Скачать:PDFTXT
Путь домой. Шридхар Махарадж

действительно то, что я искал.

Узнав, что такой путь возможен, мое сердце готово танцевать от радости».

Часть третья

Как правило, вся деятельность живущих в этом мире людей направлена на

то, чтобы накопить энергию, – для достижения этой цели они эксплуатируют

природу и все, что их окружает. Все их усилия сводятся к попыткам накопить

еще и еще больше энергии, чтобы использовать ее для удовлетворения

собственных нужд, а кое-что отложить и про запас, на будущее. Таковаприрода большинства людей. И если их старания остаются безуспешными,

они считают, что обстоятельства складываются очень плохо, – ведь

накопление как можно большего количества энергии является целью их

жизни в этом мире. Однако чтобы напомнить об истинных ценностях, нам

подсказывают: внешний мир не способен причинить нам столько вреда,

сколько причиняем себе мы сами, оставаясь равнодушными к накоплению

внутреннего, духовного богатства. Мы всегда должны помнить: все, что

приходит к нам из внешнего мира, – не столь важно; ведь оно неминуемо

уйдет от нас. Даже это тело, которое сейчас является центром всех наших

интересов, превратится в прах, – так зачем же ради него накапливать такое

количество энергии? Пробудите в своей душе истинное «я». Постарайтесь

найти его и помочь ему. Сделать это можно только под руководством садху,

святого.

Потерян тот день, когда мы не встречаемся со святым и не слушаем его

наставлений о смысле и сущности жизни. Помните это всегда. При любых

обстоятельствах помните о вашей подлинной природе. Лишь открывая свое

истинное «я», вы сможете позаботиться о собственном благе. Не стоит

обращать особого внимания на внешний мир, сосредоточьтесь на настоящей

реальности – вашем внутреннем богатстве. Ищите свой дом! Домой, обратно

к Богу! Направьте все свои силы на преодоление этого пути – пути домой, и

не тратьте их попусту – на скитания по чужой земле, земле смерти. Любой

ценой старайтесь избегать мира смерти, и непрестанно ищите Вечный мир.

Поймите – там ваша настоящая родина, ваш настоящий дом. И только там вы

почувствуете себя естественно и спокойно – ведь вы на самом деле будете

дома. Сейчас все мы – на чужбине. Поэтому считайте, что вам повезло, если

какая-то внутренняя жажда побуждает вас искать свою родину, свой дом.

Нужно найти способ утолить эту жажду. Мы чувствуем: «Вот мир, и вот я, но

я несчастлив. Как помочь своей душе обрести гармонию и покойСейчас

мы находимся в физическом теле, но нам совсем необязательно знать о нем

все. Структура скелета, строение нервной системы, состав крови и тому

подобное – лишь ненужные детали. Наш поиск должен привести нас к

другим вопросам: «Кто я такой и почему я страдаю? Как избавиться от этих

проблем?» Атхато брахма джиджнаса – «Откуда я пришел? Для чего я живу,

и что ждет меня в будущем?» Вот главные вопросы, и поиску ответов на них

мы должны отдать все свои силы.

Правильно вопрошать означает вопрошать об Источнике всего сущего.

Спрашивать же о том, о сем и еще о тысяче вещей – просто пустая трата сил.

Шастры (Священные Писания) учат нас задавать такие вопросы: «Откуда я

пришел? Что поддерживает во мне жизнь? Какова моя дальнейшая судьба?

Почему я страдаю и как обрести внутреннюю полноту жизни?» Подобные

вопросы должны составлять суть нашего поиска, все другие проблемы не

столь важны. Любопытство может расти и расти до бесконечности, поэтомунам необходимо научиться правильному вопрошанию – тогда наши силы не

будут растрачены впустую.

Задавать правильные вопросы значит двигаться по пути осуществления

истинной цели жизни; поэтому нам следует беречь свои силы и направлять

их в нужное русло. Сейчас Кали-юга, время раздоров, и единственное, что

способно даровать нам помощь в эту эпоху, – это общество познавших

истину святых и Божественное Имя – имя Кришны: садху-санге кришнанама. Отклонившись от этого пути, мы заблудимся, и каждый шаг будет

уводить нас все дальше от истинной цели.

садху-санге кришна-нама эи матра чаи самсара джините ара кона басту наи

В этих словах Шри Чайтанья Махапрабху выразил суть всех наставлений, и

следовать им – самое верное, что мы можем сделать, если хотим выбраться

из нашего нынешнего плачевного состояния.

Махапрабху говорит: даже если вы воспеваете имя Кришны (Кришна-Нам),

но не общаетесь со святыми (садху), вам будет очень трудно продвигаться к

цели. Поэтому садху-санга – наша единственная надежда. Мы должны

обрести общение с полностью осознавшей себя душой, и тогда все встанет на

свои места. Гурудев – наивысший среди святых, и он способен вести нас за

собой. Гуру – это тот, кому мы можем доверять полностью, кому мы должны

всецело покориться и предаться, иначе как бы он мог вести нас? Гуру – это

тот, кто может дать самые полные ответы на все наши вопросы. В его

наставлениях проявляется воля Высшего мира – мира, исполненного любви.

Соприкоснувшись с этой непостижимо прекрасной реальностью, мы обретем

высочайшее благо.

Нужно стремиться отдать себя в распоряжение посланников Вечного

царства, подлинных представителей духовного мира. Только так мы сможем

обрести связь с самым высоким планом существования – настроившись на

волну, исходящую от него, и выделив ее среди множества других,

относящихся к более низким уровням.

Мы должны понять, что в этой жизни нет больше ничего, что могло бы

очаровать нас, ведь мы уже испытали на себе всю ее пресность. И кроме того,

там, где неизбежна встреча с четырьмя нашими врагами – джанма, мритйу,

джара, вйадхи – рождением, смертью, старостью и болезнями, – не может

быть никакого подлинного счастья. Смерть и счастье не могут соседствовать

друг с другом. В этом мире смерть неминуема, так в чем же его очарование?

Оно рассеивается, как дым. Поэтому мы должны приложить все усилия к

тому, чтобы найти страну, где правит вечность. Мы должны избрать высший

мир, ибо только там возможна истинная жизнь.йад гатва на нивартанте

тад дхама парамам мама

Бхагавад-Гита», 15.6)

В «Шримад Бхагавад-Гите» Кришна говорит: «Место, откуда нет возврата в

этот мир смерти, есть Моя высшая обитель».

абрахма-бхуванал локах пунар авартино ‘рджджуна

мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате

Бхагавад-Гита», 8.16)

Он говорит Арджуне: «Только в Моем мире возможно постоянство. Все

занятия в смертном мире, даже царствование над людьми и странами,

подобны сну. Поэтому, если ты хочешь освободиться от такой жизни во сне и

ступить на землю истинной реальности, возвысься до поиска вечного мира,

каким бы неуловимым он ни был, ибо смерть не может уничтожить его.

Собери все свои силы, чтобы создать нечто нетленное. Сейчас ты тратишь

энергию на то, что готово разрушиться в следующее мгновение, – в таких

попытках нет никакого смысла».

уддхаред атманатманам натманам авасадайет

атмаива хй атмано бандхур атмаива рипур атманах

Бхагавад-Гита», 6.5)

«Ты друг самому себе. Но ты также свой собственный враг. Ты враг себе,

если не проявляешь должной заботы о самосовершенствовании ради

подлинного духовного продвижения. Но ты можешь быть и другом себе, и

никто не способен оказать тебе столько помощи, сколько ты сам».

бандхур атматманас тасйа йенайватматмана джитах

Бхагавад-Гита», 6.6)

«Если ты способен хоть немного управлять собой, то перестань бесцельно

растрачивать свои силы и направь их в правильное русло; и тогда ты станешь

настоящим другом самому себе. Однако если ты находишься во власти

низших побуждений, свойственных миру эксплуатации, противодействия и

страданий, то ты – свой злейший враг. Задумайся обо всем этом».

вимришйаитад ашешена йатхеччхаси татха куру

Бхагавад-Гита», 18.63)«Тщательно обдумай это, а затем прими правильное решение».

Человеческая жизнь драгоценна. У вас есть способность к суждению и

принятию решений, но вы можете лишиться ее, если, влекомые волной

кармы, окажетесь в теле дерева, животного или любого другого низшего

существа. Можете ли вы с уверенностью сказать, что в следующей жизни не

опуститесь до животного существования? Есть ли у вас гарантии, что этого

не произойдет?

Деятельность и развитие не ограничены миром смертной материи. Прогресс

возможен не только в мире тьмы и невежества; если вы идете в правильном

направлении, то ощутите, что действительно продвигаетесь вперед.

Хридайена бхйануджнато – вы почувствуете и осознаете, что находитесь на

правильном пути, благодаря внутреннему одобрению вашего сердца. Это

чувство совсем не будет похоже на ощущения человека, которого обманом

заманили в чужую страну, где его ожидают мучения и унижения.

бхактих парешанубхаво вирактир анйатра чаиша трика эка калах

прападйаманасйа йатхашнатах сйус туштих пуштих кшуд-апайо’ну-гхасам

(«Шримад-Бхагаватам», 11.63)

В этой знаменитой шлоке из «Шримад-Бхагаватам» говорится: когда вы

едите, появляются признаки того, что вы действительно насыщаетесь: это

подтверждает и ваш желудок, и постепенное уменьшение чувства голода, и

прилив сил, и внутреннее удовлетворение от приема пищи. Подобно этому, в

духовной жизни также существуют признаки, доказывающие, что вы

движетесь вперед.

В этой жизни мы получили человеческое тело, и это самое ценное время для

нас; однако оно тратится впустую из-за того, что мы не используем его

правильно. Уттиштхатах джагратах прапйо варан нибодхатах – пробудитесь,

восстаньте ото сна и отправляйтесь в путь – но не только сами, зовите с

собой других, это позволит вам обрести дальнейшую помощь.

Главное – посвятить себя преданному служению под руководством

посланника высшего мира, не оставляя ни минуты на пустяковые дела. Такая

деятельность в обществе преданных будет очень благотворной.

Часть четвертая

Счастье, к которому мы стремимся, находится внутри нас, а не во внешних

объектах. Желание внешних удовольствий порождает лишь разочарование и

беспокойства, а внутренняя удовлетворенность приносит мир и покой.Понять это значит обрести сокровище, с которым не сравнится никакое

другое. Такое понимание близко к духовному осознанию. Истинная бхакти

определяется как ахайтуки – самодостаточная: она сама, по собственной

воле, проявляет себя, и ее не может вызвать ничто иное. Как говорил Гегель,

Высшая Реальность существует сама по себе. Она – Единое Целое,

независимое в своем бытии, а не абстракция нашего рассудка. Бхакти вечна,

и у нее нет другого истока помимо нее самой. Причиной бхакти является

сама бхакти. Она существует всегда, но сейчас она скрыта и находится в

непроявленном состоянии. Нужно лишь помочь ей раскрыться, пробудить ее

в своем сердце. Препятствия к этому – анйабхилаша, карма и джнана –

неразумные желания и сознательные попытки эксплуатации, а также

отрешенность, которая по сути дела есть равнодушие. Мы должны сорвать

эти покрытия, и тогда бхакти засияет в своей первозданной славе.

Влечение к высшей истине встречается очень редко, особенно в нынешнюю

эпоху, когда помыслы всех людей направлены на эксплуатацию, и даже

наука преследует ту же цель. Когда знание служит эксплуатации, оно

порождает хаос. Атомная энергия и множество других научных открытий

поставили мир на грань разрушения. В любой миг может произойти

катастрофа, которая сотрет с лица земли все человечество. Развивать знание

такого рода – все равно что совершать самоубийство. Эксплуатация приводит

к противодействию. Поэтому, если мы эксплуатируем все и вся, результатом

будет пралайа, маха-пралайа – всеобщее уничтожение. Его причиной может

быть и атомная бомба, и природные катаклизмы. После этого мир будет

сотворен вновь, а значит, каждому живущему в нем снова придется

рождаться и умирать, опять рождаться и опять умирать, и это будет длиться

бесконечно. Если мы хотим выпутаться из этих сетей, нам необходимо

возвыситься над миром, воспринимаемым чувствами. В «Бхагавад-Гите», а

также в Упанишадах говорится: индрийани паранй ахур. Наши чувства

имеют более высокую природу, чем безжизненные объекты: если мы

лишимся глаз, ушей, носа и прочего, мир материи перестанет существовать

для нас. Только благодаря чувствам мы способны действовать в этом мире. В

сфере опыта чувства играют первостепенную роль. Затем – индрийебхйах

парам манах – внутри нас есть ум. А что такое ум? Это наша

Скачать:PDFTXT

Путь домой. Шридхар Махарадж Вайшнавизм читать, Путь домой. Шридхар Махарадж Вайшнавизм читать бесплатно, Путь домой. Шридхар Махарадж Вайшнавизм читать онлайн