Скачать:TXTPDF
Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас

посредством этой безграничной энергии Господь творит.

Джаганнатха — форма Верховного Господа, у которого есть только глаза и руки. Это подразумевает что Всеведущий Господь творит Своим взором. Баларама является источником джива- шакти, Субхадра — это майа-шакти, а Сударшана — олицетворение чит-шакти, энергии творения. Эти четыре энергии невозможно вообразить. В храме Джаганнатхи все Они предстают перед нами. Здесь мы видим Бога, принявшего видимый облик ради блага тех, кто хочет увидеть Его. Смотреть на Джаганнат- ху — то же самое, что изучать «Веданту» со всеми ее направлениями. Храм и его традиция, с нашей точки зрения, подобны книге для тех, кто способен ее прочесть. Но для невежд эта традиция не несет в себе никакого смысла, разве что напоминает им о Творце Мироздания.

Но есть еще нечто в храме, что указывает на философское превосходство поклонения Джаганнатхе над всеми другими индуистскими традициями. Мы имеем в виду Маха-прасад. Рис, поднесенный Джаганнатхе, продают затем на рынке всем паломникам. Брахманы и кшатрии, вайшнавы и шакты, саннъя- си и домохозяева — все без колебаний принимают его. У брахманской аристократии в храме нет никаких привилегий. Вот доказательство тому, что когда человек обретает истинное знание, ему нет больше нужды подчиняться неразумному диктату брахманов. Их правила предназначены, в основном, для тех, кто не способен к самостоятельному духовному пути. Когда человек признает верховное положение Любви к Богу над всеми другими правилами и заповедями, он больше не связан предписаниями шастр, предназначенных для людей с примитивным уровнем сознания. Стандартные ограничения «Дхарма- шастр» Ману иЯджнавалки, предназначенные для людей из низших слоев, не имеют власти над свободными вашинавами. Вайшнавы — личная гвардия Господа в Его «крестовом походе» против зла.

Традиция Маха-прасада не просто символизирует верховное положение вайшнавов. Она является частью поклонения, которое не в силах постичь до конца даже обычные верующие. Для обычного человека естественно считать, что разум важнее, чем интуитивное чувство любви к Богу. Далее мы продемонстрируем, используя здравые аргументы, что именно это чувство любви велит нам предлагать Господу нашего сердца все, что мы едим.

Вначале давайте рассмотрим аргументы оппонента. Рационалист уверен, что Господь безграничен и ничего не желает, а, следовательно, будет глупо предлагать Ему что-либо съедобное. Кощунственно предлагать Творцу нечто, созданное Им самим. Этим мы низведем Господа Бога до уровня человека. Так звучат эти как будто разумные доводы, и каждый, кто услышит их, непременно захочет провозгласить окружающим: «Долой Маха- прасад!» Однако эти доводы сухи и губительны, ибо направлены на то, чтобы разрушить нашу связь с Богом через поклонение Ему. Утверждая, что Безграничный Господь ничего не желает, вы, тем самым, отвергаете созерцание и молитву. Ведь Господь безграничен, так зачем Ему ваши благодарственные признания, другими словами, ваша лесть? Получается, что стоит произнести слово в адрес Господа, неподвластного ограничениям, и ты уже низвел его на уровень обусловленного существа. Довольно псалмов, молитв и проповедей! Закройте врата храмов и церквей, ибо так советует вам Рационалист. Последуйте этому измышлению, и вы, тем самым, выполните свой долг перед ним! О, какой стыд! Какое низкое падение! Верующие, берегитесь этих разрушительных идей!

Затем Рационалист предстает перед нами в ином обличье Теперь он разрешает молитвы, проповеди, псалмы и церковные службы, говоря, что все эти деяния развивают душу, хотя Богу они, как таковые, ни к чему. Мы рады, что Рационалист сделал нам шаг навстречу, и со временем еще больше приблизится к нам.

Да, просвещенный Рационалист признает более широкий взгляд на теологию. Он считает, что все деяния по отношению к Богу совершаются ради нашего блага, но не ради блага Бога, который ни в чем не нуждается. Но пока человек не перестанет во всем искать корыстный интерес, он так и останется Рационалистом. Он априори уверен, что раз религия обещает человеку вечное блаженство, то нет таких религий, в основе которых не лежал бы корыстный интерес. Однако от такого взгляда разит утилитаризмом. Он никогда не сможет претендовать на подлинно духовный подход. Мы должны любить Бога ради Него Самого, каким бы безрассудным это ни казалось. Наша любовь не должна быть направлена ни на кого, кроме Господа, она предназначена только для Него. Любовь должна быть естественным чувством к Богу как к своему Возлюбленному, без раздумий или рассуждений. Целью любви не должно быть даже желание освобождения, не говоря уже о других видах чувственных наслаждений!

Любовь к Богу является вознаграждением для нас самих. Освобождение сопутствует ей, оно должно быть служанкой Любви, но никак не должно рассматриваться в качестве главной цели. Если Рационалист будет готов поверить в это, он станет верующим в линии вайшнавов. Но просто нацепить на себя ярлык ничего не даст. Человек может даже полностью постичь Безграничное, осознать, что Оно не имеет каких-либо ограничений. Но святой и сладостный принцип любви открывает совершенно иной взгляд на вещи.

Разум твердит одно, а Любовь хочет совершенно иного. Разум говорит мне, что Господь никому не сострадает, но Любовь видит Господа, плачущего по Своим детям, заблудшим в грехе. Разум говорит мне, что строгие Заповеди Господа вознаграждают и карают совершенно беспристрастно, а Любовь открывает, что для раскаявшейся души Господь послабляет свои законы! Разум говорит мне, что, сколько бы ни возвышался человек, ему никогда не коснуться Всевышнего Господа. Но Любовь возвещает, что когда душа обретает свою истинную духовную природу служанки Господа, Господь вступает в супружеские отношения с ней, несмотря на то, что Господь Безграничен, а душа — ограниченна! Разум уверяет меня, что Господь Безграничный и Вечный. Но глазами любви можно увидеть Его как очаровывающего всех, как близкого родственника, который наслаждается всеми видами радостей.

Господь как отец, который заботится о своих детях, наполнил всю Землю разнообразными вкусными вещами. Теперь Он ожидает, что Его дети соберут эти дары, и, не упражняясь в логике, из сильнейшего чувства любви поднесут их своему Господу, которого любят сильнее самих себя. Тогда Господь-Отец в ответ на их добрые побуждения вернет им все и в доброте Своей скажет: «О дети Мои, эти дары предназначены для вас. Вы поднесли их Мне из чистой любви, ради Моего счастья. Я не нуждаюсь в пище. Но Я желаю принять вашу беспримесную любовь и бескорыстную привязанность, как часть ваших подношений. Возьмите же вновь эти вкусные дары и наслаждайтесь ими!» Таков путь бескорыстной любви, который ненавистен сухому рассудку. Он позволяет нам вкушать освященную пищу и, тем самым, не совершая греха, наслаждаться ею в течение всей земной жизни. Таков путь искреннего поклонения, и лишь верующие наивысшего уровня способны идти этим путем. Мы не можем высказать той радости, которую переживаем, принимая святой Маха- прасад в Храме! Его святость столь сладостна, что мы нередко молимся о том, чтобы каждый мог попробовать Маха-прасад.

Для чистого преданного Храм Джаганнатхи исполнен волнующего очарования, которое никогда не ощутить примитивному Рационалисту. Это не значит, что мы ни во что не ставим разум. Наоборот, нет большего поклонника разума, чем ваш скромный слуга. Мы уверены, что человек превосходит всех живых тварей благодаря бесценному дару разума. Мы лишь хотим подтвердить, что независимо от этой ценности, есть другой наивысший дар, который люди знают под именем Любви. Разум помогает Любви удерживаться в рамках правильного трансцендентного сознания. Любовь ведет к падению, когда ее используют по отношению к кому-то, кроме Бога, Иногда она превращается во влечение к женщинам, вину, мясу и золоту. И здесь разум помогает ей возвыситься до ее подлинного положения. Поэтому мы считаем, что задача разума — помогать Любви. Однако он не в силах сотворить ее.

Разум правильно считать слугой Любви, который должен быть подчинен ей во всех ее чаяниях, стремлениях и святых делах. Однако Рационалист считает, что разум — это все и вся. Вот как низко может пасть человек! И хотя прогрессивный Рационалист не отвергает идею любви, но он пытается подчинить ее разуму. Так он впадает в другое заблуждение. Божественную Любовь заключают в темницу разума. Любовь желает воспарить на крыльях духа в обитель, которой тюрем щику-разуму не достичь. Поэтому разум пытается связать ей крылья, опасаясь, как бы она не улетела неведомо куда. Любовь говорит на особом, лишь ей понятном языке Но разум, никогда прежде не сталкивавшийся с этим языком, ошибочно считает его проявлением болезни и прописывает лекарства для исцеления. Неестественные усилия сухого разума калечат природное чувство любви, царицы нашей души. Она живет подобно птице, запертой в клетку.

О, что за опустошение творит разум жестокостью своей власти: О, позор Рационалисту! Да поможет нам Господь! Верующие, берегитесь Рационалистов с иссушенным сердцем, затесавшихся среди вас. Их можно разделить на лукавых и простаков. Лукавый — тот же Рационалист, который изображает из себя верующего, чтобы очернить искренних людей своим дурным влиянием. Простак — это тот, кто причисляет себя к верующим и не хочет, чтобы его считали Рационалистом. Однако он по-прежнему считает Любовь подвластной разуму, и не способен избавиться от этого заблуждения. Искренний верующий должен беречься и того, и другого, сохраняя превосходство Любви над разумом и его спутниками.

Посмотрим теперь с другой стороны. Те люди, которые позволяют своему чувству пасть без правильной поддержки разума, нисходят до грубого идолопоклонства и суеверия. Храм Джаганнатхи находится под властью Раджи (царя) Пури. Глупцы поклоняются ему как воплощению Господа. Под его управлением находятся 36 видов служащих храма, называемых Чхатриша Ний- ога. Среди них шестьсот семей сваров (супакаров) или храмовых поваров. Нет необходимости перечислять здесь все этих кланы. Многочисленные панды, парихари, паилупалы и свары отправляют своих посланцев в различные места Индии, чтобы приманить паломников. Эта посланники, гомастха, как они сами себя называют, ездят по всей стране, посещают дома местных жителей, угощают их кусочками сладкого Маха-прасада и предлагают совершить паломничество под их руководством. Таким образом, они набирают множество людей (большинство среди которых составляют женщины преклонного возраста) и отправляются в путь, распевая «Харибол!» Надо сказать, что панды и их гомаст- хи (как правило, выходцы из касты каястх) принимают на себя множество хлопот ради блага паломников. Поэтому они нередко берут деньги вперед на дорожные расходы. Бенгальские джаттри обычно посещают Пури во время праздников Снана- ятры и Ратха-ятры. Жители других мест Индии приходят в Пури во все времена года. Когда паломники прибывают в Пури, на входе в город, около Нарендра-саровары их встречает панда, чей посланец ведет их. Панда приносит им немного Маха-прасада. В этот день паломники посещают храм Джаганнатхи. На следующий день или через день они совершают обряд панча-тиртха, который включает в себя омовение в Маркандея-сароваре,

Скачать:TXTPDF

Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать бесплатно, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать онлайн