возможность служить Самому Нитьянанде Прабху! Нитьянанда Сварупа — господин Уддхараны Датты из рождения в рождение, а Уддхарана Датта из жизни в жизнь — слуга Нитьянанды Прабху. Благодаря Уддхаране Датте вся община торговцев очистилась. В этом нет сомнения. Господь Нитьянанда пришел к торговцам и даровал им любовь и преданность. Находясь в Саптаграме, Он лично проводил киртаны в доме каждого жителя, а те всем сердцем и душой поклонялись Его
лотосным стопам. Люди с изумлением наблюдали, как торговцы поклоняются Кришне. Слава Нитьянанды безгранична; Он спасал глупцов, торговцев и самых падших людей.
Господь Нитьянанда наслаждался нама-санкиртаной в Саптаграме. И ста лет не хватит, чтобы описать все, что произошло за время Его пребывания там. Жители Саптаграма наслаждались счастьем, которым ранее наслаждались люди Надии. Все совершали нама-санкиртану, не чувствуя ни жажды, ни страха, ни усталости. Господь Нитьянанда проводил киртаны в каждом доме, на каждой улице Саптаграма, и когда люди видели удивительные эмоции Нитьянанды Сварупы, они уже не могли оставаться равнодушными.
Что говорить о других, если даже мусульмане, обычно настроенные против Господа Вишну, приняли прибежище лотосных стоп Нитьянанды. Когда брахманы Саптаграма видели в глазах мусульман слезы любви, они осуждали себя. Слава Авадхуте Нитьянанде, по чьей милости стали возможны эти перемены в Саптаграме!
Через несколько дней Он пришел в Шантипур, в дом столь дорогого Ему Адвайты Ачарьи. Когда Адвайта Ачарья увидел прекрасный лик Нитьянанды Прабху, счастью Его не было границ. Он громко кричал и вновь и вновь отдавал поклоны. Он ходил вокруг Нитьянанды Прабху и орошал Его тело слезами экстатической любви. Оба опьянели от неописуемых чувств при виде друг друга и катались по земле, пытаясь, дотронуться до стоп друг друга. Оба ревели, как львы, и ничто не могло сдержать Их безумия. Через некоторое время Господь Нитьянанда успокоился и стал очень серьезным. Тогда великодушный Адвайта Ачарья сложил руки и, радостный, начал возносить Нитьянанде
молитвы:
«Твое имя — Нитьянанда, и Ты воистину нитьянанда, вечное блаженство. Ты — воплощение божественных качеств Шри Чайтаньи. Ты спасаешь все живые существа и защищаешь принципы религии даже во время уничтожения Вселенной. Ты пришел, чтобы даровать чайтанья-према-бхакти. Воистину, Ты — полное проявление шакти Господа Чайтаньи. Ты учишь высшему знанию всех преданных, возглавляемых Господом Брахмой, Господом Шивой и Нарадой. Все они получают Вишну-бхакти от Тебя и, тем не менее, Ты не горд. Ты даришь освобождение падшим душам, не обращая внимания на их недостатки. Только самые благочестивые из людей способны постичь Тебя. Ты — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями . Одного памятования о Тебе достаточно, чтобы тотчас вызволить из рабства невежества. Если Ты Сам не раскроешь Себя, кто сможет понять Тебя?
Ты — блаженный Всевышний Господь, не попадающий под влияние гнева; Ты — тысячеглавый Ананта, держащий на Своих капюшонах Вселенные; Ты — Шри Лакшманачандра, уничтоживший династию ракшасов; Ты — Халадхара, сын пастуха.
Ты пришел, чтобы спасти опустившихся, глупых, жалких, низких людей. По Твоей милости любой может с легкостью обрести преданное служение, к которому стремятся великие мудрецы и йоги-мистики».
Описывая величие Нитьянанды Прабху, Адвайта Ачарья впал в транс, охваченный чувствами. Лишь немногим великим душам ведома слава Нитьянанды Прабху, и Адвайта Ачарья был одним из них. Ссоры, происходившие между Ними, были ни чем иным, как проявлением духовного блаженства. Кто способен понять утверждение Адвайты
Ачарьи: «Знайте же, что Он — Сам Всевышний Господь».
Так Нитьянанда и Адвайта Ачарья счастливо проводили время, обмениваясь шутками и обсуждая благоприятные повествования о Кришне. Затем Нитьянанда Прабху попросил у Адвайты Ачарьи позволения отправиться в Навадвипу.
Не мысля жизни без Шри Чайтаньи и Нитьянанды Прабху, я, Вриндаван дас, пою славу Их нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава седьмая Г осподь Нитьянанда дарует освобождение ворам
Затем Господь Нитьянанда пожелал встретиться с Шачи, матерью Господа Чайтаньи. В благоприятный день Он отправился в Навадвипу вместе со Своими близкими спутниками. Прибыв туда, Он пришел в дом матери Шачи и почтительно склонился перед ней.
Мать Шачи была невероятно счастлива, видеть Нитьянанду Сварупу. Она сказала: «Мой дорогой сын, воистину, Ты — Сверхдуша. Стоило мне лишь пожелать увидеть Тебя, как Ты, прочитав мои мысли, тотчас появился здесь. Кто в этом мире способен постичь Тебя? Дорогой мой Нитьянанда, пожалуйста, поживи некоторое время в Навадвипе, тогда я смогу видеть Тебя раз в месяц или даже каждую неделю. Я очень страдала и хотела увидеть Тебя, и вот по воле провидения Ты пришел, чтобы облегчить мои страдания». Нитьянанда Прабху улыбнулся, ибо Ему было ведомо все величие матери Шачи. Затем Он сказал: «О мать
вселенной, Я с удовольствием исполню твое желание. Я действительно пришел сюда, чтобы повидать тебя, и потому с радостью останусь, чтобы чаще видеться с тобой».
Поговорив с матерью Шачи, счастливый Нитьянанда Прабху отправился бродить вместе со Своими спутниками по улицам Навадвипы, устраивая в каждом доме киртаны. Он стал олицетворением экстатического пения святых имен. Он заходил во все дома Навадвипы и наслаждался санкиртаной в обществе Своих преданных.
Благочестивые люди Навадвипы испытывали безграничное счастье, видя чудесные одежды Нитьянанды, в которых Он проводил санкиртану. Искусно украсив голову тюрбаном из прекрасных тканей и чудесными благоухающими цветами, Он надевал множество ожерелий из жемчуга и драгоценных камней, а в уши вдевал золотые сережки. На руках у Него были браслеты и кольца, а на шее у Него было столько прекрасных цветочных гирлянд, что я не в силах описать. Нанеся на тело благовонную сандаловую пасту, Он наслаждался Своими развлечениями, подобно Бала-Гопалу. А как удивительна была палочка, которую Он держал в руке! На каждом Его пальце было надето по золотому кольцу. На Нитьянанде были роскошные одежды белого, голубого и желтого цвета. Свои лотосные стопы Он украсил серебряными ножными колокольчиками , издающими нежный звон при ходьбе. Красота Нитьянанды привлекала каждого, и куда бы Господь ни бросил Свой взгляд, везде проявлялась Кришна-према.
Нет разницы между Навадвипой — местом рождения Господа Чайтаньи, и Матхурой.
В Навадвипе можно было встретить множество разных людей. Там жили святые преданные Господа, видя которых, грешники освобождались от своих грехов. Но жили там и
негодяи, лишь коснувшись тени которых, человек утрачивал свое благочестие. Однако даже их влекло к лотосным стопам Кришны по беспричинной милости Нитьянанды Прабху. Господь Чайтанья Сам освободил множество падших душ, а через Нитьянаду Он спас все три мира. Господь Нитьянанда спасал всех, включая воров, грабителей, нищих и падших. О братья, услышьте же, как Нитьянанда Прабху даровал освобождение ворам и разбойникам.
В Навадвипе жил один юный брахман, который стал вором. В этом греховном занятии ему не было равных, и он стал предводителем местных воров и разбойников. Он был брахманом лишь по имени, так как был очень злобным человеком. Он не знал милосердия и без колебаний грабил и убивал людей вместе с такими же убийцами, как и он сам. Когда этот бандит увидел чудесные украшения и дорогие ожерелья, которые носил Господь Нитьянанда, он решил их украсть. Он начал набиваться Нитьянанде Прабху в друзья и ходил за Ним по пятам, ища удобного случая украсть Его украшения. Однако Нитьянанда Сварупа знал, что этот человек в действительности был хитрым разбойником.
В Навадвипе жил также один благочестивый брахман по имени Хиранья Пандит. Как-то Шри Нитьянанда Прабху решил остановиться в скромном доме этого вайшнава.
Тем временем злодей-«брахман» со своими друзьями строил планы: «Братья, почему мы до сих пор страдаем? Богиня Чанди благословила нас, послав нам сокровища. Все украшения, которые носит этот странник, сделаны из золота, жемчуга, бриллиантов и изумрудов. Я даже не в состоянии сосчитать, сколько миллионов рупий все это стоит. Богиня Чанди любезно предоставила нам такую удивительную возможность. Он живет в доме Хираньи Пандита на окраине. Нам хватит и часа, чтобы украсть все эти украшения.
Приготовьте мечи и щиты. Встретимся ночью и нападем на дом Хираньи Пандита.
Договорившись обо всем, воры разошлись по домам. Когда наступила ночь, они собрались в условленном месте, вооруженные мечами, ножами и трезубцами. Окружив дом, где остановился Нитьянанда Прабху, они отправили разведчика, чтобы выяснить ситуацию. Нитьянанда Прабху ужинал, а преданные пели святые имена. Слуги Нитьянанды Прабху, опьянев от Кришна-премы, громко рычали, подобно львам. Кто-то плакал, кто-то хлопал в ладоши и громко смеялся, а некоторые преданные издавали невнятные звуки, вроде «хай, хай». Никто не спал, все были погружены в экстаз любви.
Когда разведчик вернулся, он сообщил: “Авадхута ест, бодрствуют и остальные”. Воры решили: «Пусть поест и ляжет спать, тогда ворвемся в дом. А пока подождем». Усевшись под деревом, воры стали ждать момента, когда можно будет ограбить Нитьянанду. Один из воров сказал: «Я возьму себе золотые браслеты». Другой: «А я — жемчужные бусы». «Золотые серьги — мои!» — выкрикнул третий. «Я забираю золотое ожерелье», — сказал четвертый. «А я серебряные ножные колокольчики», — произнес пятый. Так воры предвкушали дележ добра.
Все же в ту ночь по воле Нитьянанды Прабху Нидра Деви, богиня сна, окутала воров своей энергией, и они заснули мертвецким сном прямо в засаде. Так они проспали всю ночь. Когда на рассвете начали каркать вороны, разбойники наконец проснулись, и, обнаружив, что наступило утро, очень расстроились. Спрятав оружие в лесу, они пошли купаться на Гангу, а вернувшись домой, стали обвинять друг друга: «Это ты первый заснул!» — сказал один. » Зато ты не спал всю ночь и видел, кто когда уснул» —
огрызался тот. Бандиты уже готовы были передраться, но их предводитель, грешник-брахман сказал: «Не ссортесь. Что случилось, то случилось; это милость Чанди. Но это не означает, что нас снова постигнет неудача. Я думаю, что богиня помешала нам сегодня, потому что мы не выразили ей должного почтения перед тем, как отправиться на дело. Давайте же проведем ей обряд поклонения и поднесем ей мяса и вина». И воры начали поклонение богине Чанди.
На следующий день воры снова вооружились и глухой ночью, одевшись в темно-синюю одежду, подобно группе солдат, окружили дом Господа. Была темно и, похоже, все спали. Но, подкравшись поближе, они увидели огромных стражей, охраняющих дом. Стражи не только были мускулистыми и сильными; в руках у них было оружие, и они постоянно повторяли имена Хари. Воры поняли, что даже один такой охранник может за мгновение уничтожить сотни таких, как они. На стражах были цветочные гирлянды и сандаловая паста. А Господь Нитьянанда мирно спал под звуки имен Кришны, раздававшихся со всех сторон.
Воры были потрясены. Отказавшись от плана нападения на дом, они собрались вместе и стали гадать, откуда взялась охрана. Один из воров предположил: «Я думаю, Нитьянанда авадхута