есть према?
Гоур Говинда Махарадж: Да! Да!
Ученик: Среди преданных бытует мнение, что достаточно лишь просто увидеть Господа Джаганнатху на колеснице, и сразу получишь мукти.
Гоур Говинда Махарадж: Очень хорошо. Как бы там ни было, приходите и взирайте на Джаганнатху. Так или иначе, примите участие. Это поощряется. Просто танцуйте и пойте перед Его колесницей. Это замечательно.
НОВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ
Каждый год в Джаганнатха Пури, согласно древнейшей традиции, сооружаются новые колесницы для Ратха-ятры Джаганнатхи, Б ала девы и Субхадры. В день акшайа-тритъя, третий день светлой половины месяца Вайшакха (апрель-май), за два месяца до Ратха-ятры, местные плотники, используя те же простейшие инструменты и способы, что и сотни лет назад, приступают к сооружению новых колесниц. Каждое Божество имеет личную колесницу с собственным именем и неповторимыми особенностями. Колесница Джаганнатхи имеет 45 футов в высоту и весит около 65 тонн. У нее шестнадцать колес, на каждом из которых по шестнадцать спиц. На ней сооружается четырехсторонний центральный алтарь, украшенный множеством деревянных фигур. Колесница, чей купол украшен эмблемой Гаруды, запряжена четырьмя белыми деревянными конями. Она называется Чакрадхваджа или Нандигхоша.
У колесницы Баладевы четырнадцать колес, на каждом из которых четырнадцать спиц. На вершине у нее эмблема Ханумана, и она запряжена четырьмя черными деревянными конями. Эта колесница зовется Таладхваджа. У колесницы Субхадры двенадцать колес о двенадцати спицах каждое. Она называется Дар- падалан или Падмадхваджа, и несет лотос на своей вершине. Она запряжена четырьмя красными деревянными конями.
На сооружение колесниц идет более 400 кубометров дерева, что составляет свыше 600 стволов деревьев. Как правило, это специальные сорта, такие как дхаура (anogeisus latifolia), асана (тег- minalia tomentosa), фаси (anogeisus acuminata) и симили (bo mb ах ceiba). Традиционно обеспечение древесиной для сооружения колесниц было заботой царя Пури. Обширные лесные владения на берегах реки Маханади в центральной Ориссе предназначались для служения Господу Джаганнатхе, а царь и местные раджи оберегали их. Каждый год Гаджапати Махараджа посылал своих людей заготавливать необходимое количество бревен. Так как в то время почти не было подходящих дорог, единственным доступным способом доставить бревна в Пури было сплавлять их по Маханади, а это было возможно лишь в полноводье, во время периода дождей, то есть, почти за год до начала Ратха-ятры. После сплавки бревна высушивались под горячим солнцем Ориссы, и к апрелю были готовы к резьбе.
Даже, когда англичане распространили свою власть на Ориссу в начале 19 века, и царь был лишен почти всех своих полномочий, тем не менее, он по-прежнему считался хранителем священных лесов Господа Джаганнатхи, и ему вменялось в обязанность каждый год готовить древесину для Ратха-ятры. После провозглашения независимости в 1947 году, эта обязанность перешла к правительству штата.
После окончания праздника колесницы разбирают, и древесину используют в качестве топлива на громадной кухне Господа Джаганнатхи. Этой древесины хватает, чтобы топить печи в течение почти девяти месяцев года.
ЦАРЬ ПУРУШОТТАМА ДЕВ
В Индии подметание традиционно считается самой низкой работой, достойной лишь неприкасаемых. Однако в Джаганнатха Пури даже цари с гордостью берут метлу в руки. Это не означает, что цари Ориссы, гаджапати-раджавамша, сродни неприкасаемым. Они берут метлу в руки ради служения Верховной Личности Господа, Джаганнатхе, и потому этот труд столь славен7
Одним из самых знаменитых царей Ориссы был Гаджапати Раджа Пурушоттама Дев (1470-1497) 8, сын Раджи Капиленд- радевы. (1435-1470). Во времена их правления Орисса простиралась от берегов Ганги в южной Бенгалии до реки Годавари (современный штат Андхра-прадеш). Шрила Кришнадас Кавирад- жа Госвами пишет, что именно Махараджа Пурушоттама Дев перенес знаменитое Божество Сакши-Гопала из Видьянагары (Южная Индия) в Катаку (Орисса).
Однажды во время завоевательного похода в Южную Индию, Махараджа Пурушоттама Дев, возглавлявший войско, прибыл в Канчи. Царь Канчи, Махараджа Саллво Нарасингха, которому была известна слава и могущество Пурушоттама Дева, решил заключить с ним мир. Чтобы сблизить две династии, Саллво Нарасингха предложил Пурушоттама Деву руку своей дочери Шри Падмавати Деви.
Царь Пурушоттама Дев ответил согласием, но свадьба не состоялась, поскольку царь должен был срочно вернуться в Ориссу, чтобы исполнить свой традиционный ритуал во время Ратха-ятры. Он пригласил Саллво Нарасингху посетить Ратха-ятру, и тот с радостью согласился. Вернувшись в Пури, Пурушоттама Дев отдал распоряжение своим советникам организовать в этом году особенно пышное празднование, в честь прибытия царя Саллво Нарасингхи. В конце концов, хотя Саллво Нарасингха не смог прибыть сам, он послал своего советника Чиннубхатту Годарангу.
Чиннубхатта Годаранга был впечатлен царством Махараджи Пурушоттама Дева. Однако когда он увидел, как царь подметает землю перед колесницей Господа Джаганнатхи, то посчитал этот ритуал совершенно недопустимым, роняющим честь кшатрии, и по прибытию обратно в Канчи немедленно доложил об этом Саллво Нарасингхе. Но и тот не смог оценить по достоинству смирение царя Пурушоттама Дева в служении Верховному Господу. Он отправил послание Пурушоттама Деву, в котором заявил., что не может выдать свою дочь замуж за того, кто берется выполнять работу чандал, неприкасаемых.
Когда Пурушоттама Дев получил это письмо, он разгневался, не столько из-за нанесенного ему оскорбления, сколько из-за проявленного пренебрежения к Господу Джаганнатхе. Решив наказать царя Канчи, Пурушоттама Дев собрал свое войско и двинулся на юг. Между ними состоялась битва, но неожиданно Махараджа Пурушоттама Дев потерпел тяжелое поражение. С небольшим количеством оставшихся в живых воинов ему пришлось бежать обратно в Пури.
Угрюмый и подавленный, он переживал горечь поражения. Увидев по пути небольшой ашрам, он остановился там передохнуть. Скромная хижина принадлежала святому Саикатачарье, отреченному домохозяину и великому преданному Господа Джаганнатхи. У видев печальное лицо царя, Саикатачаръя спросил его
о причине его печали. Царь вкратце рассказал ему о том, что произошло. Тогда Саикатачарья спросил, получил ли царь дозволение от Господа Джаганнатхи, прежде чем отправиться в поход. Царь понял свою ошибку: ослепленный гневом из-за оскорбления, нанесенного Господу, гонимый жаждой наказать оскорбителя, он позабыл вначале испросить благословений Господа.
Когда Раджа Пурушоттама прибыл в Пури, согласно местной традиции он, прежде всего, отправился на даршан Господа Джаганнатхи. Со слезами на глазах, царь взмолился: «Мой Господь, я совершил ошибку, не испросив Твоих благословений прежде чем вступить в бой с царем Канчи. Но я лишь хотел отстоять Твою честь! Саллво Нарасингха совершил великий грех, назвав твоего слугу чандалой. Почему же Ты не защитил мое войско, когда, мы сражались против него?»
Врата храма закрылись, а Махараджа Пурушоттама все стоял в храмовой зале, молился Господу и плакал. В предрассветный час он услышал безмятежный голос: «Почему ты беспокоишься, из-за такой мелочи? Иди, собери своих воинов, а Мы, два Брата, будем сопровождать тебя. Выступай в поход в благоприятный день шри-панчами и не бойся, на этот раз Мы будем на твоей стороне».
Скоро по всему городу разнеслась весть о том, что Господь Джаганнатха и Баларама будут сопровождать войско. Стар и млад, здоровые и калеки — все хотели участвовать в битве на стороне Верховной Личности Господа. В благоприятный день шри- панчами войско выступило в поход. Несмотря на божественное видение, происшедшее несколько дней назад, царя одолевали сомнения: «Неужели Джаганнатха и Баларама действительно будут воевать на нашей стороне? Никто никогда не слыхал о таком. Я не могу увидеть Их.
Может, Они забыли? Прибудут ли Они?»
В то время, как войско Пурушоттама Дева продвигалось на юг, в лежащую у него на пути небольшую деревеньку возле озера Чилика, прибыли двое всадников, один на белом, другой на черном коне. Там, на обочине дороги, торговала кислым молоком верная преданная Господа Джаганнатхи по имени Маника. Почувствовав жажду от долгой скачки, всадники попросили у нее немного молока. Когда Маника спросила платы, они отвечали, что они — воины царя Пурушоттама Дева, и что у них нет при себе денег. Они дали ей украшенное камнями кольцо и велели, когда царь будет проезжать мимо, показать ему это кольцо, и тогда он заплатит за них.
Несколькими часами спустя, когда царь Пурушоттама Дев проезжал мимо этого места, он увидел на дороге незнакомую женщину, которая махала ему. Остановив своего слона, он спросил, что ей нужно. Женщина отвечала: «Тут проезжали двое твоих воинов, и они взяли у меня немного молока. У них нечем было заплатить, и они дали мне это кольцо, велев показать его тебе, и тогда ты заплатишь». Царь был потрясен, увидев ратнамудрику, усыпанный драгоценными камнями перстень Господа Джаганнатхи. Когда царь понял, кем были эти два всадника, из его глаз потекли слезы. Поняв, что эта женщина великая преданная Джаганнатхи, царь подарил ей деревню, назвав ее именем этой женщины. По сей день эта деревня зовется Маникапатха.
В этот раз царь Пурушоттама Дев и его войско одержали блистательную победу над воинами Канчи. Возвращаясь с трофеями, Раджа Пурушоттама забрал Божество Бандха Ганеши, которому поклонялся Саллво Нарасингха, а также принцессу Пад- мавати. Падмавати Деви была очаровательной и умелой во всех отношениях, но, памятуя об оскорблении, нанесенном Господу Джаганнатхе ее отцом, Пурушоттама Дев. отказался взять ее в жены. Вместо того он поручил ее заботам своего ближайшего царедворца, повелев ему выдать ее замуж за опытного и добропорядочного подметальщика.
Прошло около года, и наступил очередной праздник Ратха- ятры. После того, как закончилась церемония паханди-виджайа, и Божества воссели на колесницах, царь приступил к ритуалу мера пахара, подметанию перед колесницей Господа. В это время вышел царедворец с принцессой Падмавати и объявил толпе: «Царь велел мне выдать принцессу замуж за опытного и добропорядочного подметальщика. Я полагаю, что во всем царстве Уткала не найти более подходящего жениха, чем наш царь, ибо он подметает ради Самого Господа Джаганнатхи. Поэтому я предлагаю принцессу Падмавати ему в жены». Махараджа Пурушоттама Дев принял руку Падмавати, и позднее она родила ему сына, ставшего известным под именем Махараджа Пратапарудра, который прославился своей преданностью Господу Чайтанье.
НАВА-КАЛЕВАРА: ГОСПОДЬ ДЖАГАННАТХА МЕНЯЕТ ТЕЛО
аджо пи санн авйайатма бхутанам ишваро пи сан пракртим свам адхиштхайа самбхавамй атма-майайа
«Бхагават-гита», 4.6
Верховный Господь сказал: «Хотя Я — нерожденный, и Мое трансцендентное тело никогда не стареет, и хотя Я — Господь всех живых существ, в каждую эпоху Я появляюсь посредством Своей внутренней энергии для управления материальным творением»
«Нава-калевара» означает «новое тело». Приблизительно каждые два года и восемь месяцев по ведическому календарю наступает дополнительный месяц. Когда этот месяц приходится между фестивалями снана-ятра и ратха-ятра, то происходит замена трансцендентных тел Божеств Господа Джаганнатхи, Ба- ладевы и Субхадры. Этот величественный праздник известен под названием «нава-калевара». Нава-калевара отмечался недавно, в 1996 году, а перед этим в1977и1969 гг. Это наиболее посещаемый фестиваль среди всех, что проводятся в Пури. Фестиваль Ратха-ятра ежегодно собирает около семисот тысяч человек. Однако, на Ратха-ятре, которую проводят сразу после