в экстазе.
О дорогие братья, пожалуйста, продолжайте слушать о том, как Нитьянанда Прабху одаривал каждого према-бхакти. По Его милости каждый мог легко получал према-бхакти преданных Вриндавана, описанную в «Шримад-Бхагаватам».
Итак, Нитьянанда сидел на золотом троне, а Его спутники танцевали перед Ним. Кто-то взобрался на дерево и ходил по листьям, не падая при этом; кто-то в экстазе с громким криком спрыгивал с дерева; кто-то, рыча, словно лев, хватал деревья и вырывал их с корнем, восклицая » Хари! Хари!» Некоторые преданные шли в лес, где росли орехи бетеля, и, исполнившись от любви к Богу невиданной силы, за один раз вырывали по пять или шесть деревьев бетеля. По беспричинной милости Господа Нитьянанды в теле каждого в полной мере проявились все признаки любви, упомянутые в «Шримад-Бхагаватам»: слезы, оцепенение, тяжелое дыхание, испарина, вставшие дыбом волосы, громкий рев, дрожь в голосе, бледность и потеря сознания.
На кого бы Нитьянанда Махашайя ни бросил Свой милостивый взгляд, тот обретал любовь, преданность и ощущал прилив необыкновенного счастья. Все пытались коснуться Нитьянанды Сварупы, который сидел на золотом троне и улыбался. Господь Нитьянанда наделил Своих ближайших спутников Своими энергиями, и благодаря этому они стали всеведущими: их слова были совершенны, а тела —
прекрасны, как у Купидона; каждого, кого они касались руками, охватывала любовь к Богу, и он забывал обо всем на свете.
Так Нитьянанда Прабху три месяца счастливо жил в селении Панихати, раздавая всем любовь к Богу. Это время пролетело для преданных как сон. В экстатическом трансе они прекратили всякую телесную деятельность. Вайшнавы не ели, не спали. Единственным их занятием был самозабвенный киртан. Временами Господь Нитьянанда Сам присоединялся к ним. Он садился в позу героя и вдохновлял всех танцевать. Исполненные блаженства развлечения Нитьянанды Прабху в селении Панихати описываются в четырех Ведах. Даже танец одного из Его слуг наводнял все вокруг Кришна-премой.
Как банановый лист падает, сорвавшись под порывами ветра, так и преданные падали ниц, охваченные счастьем премы. И поскольку Сам Господь Нитьянанда был охвачен экстатической любовью к Богу, Он и других преданных превратил в подобных Себе. Он Сам постоянно совершал санкиртану, совместное пение святых имен Кришны, начало которому положил Шри Чайтанья, и вдохновлял всех преданных делать то же.
Каждого, кто видел Нитьянанду, охватывала Кришна-према — так Он дарил любовь всем. Чего бы ни пожелал кто-то из слуг Господа, он тотчас получал желаемое. Все были погружены в океан духовного блаженства и не заметили, как прошло три месяца.
Не мысля жизни без Шри Чайтаньи и Нитьянанды Прабху, я, Вриндаван дас, пою славу Их нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава пятая Встреча Г оспода Нитьянанды с Гададхарой дасом
Однажды Господь Нитьянанда захотел нарядиться и надеть украшения. Как только Он пожелал этого, Ему принесли множество дорогих украшений, сделанных из золота и серебра и инкрустированных бриллиантами. Эти украшения, а также роскошную одежду и жемчужные ожерелья принесли удачливые люди. Поклонившись Господу, они разложили перед ним свои подарки.
Нитьянанда Прабху украсил Свои руки золотыми браслетами, на пальцы надел десять золотых колец с драгоценными камнями, на шею — множество ожерелий божественной красоты, сделанных из драгоценных камней, жемчуга и кораллов.
Чтобы доставить удовольствие Господу Шиве, Он украсил Себя ожерельями из рудракши в золоте и из кошачьего глаза в серебре. В уши Он вставил прекрасные золотые сережки с жемчужинами, на Свои лотосные стопы надел серебряные ножные колокольчики, а на большие пальцы ног — необычайной красоты кольца. Нарядившись в дорогие одежды разных цветов — белые, голубые и желтые -Он выглядел просто восхитительно. Гирлянды из обычного жасмина, арабского жасмина и цветов чампака покачивались у Него на груди, а голова была украшена тюрбаном, из тончайших тканей. Красота Его несравненного лица затмевала красоту миллионов лун. На лице Нитьянанды цвела неувядающая улыбка, а на языке без устали танцевало имя Хари. Его глаза излучали потоки Кришна-премы.
Он взял Себе фигурную палку из высококачественного железа, оправленную с обеих сторон в золото, подобную той, что была у Господа Баларамы, и стал носить ее с Собой как посох. Спутники Нитьянанды, пребывая в настроении пастушков Вриндавана, тоже преподнесли Ему множество подарков: браслеты, ножные колокольчики, кольца, цветочные гирлянды, рог, посох, флейту, веревку и гирлянду из гунджа. Так Нитьянанда наслаждался многочисленными играми со Своими друзьями.
Время от времени Господь Нитьянанда и Его спутники посещали дома преданных. Сияющий Нитьянанда обошел все селения на обеих сторонах Ганги.
Господь Нитьянанда исполнен неземного блаженства, Его имя и облик неотделимы друг от друга. Просто взглянув на Него, все живые существа приходили в восхищение, и даже атеисты тотчас же начинали возносить Нитьянанде молитвы, как только видели Его; они готовы были отдать Ему все. Таким нежным и прекрасным был облик Нитьянанды Сварупы. И даже если Нитьянанда просто ел, спал или путешествовал, Он ни мгновения не проводил без нама-санкиртаны, и когда Он в экстазе пел и танцевал, сотни людей не могли оторвать от Него глаз. Он щедро раздавал Свою милость каждому.
Неграмотные деревенские ребятишки без труда вырывали из земли большие деревья, издавая при этом громкий рев. Бегая повсюду, они кричали: «Мы -пастушки!» Сила детей была столь велика, что даже семь человек не могли удержать и одного из них. Дети рычали, словно львы, и пели: «Слава, слава Шри Кришне Чайтанье! Слава, слава Шри Нитьянанде!» Так Нитьянанда Прабху, жизнь и душа каждого, пленил сердца даже детей. Некоторые из детей целый месяц ничего не ели. Видя это,
все были потрясены. Преданные же были охвачены экстазом любви, ибо Нитьянанда Прабху стал их единственным покровителем. Каждого Он кормил из Своих собственных рук, относясь к преданным как к Своим детям. Иногда Он мог связать кого-то веревкой или даже побить. Все Его игры сопровождались шумным весельем.
Однажды, желая выразить Свою любовь к Гададхаре дасу, Нитьянанда пришел к нему в дом. Гададхара дас Махашайя был полностью погружен в трансцендентное блаженство, пребывая в настроении гопи. Поставив себе на голову горшок с водой Ганги, он кричал: «Покупайте молоко!»
У Гададхары дома было прекрасное Божество Шри Бала-Гопала. Красота этого Божества была несравненной. Увидев Его, Нитьянанда Прабху с огромной любовью прижал Бала-Гопалу к груди. Когда все увидели, как Бала-Гопала прижался к сердцу Нитьянанды Прабху, они стали громко петь имя Хари. Погруженный в умонастроение пастушка, Господь Нитьянанда громко вскрикнул и пустился танцевать. Тогда Мадхавананда Гхош стал петь о том, как Кришна требовал у гопи пошлину.
Услышав эту песню, Авадхута Нитьянанда очень обрадовался. Нежный голос Мадхавананды совершенно пленил сердце Нитьянанды, и Господь начал танцевать. Его танец изображал лилы Кришны во Вриндаване. Танец Нитьянанды Прабху был очень выразителен и эмоционален. Было бы трудно описать все движения Его глаз и головы, каждый жест и хитросплетения шагов. Каждое движение было словно вспышка молнии. Приставив Свои прекрасные стопы одну к другой, Он временами начинал неподражаемо прыгать. Нитай проявлял все признаки экстатической любви и преданности. А счастливый Гададхара дас забыл себя,
поглощенный чувствами гопи.
Люди увидевшие этот танец, купались в волнах счастья. Господь Нитьянанда просто милостиво посмотрел на них и в их сердцах проснулась божественная любовь и преданность, к которой так стремятся мудрецы и йоги.
Если тучный или большой, как слон, человек, не будет есть в течение трех дней, он ослабнет и даже не сможет ходить. Но когда ребенок ничего не ест в течение месяца и, тем не менее, силен как лев, это поистине проявление милости и могущества Нитьянанды. Однако под влиянием чар божественной иллюзии, насланных Шри Чайтаньей, никто не мог понять, кем был Нитьянанда. Так, поглощенный любовью к Богу, Нитьянанда жил в доме Г ададхары даса.
Гададхара дас постоянно пребывал в трансе, побуждая каждого повторять имя Хари. В деревне Гададхары даса жил большой грешник Кази, который был ярым противником пения святого имени Господа. Однажды вечером Гададхара Махашайя, целиком погруженный в духовное блаженство, бесстрашно направился к дому Кази. И, хотя все боялись Кази, Гадахара вошел в его дом, повторяя имена Хари. Все охранники и слуги Кази видели его, никто не осмелился остановить его. «Где Кази? — спросил Гададхара. — Если вы сейчас же не произнесете имя Кришны, я оторву вам головы».
На шум из комнаты вышел разгневанный Кази, но, увидев Гададхару даса, он успокоился и спросил его: «Гададхара, зачем ты пришел сюда?» Гададхара ответил: «Принес новости. Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда Прабху пришли в этот мир и заставили всех петь имя Хари. Ты -единственный, кто не произнес еще имя Хари. Именно поэтому я и пришел к тебе. Пой всеблагие святые имена
Хари, и они освободят тебя от всех твоих грехов».
Кази был злобным и завистливым человеком, однако на этот раз он ничего не возразил. Несколько удивленный такой смелостью и напором, он улыбнулся и сказал: » Послушай, Гададхара. Завтра я скажу тебе «Хари», а сегодня иди лучше домой». Воистину, даже змеи, огонь и тигры не трогают тех, кто поглощен сознанием Кришны.
Услышав из уст Кази имя Хари, Гададхара дас затанцевал от радости. «Почему завтра? — сказал он. — Ты уже произнес имя Хари. Теперь тебя никогда не будут преследовать неудачи».
Такова великая слава этого спутника Господа Чайтаньи! Сам Господь Нитьянанда пребывал в его сердце! Его милостью даже такой жестокий человек, как Кази, произнес имя Господа. Кази, который насильно обращал индусов в мусульман, Кази, которого вайшнавы обходили за версту, изменился и прекратил совершать насилие.
По милости Нитьянанды Прабху и Его спутников любой мог без труда обрести бхакти, о котором так мечтает Господь Брахма, и привязанность к Кришне, к которой стремятся гопи. О братья, пожалуйста, поклоняйтесь лотосам стоп Нитьянанды Прабху! Лишь по Его милости человек обретает лотосные стопы Шри Чайтаньи.
Не мысля жизни без Шри Чайтаньи и Нитьянанды Прабху, я, Вриндаван дас, пою славу Их нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава шестая
Г осподь Нитьянанда освобождает торговцев Саптаграма и встречается с Адвайтой Ачарьей
Нитьянанда Прабху пробыл некоторое время в Кхададахе, а затем вместе со Своими спутниками отправился в Саптаграм. Саптаграм знаменит тем, что там жили семь мудрецов; это место также называют Тривени-гхат. Здесь, у слияния трех рек — Ганги, Ямуны и Сарасвати, семь мудрецов совершали аскезы и достигли лотосных стоп Шри Говинды. Молва о Тривени-гхате идет по всей Вселенной, и, просто посмотрев на это святое место, человек избавляется от грехов.
Нитьянанда Прабху с удовольствием искупался вместе преданными в Тривени и остановился в доме удачливого Уддхараны Датты, жившего в этом святом месте.
Уддхарана Датта верно служил Нитьянанде Прабху телом, умом и словами. Кто способен оценить удачу Уддхараны Датты? Ему выпала