Скачать:TXTPDF
Према прадипа. Бхактивинода Тхакур

Према Прадипа Бхактивинод Тхакур.

Предисловие.

Великому царю — вайшнаву Вирчандре Манукье Бахадуру, правителю Трипуры, тому, кто явился в семье луноликих преданных Господа Чайтаньи и кто, подобно чакоре, постоянно пьет нектар лотосных стоп Господа Гауранги.

Дорогой Махараджа!

Я написал эту книгу «Према Прадипа», предварительно опубликовав ее часть за частью в «Саджана Тошани» с единственной целью- доказать превосходство чистой религии вайшнавов. В результате многие образованные люди обрели преданность Кришне. Именно по их настоянию я издал эту книгу. Зная о Вашей сильной привязанности к вайшнавиз- му, и огромных средствах, которые Вы вкладываете в проповедь и распространение этого учения, я с благодарностью передаю «Према Прадипу» в Ваши лотосные руки, постоянно занятые в служении Господу Хари. Если темы, затронутые в ней, иногда будут обсуждаться в Вашей ассамблее ученых мужей, значит, мои устремления не пропали даром. А в случае, если в этих дискуссиях примут участие лучшие из панди- тов, такие, например, как Шри Радха Раман Гхош Б. А., чье присутствие, бесспорно, украшает Вашу ассамблею, то, что может быть большей наградой для такого ничтожного человека, как я?

Слуга слуги вайшнавов, Шри Кедаранатха Датта, Главный редактор калькуттской «Вышеа Вайшнава Сабхи».

«Према Прадипа», написанная в форме непринужденного повествования, показывает превосходство чистого преданного служения Верховному Господу.

Автор раскрывает пути возникновения и развития преданности в сердце живого существа, а также подробно описывает некоторые виды йоги.

ЛУЧ ПЕРВЫЙ.

Встреча Премадаса Бабаджи с Харидасом Бабаджи.

В один из весенних дней, на заходе солнца, Харидас Бабаджи, лучший среди преданных, завершив вечерние молитвы, покинул свою кунджу и отправился по лесной тропинке, бегущей вдоль Ямуны. Трудно описать словами переполнявшие его чувства божественной любви и величайшего экстаза, в котором он пребывал. Неожиданно удивительное видение предстало перед глазами Бабаджи. Оно сразу же напомнило ему о деяниях Господа, и не в силах более владеть собой, упал он в дорожную пыль, и стал кататься в ней, восклицая: «О Враджендра-нандана! О Го- пи-джана-валлабха!» Потоки слез божественного восторга смыли отпечатанные на его щеках святые имена. Волосы на его теле встали дыбом. Руки онемели так, что он даже не мог удержать в них четки. Постепенно освобождая от внешнего сознания, он начал танцевать как сумасшедший. Полное погружение в трансцендентную реальность проявило все признаки духовного блаженства: он побледнел, его тело охватила дрожь и оно покрылось испариной, голос прерывался. Глубоко вздохнув, он вымолвил: «О Кришна! О Пра- нанатха!», и разрыдался.

В то время как Харидас Бабаджи наслаждался блаженством Вайкунтхи, знаменитый Премадас Бабаджи шел мимо из Кеши-гхата. Когда двое садху повстречались, глубокое чувство дружеской любви внезапно проснулось в их сердцах. Глядя друг на друга, они принялись танцевать. А потом со слезами на глазах, обнявшись, обратились друг к другу со словами приветствия.

Беседа Харидаса Бабаджи с Премадасом Бабаджи.

Премадас Бабаджи произнес: «О Бабаджи! Я посетил много святых мест, таких как Яват и Нанда-грама. Но разлука с тобой в течение этих нескольких дней причиняла мне невыносимую боль. Поэтому сейчас я держу путь к твоей кундже, в надежде обрести общение с тобой и таким образом очиститься».

Харидас Бабаджи ответил: «Бабаджи, только очень удачливая душа может удостоиться встречи с тобой. Последние пять дней я жил вблизи Говардхана и видел там Шри Пан- дита даса Бабаджи. Сюда же я пришел только этим утром. И сейчас, увидев твои лотосные стопы, я достиг цели своего паломничества».

При имени Шри Пандита даса Бабаджи лицо Премадаса Бабаджи, украшенное тилакой, просияло от любви. Приняв отрешенный образ жизни, Премадас изучал «Бхакти-расамри- та-синдху» и «Уджджвала-ниламани» у Пандита даса Бабаджи. В душе своей он был безраздельно предан своему учителю, и воспоминание об этом времени наполнило его неописуемым блаженством. Немного помолчав, Премадас Бабаджи спросил: «Бабаджи, пожалуйста, расскажи мне, о чем шла речь в столь возвышенном собрании преданных во главе с Пандитом Бабаджи? Как бы мне хотелось побывать там вместе с тобой».

Общество Пандита даса Бабаджи. Обсуждение кармы, гьяны и хари-катха.

Харидас с любовью обнял Премадаса и произнес: «Несомненно, все деяния Пандита даса Бабаджи трансцендентны. Отправившись туда, я намеревался провести там всего лишь один день, но в течение семи дней так и не смог оставить его общества. В настоящее время в его священной пещере собралось много святых людей. И я полагаю, что все они останутся там до следующей Кумбха-мелы. Каждый день они обсуждают все новые и новые темы. Все это ответы на вопросы о гъяне, карме и чистом преданном служении».

Премадас Бабаджи удивился: «Бабаджи, нам известно, что маха-бхагаваты всегда поглощены слушанием и обсуждением тем, связанных исключительно с Господом Хари. Они не отвлекаются на темы, относящиеся к гъяне или карме. Тогда почему высокочтимый Пандит дас Бабаджи тратит свое время на такие темы?»

Харидас ответил: «Да, точно такое же сомнение возникло и в моем атеистичном уме. Но, послушав эти обсуждения в обществе Пандита даса Бабаджи, я убедился в том, что даже если преданные и говорят о карме или гъяне, это не может быть не чем иным, какхари-катхой. Такие обсуждения в корне отличаются от дискуссий материалистов, которые только возбуждают ум и порождают беспокойства. Более того, слушая о карме и гьяне в обществе преданных, живое существо освобождается от оскверняющего влияния кармы и гъяны».

Выслушав это, Премадас со слезами на глазах произнес: «О Бабаджи Махашайя, твои слова подобны нектару. И что тут удивительного? Ведь ты знаменит во всех трех мандапах (Врадже, Гауде и Кшетре) как возлюбленный ученик Сиддха Говардхана даса Бабаджи из Шри Навадвипа-дхамы. Могут ли остаться сомнения в том, на кого ты пролил свою милость? Получив милость твоих лотосных стоп, Бхаттачарья Махашайя, великий ученый, известный под именем Лока- натхи Ньяябхушаны, выбрался из глубокого и мрачного колодца материальной логики. Получив имя Шри Говинды даса Кшетраваси, он принял прибежище в преданном служении, уничтожающем все страдания. Поэтому, существуют ли сомнения, которые ты не способен рассеять? Давай же вместе воспоем славу Господа Хари и прямо сейчас отправимся в рощи Гири-Говардхана».

На пути к Говардхану Харидаса и Премадаса воспевают киртан.

Оба Бабаджи начали киртан и, танцуя в блаженстве, направились к Говардхану.

Природа, окружавшая их, сияла красотой, и казалось, будто сама Пракритидеви ликовала, слушая их пение. Весна приближалась к своему завершению; ласково дул свежий ветерок. Солнце, царь дваждырожденных и господин лотосов, всходило, проливая на двух вайшнавов потоки нектара,- свой яркий свет. Ямунадеви, дочь солнца, очарованная вибрациями Святых Имен Господа, издавала сладостные звуки, играя своими волнами. Листья высоких деревьев деодар приятно шелестели под дуновением ветерка, напоминая флаги группы санкиртаны Господа Хари. Высоко подпрыгивая в своем танце на пути к Говардхану, Бабаджи, погруженные в кыртан, даже не заметили, как сладостная ночь превратилась в утро. И когда они перестали петь и танцевать, то обнаружили, что солнце уже взошло на востоке, освещая склон Говардхана.

Выполнив все свои утренние обязанности неподалеку от Говардхана, они добрались до пещеры Пандита даса Бабаджи еще до полудня.

ЛУЧ ВТОРОЙ

Харидас и Премадас входят в пещеру Пандита даса Бабаджи на Говардхане. Вместе с ним они идут к месту собрания вайшнавов. Бабаджи из Бирбума поет киртан.

Харидас и Премадас подошли к ашраму Пандита даса Бабаджи. В них сразу можно было угадать вайшнавов: гопи- нандана сияла на их лбу; бусы из туласи тремя нитями окружали их шеи; шикха украшала их головы; дхоти покрывали нижнюю часть их тел; на руках и груди были отпечатаны святые имена. Правой рукой они непрерывно перебирали джапа-малу, отсчитывая святые имена. Их уста постоянно повторяли: «Харе Кришна, Харе Кришна…» Они не выглядели уставшими и изнеможденными, хотя совсем не спали этой ночью, пройдя пешком почти 25 километров. Они так стремились получить даршан вайшнавов, что даже не сразу заметили, как много людей собралось у входа в пещеру.

Хотя Пандит дас Бабаджи обычно совершал бхаджану в своей пещере, для того, чтобы обсуждать хари-катху в обществе других садху, он построил неподалеку мандапу и ку- тиры, которые сверху были покрыты лианами мадхави. Войдя в пещеру, Харидас и Премадас почтительно поклонились Пандиту дасу Бабаджи. Увидев дорогих ему преданных, Пандит дас Бабаджи преисполнился блаженством. Некоторое время спустя, когда все садху собрались, они все вместе отправились в храм, где Бабаджи из Бирбума, получив разрешение присутствующих вайшнавов, уже начал петь киртан из «Гитавали» (в лалита-раге

накарнаяты сухрид упадешам мадхава чару патханам апи лешам

сидати сакхи мама хридаям-адхирам яда бхаджам иха нахи гокула-вирам

налокаям арпитам уру харам пранамантам на дайитам ануварам ханта

санатана-гунам абхиянтам ким адхараям ахам урасина-кантам

«О, почему я не послушалась совета Лалиты и других Моих дорогих подруг? Почему не обращала никакого внимания на льстивые слова Мадхавы? О сакхи! Мое сердце разбито, потому что Я не служила герою Гокулы в этой кундже. А ведь Мадхава предлагал Мне самую красивую гирлянду и много раз кланялся Моим стопам, но Я даже не взглянула на Него. Ну почему же Я не обняла Моего возлюбленного, исполненного вечных трансцендентных качеств?»

Только служа Кришне можно достичь истинного умиротворения, а не с помощью практики йоги, начинающейся с ямы и ниямы.

Каждый в собрании получил огромное удовольствие, слушая этот бхаджан, и от всей души благодарили певца. После кыртана началось обсуждение.

Первым начал говорить Харидас Бабаджи: «Только преданные Кришны воистину благословенны. Где бы они ни находились, они всегда на правильном пути. Мы слуги их слуг». Премадас подтвердил слова друга: «Бабаджи абсолютно прав. То же самое говорится и в „Шримад-Бхагаватам“ (1.6.35)»:

ямадибхир йога-патхаих кама-лобха-хато мухух мукунда-севая ядват та тхатмаддха на шамьяти

«Обуздав чувства с помощью практики аштанга-йоги, человек может освободиться от беспокойств, но время от времени в нем может проявляться похоть и жадность. Так в течение какого-то времени человек может наслаждаться достижениями йоги, но в конечном итоге все равно падет. Только преданное служение Господу Кришне может уберечь от столь нежелательного результата, и только оно приносит истинное удовлетворение».

Йог утверждает, что аштанга-йога выше арчаны и просит Пандита даса Бабаджи высказать свое мнение по этому поводу.

На этом собрании присутствовал один аштанга-йог. Хотя он и был вайшнавом, в течение долгого времени он практиковал пранаяму и достиг совершенства в ней. Поэтому он считал, что путь аштанга-йоги более важен, чем путь бхакти. Слегка разочарованный словами Премадаса Бабаджи он сказал: «Бабаджи! Пожалуйста, не пренебрегай йога-шастрами. Йог способен жить очень долго, полностью оставив сон и еду. Можешь ли ты выполнять преданное служение с такой же серьезностью, как это делают йоги? Вот почему ты должен согласиться с тем, что йога выше арчаны».

Всем собравшимся преданным не понравились слова йога, принизившие важность преданного служения. Но так как вайшнавы не склонны к спорам, никто из них не ответил ему.

Скачать:TXTPDF

Према прадипа. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать, Према прадипа. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать бесплатно, Према прадипа. Бхактивинода Тхакур Вайшнавизм читать онлайн