бхадрапада, Джаганнатхе подносят праламбасура- (праламба-бадха) вешу. Господа Балараму одевают как победителя демона Праламбасуры, в то время как Джаганнатха-Криш- на смирно стоит в стороне, окруженный коровами.
• Кришна-Баларама-веша: На следующий, тринадцатый день Джаганнатху и Балараму наряжают в одежды пастушков. Двое братьев обнимают друг друга руками, сделанными из сола.
брахмана Ваманадевы. Его одевают как брахмачари, держащего зонтик и горшочек для воды.
Месяц ашвина (сентябрь-октябрь)
• Раджа-веша: На десятый день светлой половины месяца ашвина, в день Рамачандра-виджайотсава, Господа Джаганнатху одевают в царский наряд: одежды из тонкого шелка и множество золотых украшений. Джаганнатха и Баларама держат в руках луки и стрелы.
Месяц карттика (октябрь-ноябрь)
• Дамодара-веша: Начиная с первого дня месяца карттика, и в течение последующих 25 дней до шукла-дашами, Господь Джаганнатха носит радха-дамодара-вешу. Хотя в другое время Господь ежедневно надевает новые одежды, в этот период Джаганнатха носит одну и ту же вешу каждый день.
• Нрисимха-веша: На четырнадцатыйдень светлой половины месяца карттика, Господа Джаганнатху наряжают как Господа Нрисимхадеву.
• Раджа-веша: В полнолуние месяца карттика, когда Кришна совершает Раса-лилу, Божества опять облачают в царские веши, однако теперь вместо лука и стрел Джаганнатха держит флейту.
Месяц маргасирша (ноябрь-декабрь)
• Гходаладжи-веша (Одана шаштхи): Шестой день светлой половины месяца маргасирша называется Одана шаштхи.
Начиная с этого дня и в течение 32 дней холодного зимнего периода, Божествам предлагают белые хлопковые накидки 11
• Раджа-веша: В полнолуние месяца пауша, проводится празднование в честь первого установления Божеств в храме. В этот день Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре предлагают пушъя-абхи- шеку, особое омовение в цветах из ста восьми горшков воды и топленного масла. Их облачают в изысканные и очень дорогие одежды и золотые украшения, называемые раджа-веша.
• Макара-веша: Эту вешу — огромную корону, сделанную из туласи, цветочные гирлянды и ушные серьги, Господь надевает в день макара-санкранти.
• Гаджа-уддхарана-веша: Гаджа означает «слон», а уддхара- на — «спасать». Эта веша прославляет л илу спасения Господом слона Гаджендры12 Господа украшают руками и ногами, сделанными из сола. Когда Господь Джаганнатха одет, панды кладут перед Ним маленькие изображения слона и крокодила, которые сражаются друг с другом в воде. Господь наряжается в эту вешу в полнолуние месяца магха.
• Падма-веша: В течение пяти дней между новолунием месяца магха и васанта-панчами, Джаганнатха носит лотосовую вешу, сделанную из бумаги, тесьмы и сола. В период этой веши Господу подносят особый пудинг.
НАБХИ-БРАХМА «Жизненная сила» Господа Джаганнатхи
Рассказ о Господе Джаганнатхе и Ратха-ятре был бы неполным без обсуждения темы набхи-брахмы. Набхи-брахма называется также брахмападартха и считается «жизненной силой» Господа Джаганнатхи. Его природа и история покрыты тайнами и легендами. Слово набхи означает «пупок». Во время нава-кале- вары четыре самых старших жреца кладут этот предмет в углубление, вырезанное в животе Господа Джаганнатхи, где есть маленькая деревянная дверца. Даже жрецы, которые перекладывают набхи-брахму из тела старого Божества в новое Божество, не могут точно сказать, что это такое. [Как объяснялось в главе «Нава-калевара», им не разрешается смотреть на него или даже чувствовать его. При перекладывании набхи-брахмы у жрецов завязаны глаза, а руки обмотаны тканью.] Мы хотели немного рассказать о набхи-брахме для блага наших любознательных читателей.
Мы знаем только об одном авторитетном упоминании набхи-брахмы, которое встречается в молитвах Шрилы Санатаны Госвами, обращенных к Господу Джаганнатхе в его «Шри Шри Кришна-лила-ставе»:
прапхулла-пундарикакша
лаванаддхи-татамрита
гутикодара мам пахи нанабхога-пурандара
«Твои очи — словно полностью распустившиеся лотосы! Ты — нектар на берегу соленого океана! Ты хранишь священный камень (Шалаграма-шилу) в животе — гутика-удара\ О наслаждающийся разнообразием подносимых Тебе яств! Пожалуйста, защити меня!»
Шрила Санатана Госвами описывает Господа Джаганнатху как гутика-удару — буквально «имеющим в животе камень или Шалаграма-шилу». Однако есть много разных мнений в отношении того, откуда появился гутика, и из чего он состоит.
Разные мнения
Похоже, что в Ориссе у каждого ученого и бхакты есть свое мнение по поводу набхи-брахмы. Согласно наиболее популярным мнениям набхи-брахма — это: (1) особый голубой сапфир с выгравированной на нем Вишну-янтрой, (2) кусок изначального Божества Господа Джаганнатхи, (3) Шалаграма-шила, подаренная королем Непала, (4) зуб Господа Будды или (5) кусочек пупка Господа Кришны, оставшийся после Его ухода из этого мира 5000 лет назад.
По всей видимости, самое популярное объяснение происхождения набхи-брахмы гласит, что это пупок Господа Кришны. Данное представление, похоже, сложилось в пятнадцатом веке вместе с выходом в свет перевода на язык ория «Махабхараты», сделанного поэтом-шякшой Саралой Дасом. Первоначально, версия Саралы кажется авторитетной. В подтверждение его мнения приводят несколько историй из шастр, в которых утверждается, что после завершения Своих проявленных развлечений Кришна, по-видимому, оставил материальное тело. Цитируется рассказ о том, как риши Дурваса Муни благословил Кришну, сказав, что все части Его тела будут неуязвимыми для любого оружия. Единственным уязвимым местом Господа Кришны остались подошвы Его стоп13, куда в конце концов и выстрелил Охотник Джара.14
В этих историях утверждается, что Кришна оставил после Своего ухода материальное тело (чтобы ввести в заблуждение атеистов), но в них нет ни слова в подтверждение той идеи, что набхи-брахма возникла из пупка Кришны. Поскольку Сарала довольно много добавил к первоначальному санскритскому тексту Шрилы Вьясадевы, его версия «Махабхараты» в лучшем случае сомнительна.15 В своем изложении Сарала верно описывает развлечения Кришны при оставлении этого мира.16 Он рассказывает о том, как пришел Арджуна и кремировал тело, оставленное Господом.17 В этом месте Сарала представляет нечто новое, рассказывая, что после того, как Арджуна кремировал тело, осталась небольшой кусок кожи от пупка (набхи) Господа Кришны, который не горел. Небесный голос сказал Арджуне, что нужно опустить набхи в океан. Набхи плавал вокруг всей Индии и пристал к берегу в Пури, где его забрали и поместили внутрь тела Господа Джаганнатхи******
У нас есть достаточные основания не признавать изложение Саралы. В дополнение ко многим вставкам он также дал свое собственное поверхностное понимание того, почему пупок Кришны не сгорел. Он говорит, что это произошло из-за некой греховной реакции, возникшей по причине Его «незаконного поведения с враджа-гопи — юными замужними девушками Вриндавана». Хотя Сарала и сделал какой-то перевод «Махабха- раты», к сожалению, он не понял положения Кришны в том свете, в котором оно представлено автором «Махабхараты», Шри- лой Вьясадевой. По поводу отношений Кришны с гопи Шрила Прабхупада пишет следующее:
«Следует достоверно знать, что Кришна не имел личных интересов во всем, что Он делал ради блага гопи. Как утверждается в «Бхагавад-гите», на мам кармани лимпанти: Кришна никогда не наслаждается и не страдает от результатов Своих действий. Поэтому Его действия не могут быть нерелигиозными. Он трансцендентен ко всякой деятельности и всем религиозным принципам. Свойства материальной природы не затрагивают Его. Он — верховный правитель всех живых существ и в человеческом обществе, и в обществе полубогов, и на райских планетах, и в низших формах жизни. Он является Верховным Властелином материальной природы и всех живых существ, и поэтому не имеет ничего общего с религиозными или нерелигиозными принципами».
ПОХИЩЕНИЕ ГОСПОДА ДЖАГАННАТХИ.
Есть удивительная история, случившаяся с набхи-брахмой в 1590 году19 В этом году афганский мусульманский правитель Бенгалии Султан Сулейман послал свое войско во главе с генералом Калапахаром ограбить храм Господа Джаганнатхи. Калапа- хар захватил храм и вместе со многими дорогими украшениями для Божеств унес и сами Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Привезя их в Бенгалию, он развел большой костер на берегу реки Хугли20 и бросил Божества в огонь.
Калапахар не знал, что один преданный Господу Джаганнатхе человек по имени Бишара Маханти следовал за ними на протяжении всего пути из Пури до современной Калькутты. Говорят, что, увидев сожжение тела своего Господа, он дождался благоприятного момента и прыгнул в костер. Мусульман смутило такое очевидное самоубийство, но они ничего не могли сделать, чтобы предотвратить его. Костер продолжал гореть несколько часов, и к концу дня, когда огонь стал уменьшаться, рядом осталось лишь несколько мусульманских охранников. Внезапно, Бишара Маханти появился невредимым из пламени и прошел перед ошеломленными охранниками. Бишара Маханти знал, что набхи-брахма находится в животе Господа Джаганнатхи. Желая спасти своего любимого Господа, он прыгнул в огонь и забрал набхи-брахму. Благодаря прикосновению набхи-брахмы и по милости Верховного Господа, огонь не подействовал на него.
Остатки Божеств Калапахар приказал выбросить в океан. Тем временем Бишара Маханти вернулся вместе с набхи-брах- мой в Ориссу и направился в деревню Кхурда. Однажды ночью, царю Пури, Радже Рамачандре Деву, приснился сон. Господь Джаганнатха предстал перед ним и сказал: «Не грусти. Я по- прежнему присутствую здесь. Мой дорогой преданный слуга Бишара Маханти нашел набхи-брахму. Сейчас он находится в Кхурде. Ты должен пойти туда и принести Меня обратно в храм». Рамачандра Дев сделал, как повелел Господь, и, взяв набхи-брахму, повелел изваять новое Божество Джаганнатхи. После этого к великой радости преданных слуг Господа, он с грандиозными торжествами привез Господа обратно в Пури и заново установил Его в храме. За свое служение Бишара Маханти был удостоен царем высокой чести, а сам царь стал известен с тех пор, как Двития Индрадьюмна или Абхинара Индрадьюмна, что значит «второй или новый Индрадьюмна».