Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас

нава-кале- вары, толпа паломников возрастает до двух с половиной миллионов. В это время преданные получают свой первый даршан Божества Джаганнатхи.

Большая часть действ, совершаемых при церемонии нава- калевара, держится в строжайшем секрете. На эти обряды допускают только потомков семей, изначально установивших поклонение Господу Джаганнатхе. Эти жрецы или панды, как их называют в Пури, являются потомками семей Вишвавасу и Видьяпа- ти, поклонявшихся Господу Джаганнатхе миллионы лет назад, когда Он впервые явился.

Манускрипты на пальмовых листьях

Церемонии, выполняемые при замене Божеств, очень тщательно разработаны. Они описаны в четырех древних священных писаниях на санскрите, которые записаны на пальмовых листьях и хранятся в храме Джаганнатхи. Видеть их позволено только трем главным жрецам. Четыре священных писания — это:

1) «Брахма-йамала» — книга, где описываются правила и церемонии поклонения Господу Джаганнатхе.

2) «Рудра-йамала» — описание методики поклонения Господу Баладеве.

3) «Тантра-йамала» — подробное описание способов поклонения Божествам, в особенности Субхадре Деви. В этой книге можно найти множество мандал, то есть символических диаграмм, используемых при поклонении.

4) «Ниладри-маходайа» — шастра, рассказывающая о происхождении Храма.

Желание Господа

«Шримад-Бхагаватам» [11.27.12] говорит, что Божества могут быть сделаны из восьми различных веществ — камня, дерева, металла, земли, красок, песка, драгоценных камней и мысли.

Однако Божество Господа Джаганнатхи в Пури должно быть обязательно сделано из дерева. В «Падма Пуране» сказано:

самудрасйоттаре тире acme шри-пурушоттаме пурнанапда-майам брахма дару-вйаджа-шарира-бхрт

«На северном берегу океана, в Пурушоттама-кшетре, пребывает исполненная блаженства Личность Бога, Господь, который желает иметь тело из дерева».

Другое подтверждение, что Господь является в деревянном обличии, можно найти в «Махабхарате», где Бхишма Питамаха утверждает:

варуно варуно вркилах пуилкаракшо маха-манах

[Вшину-сахасра-нама-стотра, текст72]

Здесь Бхишмадева приводит имя вркша или «дерево», как одно из тысячи имен Господа Вишну. В частности, образ Господа Джаганнатхи должен быть сделан из дерева ним [азадирачта индика]. Ним — это священное дерево, которое обычно растет повсюду в Индии. Чайтанья Махапрабху также известен под именем Нимай Пандит, поскольку родился под деревом ним. Считается, что деревья Ним отгоняют духов. Материал этих деревьев широко используется в аюрведической медицине. Их древесина обладает высокой сопротивляемостью насекомым. Древесина ним хранится тридцать лет и больше. Сегодня все еще есть Божества, изготовленные из нима сотни лет назад. Хотя дерево Ним растет везде, есть много неординарных требований, которым должны отвечать все четыре дерева, из которых будут вырезаны четыре Божества

Древний ритуал

Хотя деревья для создания Божеств можно привезти из любого места Ориссы, в «Ниладри-маходайа-шастре» записаны названия конкретных деревень, в которых находится каждое дерево. Эта книга, составленная тысячи лет назад на пальмовых листьях, содержит список всех мест, где будут находить деревья для каждого фестиваля нава-калевара на протяжении будущих тысячелетий. Несмотря на то, что особое место рке указано в шас- тре, тем не менее, место нахождения каждого дерева должно быть открыто главному жрецу во сне. Древняя процедура поиска деревьев кратко описывается следующим образом:

Из города отправляется поисковая группа для обнаружения деревьев. В эту группу должны входить: один представитель семьи Пати Махапатра (потомок брахмана Видьяпати), двадцать Дайитапати (потомки Вишвавасу), шестнадцать брахманов, тридцать офицеров полиции, три инспектора полиции, один Ленка и девять Махаранов (семьи Ленка и Махарана являются потомками Вишвавасу, скульптора полубогов, который по преданию вырезал первые Божества Джаганнатхи). Перед выходом необходимо получить благословение Господа Джаганнатхи. Оно приходит в виде гирлянды дханва-мала, длина которой равна двенадцати футам. Эту гирлянду сначала предлагают каждому Божеству, и затем главный жрец передает ее старшему члену семьи Пати Махапатра, который идет во главе процессии и несет эту малу на голове или в руках. Когда дерево найдено, гирлянду кладут на подношение из кокосов, совершаемое перед тем местом, где устраивают огненное жертвоприношение.

Перед тем, как покинуть храм, панды завязывают на своих головах тюрбаны из кусков ткани от одежды Господа Джаганнатхи, и это указывает на то, что Господь отправляется вместе с ними. Процессия начинается на алтаре перед Самим Джаганнатхой. В это время каждый участник группы касается головой обуви Господа Джаганнатхи. Сначала процессия выходит из храма и пешком направляется во дворец царя Пури, чтобы получить его позволение. Из дворца они идут в сады Джаганнатха Валлабха, где в течение двух дней группа проводит молитву в качестве гостей Джаганнатха Валлабха Матха. После этого они проходят около тридцати миль, чтобы провести одну ночь в Деули Матхе.

Священный сон

На следующее утро они проходят еще двадцать миль до деревни Какатпур, которая находится между Пури и Конарком. В этой деревне есть храм богини Дурги, называемой Мангалой или Вималой. Говорят, что по дороге в Пури Чайтанья Махапрабху посещал это очень древнее божество. Панды утверждают, что Господь Джаганнатха считает Мангалу-деви Своей матерью. На несколько дней группа остается в храме. В течение этого времени старший Дайитапати спит внутри храма, ожидая, что богиня Мангала явится ему во сне и укажет место, в котором будут найдены деревья. Затем правильность местонахождения деревьев подтверждается жрецами, имеющими доступ к «Ниладри-махо- дайа шастре».

Придя на место, открытое во сне и названное в шастре, группа обнаруживает множество деревьев. Однако дару или священные деревья имеют особенные характеристики, выделяющие их среди обычных деревьев, которые могут расти рядом

.

Священные деревья

Существуют следующие отличительные признаки определения Джаганнатха дару:

1) Поблизости должны расти три других дерева:

Дерево Билва или Баэл (aegle marmelos). Листья этого дерева используются при поклонении Господу Шиве.

Билва обладает большими целительными силами и обычно используется в аюрведической медицине.

Дерево Варуна (craetova tapia). Считается, что это редкое дерево защищает от змей. Оно также используется в аюрведической медицине. Говорят, Варуна обладает силой, защищающей от гордости и гнева.

Дерево Сахада. Считается, что это дерево помогает человеку забыть ложное эго. Сахада тоже встречается очень редко.

2) Место произрастания священного дару должно быть окружено тремя горами. Поблизости также должны находиться большой муравейник, храм Господа Шивы, место кремации, перекресток трех дорог, озеро и река. Жрецы используют озеро для ритуальных омовений.

3) Само дерево должно быть черноватого цвета и иметь четыре ветви, растущие от основного ствола У него не может быть болезней или каких-либо видимых следов разрушения из-за ударов молнии. На дереве не должны расти лианы или виноградные лозы, и не должны жить птицы. Если на нем гнездится какая-то птица, то дерево считается нечистым и его нельзя использовать. У основания дерева должна находиться змеиная нора, где живет по крайней мере одна змея, охраняющая дару. Помимо этого, на коре дерева должны быть ясно видны символы Господа Вишну, то есть раковина, булава, чакра и цветок лотоса. Для того, чтобы дерево было признано священным дару, необходимо наличие всех этих элементов.

4) Дару Баладевы должно быть белого цвета с семью ветвями, растущими от основного ствола. Символы булавы и плуга должны быть ясно различимы на коре. И его тоже должна охранять змея. Дару Субхадры желтого цвета и имеет пять главных ветвей. На его коре есть знаки йони (чрева) и пяти цветков лотоса. Дару Сударшаны узнают по красноватому цвету, трем основным ветвям и знаку диска.

В 1996 году дару Джаганнатхи было обнаружено в маленькой деревне за Кхурдой, рядом с Бхуванеш варом. Участник экспедиции вспоминает; «По мере приближения к месту нас вдохновлял вид трех гор, окружавших этот район, и расположенное поблизости озеро. Все соответствовало описаниям шастр. Проехав по песчаной тропе, мы оказались в заброшенной местности, обитатели которой, казалось, не подозревали о том, что на дворе двадцатый век. Местные жители удивленными глазами смотрели на временное поселение предпринимателей, появившееся для обеспечения сотен паломников. Преданные со всей Ориссы обрушились на их обитель, чтобы увидеть дару Господа Джаганнатхи.

Один восторженный бхакта Джаганнатхи стал показывать нам символы дару. Хотя материалист мог бы запротестовать, сказав, что это просто необычные узлы на коре, а случайный наблюдатель мог и вообще их не заметить, когда нам их показали, то мы смогли ясно различить символы лотоса, булавы, раковины и диска. Поистине, у дерева были все отличительные особенности, о которых мы слышали. Наш проводник показал также три других дерева рядом с дару Джаганнатхи и змеиные норы у его основания. В это время не было видно змей, но он бодро заверил нас, что они выползут вечером. Мы не стали дожидаться вечера, чтобы убедиться в этом».

После обнаружения дерева совершается огненное жертвоприношение с целью получения благословений дебатов, преданных слуг Господа Джаганнатхи. Чтобы срубить дерево, проводится особый обряд. Сначала, Пати Махапатра, потомок брахмана Видьяпати, касается дерева золотым топором. Затем Дайитапа- ти, потомок Вишвавасу, касается его серебряным топором. Золотой и серебряный топоры были размером чуть больше зубочисток. После этого главный резчик по дереву из семьи Махарана, потомок Вишвакармы, касается дерева железным топором. И, наконец, дерево срубают обычным топором. При проведении церемоний жрецы держат вокруг дерева занавес, чтобы обряд не увидели посторонние. Для создания благоприятного окружения во время рубки дерева декламируются сто восемь имен Господа Нрисимхадевы.

Затем убирают ветви, а ствол оборачивают в ткань и кладут на специальную четырехколесную телегу. Жрецы и другие преданные слуги Господа вручную тянут телегу, начиная долгий путь, обратно в Пури. В 1996 году расстояние этого пути равнялось восьмидесяти километрам. По прибытии в Пури большая толпа ликующих преданных приветствует их киртаном и воспеванием ведических мантр. Затем дару вносят в храм. На протяжении тридцати одного дня, пока скульпторы еще не придали дереву новый облик Джаганнатхи, дару находится в месте, называемом Койли Вайкунтха, рядом с воротами Слона на северной стороне храмового комплекса. Койли буквально означает «кладбище». Именно здесь будут похоронены старые Божества.

Новый облик

Для ваяния Джаганнатхи выбирают трех старших мастеров по дереву. Трое других будут ваять Субхадру, и трое — Баладеву. В дополнение к этим трем есть еще более пятидесяти ассистирующих скульпторов. Мастера по дереву будут находиться на Койли Вайкунтхе в течение двадцати одного дня. В этот период они не покидают храм, и никому, даже главному панде, не позволяется видеть их работу. Во время нахождения на территории Койли Вайкунтхи, им запрещено есть или спать. Обе эти телесные функции выполняются ими в конце дня в другой части храмовой территории. Во время резки у дверей Койли Вайкунтхи двадцать четыре часа в сутки исполняются бхаджаны, а жрецы воспевают ведические мантры.

Смена тела

После завершения ваяния новые Божества выносят на алтарь и ставят лицом к лицу со старыми Божествами. В это время никому не разрешается видеть Их. За три дня до начала фестиваля Ратха-ятры происходит самая важная и тайная церемония нава-калевара. После полуночи, четыре самых старших и старейших члена семьи Дайитапати заходят в алтарь. Их глаза завязаны. Обмотанными тканью руками они забирают у старого Божества то, что называется набхи-брахмой, и перекладывают его

Скачать:TXTPDF

Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать бесплатно, Джаганнатха. Каким его видят гаудия-вайшнавы. Мадхавананда дас Вайшнавизм читать онлайн