спутниками. На Нем были прекрасные цветочные гирлянды и украшения. От орехов бетеля и камфары губы Его приобрели красноватый цвет. Видя развлечения Господа Нитьянанды, многие люди обрели счастье, но некоторых Его деяния лишь приводили в недоумение.
В Навадвипе жил брахман , который был одноклассником Шри Чайтаньи Махапрабху . Видя загадочное поведение Нитьянанды, брахман засомневался в Нем. У него была твердая вера в лотосные стопы Чайтаньячандры, однако он не мог постичь могущества Нитьянанды Сварупы. Однажды этот брахман отправился на несколько дней в Нилачалу и часто находился рядом со Шри Чайтаньей Махапрабху, ибо был искренне предан Ему. Однажды он решился задать Господу вопрос, оставшись с Ним наедине.
Брахман сказал: «О Господь, если Ты позволишь, я хочу кое о чем спросить Тебя. Если Ты действительно считаешь меня Своим слугой, пожалуйста, ответь мне. Я не могу
понять, чем занимается в Навадвипе этот Нитьянанда Авадхута. Все говорят, что Он — санньяси, отшельник, но, ко всеобщему удивлению, Он жует орехи бетеля с камфарой. Кроме того, санньяси не должен прикасаться к золоту, но Нитьянанда украшает всего Себя золотом, серебром и жемчугом. Он не довольствуется шафрановыми одеждами отшельника, а наряжается в роскошные, дорогие ткани. Он также наносит на тело благовонную сандаловую пасту.
Почему вместо посоха санньяси Он носит железную палку? Он постоянно общается с низкорожденными. Мне кажется, что Его поведение не соответствует писаниям; поэтому в мое сердце закралось сомнение. Все считают Его возвышенным человеком, однако Он не следует правилам и ограничениям Своего уклада жизни. О Господь, если Ты считаешь меня Своим слугой, то пожалуйста, открой мне истину».
Поскольку благочестивый брахман задал этот вопрос Господу в благоприятный момент, Шри Гаурасундара дал ему исчерпывающий ответ:
«Выслушай Меня, дорогой брахман. Недостатки не влияют на возвышенного человека. В «Шримад-Бхагаватам», 11.20.36, утверждается:
» Материальное благочестие или греховность , проистекающие из добра или зла этого мира, не могут коснуться Моих беспримесных преданных, которые свободны от материальных желаний и всегда остаются в духовном сознании, независимо от внешних обстоятельств. Воистину, такие преданные уже достигли Меня, Всевышнего Господа, пребывающего за пределами всего, что может быть воспринято материальным разумом».
«Вода не соприкасается с листом лотоса. Подобно этому, никакие недостатки не могут коснуться Нитьянанды
Сварупы. О брахман, знай, что Кришначандра вечно пребывает в теле Нитьянанды. Те, кто непочтительно относится к святому человеку, будут страдать, пожиная последствия своих грехов. Пураны утверждают, что если кто-то выпьет яд, не обладая могуществом Господа Шивы, он, несомненно, умрет. В « Шримад — Бхагаватам » , 10.33.29-30, также сказано:
«Шукадева Госвами сказал: «Иногда может показаться, что могущественные правители нарушают принципы морали, но в действительности это не наносит вреда их репутации, ибо они подобны огню, поглощающему все, что в него помещают, и остающемуся при этом неоскверненным».
» Однако тот, кто не является великим правителем, не должен подражать им даже в мыслях. Если же по глупости обычный человек попытается подражать их поведению, он просто погубит себя, подобно тому, как не обладающий могуществом Шивы погибнет, если попытается выпить океан яда».
» Те, кто критикует возвышенного человека, не ведая о его величии, будут страдать за это из жизни в жизнь. Если великий человек поступает неправильно, нельзя даже смеяться над ним, не говоря уже о том, чтобы критиковать его. Тот, кто пренебрегает этим правилом — обречен. Все эти истины описываются в «Шримад-Бхагаватам»; их также можно узнать из уст истинного духовного учителя. Выслушай внимательно, что ожидает того, кто насмехается над поведением святого. Это описано в «Шримад-Бхагаватам»:
«Однажды Кришну и Балараму отправили на обучение к Сандипани Муни. По окончании обучения Они сказали Своему учителю: «По традиции мы должны преподнести Вам подарок. Мы с радостью исполним любое Ваше
желание». Посоветовавшись с женой, учитель попросил Кришну и Балараму вернуть к жизни его мертвого сына. Кришна, и Баларама тотчас же отправились в обитель Ямараджи, и, уничтожив всю дурную карму ребенка, вернули мальчика учителю. Когда Деваки узнала об этом удивительном случае, она тоже решила попросить Кришну вернуть к жизни ее умерших сыновей. Она обратилась к Кришне и Балараме с мольбой: «О Кришна и Баларама, Вы
— повелители всех мистических совершенств; Вы — Сам Всевышний, отец всей Вселенной. Я знаю, что Вы оба -причина всех причин. Сотворение, поддержание и уничтожение этого мира происходит благодаря крошечной части Вашего могущества, и все же, чтобы уменьшить бремя Земли, Вы появились как мои сыновья. Вы вернули мертвого сына Вашего учителя из обители Ямараджи, я тоже так хочу увидеть шестерых моих сыновей, убитых Камсой. Хотя сын Вашего учителя умер задолго до того, как его отец попросил Вас оживить его, благодаря Вашему сверхъестественному могуществу Вы вернули его к жизни. Поэтому, пожалуйста, исполните и мое желание».
Выслушав просьбу Деваки, Кришна и Баларама тотчас же направились в обитель Бали Махараджа. Когда Бали Махарадж увидел Своего обожаемого Господа, он погрузился в океан духовного блаженства. Он сразу же преподнес лотосным стопам Господа Кришны все, что имел
— дом, детей, тело, богатство и друзей. Волосы его встали дыбом от экстаза, слезы полились из глаз, а по телу пробежала дрожь. Он обхватил лотосные стопы Кришны и стал возносить молитвы:
«Слава, слава Кришначандре, украшению Гокулы! Слава Санкаршане, который является никем иным, как Самим Анантой! Слава, слава Халадхаре, предводителю мальчиков-пастушков! Хотя полубоги и мудрецы пребывают
в чистой благости, но и они редко могут лицезреть Тебя. О Господь, Ты так милостив, что иногда являешь Себя даже демонам, которые обычно пребывают в невежестве. Ты не проводишь различий между друзьями и врагами; это подтверждают Веды, и я сам сейчас убедился в этом. Хотя ведьма Путана пришла, чтобы убить Тебя, намазав свою грудь ядом, Ты отправил ее на Вайкунтху. Ни Веды, ни другие писания, ни великие йоги-мистики не способны постичь Твое сердце. И если даже великие йоги-мистики не в состоянии постичь Тебя, как же я, грешный демон, могу познать Тебя? О Господь Вселенной, пожалуйста, будь милостив ко мне и не дай мне упасть в мрачный колодец семейной жизни. Я хочу спокойно жить под деревом, постоянно храня Твои стопы- лотосы в своем сердце. О Господь, сделай меня слугой Своих слуг. У меня нет никаких других желаний».
Так, поместив лотосные стопы Кришны и Баларамы в свое сердце, Бали Махарадж возносил Им молитвы. Омыв лотосные стопы Господа, Бали Махарадж и вся его семья окропили этой водой головы и почувствовали себя очень счастливыми. Эта вода очищает даже обители Брахмы и Шивы, подобно Ганге, очищающей все три мира. Бали Махарадж поклонялся Господу, преподнося Ему сандаловую пасту, цветы, благовония, ткани и украшения. Наконец, склонившись перед Господом, он сказал: » О Господь, пожалуйста, дай мне Свои наставления. Всякий, кто следует Твоим наставлениям, выходит за границы правил и ограничений».
Очень довольный Бали, Господь Кришна поведал ему о цели Своего визита: «О Бали Махарадж, грешный Камса убил шестерых сыновей Моей матери и в конце концов погиб сам. Помня об умерших сыновьях, мать Деваки постоянно проливает слезы скорби. Эти шесть ее сыновей
находятся сейчас у тебя, и я хочу забрать их, чтобы доставить удовольствие Моей матери. На самом деле эти сыновья — достигшие совершенства полубоги, внуки Господа Брахмы. Позволь Мне объяснить тебе причину их страданий.
Прежде они были сыновьями Праджапати Маричи, сына Господа Брахмы. Однажды, обуреваемый похотливыми желаниями, Господь Брахма пустился бежать за своей собственной дочерью. Наблюдая за этим, шесть сыновей Маричи рассмеялись и из-за этого тотчас лишились своего возвышенного положения. Поскольку они насмехались над возвышенным полубогом, им пришлось родиться среди демонов. Оставив свои тела полубогов, они родились в семье Хираньякашипу, который терроризировал всю Вселенную. После долгих страданий они были убиты молнией Индры и по воле Иогамайи, божественной энергии, родились из чрева Деваки. Просто посмеявшись над ошибкой Брахмы, они столкнулись с таким множеством страданий. С самого своего рождения они испытывали бесчисленные страдания, и Камса убил их, несмотря на то, что они были его племянниками. Деваки ничего не знает об этом, она плачет, считая их своими сыновьями. Я хочу вернуть этих шестерых сыновей Своей матери — вот зачем Я пришел к тебе. Если они выпьют молока из груди Деваки, они освободятся от проклятия Брахмы».
Господь Кришна, продолжал: «О Бали, таковы последствия унижения вайшнава. Если столь совершенные существа вынуждены пройти через такие страдания, что говорить о судьбе обычных людей? Грешник, критикующий вайшнава, страдает из жизни в жизнь. Сохрани этот урок в своем сердце и никогда не поноси вайшнавов и не насмехайся над ними. Если даже человек поклоняется Мне и повторяет Мои святые имена, но при этом поносит преданных, он
погибнет. Но те, кто относится к Моим преданным с любовью и почтением, несомненно, обретут Мою благосклонность. «Вараха Пурана» гласит:
» Могут существовать какие-то сомнения в отношении совершенства слуг Ачьюты, однако, что касается Его преданных, занятых служением Ему, то тут нет никаких сомнений».
В «Шри Хари-бхакти-судходайе» сказано:
» Тот, кто не поклоняется Моим преданным, а поклоняется только Мне, — гордец. Он не обретет Моей милости».
О Бали, Я объяснил тебе эти сокровенные истины, поскольку ты — Мой вечный возлюбленный слуга».
Очень довольный наставлениями Господа Кришны, Бали Махарадж тотчас же привел шестерых сыновей Деваки к Господу. Кришна и Баларама забрали их и вернули матери Деваки. Когда Деваки увидела Своих сыновей, от счастья молоко полилось у нее из груди, и она стала кормить их. Отведав молока, которое пили Кришна и Баларама, сыновья сразу исполнились трансцендентного знания и, пав ниц, поклонились Господу. Все видели, как произошло это чудо.
Господь Кришна бросил на них милостивый взгляд и из сострадания стал поучать их: » О полубоги, теперь вы можете вернуться домой. Никогда больше не оскорбляйте святых. Господь Брахма — энергия Всевышнего Господа. Даже если он действует неправильно, не следует поносить его; из-за этого на вашу долю выпало столько страданий. Отбросьте такой образ мыслей; идите и попросите у Господа Брахмы прощения. Тогда вы вновь обретете счастье». Шесть полубогов сначала поклонились своим родителям, Деваки и Васудеве, а затем — Кришне и Балараме. После этого они
вернулись в свою небесную обитель».
Господь Чайтанья продолжал: » О брахман, Я рассказал тебе эту историю из «Шримад-Бхагаватам», чтобы у тебя не оставалось никаких сомнений в отношении Нитьянанды Сварупы. Он — величайший святой, но, к несчастью, люди не способны понять этого. Просто прими Его необычайные деяния, и ты несомненно обретешь спасение. Он пришел на Землю только ради спасения падших душ; Он — спаситель всех живых существ. Он находится выше правил и ограничений. Кому под силу