что Господь одарил их Своей особой милостью.
Получив от Нитьянанды плуг и булаву, Господь словно сошел с ума. Он стал требовать варуни (медового вина). Все преданные были в полном замешательстве, не зная, что делать. Они просто смотрели друг на друга. Посовещавшись, они принесли кувшин воды Ганги и дали эту воду Господу. И Господь выпил ее так, как будто это облака поглощали воду.
Со всех сторон неслись звуки молитв. Это преданные славили Господа Балараму. Господь постоянно звал: «Нада! Нада!» Он мотал головой из стороны в сторону, снова и снова призывая Наду. Никто из преданных не мог понять значение этого слова. Они спросили: «Господь, кого Ты зовешь Надой?» Господь ответил: «Это Тот, по чьему громкому зову явился Я. Тот, кого все знают как Адвайту Ачарью, известен также под именем Нада. Он — причина Моего явления».
«Нада привел Меня сюда с Вайкунтхи, а Сам мирно живет с Харидасом. Я низошел, чтобы начать нама-санкиртану. Я буду проповедовать каждому, ходя от двери к двери. Лишь тем Я не дам любви к Богу, кто из-за своего тщеславия, аскез, высокого рождения и образования опустились настолько, что стали оскорблять Моих преданных. Всех же остальных Я буду щедро одаривать божественной любовью, той, которую редко удается обрести даже самому Брахме».
Счастье преданных было безмерно, когда они услышали такие слова. Их блаженство можно было сравнить лишь с безбрежным океаном. Через некоторое время сын Шачи успокоился. «Что я здесь учинил?» — спросил Он у преданных. «Да ничего серьезного», — улыбались те. » Простите Меня за все оскорбления», — просил Господь, обнимая каждого преданного. Нитьянанда, Сам Господь Шеша, не в силах совладать со своими эмоциями, упал на землю. Чувство любви к Господу захватило все его существо, и под влиянием этих чувств Он то плакал, то смеялся, то катался по земле, срывая с Себя одежды и разбрасывая все вокруг. Он был непредсказуем, как ребенок. Как можно было понять, что Он — санньяси? Его посох валялся неизвестно где, камандалу (сосуд для воды) — тоже. Одежды, надо полагать, были неподалеку. Все было раскидано в разные стороны.
Всегда серьезный, Нитьянанда пребывал в возбуждении, словно в состоянии опьянения. Успокоить Его удавалось лишь Господу Чайтанье, только Он мог повлиять на Нитьянанду Прабху. Господь сказал: «Успокойся. Завтра мы празднуем Вьяса-пуджу». Когда Нитьянанда утих, Господь и преданные разошлись по домам. Нитьянанда Прабху остался в доме Шриваса Пандита. Ночью Нитьянанда вдруг вскочил с кровати, издал громкий крик и разломал на куски свой посох санньяси и разбил камандалу. Наутро, обнаружив осколки камандалу и обломки посоха, Рамай Пандит поспешил рассказать об этом Шривасу Пандиту. Шривас сказал: «Беги скорей к Чайтанье, пусть Он Сам разбирается».
Выслушав сбивчивый рассказ Рамая Пандита, Господь Чайтанья тут же побежал на место происшествия. Там Он увидел заходящегося от смеха Господа Нитьянанду. Никаких признаков внешнего сознания Он не подавал. Тогда Господь собрал обломки данды и черепки камандалу и повел
Нитьянанду на Гангу совершить утреннее омовение. Все преданные во главе со Шривасом Пандитом пошли вслед за Ними. Придя на берег, Господь швырнул то, что осталось от посоха, в воду. Не зная, как заставить Нитьянанду прийти в Себя, Господь начал Его ругать. А Нитьянанда, заприметив, как в воде блеснула спина крокодила, решил, что должен непременно поймать его, и кинулся в воду. Гададхара и Шривас Пандит, не зная, что делать, как спасти своего любимого Господа от опасности, в ужасе и отчаянии кричали: «Эй!» А Нитьянанда бесстрашно плескался в Ганге. В чувство Его привели лишь слова Господа Чайтаньи. Вишвамбхара закричал: «Плыви обратно, надо спешить. Мы же собирались сегодня отмечать Вьяса-пуджу». Услышав оклик Вишвамбхары, Нитьянанда тут же выбрался на берег, и Шри Чайтанья повел Его домой.
Как только все преданные собрались, дом Шриваса Пандита наполнился звуками нама-санкиртаны. Преданные пели так сладко! Дом Шриваса Пандита словно превратился в Вайкунтху, а самого Шриваса Шри Чайтанья назначил главным пуджари (жрецом) по проведению церемонии Вьяса-пуджи. Шривас Пандит хорошо знал священные писания и их выводы. Поэтому не было более подходящего священника для проведения этого праздника. Вложив в руки Нитьянанде сандаловую пасту и свежую цветочную гирлянду, он сказал: «Нитьянанда, послушай меня внимательно. Сейчас Ты должен будешь предложить эту гирлянду и сандал Шри Вьясадеве. Потом поклонишься и вознесешь ему молитвы. В писаниях сказано, что если человек удовлетворит Шрилу Вьясадеву, его жизнь увенчается успехом».
Господь Нитьянанда с пониманием кивал головой и говорил: «Да-да-да, хорошо-хорошо». Но, не вполне уверенный, какую молитву повторять, Он бормотал что-то неразборчивое.
Нитьянанда комкал гирлянду в руках и озирался по сторонам. Наконец, не выдержав затянувшейся паузы, Шривас Пандит обратился к Нитьянанде: «Что ж Ты, дорогой господин, не поклоняешься Вьясадеве?» Услышав эти слова, Шри Гаурасундара решительно направился к Нитьянанде. Господь сказал Нитьянанде: «Послушай, просто одень гирлянду на Шри Вьясадеву и закончим церемонию».
Вьяса-пуджа была отпразднована с великой пышностью. Все вайшнавы испытывали состояние глубокого блаженства. Как описать киртан, что устроили преданные?! Они пели, танцевали, катались по полу. Каждый старался коснуться стоп Шачи, матери Шри Чайтаньи. Вся Вселенная наблюдала за весельем, охватившим дом Шриваса. Шачи с любовью смотрела на Вишвамбхару и Нитьянанду, и ее сердце таяло от материнской любви.
Вьяса-пуджа стала в высшей степени благоприятным событием. Только Господь Ананта способен описать это должным образом . Я лишь пытаюсь прославить сокровенные качества Господа Нитьянанды. Любой, кто прославляет Кришну, получит великое благо.
Вечером церемония Вьяса-пуджи подошла к концу. Затем все преданные стали танцевать с Вишвамбхарой. Они просто сошли с ума от экстаза. Они плакали, воспевая: «О Кришна!» Продемонстрировав Свое преданное служение, Вишвамбара и все преданные утихомирились.
Потом Вишвамбара попросил Шриваса Пандита принести весь прасад Вьясадевы. Когда все было принесено, Господь собственноручно раздал прасад собравшимся преданным. Счастье вайшнавов было безмерно. Господь лично обошел всех жителей дома Шриваса Пандита и пригласил их на прасад. Они получали его из рук Самого Господа. Как удачлива прислуга в домах вайшнавов! Им так легко
получить милость Господа, труднодоступную даже для великих полубогов, таких, как Брахма.
Все эти удивительные игры происходили в доме Шриваса Пандита. Кто может описать его счастье? Все чудеса, произошедшие в Навадвипе, остаются загадкой для обывателей.
Махапрабху сказал: » А теперь, когда церемонии, посвященные празднованию Вьяса-пуджи, завершены, повторяйте святые Имена Кришны!»
Не мысля жизни без Шри Чайтаньи и Нитьянанды Прабху, я, Вриндаван дас, пою славу Их нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава третья
Г осподь Нитьянанда возносит молитвы шестирукому образу Г оспода Чайтаньи
Однажды Шривас Пандит пригласил Нитьянанду Авадхуту к себе на обед, и Господь с удовольствием принял его приглашение. Нитьянанда Прабху был очень удовлетворен гостеприимством Шриваса Пандита и остался у него на весь день. В это время пришел счастливый Господь Чайтанья. Он вошел в храмовую комнату Шриваса Пандита, уселся на трон Господа Вишну и попросил Нитьянанду посмотреть на Него.
Услышав эту просьбу, Господь Нитьянанда, возвышенный санньяси, с почтением посмотрел на Вишвамбхару.
Нитьянанда не мог понять, к чему Он клонит. Вишвамбара считал Нитьянанду Своим самым близким спутником, и потому попросил преданных оставить Их наедине, чем привел всех в полное изумление. Следуя Его приказу, все преданные покинули дом Шриваса Пандита.
Кто может постичь намерения Господа? Господь рассказал Нитьянанде что-то очень сокровенное. Никто не мог знать, о чем Они беседовали. А еще Господь Вишвамбара явил Нитьянанде Свой шестирукий образ. В руках Господь держал раковину, булаву, диск, лотос, плуг и посох. Увидев этот облик Господа, Нитьянанда упал наземь без чувств. Он не проявлял никаких признаков жизни. Войдя в храмовую комнату, все вайшнавы сильно испугались. Они вспомнили Кришну и стали молить Его спасти Нитьянанду. Шри Чайтанья поднял Его и стал умолять: «Пожалуйста, очнись, Нитьянанда. Успокой Свое сердце. Слушай святые Имена Господа, которые повторяют преданные. Ты явился, чтобы проповедовать повторение святых Имен. Теперь это осуществилось. Чего еще Ты хочешь? Ты исполнен любви к Господу, и преданное служение — Твое неотъемлемое качество. Если Ты не будешь одаривать людей любовью к Богу, никто не сможет обрести ее. Пожалуйста, успокойся и встань на ноги. Окинь Своих спутников милостивым взглядом. Раздай любовь к Господу всем, кому пожелаешь. Любой, кто обладает хоть толикой зависти к Тебе, никогда не будет дорог Мне, даже если он будет поклоняться Мне».
Услышав эти приятные слова Господа, Нитьянанда ожил. Он ощутил безграничное счастье, увидев шестирукий образ Господа, и не совладав с наплывом чувств, потерял сознание. Шри Гаурачандра, извечно возлежащий на Ананта Шеше, знает, что Господь Нитьянанда — это Сам Ананта. Шестирукий облик Господа хорошо знаком Нитьянанде. Это игры различных воплощений Господа. Увидев этот
неописуемо прекрасный облик Господа, Нитьянанда вспомнил Свои прошлые воплощения и стал возносить молитвы:
«Слава Господу Вишвамбхаре, отцу всех живых существ! Он воплотился, чтобы положить начало санкиртане -распространению святых Имен Господа. Слава Господу, который защищает ведические религиозные принципы и поддерживает брахманов ! Слава вечному времени , представителю Господа и врагу всех непреданных! Слава Абсолютной Истине! Слава олицетворению вечного блаженства! Слава Богу богов, независимому ни от кого!
Ты — источник бесчисленных вселенных, хотя и явился в лоне Матери Шачи. Кто может постичь Твою высшую волю? Созидание, поддержание и разрушение миров -просто часть Твоих игр. Ты можешь, лишь пожелав, легко уничтожить всю Вселенную.
Разве не смог бы Ты убить Камсу и Равану просто словами? И тем не менее, Ты явился в доме Дашаратхи и Васудевы и играючи убил всех этих демонов. Кто может понять причину Твоего явления? Только Ты знаешь это. Даже Твой слуга может освободить бесчисленные вселенные по Твоему приказу. Но для того, чтобы прославить землю и восстановить религиозные принципы, Ты являешься лично.
О Господь, Твоя кожа была белого цвета, когда Ты приходил в Сатья-югу. На собственном примере Ты учил медитации и аскетизму. Ты явился как брахмачари с посохом и кувшином воды в руках, чтобы установить принципы религии.
О Господь, в Трета-югу Ты явился в прекрасном облике, с телом красноватого оттенка. Поскольку Ты — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями , Ты проповедовал совершение жертвоприношений. В руках у Тебя были предметы для совершения жертвоприношения, и
Ты стал жрецом и совершал жертвоприношения, чтобы вдохновить на это людей.
О Господь, Ты явился в Двапара-югу, как божественная личность, и темный цвет Твоего тела напоминал облако. Ты Сам установил принципы поклонения Господу в храме. Ты носил желтые одежды, знак Шриватсы и, как царь, проводил роскошное храмовое поклонение.
В Кали-югу Ты приходишь как брахман с золотистой кожей, чтобы проповедовать нама — санкиртану, которая не упомянута в Ведах. Твоим воплощениям нет числа. Кто может сосчитать