Его трансцендентных играх. Этот изначальный Господь Кришна появился в Навадвипе как Господь Чайтанья, и Баларама явился с ним как Господь Нитьянанда”. Затем в “Чайтанья-чаритамрите” (Ади, 5.8-10) утверждается: “Господь Баларама – это изначальный Санкаршана. Он принимает пять различных форм, чтобы служить Господу Кришне. Он Сам помогает Себе в играх Господа Кришны и Сам создает эти четыре формы. Он выполняет указания Господа Кришны, совершая акт творения, и в форме Господа Шеши служит Кришне. Во всех Своих проявлениях Он вкушает трансцендентное блаженство служения Кришне. Этот самый Баларама – Господь Нитьянанда, спутник Господа Гаурасундары”. В той же главе (стихи 120, 124, 137, 156) говорится: “Этот Ананта Шеша принял воплощение преданного Господа. Он не знает ничего, кроме служения Господу Кришне. Его называют Господь Шеша, поскольку Он достиг высшего совершенства в служении Кришне. Он принимает множество различных форм, чтобы оказывать служение Кришне, и занимается этим постоянно. Он считает себя слугой, а Кришну – Своим хозяином. И поэтому воспринимает Себя как частичку Своего полного воплощения. Господь Чайтанья – это тот же самый Господь Кришна, Господь Нитьянанда – это Господь Баларама. Господь Нитьянанда выполняет все желания Господа Чайтаньи”.
Следует понимать, что Шри Нитьянанда-Санкаршана Прабху – это Верховная Абсолютная Истина, Сам Господь Вишну, и по Своим качествам Он ничем не отличается от проявления изначальной Личности Бога, Господа Кришны. Другими словами, Шри Нитьянанда Прабху – это управляющее Божество энергии сандини, Он поддерживает духовный мир и является источником чистой благости.
В “Чайтанья-бхагавате” (Мадхья, 12.55-58) написано: “Господь Чайтанья говорит: “Кто бы ни поклонялся Господу Нитьянанде с верой и преданностью, таким образом он поклоняется Мне. Лотосные стопы Нитьянанды стали объектом поклонения Шивы и Брахмы, поэтому все вы должны поклоняться Ему с любовью. Если у человека есть даже намек на зависть по отношению к Нитьянанде, он не будет принят Мною, даже если и будет считать себя преданным Господа Нитьянанды. Вместе с тем, Господь Кришна никогда не отвергнет того, кто просто соприкоснулся с воздухом, окружающим тело Господа Нитьянанды”.
ТЕКСТ 18
танхара чаритра яби джана шуне, гая
шри кришна чайтанья-танре парама сахая
Шри Кришна Чайтанья более всего удовлетворен тем, кто слушает о качествах Господа Нитьянанды и прославляет их.
Слава тех, кто слушает о качествах Санкаршаны или Шри Нитьянанда Рамы и прославляет их, упоминается в “Шримад-Бхагаватам” (5.17.18-19). В “Шримад-Бхагаватам” (5.25.8) утверждается: “Если человек, действительно заинтересованый в освобождении от материальной жизни, слушает о славе Анантадевы из уст духовного учителя, находящегося в цепи ученической преемственности, если он постоянно медитирует на Санкаршану, Господь входит в сокровенные уголки его сердца, уничтожая все осквернение материальных гун природы и разрубает на куски прочный узел в его сердце, который с незапамятных времен был туго завязан желанием контролировать материальную природу, стремлением совершать действия ради ее плодов. Нарада Муни, сын Господа Брахмы, всегда прославляет Анантадеву в собрании своего отца. Там он воспевает приятные стихи собственного сочинения в музыкальном сопровождении своего струнного инструмента (или небесного певца, известного как Тумбуру). “Шримад-Бхагаватам” (5.25.11), также приводится в 55 стихе этой главы.
В “Шримад-Бхагаватам” (6.16.34, 44) Читракету обращается к Господу Санкаршане со следующей молитвой: “О непобедимый Господь, хотя Тебя никто не может одолеть, Ты все-таки побежден преданными, которые научились контролировать свои чувства. Они могут держать Тебя под контролем, потому что Ты беспричинно милостив к преданным, не желающим себе материального блага. В действительности Ты отдаешь Себя им и благодаря этому обретаешь полный контроль над своими преданными. Ты даешь возможность человеку освободиться от всех материальных осквернений, увидев Тебя. Даже если Он не видит Тебя лично, просто услышав Твое имя только раз, даже чандала, человек, принадлежащий к низшей касте, освобождается от всей материальной скверны. Кто же тогда не освободится от материальной скверны, просто увидев Тебя лично?”
ТЕКСТ 19
махаприта хая танре махеша-парвати
джихвая спхурая танра шудха сарасвати
Господь Шива и Парвати также довольны таким человеком, и трансцендентная богиня знания Сарасвати, проявляет себя на его языке.
Господь Санкаршана находится в сердце Господа Шивы. Считая Санкаршану своим Господом, Шива и Парвати вечно поклоняются ему в своих молитвах. В этой связи мы можем адресовать читателя к “Шримад-Бхагаватам” (5.16.17-24). Поэтому тот, кто слушает и воспевает качества Господа Нитьянанды, изначального Санкаршаны, удовлетворяет Шиву и Парвати, которые принимают такого человека в качестве слуги своего возлюбленного Господа.
Господь Баладева постоянно усиливает счастье Господа Кришны. Слова, произнесенные в связи со служением Кришне, чистым живым существом, желающим служить Господу Кришне под руководством Баладевы Прабху, называются шудха (трансцендентная) Сарасвати. Слова же, не связанные со служением Кришне, произнесенные тем, кто, желая наслаждаться и удовлетворять свои чувства, игнорирует наставления Баладевы Прабху, называются асати или душта (безнравственная или порочная) Сарасвати.
ТЕКСТ 20
парвати-прабхрити наварбуда нари лана
санкаршана пудже шива, упасака хана
В сопровождении Парвати и своих бесчисленных служанок, Господь Шива занимается поклонением Санкаршане.
Шри Шукадева Госвами прославляет Санкаршану в беседе с Махараджей Парикшитом в “Шримад-Бхагаватам” (5.25.1): “Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: “Я наслаждаюсь, и этот мир предназначен для моего наслаждения”, такая концепция жизни продиктована ему Санкаршаной. Именно поэтому мирские обусловленные души думают о себе как о Всевышнем Господе”. Мы можем адресовать читателя к комментариям Шридхары Свами (“Бхаваратха-дипика”) за более подробным объяснением. В “Шримад-Бхагаватам” (10.2.13) Всевышний Господь, обращаясь к Йога-майе, говорит: “Сын Рохини будет также почитаться, как Санкаршана, потому что он перешел из лона Деваки в лоно Рохини”.
В “Шримад-Бхагаватам” (5.17.16) говорится: “В Илаврита-Варше Господь Шива постоянно окружен десятью миллиардами служанок богини Дурги, которые прислуживают ему. Экспансии Верховного Господа Васудевы – это Прадьюмна, Анирудха и Санкаршана. Санкаршана, четвертая экспансия, несомненно, трансцендентен, но из-за того, что Его деяния связаны с разрушениями материального мира, относящегося к гуне невежества, Он известен как тамаси, форма Господа в гуне невежества. Господь Шива, знающий Санкаршану как изначальную причину его собственного существования, постоянно медитирует на Него, в трансе повторяя следующую мантру”. Мантра, которую произносит Господь Шива можно найти в “Шримад-Бхагаватам” (5.17.17-24)
Шрила Мадхавачарья пишет в своем комментарии на “Шримад-Бхагаватам” (5.17.17): “В Илаврита-варша Господу поклоняется Господь Шива, внимательный к другим живым существам, дживам, и зависящий от Сверхдуши”.
В “Брихад-Бхагаватамрите” (1.2.97-98, 1.3.1 и 2.3.66) утверждается: “Господь Шива поклоняется восхитительному, в равной степени могущественному и совершенному Господу Санкаршане, обмахивая его чамарами, держа над Ним зонт в окружении своих спутников. Разве это не удивительно, что даже Шива принимает Санкаршану как своего Господа, которому он поклоняется? На Шивалоке Нарада Муни наблюдает, как совершенный Шива погружается в пение и танец, проникнувшись настроением преданного, поклоняясь Господу Санкаршане. Шива – повелитель Вселенной. И тем не менее, он принимает настроение слуги и вечно с любовью поклоняется тысячеглавому Шеше.
В своем описании лила-аватар в “Лагху-бхагаватамрите” (Пурва, 87-88) Шрила Рупа Госвами пишет: “Второе воплощение чатур-вьюхи на Голоке известен как Санкаршана. Он соединяется с Шешей, поддерживающим все вселенные и проявляется как Господь Баларама, лила-аватара. Шеша имеет две формы – одна поддерживает вселенную, а другая служит ложем для воплощений Вишну. Предыдущий Шеша был наделен особыми полномочиями воплощения Санкаршаны и поэтому известен как Санкаршана”. В описании качеств прабхавы и вайбхавы Господа в “Лагху-бхагаватамрите” (Пурва, 62) говорится: “Господь Ананта – это полное проявление Шри Баладевы, который держит вселенную на своих клобуках, пребывая на Паталалоке. Этот Санкаршана рассказывает “Шримад-Бхагаватам” брахманам и мудрецам, возглавляемым четырьмя Кумарами. Его шея украшена великолепными гирляндами из лесных цветов, его клобуки украшены сияющими драгоценными камнями, он облачен в синие одежды и держит в руках плуг, палицу и трезубец”. И снова в описании воплощения чатур-вьюхи Господа “Лагху-бхагаватамрите” (Пурва, 167), говорится: “Вторая экспансия чатур-вьюхи – Шри Санкаршана – это виласа-виграха Васудевы, первая экспансия чатур-вьюхи. Так как Он – вместилище всех живых существ, его также называют джива”.
ТЕКСТ 21
панча-скандэра эй бхагавата-катха
сарва вайшнавера вандья баларама-гатха
Рассказы, изложенные в Пятой Песни “Шримад-Бхагаватам”, содержащие описание Господа Баларамы, изначального Санкаршаны, прославляются всеми вайшнавами.
В этой связи мы можем адресовать читателя к “Шримад-Бхагаватам” (5.17.16-24). Те, кто принимают Вишну как Верховного Господа называются вайшнавами, а Мула-Санкаршана, или Баларама, считается источником всех вишну-таттв. Поэтому долг каждого вайшнава состоит в том, чтобы прославлять Мула-Санкаршану, неотличного от Господа Баларамы. Как Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту в “Шримад-Бхагаватам” (5.25.4, 7-8): “Когда бескорыстные преданные и лидеры змей с великой преданностью предлагают свои поклоны Господу Санкаршане, их сердца наполняются радостью. Полубоги, демоны Ураги (змееподобные полубоги), Сиддхи, Гандхарвы, Видьядхары и многие возвышенные мудрецы постоянно возносят молитвы Господу. А Он радует Своих личных спутников, лидеров полубогов, приятной вибрацией, исходящей из Его уст. Нарада Муни, сын Господа Брахмы, постоянно прославляет Анантадеву в собрании своего отца. Там он поет поразительные по красоте стихи собственного сочинения в сопровождении музыкального инструмента или же небесного певца, известного как Тумбуру”. В этой связи мы можем адресовать читателя к стихам 53-57, приведенным в этой главе.
TEXT 22
тана раса-крида-катха-парама удара
вриндаване гопи-сане карила вихара
Повествование о раса-лиле Господа Баларамы с гопи Вриндавана – самое возвышенное.
Определение раса-криды, или раса-лилы, дано Шридхарой Свами в “Бхавартха-дипике”, комментарии на “Шримад-Бхагаватам” (10.33.1): “Раса-лила – это определенный вид танца, в котором принимает участие множество женщин-танцовщиц”. В своей “Брихад-вайшнава-тошани”, Санатана Госвами приводит основные качества танца раса: “Когда много женщин берут друг друга за руки, а партнеры обнимают их за шею, такой танец называется раса”. В книге “Сангита-сара” говорится: “Когда мужчина-танцор находится в окружении стоящих по кругу женщин-танцовщиц, двигающихся вокруг него, такой танец называется халлисака. Когда танец халлисака исполняется под различные мелодии (тональность), под разные ритмы и с особыми жестами, он называется танцем раса. Такой танец невозможно увидеть даже в раю, так что же говорить о Земле?” В своей “Саратха-даршини”, комментарии на “Шримад-Бхагаватам”, Вишванатха Чакраварти утверждает: “Раса-крида относится к танцу раса, в котором присутствуют такие составляющие, как танец, пение, поцелуи и объятия”.
Слово удара в этом стихе означает “великий”, или “возвышенный”.
Джива Госвами описывает раса-криду Баларамы в своей “Лагху-тошани” или “Вайшнава-тошани” комментарии к “Шримад-Бхагаватам” (10.65.16) следующим образом: “Шри Баладева, неотличный от Санкаршаны, был умиротворен пастушками Вриндавана, которые воспевали славу имен Кришны. Иногда Шри Баладева в уме привозил Кришну из Двараки и являл Его перед гопи в определенном месте, поэтому он стал известен как Санкаршана”. Затем Джива Госвами говорит следующее: “Таким образом, будет правильным сказать, что Шри Баладева совершал раса-лилу со своими гопи. Так как он всезнающий Всевышний Господь и наделен всеми энергиями, Он осознает глубоко сокрытые чувства Своих вечных возлюбленных гопи. Если объяснить этот стих иначе, это объяснение может снизить престиж, значимость Двараки, поэтому нет необходимости далее рассуждать