в новое Божество. Поскольку никому не разрешается видеть набхи-брахму или касаться его, то никто не знает, как он выглядит или даже каков он на ощупь. Набхи-брахма считается Жизненной Силой Господа Джаганнатхи. Говорят, что если кто-нибудь на него посмотрит, то сразу умрет. Панды рассказывают, что много лет назад один из жрецов взглянул на набхи-брахму и в то же мгновение умер. Это считают одной из величайших тайн Господа Джаганнатхи.
Оплакивание Господа
Замена Божеств считается грустным событием, поскольку старое Божество больше нельзя будет увидеть. Господь Джаганнатха — это глава семьи Дайитапати, поэтому во время нава-калевары члены этого клана ведут себя так, как будто потеряли своего дорогого родственника. Если в семье кто-то умирает, то местная традиция предписывает членам семьи не бриться в течение десяти дней. Поэтому Дайитапати не бреются с первого дня после ухода поисковой группы. Они также белят свои дома, ибо такова общепринятая практика оплакивания умершего родственника.
После завершения обряда Дайитапати уносят старые Божества и до захода солнца хоронят их где-то на Койли Вайкунтхе. Место захоронения не отмечается и известно только избранным членам Дайитапати. Божества хоронят, укладывая друг на друга, в том же месте, где захоронены все предыдущие Божества. В этот вечер по приказу правительства полностью отключается свет, чтобы никто, даже с отдаленной крыши не мог увидеть Койли Вайкунтху, ибо сказано, что тот, кто увидит эту похоронную церемонию, умрет.
На следующий день, когда на алтаре уже установлены новые Божества, после пятидесяти восьмидневного перерыва возобновляется обычное поклонение. Посетителям не разрешается видеть Господа еще два дня, пока не наступит день перед фестивалем Ратха-ятра. Господь Джаганнатха — это единственное Божество, подвергаемое такой периодической смене тел. Таково одно из многих уникальных и чудесных развлечений Верховной Личности Бога Шри Джаганнатхи.
ДЖАГАННАТХА-ВЕШИ Наряды Господа Джаганнатхи
Одна из уникальных особенностей поклонения Господу Джаганнатхе в Пури — Его разнообразные наряды (веши). Панды, служители Господа Джаганнатхи, наряжают Его так, как ни в одном другом храме Индии. И хотя эта удивительная форма поклонения Господу Кришне в Пури произошла не из традиций от Гаудия-вайшнавизма, преданные Господа Чайтаньи с радостью приходят, чтобы увидеть, как Господь в облике Джаганнатхи наслаждается разнообразными играми.
Джаганнатха — Сам Кришна, а Кришна есть аватари: Он не инкарнация, а изначальный источник всех инкарнаций. «Шри- мад Бхагаватам» объясняет, кришнас ту бхагаван свайам — «Кришна есть Изначальная Верховная Личность Господа».10 Аналогичное утверждение о Господе Джаганнатхе приводится в пятьдесят восьмой главе Уткала-Кханды «Сканда-пураны»:
тат пхалам палате мартйа дришта шри пурушоттама дасавагпара самджнасйа катитах путра те майа
«Плоды, которые дарует созерцание всех десяти инкарнаций Господа, можно легко обрести, лишь один раз увидев Шри Пуру- шоттаму, Господа Джаганнатху». Поэтому Шри Пури иногда также называют Дасаватара-кшетра, обитель десяти инкарнаций.
Иногда Господь Джаганнатха, помимо своих традиционных ежедневных нарядов, принимает облик одной из десяти инкарнаций Вишну. Кроме того, в течение года Ему время от времени предлагают и другие необычные наряды. У Господа Джаганнатхи есть две группы слуг, которые одевают Его. Те, кто отвечает за обычные повседневные наряды, зовутся пушпалака, а те слуги, которые украшают Господа особыми нарядами в дни праздников, зовутся шрингари. Ниже приводится краткое описание некоторых из веги Господа Джаганнатхи в Пури.
Повседневные веши
• Цемгди-веша: Каждое утро перед мангала- арати Господа Джаганнатху одевают в хлопчатое сари. Оно называется цемеди- веша.
• Тадапа-веша: Для принятия утреннего омовения Господа Джаганнатху одевают в хлопчатую накидку оранжево-белой расцветки размером 16×4 фута, называемую тадапа-веша.
• Утари-веша: Утари означает чадар, накидка. После утренней даршаны Господа Джаганнатху закутывают в шелковую накидку длиной 24 фута.
ша состоит из гита-говиндам кхандуа и восьми цветочных украшений.
Гита-говиндам кхандуа — это полотнища из красного шелка длиной 12 футов, которые обертывают вокруг головы каждого из Божеств. На этих полотнищах написаны строки из «Гита-говин- ды» Джаядевы Госвами. Господу Джаганнатхе очень дорога «Гита-говинда», поэтому каждый вечер Его одевают в бара-шринга- ра-вешу и декламируют «Гита-говинду» ради Его удовольствия. Восемь цветочных украшений называются:
— чандрика алака-панти: сделанное из цветов украшение на лбу (алака);
— пушпа-тилака: тилака из цветочных гирлянд на голове Господа Джаганнатхи;
— карапаллаба: украшения, символизирующие руки и пальцы Господа, сделанные из ароматных листьев дайана и различных цветов;
— макара-кундала: сделанные из цветов ушные серьги в форме акул;
— падака: украшение вокруг сердца Господа Джаганнатхи, размером около 18 дюймов;
— гуна и джхумпа: сделанные из цветов носовые украшения;
— пушпа-мала: Господа Джаганнатху украшают множеством гирлянд. Каждая из них имеет около 12 футов в длину и простирается между обеими Его руками.
— туласи-мала: Господь Джаганнатха носит корону из гирлянд туласи, которые связываются друг с другом и обертываются вокруг бамбукового каркаса.
— Как упоминается в «Панчаратра-прадипе»: «Во Вриндаване во многих храмах, Божества каждый день облачают в одежды определенного цвета — цвета драгоценного камня, который символизирует планету, соответствующую этому дню недели». Тот же простой принцип используется и в
Джаганнатха Пури для различных цветов одежды, используемой в качестве бара-шрингара-веши:
— В воскресенье, день Солнца, Господа Джаганнатху обычно наряжают в веши красного цвета — цвет рубина;
— В понедельник, день Луны, обычно используют наряды белого цвета — цвет жемчуга;
— Во вторник, день Марса, Джаганнатха наряжается в красные или розовые одежды — цвет коралла;
— В среду, день Меркурия, Господа наряжают в зеленое — цвет изумруда;
— В четверг, день Юпитера, обычно используют желтые или золотые одежды — цвет желтого сапфира;
— В пятницу, день Венеры, Господа Джаганнатху наряжают в белое — цвет бриллианта;
— В субботу, день Сатурна, Господь Джаганнатха носит черные одежды, символизирующие цвет темного сапфира.
• Макхамала-веша
После бара-шрингара-веши Господа Джаганнатху одевают в белое одеяние для шайана-лилы, ночного отдыха. Это одеяние называется макхамала-веша.
Особые веши
В дополнение к повседневным вешам, которые ежедневно подносятся Господу Джаганнатхе, в различные дни года слуги также предлагают Ему особые веши. Некоторые из них перечислены ниже:
• Чандана-веша: В течение 21 дня чандана-йатры, маленькое
праздничное Божество Мадана-Мохана ежедневно украшают различными нарядами.
• Рукмини-харана-вегиа: В десятой Песни «Шримад-Бхагава- там» описывается, как Кришна похитил Рукмини и взял ее в жены. В это время Он был одет как могущественный царь. В память об этой лиле Господа, в день шукла-экадаши месяца джештха Божество Мадана-Мохана одевают в царские наряды.
• Хати-веша: Хати означает «слон». В день полнолуния месяца джештха проводится праздник снана-ятры, купания Господа Джаганнатхи. Утром и вечером этого дня Господь Джаганнатха одевается как слон. В знаменитой орисской книге «Дарьята- бхакти», посвященной Господу Джаганнатхе, приводится такая история:
«В деревне Канияри, в Карнатаке, Южной Индии, жил один преданный Ганеши по имени Ганапати Бхатта. Однажды он пришел в Пури посмотреть на праздник снана-ятры Господа Джаганнатхи. Прибыв туда, он увидел Дару-брахму, Господа Джаганнатху в облике Кришны. Огорченный тем, что не видит свое божество, Ганешу, Бхатта подумал: «Говорится, что Джаганнатха — это Дару-брахма, трансцендентный Верховный Господь, из которого исходят все инкарнации и все полубоги. Но я не вижу в Джаганнатхе моего Ганеши. Как же я могу поверить, что это правда?» Джаганнатха известен как ванчха-калпатару, Господь, исполняющий желания Своих преданных. Господь был счастлив, видя безраздельную преданность Бхатты Ганеше, и предстал перед ним в облике слона, гаджанана-рупа. Господь Джаганнатха принял такой облик, следуя мольбе этого ганапа- ти-бхактыу чтобы на веки вечные утвердить в этом мире Свое положение ванчха-калпатару. Это произошло в благой день снана-ятры. С тех времен каждый год в день празднования сна- на-ятры, когда Джаганнатха и Баладева восседают на троне для омовения, Их облачают в одежды Ганеши. А Субхадру Деви панды наряжают в падма-вешу, лотосную вешу, окружая Ее Лицо множеством цветов. Это служение выполняет главный жрец Шри Гопала Тиртха Матха.
Некоторые панды дают иное объяснение традиции хати-веши. Согласно этому объяснению, в этот день Кришна и Баларама нарядились слонами, чтобы рассмешить гопи.
• Суна-веша: Суна означает «золото». Суна-веша состоит из множества украшений, сделанных из чистого золота. В Ориссе одиннадцатый день светлой половины месяца ашарха называется бахудха-экадаши. В этот день Господь Джаганнатха возвращается в Нилачалу, в Шри-мандир, главный храм, после посещения Сундарачалы, где Он в течение 7 дней живет в храме Гундича. Когда Господь на Своих колесницах прибывает к Львиным вратам храма, Он облачен в наряды, называемые сварна или суна-веша. Все три Божества украшены золотыми руками, стопами, коронами и другими украшениями. Общий вес этих веш превосходит тонну. Вот их неполный перечень:
— шри хаста: золотые руки;
— шри пайара: золотые стопы;
— шри мукута: огромная золотая корона;
— шри майара-чандрика: золотое павлинье перо;
— шри чула-пати: золотое украшение на лбу;
— шри кундала: золотые серьги в форме круглых подвесок;
— шри раху-рекха: полукруглое обрамление Лиц Божеств;
— шри шанкха, чакра, гада и хала: Господь Джаганнатха но-
сит серебряную раковину и золотой диск. Господь Баладева носит золотой плуг и золотую палицу.
— шри мала: золотые ожерелья различных видов, такие как: О падма-мала: звенья в форме лотосов;
О севати-мала: звенья в форме хризантем;
О агасти-мала- звенья в форме лун;
О париджата-мала\ звенья в форме цветов париджата\
О кадамба-мала: звенья в форме круглых кадамбовых цветов;
О канти-мала: звенья в форме больших золотых бусин, напоминающих цветы канти;
О майура-мала: звенья в форме павлиньих перьев;
О чампа-пхула-мала: звенья в форме колокольчиков, напоминающих желтые цветы чампа.
• Читаладжи-веша: В Ориссе новолуние месяца шравана называют читаладжи амавасъя. В течение почти всего года Господь Джаганнатха носит на лбу украшение из золотых цветов, называемое чита. Это украшение снимают в день снана-пурнимы, и вновь помещают на лоб Господа Джаганнатхи в читаладжи амавасъю.
• Раху-рекха-лаги-веша: В снана-ятру с Господа снимают Его золотые серьги, карнапатра. На пятый день светлой половины месяца шравана, их опять одевают на Божество. Эта веша называется раху-рекха-лаги-веша.
Месяц бхадрапада (август-сентябрь)
Во время месяца бхадрапада Джаганнатхе предлагают множество разнообразных особых веш. После Джанмаштами, с десятого
по двенадцатый день месяца, Господь Джаганнатха носит веши, имеющие отношение к играм Господа Кришны во Вриндаване. Они называются вана-бходжана-веша, калия-дамана-веша и пра- ламба-бадха-веша. Эти наряды находятся на попечении царя Пури.
• Вана-бходжи-веша: Эту вешу подносят Божествам на десятый день темной половины месяца бхадрапада. Божества выглядят как двое пастушков, пирующих в лесу со своими друзьями. В это время на алтарь, украшенный в духе Вриндаваны, помещают множество фигур гопи, пастушков, коров, птиц и павлинов, сделанных из сола (пробкового дерева). Эта древесина очень легкая, и ее используют для изготовления свадебных корон, а также легких на вес украшений для орисских танцоров. Многие украшения Господа Джаганнатхи также сделаны из сола. Название этой веши, вана-бходжа обозначает «пикник в лесу».
• Калия-дамана-веша: На следующий день преданные напоминают Господу о том, как Он развлекался, танцуя на клобуках змея Калии. Голову Джаганнатхи обвивают огромным змеем, сделанным из сола.
• Праламбасура-веша: На двенадцатый день темной половины месяца