Скачать:TXTPDF
Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас

кто так дорог Твоим преданным!»

намас те балинам шрештха намас те дхарани-дхара

праламбаре намас те ту трахи мам кришна-пурваджа

«Я предлагаю поклоны Господу Балараме, самому сильному среди сильных! Он поддерживает вселенную! Поклоны Тебе, о враг Праламбы! О старший брат Кришны, пожалуйста, освободи меня!»

Субхадра-пранама

деви твам вишну майапи мохайанти чарачарам хрит падмасана санстхаси вишну-бхаванусарини

«О Деви, Ты — майя Господа Вишну! Ты очаровываешь все движущиеся и неподвижные живые существа во вселенной! В лотосе Твоего сердца хранится любовная преданность Господу Вишну».

джайа деви бхакти-датри прасида-парамешвари джайа деви субхадре твам сарвешам бхадра-дайини

«Слава Тебе, той, кто дарует бхакти\ Ты так же знаменита, как и верховный повелитель! Слава Тебе, о Субхадра-деви! Ты даруешь благо всем и каждому!»

Сударшана-пранама

сударшана маха-джвала коти- сурйа-сама-прабха

аджнана-тимирандханам вайкунтхабдха прадаршака

«О Сударшана! Ты сияешь, словно миллионы солнц! Ты рассеиваешь тьму и указываешь путь на Вайкунтху!»

намас те нитйа внласад вайшнавастра-никетана аварйа-варйам йад рупам вишнос тат пранамамй ахам

«Я почтительно склоняюсь перед ярко сияющей Сударшана-ча- крой, которая всегда защищает вайшнавов. Я почтительно склоняюсь перед оружием Господа Вишну, обладающему непреодолимой силой

ХРАМ ДЖАГАННАТХИ

Шрила Бхактивинода Тхакур

Нет такого индуса, который не слышал бы о храме Джаганнатхи. Цари и крестьяне, мужчины и женщины, старики и молодежь, могучие и ничтожные — все приходят в этот храм, побуждаемые религиозным интересом. Храм расположен в трехстах и одной миле к юго-западу от дворца вице-короля в Калькутте. Храм величественно возвышается на побережье океана. Он неизменно привлекает к себе взоры путешественников с кораблей, проплывающих по водам Бенгальского залива. Храм расположен на возвышении, имеющем двадцать локтей в высоту, триста семьдесят пять в длину и четыреста в ширину. Храм построен из каменных глыб, скрепленных смесью извести и песка в типично индийском стиле, и возвышается на девяносто два локтя. Его купол виден на расстоянии семи миль. Когда паломник добирается до этого места, его рке поджидает ловкий панда, который берет с него рупию за показ священной чакры.

Современны/! храм Джаганнатхи воздвиг Раджа Аианга Бхимбдев около 800 лет назад на месте предыдущего храма, который к тому времени был сильно разрушен. В старинных манускриптах мы находим сведения о том, что тот храм назывался Ни- ладри, «Голубая Гора». Отсюда следует то, что самый первый храм, который воздвиг, как известно, Раджа Индрадьюмна, также был синего или голубого цвета. А иначе, почему эту местность называют Нилачала? Можно, правда, предположить, что это название произошло от названия холмов Нилгири, невысокой гряды, которая пересекает всю эту местность из одного конца в другой.

Поклонение Джаганнатхе является очень древней индийской традицией. Это утверждается в «Уткала-кханде», части «Пуран», в «Ниладри-маходадхи» и «Матла Панджи», вестнике храма. Можно по-разному относиться к авторитетности этих источников. Тем не менее, мы склонны верить, что эта местность, Пури, считалась святыней уже в те времена, когда были созданы Пураны. В «Вишну-Пуране» издания Уилсона говорится, что Канду Риши с целью божественной медитации посещал землю, называемую «Пурушоттама». В любом случае, создатель храма Раджа Индрадьюмна, жил задолго до Раджи Викрамадитьи, современника римского цезаря Августа. Возможно, что Пури не настолько древнее место, как Бенарес или Гайя, которые многократно упоминаются во всех Пуранах и «Махабхарате», но оно очевидно было известно еще до Рождества Христова. Мы также не можем допустить, что традиция поклонения Джаганнатхе возникла из примитивного религиозного фанатизма. В личности Раджи Индрадьюмны, который стоит у истоков этой традиции, мы обнаруживаем глубочайшую мудрость.

Мы не заявляем о своей приверженности к какой-либо религии мира. Мы являемся приверженцами Абсолютной Религии, основанной на врожденной любви к Богу всех человеческих душ. В мире существуют два крупнейших религиозных направления, которые безуспешно сражаются друг с другом. Последователи первого придерживаются точки зрения, что верить следует исключительно в лишенного формы Бога. Тех, кто верит в Бога, имеющего форму, они объявляют идолопоклонниками. Сторонники другого направления верят в то, что Господь

из доброты являет Свою форму искренним верующим, чтобы принять их поклонение. И те, и другие заблуждаются, поскольку сражаются, опираясь на совершенно материалистический подход. Наш подход, лежащий вне любого сектантства, гласит, что Господь не бесформенный, и, одновременно с этим, не имеет формы. Он полностью трансцендентен. Идея формы присуща лишь чему-то материальному, поэтому любые утверждения о форме или ее отсутствии также материальны. И те, кто поклоняется Богу, имеющему форму, и те, кто описывает Бога, как не имеющего формы — идолопоклонники и суеверы. Они не способны принять идею о трансцендентном Божестве. Представители этих направлений с неприятием относятся к взглядам друг друга. Однако тому, кто не имеет ничего общего ни с теми, ни с другими, неприятие ни к чему. Фанатики, отрицающие форму Бога, считают все Божества идолами и верят лишь в поклонение чему-то бесформенному, вроде вечности и бесконечности. Но мы не согласны с ними. Более того, мы утверждаем, что тот, кто поклоняется трансцендентному Господу в Божестве, стоит безгранично выше тех, кто просто верит в нечто бесформенное и бесконечное и считает отсутствие формы одним из атрибутов Бога.

Духовное не обязательно во всем должно быть противоположным материальному. При этом, вне всякого сомнения, дух никогда не смешивается с материей. Нам не дано в точности познать, как соотносятся дух и материя, время и пространство. Однако будет, несомненно, тяжелейшим заблуждением считать, что трансцендентное — это нечто, что обладает качествами, всегда противоположными качествам материи, времени и пространства. Давайте, обратим внимание на такие качества, как любовь и знание. Эти качества, несомненно, имеют место в духовном мире, но они присущи и материи. Человек должен обладать знанием и любить Бога — такова религия нашей души.

Все споры насчет того, имеет Бог форму или нет, ни что иное, как сектантство. Мы считаем, что знание позволяет человеку любить Трансцендентного Верховного Господа, в то время, когда глаза его созерцают Божество. Подобное происходит и тогда, когда, имея в виду нечто безграничное, уподобляют его пространству.

Когда душа склоняется перед Господом, ум не остается без дела. Наш ум не в состоянии воспринимать что-либо нематериальное. Потому человеку в его нынешнем положении необычайно трудно отказаться от зримого образа Божества. Таков уровень большинства людей, но не следует преждевременно обвинять их в идолопоклонстве. Человек, поклоняющийся Богу как чему-то материальному (он может поклоняться идолу или чему-то воображаемому), является идолопоклонником. Но человек, который поклоняется Трансцендентному Господу с любовью, исполненной знания, (используя для этого Божество или, поклоняясь Господу в уме), является истинным верующим. Однако мы готовы пойти еще дальше, не отвергая и первых, коль скоро они искренни в своем поклонении.

Господь принимает поклонение от каждого, кто служит своим наивысшим идеалам, неважно, будь то материальный образ, бесформенный Дух или Верховная Личность Господа. И если духовный процесс имеет регулярный характер и не подвержен настроению и порывам, то представления человека о Боге становятся все чище. Тот же, кто высмеивает идеалы своего брата-идолопоклонника, оставшегося позади, тот не питает к нему любви, а значит, не любит и Самого Господа. Когда на словах или на деле ведется война против идолопоклонников, то из благородной затеи она переходит в приступ бесчеловечной ярости, жестокого и амбициозного фанатизма. Поэтому, прилагая все усилия на духовное развитие наших заблудших братьев, мы относимся с терпением ко всем видам идолопоклонства, — начиная с тех, кто по-

клоняется бесформенному Духу и, заканчивая теми, кто поклоняется Богу в человеке или материальном образе.

Единственные, против кого мы выступаем — это атеисты, которые живут и наслаждаются ради самих себя. Каждый человек, который жаждет благословений Господних — наш брат по вере, как бы он ни заблуждался в своих идеях и способах поклонения. Даже если человек идет в не совсем верном направлении, любовь к Богу своей природной силой будет толкать его все выше и выше по пути духовного прогресса. Но усилия атеистов направлены на погибель души. Нам не по пути с атеистами, лишенными любви к Богу. О судьбе их сожалеют все верующие, кем бы они ни были. Спаси их Господь! Мы пишем об этом, дабы показать нашу непредвзятость в исследовании традиции поклонения Джаганнатхе. Мы не относимся с ненавистью (столь характерной в кругу недалеких и опрометчивых реформаторов нашей страны) к идолопоклонникам, тем, кто не готов принять философию пурушоттама-таттвы, Трансцендентной Истины.

Традицию Джаганнатхи можно рассматривать с двух различных точек зрения. Суеверы и невежды полагают, что это система храмового поклонения Всемогущему Господу в образе вырезанного из дерева божества, явившегося ради блага Ариев. Но преданные Господа считают, что Господь Джаганнатха есть Вечная Истина, о которой говорится в «Веданта-сутре» Вьясадевы. Вокруг вздымающегося к небу Храма Господа Джаганнатхи расположены другие храмы, где поклоняются божествам Бималы, Шивы, Ганеши и Сурьи. Тем, кто знаком с философской стороной индуистской теологии, известно, что она состоит из пяти ступеней:

• первая ступень — шактизм, поклонение природе в целом как Богу;

• вторая ступень — поклонение Сурье, Солнцу, которое отождествляется с теплом, поклонение материальному элементу;

• третья ступень — поклонение Богу в форме животных, таких как Ганеша, человек-слон;

• четвертая ступень — поклонение человеку. Когда душа доходит до воплощения в человеческом теле, ей поклоняются в облике Шивы. Шива олицетворяет освобожденное состояние души;

• лишь на пятой ступени говорится о поклонении Верховному Безграничному Господу, который отличен от человеческой души. Здесь начинается вайшнавизм.

Эти пять ступеней демонстрируют всю историю индуистской теологии, и более того, историю всей теологии в целом. Все разновидности духовных воззрений, возникавшие с момента сотворения человека, принадлежат к этим пяти ступеням. Назовите любое из верований, открытых человечеством, и мы без труда найдем ему место на одной из этих пяти ступеней: материализм, пантеизм, фетишизм, антропоморфизм или теизм. Таковы с философской точки зрения в сумме все виды веры. Но, кроме последнего из названных видов веры, ни одного другого рекомендовать нельзя. Посетитель храма Джаганнатхи найдет воплощения этих ступеней веры в соответствующих им местах. В конечном итоге, среди всех этих разновидностей, мы приходим к храму Джаганнатхи и его традиции. Далее, мы будем говорить исключительно о Нем.

Множество раз мы входили в храмовое помещение, и, дойдя до сандаловых засовов, взирали на центральную залу, где на алтаре установлены четыре Божества: Джаганнатха, Баларама, Суб- хадра и Сударшана. Согласно «Веданте» есть только один Верховный Господь, но Он обладает безграничными энергиями и качествами. Человеку никогда не познать их до конца. Человек способен воспринять лишь три энергии Господа, другие энергии ему недоступны. Одна из этих энергий порождает материю во всем многообразии форм и качеств, и эта энергия называется майа-шакти. Другая энергия порождает все живые существа, все их взаимоотношения и состояния, — она называется джива- шакти. Третья доступная восприятию человека энергия — это Воля Господа, чит-шакти. Подразумевается, что

Скачать:TXTPDF

Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать бесплатно, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать онлайн