Нитьянанда Чаритамрита Вриндаван Дас Тхакур.
Облако нектара.
Лекция на день явления Господа Нитьянанды Прабху Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 2 февраля 1977 года в Бхуванешваре, Орисса.
Нитьянанда Прабху — это Баладева, Баладева-таттва. Браджендра-нандана джей, шачи-сута хоило сей.
«Тот, кто раньше был сыном Нанды Махараджи, пришел на этот раз как сын Шачи-деви». Мать Чайтаньи Махапрабху звали Шачи-деви. Кришна — это Шри Чайтанья Махапрабху, а Баларама — Нитьянанда Прабху.
В ведической литературе говорится: найам атма бала-хинена лабьях; на бахуна шрутена. Бала значит «сила». Некоторые философы-мошенники считают, что под балой понимается телесная сила. Они утверждают, что не имея крепкого и сильного тела, невозможно обрести духовное освобождение. Нужно быть очень сильным, есть мясо и рыбу, и тогда ваше следующее рождение будет духовным. Нет. Бала — это совсем другое; это духовная сила.
Трудность нынешней ситуации заключается в том, что хотя в основе всего лежит духовная сила, люди не имеют о ней никаких знаний. Они думают, что все зависит от физической силы. Таково воздействие аханкары. Аханкара-вимудхатма картахам ити маньяте. Вимудхи -законченные негодяи: мудха значит негодяй, а ви означает вишешанам, «законченный». Аханкара вимудхатма. Здесь Нароттама дас на простом бенгальском языке объясняет то же самое, о чем сказано в Бхагавад-гите. Аханкаре матта хаийа, нитай-пада… Под чарами майи — аханкара-вимудхатма картахам ити маньяте — они думают: «Мы независимы; мы можем делать все, что угодно». Это и называется аханкара-вимудхатма. В своей беспричинной гордыне каждый считает, что независим и сможет найти собственное решение проблемам жизни. В этом наша болезнь.
Аханкара-вимудхатма. Сбитые с толку люди не понимают того, что истинная сила — это духовная сила. Каждый день мы в идим очень сильных людей, могущественных людей, умных людей, великих ученых… В чем их сила? В атме. Как только атма, душа, уходит из тела, этот умный, сильный и т.д. человек превращается в ничто. В этом разница между мертвыми и живыми. Живой человек может обладать могуществом, положением, всем чем угодно, но как только он умирает, он падает на пол, и даже если его пнуть в лицо ногой, он не станет возражать. Так где же его сила? Сила ушла, духовная сила. Тело движет духовная сила. Предположим, вы приобрели очень хорошую машину, «мерседес» или «роллс-ройс». Если нет бензина, машина не поедет. Должен быть дух, дух — бензин. Аналогично, истинная сила — духовная сила. Этой духовной силой является Баларама. Бала значит «сила». Поэтому мы должны принять прибежище лотосных стоп Баларамы, гуру-таттвы.
Баларама относится к гуру-таттве. Баларама представляет гуру. Ясья прасадад бхагават-прасадах. Если мы хотим понять Чайтанью Махапрабху, если мы хотим понять Кришну, мы должны принять прибежище у Баларамы. Наям атма бала-хинена лабхьях. В этом утверждении Вед сказано: «Без милости Баларамы вы не сможете постичь духовную природу». Итак, Баларама приходит как Нитьянанда Прабху: баларама хоило нитай. Поэтому мы должны принять прибежище Баларамы.
Автор этой песни Нароттама дас Тхакур. Нитай-пада-камала, коти-чандра-сушитала. Днем, особенно в летние месяцы, нас мучает жара, но с наступлением ночи, когда восходит луна, мы чувствуем большое удовлетворение. Вся дневная усталость тотчас уходит. Итак, нитай-пада-камала, тень лотосных стоп Нитьянанды Прабху приносит такое же удовлетворение, как миллионы лун. Даже одна луна приносит нам такое удовлетворение! Поэтому тот, кто хочет обрести покой в уме, тот, кто хочет обрести избавление от материальной усталости, должен принять прибежище Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху — воплощение силы, духовной силы, а без духовной силы вы не сможете приблизиться к Кришне. Наям атма правачанена лабхьях. Если вы хороший лектор, это еще не значит, что вы познали себя. На медхая: «Не прекрасным разумом». Даже если вы наделены хорошим разумом, это еще не гарантирует того, что вы поймете Кришну. Наям атма правачанена лабхья на медхая на бахуна шрутена. Быть большим эрудитом, обладателем ученых степеней также недостаточно. Это не поможет.
Итак, нам необходима духовная сила и источником этой духовной силы является Баларама, первое проявление Кришны, пракаша-виграха. Кришна проявляет Себя через посредство Баларамы. Поэтому мы принимаем прибежище Нитьянанды Прабху.
Весь мир страдает, однако если вы хотите покоя, примите прибежище Нитьянанды Прабху. Наша истинная цель жизни — вернуться домой, обратно к Богу и общаться с Радхой-Кришной. В другой песне того же автора говорится, что до тех пор, пока вы не придете к Радхе — Кришне, вы не сможете обрести истинное наслаждение. Если вы хотите танцевать и наслаждаться, нужно танцевать с Кришной. Тогда вы обретете счастье. Вы можете танцевать, но если вы танцуете без Кришны. Например, в этом храме мы тоже едим, однако мы едим остатки пищи Кришны. В этом истинное наслаждение. Мы не отказываемся от пищи; мы не какие-то сухие философы. Кришна баро доямой, корибаре джихва джай, сва-прасад-анна дило бхаи. В храмах по всему миру мы едим Кришна-прасадам, и нам это нравится. По меньшей мере десять тысяч мужчин и женщин принимают Кришна-прасадам, и при этом мы ни о чем не беспокоимся. Семья, состоящая из нескольких человек, постоянно обеспокоена тем, как обеспечить себя, а мы обеспечиваем семью из десяти тысяч человек и при этом ни о чем не беспокоимся. Посмотрите на практике. Чтобы поддерживать храмы в Европе, Америке, нам нужны тысячи и тысячи рупий, дорогое удовольствие. Но поскольку мы приняли прибежище Нитьянанды Прабху, Баларамы, мы ни о чем не беспокоимся. Однако, если вы ведете материальную жизнь, вам не избежать беспокойств.
Об этом говорит Прахлада Махараджа. Отец спросил его: «Мой дорогой сын, что самое ценное из того, что ты узнал от своих учителей?» Прахлада ответил: «О лучший из асуров, тат садху манье сура-варнья дехинам сада самудвигна-дхиям асад-грахат». Все человечество страдает по-крайней мере от одной болезни — беспокойства. Спросите любого; возьмите маленького муравья и большого слона; возьмите президента Соединенных Штатов и уличного попрошайку. Спросите их: «Свободны ли вы от тревог?» Никто не скажет «Да». «Я просто исполнен тревог». Это факт. Почему же все они исполнены тревог? Прахлада Махарадж отвечает: сада самудвигна-дхиям асад-грахат. Причиной тому асад-васту, то, что прекратит свое существование. Все, что у вас есть. Это тело прекратит свое существование, а ведь оно является основой нашего существования. В материальном мире вы существуете до тех пор, пока существует ваше тело. Итак, Прахлада Махарадж говорит: «Истинное решение проблем жизни состоит в том, чтобы выйти из материального состояния. Мне кажется, что это самое лучшее». Сада самадвигна-дхиям асад… Это предписание Вед: асато ма сад гамая -«не живите в асат, в материальном состоянии». Сад гамая: «Идите к реальности». Реальность — это духовная жизнь. На ханьяте ханьямане шарире. Итак, если мы действительно хотим жить блаженной жизнью, нам нужно выбраться из этого материального существования. Таково наставление Прахлады Махараджа. Самудвигна-дхиям. Если же вы останетесь в материальном существовании, вам придется испытывать беспокойства; избежать этого невозможно.
Таков был совет Прахлада Махараджи. Хитватма-гхатам грихам андха-купам ванам гато яд дхарим ашраета. Истинная проблема — это беспокойства. И эти беспокойства будут продолжаться до тех пор, пока вы остаетесь в материальном существовании. Поэтому истинная жизнь состоит в том, чтобы выбраться из этого хитватма-гхатам. Атма-гхатам означает «убийца души». Материальная цивилизация занимается тем, что убивает душу, поскольку не располагает информацией о душе. Они не знают, как обрести умиротворение, как обрести блаженство. Они пытаются обрести умиротворение при помощи внешней, материальной энергии — бахир-артха-манинах. Они думают, что строительство больших-больших зданий, как здесь, в Бхуванешваре, и хороших, огромных дорог является прогрессом цивилизации. Нет. Это не прогресс цивилизации. Это лишь увеличит их беспокойства. Раньше не было университетов; университет находился в хижине Вьясадевы. Вьясадева написал Шримад-Бхагаватам и все Пураны в хижине. Там находился университет. Кто способен написать произведения, подобные тем, что написал Вьясадева? С любой точки зрения — с литературной, философской — все настолько совершенно! Махабхарата, Пураны, Веданта. Все это написал Вьясадева. Таким образом, нет нужды в университетах — нужен просто ясный ум. Это достигалось за счет развития брахманических качеств: шамо дамо титикша арджавагьянам-вигьянам астикьям брахма-карма свабхава. Где сейчас можно получить такую подготовку? Техническое образование предназначено для того, чтобы хорошо стучать молотком, и это не поможет вам решить свои проблемы. Итак, если мы хотим истинного решения проблем, наш первый долг — принять прибежище нитай-пада-камала. Тогда мы обретем счастье, мы обретем лунный свет, и вся наша усталость пропадет.
Самбандха нахи джар, бритха джанма гело тар. Поэтому, если нет связи с Нитьянандой Прабху. Нитья означает «всегда», а ананда означает «наслаждение». Это еще одно значение имени Нитьянанды. Таким образом, если у вас нет связи с Нитьянандой Прабху, «ваша жизнь — пустая трата времени». Бритха означает «бесполезная». Бесполезная трата времени. Се пашу боро дурачара. Нароттама дас Тхакур использует очень сильное слово: «Всякий, кто не связан с Нитьянандой, — пашу». Пашу означает « животное» . Как животное может быть счастливым? Это невозможно. Собака, например, с самого детства постоянно занята поисками пищи. И ей это не всегда удается, если у нее нет хозяина; в противном случае это уличная собака, которая постоянно несчастна. Лучше стать собакой Нитьянады Прабху, тогда мы обретем счастье.
Каждый ищет себе хозяина, но ни один хозяин не способен удовлетворить нас, потому что это ложные хозяева. Примите истинного хозяина, Нитьянанду Прабху, и вы будете счастливы. Се пашу боро дурачара. Человек не знает, что такое счастье. Чьей же собакой нам стать? Наш Бхактивинода Тхакур пел: «Мой дорогой вайшнава тхакур, пожалуйста, сделай меня своей собакой. Я уже и так собака, но собака майи. Я не собака вайшнава. Поэтому, пожалуйста, забери меня себе». Если вы станете собакой вайшнава. чхадия ваишнава сева, нистара паичхе кеба. Если вы не станете собакой Нитьянанды Прабху, вайшнавов или гуру, не может быть и речи о счастье. Се самбандха нахи джар, бритха джанма гело та ’р, се пашу боро дурачара.
Нитаи на болило мукхе, маджило самсара-сукхе. Тот, у кого нет связи с Нитьянандой Прабху, тот, кто не восклицает «Джая Нитай! Джая Гаура!» — маджило самсара-сукхе -такой человек думает, что общество, семья, дружба и любовь — это божественные дары человеку. Так говорят материалисты. Это называется маджило самсара-сукхе. В самсаре не может быть никакого сукха, однако они все равно привязаны к этому маджило самсара-сукхе. Видья-куле ки корибе тара. Что даст то университетское образование или рождение в знатной семье? Это не поможет. Видья-куле ки корибе тара. Почему же люди так держатся за это? Аханкаре матта хоия, нитаи-пада пасария, асатьере сатья кори мани. Сбитые с толку ложным престижем и ложным эго, асатьере сатья кори мани, мы