дас Бабаджи, было неопровержимо доказано, что недалеко от самадхи Чханд Кази располагается место, где находился дом Джаганнатхи Мишры и Шачидеви (место рождения Господа), что в Шри Майяпуре, Йогапитха. Беспристрастно собранные исторические и духовные свидетельства, подкрепленные логикой, безоговорочно подтверждают, что область, окружающая современный Майяпур, и есть то самое место, где в древние времена находилась Навадвипа.
В двенадцатой волне “Бхакти-ратнакары” сказано: “В “Вишну Пуране” особенно подчеркивается, что все обители Господа находятся в Надии. Вишну Пурана (2.3.6-7) утверждает: “Пожалуйста, выслушай мой рассказ о девяти островах Бхарата-варши, известных как Индрадвипа, Кашеру, Тамрапарна, Гадхастиман, Нагадвипа, Саумья, Гандхарва, Варуна, и девятая, Навадвипа, расположенная неподалеку от океана, в окружении других восьми островов. Она распростерлась на 1000 йоджан с севера на юг”.
“В своем комментарии к этим двум стихам Шрила Шридхара Свами пишет: “В этих стихах слово сагара-самврита означает (недалеко от океана), так как название девятого острова не упоминается отдельно, очевидно, что девятым островом считается Навадвипа”.
“В “Гаура-ганнодеша-дипике” (18) говорится: “Слава самой восхитительной обители в Навадвипе, которую знатоки расы называют Вриндаваном; наделенные знанием называют Голокой; другие называют Шветадвипой; а все остальные Паравьомой, духовным небом”.
“Навадвипа известна по всей Вселенной как место, где девять видов преданного служения, начиная со слушанья, сияют во всей красе. Девять видов преданного служения перечислены Прахладой Махараджем в “Шримад-Бхагаватам” (7.5.23-24) следующими словами: “Слушание и повторение трансцендентного святого имени, формы, качеств, атрибутов и игр Господа Вишну; памятование о них; служение лотосным стопам Господа; предложение Господу почтительного поклонения с шестнадцатью видами атрибутов; предложение молитв Господу, стать Его слугой, считать себя лучшим другом Господа и предания Ему (другими словами, служения Ему телом, умом и словами). Эти девять процессов считаются чистым преданным служением. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне посредством этих девяти процессов, должен считаться наиболее возвышенной личностью, так как Он обрел полное знание”.
“Хотя Шри Навадвипа состоит из девяти различных островов, они сохраняют свое единство. На протяжении Сатья, Трета и Двапара юг, вплоть до начала Кали-юги оно никогда не забывалось, но с наступлением Кали-юги название Навадвипы постепенно стиралось в памяти людей. Однако некоторые осознавали положение Навадвипы. По воле Кришны, Ваджранабха основал множество деревень во Врадже и назвал их в соответствии с играми, которые там проходили, и все же со временем многие из этих мест были забыты и переименованы. Деревни Навадвипы также были проявлены и наречены в соответствии с играми, совершенными здесь Господом и Его преданными. Но и в этом случае некоторые из них были забыты или переименованы. Название Навадвипа, однако, осталось незатронутым. Само звучание слова двипа уменьшает страдания человека. Существует девять двип на восточной и западной сторонах Ганги. Антардвипа, Симантадвипа, Годрумадвипа и Шри Мадхадвипа расположены на восточном берегу реки Ганги, в то время как Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа, Модадрумадвипа и Рудрадвипа расположены на ее правом берегу. Возлюбленные преданные Господа, возглавляемые Шивой и Парвати, вечно пребывают в обители Навадвипы”.
Триданди Госвами Шрила Прабодхананда Сарасвати написал в своей “Навадвипа-аштаке” (1-2): “Благодаря девяти процессам преданного служения, начинающимся со слушанья, памятования и поклонения, мы выражаем свое почтение Верховной Личности Господа Шри Кришне, который погружен в настроение Радхарани, излучающей сияние расплавленного золота. Он, находясь в Навадвипе, постоянно занят киртаном со Своими спутниками, играющими на мридангах и караталах. Ему вечно поклоняются все живые существа. Он уничтожил осквернение века Кали и проливает счастье на Своих преданных. Мы восхищаемся Шри Навадвипа-дхамой, которая проявлена благодаря внутренней энергии Господа и дарует высшее счастье. В “Чхандогье Упанишад” она описана как Пара-Брахмапура и прославлена смрити как Вайкунтха – обитель Вишну, которая называется Шветадвипой. Она населена великими душами, а сейчас стала известна как Вриндавана благодаря особым преданным, обладающим пониманием трансцендентных вкусов”.
Слово “аватара” Шрила Джива Госвами в своей “Кришна-сандарбхе” объясняет следующим образом: “Аватара – это тот, кто нисходит в эту реальность”. Шрила Баладева Видьябхушана прокомментировал воплощение Господа, описанное Шрилой Рупа Госвами в “Лагху-бхагаватамрите” следующим образом: “Когда Абсолютная Истина нисходит из духовного мира Вайкунтхи в это материальное творение, она называется аватарой”.
В “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 2.88-90) говорится: “Только Личность Бога, источник других Божеств, достойна того, чтобы называться сваям бхагаватам, или изначальным Господом. Когда от одной свечи зажигаются многие другие, первая считается изначальной. Кришна, таким образом, – есть причина всех причин и всех воплощений”. В “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 3.28-30) говорится: “Поэтому в сопровождении своих преданных, Я явлюсь на Земле и буду совершать различные чудесные игры. Думая таким образом, Личность Господа Шри Кришна проявился в Надии на заре века Кали. Таким образом, подобно льву, Господь Чайтанья явился в Навадвипе. Его плечи были широкими, как у льва, Он обладал могуществом льва и зычным голосом, напоминающий львиный рык”. В “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 3.110) сказано: “Поэтому главной причиной нисхождения Шри Чайтаньи был призыв Адвайта Ачарьи. Господь – защитник религии и поэтому Он явился по желанию Своего преданного”. “Шри Чайтанья-чаритамрита” (Ади, 5.14-15,19) говорит: “Вне пределов материальной природы находится реальность, известная как паравьома, духовное небо. Как и сам Господь Кришна, она обладает всеми трансцендентными атрибутами, такими как шесть совершенств. Эта обитель –Вайкунтха – всепронизывающая, бесконечная и высшая. Это – обитель Господа Кришны и Его воплощений, и проявилась она в материальном мире по воле Господа Кришны. Она идентична изначальной Гокуле, но существует в двух различных проявлениях”. “Шри Чайтанья-чаритамрита” (Ади, 5.78, 80-82) говорит: “Хотя Кширодакашайи Вишну называют кала Господа Кришны, Он – источник Матсьи, Курмы и других воплощений. Этот пуруша (Кширодакашайи Вишну) творит, поддерживает и разрушает. Он проявляет себя в форме множества воплощений, поддерживая этот мир. Та часть Махапуруши, которая появляется с целью создания, поддержания и разрушения, называется воплощением. Махапуруша неотличен от Личности Бога. Он – изначальное воплощение, семя всех остальных воплощений и прибежище всего”. “Шри Чайтанья-чаритамрита” (Ади, 5.131-132, 127-128, 133) говорит: “Когда Личность Бога, Кришна, нисходит, Он становится прибежищем всех полных Своих частей. Таким образом, все Его полные части соединяются в Нем в этот момент. В какой бы форме человек ни знал Господа, он говорит о Нем в соответствии со своим пониманием. В этом утверждении нет обмана, потому что в Кришне возможно все. Но я принимаю как истину все то, что было произнесено Его преданными. Так как Он – источник всех воплощений, в Нем все становится возможно. Преданные знают, что нет различий между инкарнацией, т. е. воплощением и источником всех воплощений. В прежние времена различные люди воспринимали Господа Кришну по-разному, в соответствии со своим восприятием. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху проявил для каждого все деяния различных воплощений”.
В “Чайтанья-чаритамрите” также утверждается (Мадхья, 20.263-264): “Форма Господа, которая проявилась в материальном мире для того, чтобы творить, называется аватарой, или воплощением. Все экспансии Господа Кришны пребывают в духовном мире. Однако, когда они нисходят в этот материальный мир, они называются воплощениями (аватары)”.
Для более полного определения значения слова вишвамбхара мы можем предложить читателю ознакомиться с содержанием комментария на первый стих этой главы.
TEKCT 8
“амара бхактера пуджа – ама хаите бада”
сей прабху ведэ-бхагаватэ каила дадха
Это Верховная Личность Господа провозгласил в Ведах и “Шримад-Бхагаватам”: “Поклонение Моим преданным по значимости превосходит поклонение Мне”.
Преданные, которые поклоняются аспекту великолепия Господа, прежде всего, развивают в своем сердце понимание, что только поклонение Верховному Господу имеет значение в этой жизни. Эти представления, однако, умаляют славу поклонения преданным и демонстрируют недостаток любви и преданности Всевышнему Господу. Как утверждается в “Падма Пуране”:
арадхананам сарвешамвишнор арадханам парам
тасмат паратарам девитадиянам самарчанам
арчаитва ту говиндамтадиян нарчает ту ях
на са бхагавато инияхкевалам дамбхиках смритах
“Из всех видов поклонения, поклонение Господу Вишну считается наивысшим, однако превосходящим поклонение Господу Вишну считается поклонение Его преданному, вайшнаву. Тот, кто поклоняется Господу Говинде, но не поклоняется Его преданным, должен считаться не преданным Господа, а просто заурядной жертвой ложной гордости”.
Слово дадха означает дридха, или решимость. С благоговением и почтением поклоняются только Всевышнему Господу. Так поступают Его слуги. Но на пути спонтанной привязанности благоговение и почтение во взаимоотношениях между объектом поклонения и поклоняющимися не может быть проявлено; наоборот, в таких отношениях превалирует дух служения. Слуги гордятся своим служением. Поэтому слуги в мадхурья-расе считают самих себя выше, чем объект их поклонения – Господь Кришна. Другими словами, такие личности считают своего Господа подчиненным себе и находящимся под их контролем.
Превосходство поклонения преданным Господа упоминается в Ведах. Некоторые из примеров этого можно обнаружить в следующих утверждениях.
В “Мундака Упанишаде” (3.1.10) говорится: тасмад атма-инам ху арчад бхути-камах – “Если вы будете поклоняться преданным Господа, все ваши желания будут удовлетворены”. Баладева Видьябхушана написал в своей “Говинда-бхашье”, комментарии к “Веданта-сутре” (3.3.51): атма-джнам бхагават-таттва-джнам тад бхактад иту артхах; бхути-камо-мокша-парьянта-сампати-липсур иту артхах. Другими словами, если человек хочет обрести высшее благословение, он должен служить преданным Господа.
В комментарии Мадхавачарьи на “Веданта-сутры” (3.3.47) приводится следующая цитата из “Пошаяна-шрути”: танупасва танупачарасва тебьях шрину хи те тамаванту – “Поклоняйтесь преданным Господа, служите преданным Господа и слушайте преданных Господа, ибо они защитят вас”.
В “Шветашватара Упанишаде” (6.23) утверждается:
ясья деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасьяите катхита хй артхах пракашанте махатманах
“Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается ведическое знание”. В Ведах можно найти множество подобных утверждений.
В “Итихаса-самуччхая” говорится:
тасмад вишну-прасадаявайшнаван паритошает
прасада-сумукхо вишнустенаива сьян на самшаях
“Для того, чтобы обрести милость Господа Вишну, человек должен удовлетворить вайшнава. Нет сомнения, что по их милости, Вишну также будет удовлетворен”. Существуют и другие подобные утверждения в литературе вайшнавов.
TEKCT 9
мад-бхакта-пхуджабхуадххикасарва-бхутешу ман-матих
“Поклонение Моим преданным лучше, чем непосредственное поклонение Мне”.
Когда великий преданный Уддхава вопрошал о чистом преданном служении и знании о Всевышнем Господе ради блага всех живых существ, Господь Кришна прославил Своих преданных в стихе “Шримад-Бхагаватам” (11.19.21), описывая различные аспекты чистого преданного служения.
TEKCT 10
йетеке карила аге бхакиера вандана
атаева ачхе карья сиддхира лакшана
Поэтому я предлагаю свои молитвы, прежде всего, преданным, так как в этом заключается секрет обретения совершенства.
В “Ади Пуране”, говорится:
я ме дхакта-джанах партхана ме бхактас ча те джанах
мад бхактанам ча я бхактасте ме бхактатамах матах
“Мой дорогой Партха, те, кто заявляют, что являются Моими преданными, ими не являются. Но те, кто утверждает, что являются преданными Моих преданных, в действительности Мои преданные”. Также в “Шримад-Бхагаватам” (3.17.2) говорится:
дурапа ху алпа-тапасахсева вайкунтха-вартмашу
ятропагиятэ нитьямдева-дево джанарданах
“Те, кто не обладают аскетизмом, вряд ли смогут обрести служение чистым преданным, идущим по пути назад, домой к Богу, в обитель Вайкунтхи. Чистый преданный целиком и полностью занят прославлением Всевышнего Господа, который является Господом полубогов и контролирует все живые существа”. В “Падма Пуране”, Уттара-кханда, говорится:
арчьяитва ту говиндамтадиян нарчает ту ях
на са дхагавато джнеяхкевалам дамбхиках