с регулирующими принципами, супругами Шри Гауры-Нараяны являются Вишнуприя – Бху-шакти, Лакшмиприя – Шри-Шакти и Шри Навадвипа-дхама – Нила, Лила или Дурга. В соответствии с принципами преданного служения, супруги Шри Гаура-Говинды – это Шри Гададхара Пандита, Шри Гададхара даса, Шри Нарахари, Шри Джагадананда, Шри Вакрешвара, Шри Рамананда, Шри Рупа-Санатана и другие Госвами.
Шрила Кавираджа Госвами написал в своей “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 7.14): “Один из них – Махапрабху, двое других – это прабху. Эти двое прабху служат лотосным стопам Махапрабху”.
ТЕКСТ 3
авитирнау са-карунау паричинау сад ишварау
шри кришна чайтанья нитьянандаудвау бхритарау бхадже
Я поклоняюсь двум братьям – Шри Кришне Чайтанье и Шри Нитьянанде, которые низошли в этот мир как верховные контролирующие. Они появились как воплощение милости.
Слово париччинау указывает, что духовные игры сваям-рупы, изначальной формы Верховного Господа и его сваям-пракаши, первого воплощения, исполнены духовного разнообразия. Шри Гаура-Нитьянанда, или Шри Кришна-Баларама, неотличны друг от друга и все же Они принимают две формы: сваям-рупы и сваям-пракаши.
Бхритарау обозначает “два брата”. Однако Шриман Махапрабху и Нитьянанда Прабху не играют роль односеменных братьев. Для того, чтобы доказать, что не существует разницы между играми сваям-рупы и сваям-пракаши, трансценденталисты обращаются к Ним как к братьям, исходя из соображений чисто духовных.
TEKCT 4
са джаяти вишудха-викрамахканакабхах камалаятекшанах
вара-джану-виламби-сад-бхуджобахудха бхакти-расабхинартаках
Слава Шри Гаурасундаре, чьи могущественные деяния в высшей степени чисты, чей цвет тела напоминает расплавленное золото, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, чьи шесть прекрасных рук достигают колен, и чье сердце переполнено любовью и преданностью, когда Он наслаждается, танцуя во время киртана.
Словосочетание бахудха бхакти-расабхинартаках объясняется следующим образом: когда пять первичных и семь второстепенных рас взаимодействуют одна с другой, это называется бхакти-раса. Объект привязанности преданных находится в пяти различных расах с Шри Гаурасундарой, танцующим с теми, кто принял Его прибежище.
TEKCT 5
джаяти джаяти девах кришна-чайтанья-чандро
джаяти джаяти киртис тасья нитья павитра
джаяти джаяти бхритьяс тасья вишвеша-муртер
джаяти джаяти нритьям тасья сарва-приянам
Слава Шри Кришне Чайтаньячандре – абсолютно независимой Верховной Личности Господа и прибежищу трансцендентных игр! Слава его вечно чистым деяниям! Шри Гаурасундара — повелитель всех повелителей в этом мире, Господь вселенной, воплощение трансцендентного знания. Слава Его преданным и Его танцующим возлюбленным спутникам!
После того как Шри Гаурасундара покинул Навадвипу, Его последователи стали обращаться к Нему как к Шри Кришна Чайтаньячандре, управляющему Божеству самбандхи. Шри Рупа Госвами молится: кришная-кришна-чайтанья-намне гаура-твише намах – “Я предлагаю свои почтительные поклоны Верховной Личности Шри Кришне Чайтанье, который принял золотой цвет кожи Шримати Радхарани”. В “Шри Чайтанье-чаритамрите” (Ади, 3.34) утверждается: “В своих поздних играх Он прославился как Господь Шри Кришна Чайтанья. Он благословил весь мир, проповедуя каждому славу Господа Шри Кришны”.
Те, кто лишены духовного сознания или ачетанашрая, не должны думать, что они могут осквернить наставления Господа Чайтаньи, просто заменив слова “Чайтанья-мангала” на “Гаура-мангалу”, “Чайтанья Бхагавату” на “Гаура-бхагавату”, “Чайтанья-чаритамриту” на “Гауранга-чаритамриту”, “Чайтанья-чандродаю” на “Гаура-чандродаю”. В гаура-лиле Господь принял имя Шри Кришна Чайтаньи для того, чтобы пробудить духовные склонности, изначально присущие всем материалистическим людям, которые сейчас ачайтанья, т. е. лишенны духовного сознания, и развить их чайтанья-дхарму, или сознание Кришны. Он также подталкивал людей, стремящихся к освобождению, заниматься поклонением Господу Кришне.
Шри Гаурасундара – это маха-ваданьяя, наиболее великодушная инкарнация и кришна-према-прадата, проливающая любовь к Кришне – таковы две степени чистых и возвышенных качеств Его вечной славы.
Все преданные являются непосредственными слугами Шри Вишвамбхары, Верховного Повелителя вселенной и Господа Голоки, лично поддерживаются Им и поэтому считаются обладателями всего Его богатства и совершенства.
Слава слугам Шри Сварупе Дамодаре, Шри Рамананде, Шри Вакрешваре, и другим возлюбленным преданным, которые в настроении гопи постоянно прославляли Господа.
TEKCT 6
адье шри чаитанья-прия-гостхира чаране
ашеша-пракарэ мора данда-паранамэ
В начале я предлагаю свои бесчисленные поклоны стопам возлюбленных сокровенных преданных Господа Шри Чайтаньи.
Перед предложением молитв Шри Чайтанье, автор предлагает свои поклоны стопам сокровенных преданных Господа. Среди сокровенных преданных Господа духовный учитель считается наиболее прославленным. Сам Господь Нитьянанда Прабху является духовным учителем автора этой книги.
Слово гоштхи обозначает группу людей, обладающих сформированным вкусом к самым разным писаниям, наделенных правдивостью, украшенных безупречными качествами и исполненных совершенным знанием. Слушая рассказы, связанные с Господом из “Бхагаватам” и других писаний, они осознают Господа.
Слово данда означает “упасть на землю, подобно палке”, слово паранама означает поклоны. Такие поклоны бывают четырех типов: (1) предложение приветствия; (2) предложение поклонов, прикасаясь к земле восемью частями тела; (3) предложение поклонов, прикасаясь к земле пятью частями тела; (4) предложение поклонов со склоненной головой и сложенными ладонями.
TEKCT 7
табе вандом шри кришна чаитанья махешвара
навадвипе аватара, нама – вишвамбхара
Также я предлагаю свои поклоны Верховной Личности Господа, Шри Кришне Чайтанье. Он воплотился в Навадвипе и стал известен как Вишвамбара.
Предложив поклоны своему духовному учителю Шри Нитьянанде Прабху, автор предлагает свои поклоны Шри Чайтаньядеве. Таков этикет. Вот почему в этом стихе используется слово табе, или затем.
Задолго до появления Шрипады Шанкарачарьи, триданди-санньяса существовала в последовательности учителей-вайшнавов, идущей от Шри Вишнусвами. В Шри Вишнусвами-вайшнава-сампарадае используется десять имен санньяси, которые получают вайшнавы при посвящении, и 108 различных имен для санньяси, которые принимают триданду, тройной посох санньяси. Но во времена Шанкарачарьи (который был ведантистом, склонный к имперсонализму, он проповедовал философию монизма), группа панчопашакос (тех, кто поклоняется пяти богам) стали преобладать в Индии. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху принял ведическую санньясу в Шанкара-сампарадае, которая использует десять имен при посвящении. В Арьяварте многие арийские псевдо-последователи Вед стали последователями Шанкарачарьи, известными как панчопашаки, следуя правилам и предписаниям этой сампрадаи. Десять имен Шанкара санньяси следующие: Тиртха, Ашрама, Вана, Аранья, Гири, Парвата, Сагара, Сарасвати, Бхарати и Пури. Титулы и местопребывание для санньяси и брахмачари следующее: санньяси с титулами Тиртха и Ашрама обычно проживали в Двараке, и их брахмачари получали имя Сварупа. Те, кто получили имена Вара и Аранья, жили в Пурушоттаме и Джаганатха Пури, а их брахмачари нарекались именем Пракаша. Нареченные именами Гири, Парвата, или Сагара обычно жили в Бадарикашраме, и их брахмачари получали имя Ананда. Те, кто обладают титулом Сарасвати, Бхарати, и Пури обычно жил в Шрингери в Южной Индии, и брахмачари носят имя Чайтанья.
Шрипада Шанкарачарья основал четыре монастыря в Индии в четырех разных ее частях – на севере, юге, востоке и западе, а затем поручил стать настоятелями этих монастырей своим четырем старшим ученикам-санньяси. В наши дни существуют сотни храмов, имеющих отношение к четырем изначальным монастырям, и хотя они следуют единой системе, существует множество тонкостей и нюансов, которые отличают их друг от друга. Четыре различные школы, представляющие эти монастыри, известны как Анандавара, Бхогавара, Китавара и Бхумивара и на протяжении некоторого периода времени они развили отличающиеся друг от друга представления.
В соответствии с предписаниями секты Шанкары, тот, кто хочет принять отреченный образ жизни в цепи ученической преемственности, прежде всего, должен пройти обучение брахмачари под руководством истинного санньяси. Имя брахмачари выбирается в соответствии с принадлежностью к определенной группе санньяси. Этой традиции в этой сампрадае следуют до сих пор.
Господь Чайтанья лишь внешне принял санньясу от Кешева Бхарати и стал известен как Шри Кришна Чайтанья. Господь сохранил свое имя брахмачари, даже приняв санньясу. Те, кто описывал игры Господа, не упомянули, что Господь считал себя Бхарати. Хотя санньяси в Шанкара-сампрадае думают, что Он стал Всевышним, Шри Чайтанья Махапрабху считал себя вечным спутником Господа Кришны, даже приняв экаданди-санньясу. Будучи другом живых существ и духовным учителем Вселенной, Он одарил благом обусловленные души, проповедуя чистое преданное служение Господу Кришне и никогда не гордился своей принадлежностью к экаданди-санньясе. Единственная гордость брахмачари заключается в служении своему духовному учителю, что считается благоприятным для преданного служения. Авторитетные биографы рассказывают, что принимая санньясу, Господь Чайтанья, принял данду (посох) и кувшин для подношений, символизирующие принадлежность к статусу санньяси.
Слово махешвара приводится в “Шветашватара Упанишад” (4.10 и 6.7): маям ту практим видьян мьянам ту махешварам – “Хотя майя (иллюзия) ложна или временна, за ней стоит всевышний кудесник, Личность Бога Махешвара – Верховный Повелитель”. Там ишваранам парамам махешварам – “Ты – верховный повелитель всех кто управляет этим миром”. В его комментариях в “Шримад-Бхагаватам” (11.27.23) Шрила Шридхара Свами процитировал следующие стихи из “Падма Пураны”:
йо ведадау сварах проктоведанте ка пратишхитах
тасья практи-линасьяях парах са махешварах
“Тот, кто описан в Ведах и Веданте; тот, кто продолжает существовать после уничтожения пракрити, называется Махешвара”.
йо сав акаро вай вишнурвишнур нараяно харих
са ева пурушо нитьяхпараматма махешварах
“Изначальная Личность, которая остается незатронутой после разрушения вселенной, есть не кто иной, как Господь Вишну, неотличный от Нараяны или Хари. Он есть извечная Сверхдуша, известная как Махешвара”. Также в “Брахма-вайварта Пуране” (Практи-кханда, Глава 53) говорится:
вишва-стханам ча савершаммахатамишварах сваям
махешварам ча тенемамправаданти манишинах
“Мудрецы говорят, что слово Махешвара относится к Господу, пребывающему во всех частях Вселенной, махат”.
Город Навадвипа находится на восточном берегу Ганги. На протяжении долгого времени этот город был столицей царей династии Сена. В наши дни место известно как Навадвипа, оно состоит из нескольких деревень, носящих различные имена. Место, которое называется сейчас Шри Майяпур, – та самая деревня, где жили Джаганнатха Мишра, Шриваса Тхакур, Шри Адвайта Ачарья и Мурари Гупта. Из-за смещения русла Ганги большая часть области Навадвипы времен Господа Чайтаньи видоизменилась. Поэтому большинство обитателей были вынуждены переехать в близлежащие деревни. Современный город Навадвипа находится в месте, известном во времена Господа Чайтаньи как Кулия или Пахадапура, но в восемнадцатом веке Навадвипа находилась на острове Кулия-даха или Калия-даха. В семнадцатом веке, однако, Навадвипа находилась в других местах, известных как Надия, Шанкарапура и Рудрапада. До этого, вплоть до шестнадцатого века, Навадвипа времен Господа Чайтанья простиралась на территории, где сейчас находятся Шри Майяпур, Баллал-дигхи, Вамана-пукура, Шри Натхапура, Бхаруи-данга, Симулия, Рудрапада, Таранаваса, Карияти и Рама-дживанапура. Современная деревня Вамана-пукура раньше называлась Белпукура, и только в конце семнадцатого века, когда она была перенесена в Мекхара-чаду, она стала известна как Вамана-пукура. Рамачандрапура, Какадера Матха, Шри Рамапура, Баджа Ади и другие поселения находились на западном берегу Ганги. Некоторые из них считаются частью Коладвипы, а остальные относятся к Модадрумадвипе. Хотя некоторые селения, такие как Чинаданга и Пахадапура, в настоящее время утеряны, такие как Тегхарила Кола, Кола Амада и Кулия-ганджа, в современной Навадвипе до сих пор указывают на принадлежность этих мест к древней Коладвипе. Видьянагара, Джаннагара, Мамгачи, Ковла и другие селения на западном берегу Ганги, по всей видимости, были пригородом древней Навадвипы. Различные необоснованные аргументы, касающиеся определения месторасположения древней Навадвипы, начали появляться еще до прихода Господа Чайтаньи и в том или ином виде существуют по сегодняшний день. Однако все эти аргументы не имеют ничего общего с действительностью. Под руководством совершенных преданных, таких как Шрила Джаганнатха