хозяина”.
ТЕКСТ 2
намаш трикала шатаяджаганатха сутая ча
са-бхритьяя са-путраяса-калатрая те намах
О мой Господь! Ты существуешь вечно в прошлом, настоящем и будущем и все же Ты стал сыном Шри Джаганнатха Мишры. Я не устаю предлагать свои поклоны Тебе и Твоим спутникам (Твоим преданным слугам), Твоим сыновьям (Твоим ученикам Госвами и процессу преданного служения, такому, как совместное воспевание святых имен), и Твоим супругам (которыми в соответствии с регулирующими принципами считаются Вишнуприя – Бху-шакти, Лакшмиприя – Шри-шакти, и Навадвипа – Нила, Лила, или Дурга, а в соответствии с принципами преданного служения считаются оба Гададхары, Нарахари, Рамананда, Джагадананда и другие).
Во втором стихе Вступления автор обращается к Шри Чайтанье Махапрабху следующим образом: “Он – Абсолютная Истина, существовавшая в прошлом, существующая в настоящем, которая не прекратит своего существования и в будущем, поэтому Он – вечен. Я предлагаю свои поклоны Шри Гаурасундаре, сыну Джаганнатхи с его слугами, сыновьями, супругами и спутниками”.
Слово джаганнатха-сута приводится в единственном числе и относится только к Шри Гаурасундаре; другой сын Джаганнатха Мишры, Шри Вишварупа, Шанкараранья Свами, не упоминается здесь, так как Шри Вишварупа принял санньясу в раннем возрасте и не имел учеников, приняв отреченный образ жизни. Поэтому слова – са-калатрая и са-путрая неприменимы к нему.
Можно задаться вопросом, каким образом слово са-путрая может быть приложимо к Шри Гаурасундаре. Ответ на него можно найти, если считать Его сыновьями отреченных учеников, Госвами, а Его учеников-домохозяев принимать в качестве слуг. Отреченные санньяси, которые принадлежат к Ачьюта-готре считаются сыновьями Господа. В начале “Упадешамриты” Шрила Рупа Госвами говорил о своих последователях как о триданди-санньяси. В действительности они – члены семьи Господа. Шри Ачьюта Прабху, сын Адвайты Ачарьи, стал основателем династии Ачьюта-готры, и поэтому Он называется здесь Ачьютанандой. Последователи двух Прабху, Шри Нитьянанды и Шри Адвайты являются слугами Их господина, Шри Чайтанья Махапрабху. В соответствии