Уджвала-ниламани Рупа Госвами.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху, самая милостивая аватара Верховного Господа, низошел в этот мир в век Кали, чтобы затопить всю вселенную безумной любовью к Богу в настроении обитателей Вриндавана и тем самым спасти обусловленные души из океана рождения и смерти. Он уполномочил Своих ближайших спутников проповедовать сознание Кришны, распространять святое имя, строить храмы, открывать святые места и писать трансцендентные книги о славе и играх Господа Кришны.
И потому великие ачарьи прошлого по указанию Господа Чай-таньи оставили нам в наследство бесценные сокровища вайшнав-ской литературы. И это особая милость Господа, пребывающего в умонастроении великодушия Шримати Радхарани. Он приказал шести Госвами Вриндавана написать книги об играх Шри Кришны во Вриндаване и о природе спонтанного преданного служения, рага-бхакти. Книги Госвами Вриндавана — это особый ключ, позволяющий открыть дверь в царство экстатической любви, врад-жа-премы. Возможно ли получить знание о природе высочайшей любви духовного мира, не имея трансцендентной литературы, оставленной великими чистыми преданными Радхи-Кришны? Только благодаря их милости чистое, беспримесное бхакти распространяется в этом мире безбожия, и, несомненно, весь духовный прогресс нынешних вайшиавов основывается на милости ачарьев, которые оставили после себя трансцендентные книги, повествующие о реальности духовного мира и о вечных играх Верховного Господа.
Шрила Рупа Госвамипад Прабхупада, раса-ачаръя нашей сам-прадайи, был непосредственно уполномочен Шри Чайтаиьей Махапрабху составить литературу, описывающую расы любовных отношений с Высшей Абсолютной Истиной, Бхагаваном Шри Криш-
ной, на благо будущих вайшнавов. И одной из его (Рупы Госвами) трансцендентных книг является «Шри Уджвала-ниламани» (лучезарный сапфир) — жемчужина в драгоценном ожерелье вайшнав-ской литературы, раскрывающая природу и божественную красоту мадхурья-расы.
Безусловно, читать эту книгу рекомендуется вайшнавам, достигшим минимум уровня непоколебимой преданности и твердой веры в бхакти и Бхагавана), в сердце которых забил ключ трансцендентной жадности к Шри Кришне и пониманию Его божественных лил с Его внутренней энергией. Поскольку, пока преданный не изучил главные вайшнавские произведения, такие как «Бхагавад-гита», «Шримад- Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита», которые одаривают каждого нектаром знания и блаженства, и не очистился от желания материальных наслаждений, он, во-первых, может навредить себе неправильным представлением божественных рас, а во-вторых, как часто бывает, просто не поймет описанный предмет в подобной литературе. Поэтому для чтения такого рода книг, относящихся к рага-бхакти, необходима определенная квалификация (адхикар) читателя. И также нужно понимать, что подобные книги не являются обычным чтивом, широко распространенным в этом мире в виде любовных романов, привлекающих людей низшего пошиба, которых «Бхагаватам» сравнивает с воронами, извлекающими наслаждение в поедании гнилья. Но если человек очистил разум от мирской похоти и уподобился безупречному1 лебедю, способному отделять молоко от воды, — отделять истину от не истины и черпать вкус в трансцендентных темах, повествующих о славных деяниях сладчайшего Абсолюта, Бхагавана Шри Кришны, Источника жизни и любви, то эта книга и подобные ей принесут ему величайшее благо и только увеличат в нем трансцендентные жажду, любовь и привязанность к Верховному Господу Шри Кришне, наслаждающемуся в высшей степени трансцендентными играми в Своей духовной обители, царстве чистой любви, Шри Голоке Вриндавана. Джая! Джая! Шри Шри Радха-Говинда! Хари Ом тат сат.
Глава первая.
Наяка-бхеда
Разновидности героев
Благоприятное воззвание
Вся слава предвечному Верховному Господу! Его святое имя привлекает тех, кто опытен в наслаждении трансцендентными расами. Его божественные качества вечно увеличивают блаженство Его преданных, а Его нектарньш облик — источник счастья для них.
Мадхурья-раса из-за своей сокровенной природы была лишь вкратце упомянута в главных расах, представленных в предыдущей книге («Бхакти-расамрита-синдху»). Эта раса — царь всех вкусов преданного служения, поэтому в данной книге она описана очень подробно.
Мадхурья-раса становится даже более привлекательной, когда сопровождается экстатическими настроениями: вибхавами, анубхавами, саттвика-бхавами и въябхичари-бхавами, которые будут описаны в этой книге. Знающие преданные называют эту расу мадхурья, поскольку она самая сладкая из всех рас преданного служения.
Причины трансцендентного экстаза (вибхава)
Основная причина (аламбана): Господь Кришна и Его возлюбленные — главные причины трансцендентного экстаза.
Шри Кришна
Природа Господа Кришны как аламбаны описывается в следующем утверждении вайшнавской литературы, где Паурнамаси обращается к Радхарани: «Красота и сияние лотосных стоп Кришны затмевают миллионы богов любви. Его искусно танцующие взгляды, брошенные из уголков глаз, пленяют сердца гопи. Его тело подобно великолепному новоявленному грозовому облаку. Он — бездонный океан трансцендентных игр и высшая удача для всех прекрасных девушек трех миров. Пусть же Кришна станет причиной безграничного счастья в Твоем сердце».
Трансцендентные качества Шри Кришны перечисляются в следующем порядке:
1. Он необыкновенно красив и очарователен;
2. очень сладостный;
3. наделен всеми добродетелями;
4. сильный;
5. юный;
6. красноречивый;
7. приятный собеседник;
8. разумный;
9. лучезарный;
10. серьезный;
11. искусный во всём;
12. умный;
13. счастливый;
14. благодарный;
15. артистичный;
16. покоряется любви;
17. подобен бездонному океану;
18. лучший из всех;
19. самый прославленный;
20. притягательный для всех женщин;
22. музыка Его дорогой флейты, Его красота и трансцендентные развлечения — неповторимы и бесподобны. Эти же самые трансцендентные качества проявляются в расах супружеской любви. Они были уже подробно описаны в предыдущей книге.
Господь Кришна, представленный в четырех аспектах (дхиродат-та, дхира-лалита, дхира-прашанта и дхироддхата), был описан в «Бхакти-расамрита-синдху». Два других аспекта Его личности: пати (муж) и упапати (любовник) — также очень известны.
Пати и упапати
Пати (муж)
Пати — это законный супруг, принявший руку девушки во время свадебной церемонии.
Господь Кришна описывается в вайшнавской литературе как пати следующим образом: «Могущественный Кришна победил в битве Рукми и забрал Рукмини с Собою в Двараку. Во время праздника жителей Двараки лотосоокий Кришна женился на Рукмини».
«Женившись на Рукмини, принцессе Видарбхи, Кришна взял в жены Сатьябхаму. Получив благословение от Нарады во время свадебного обряда, с проведением религиозных ритуалов, Кришна одарил Нараду, как жреца, огромным богатством в виде дакшины».
Характерная особенность пати также представлена в следующем утверждении «Шримад-Бхагаватам» (10.22.4), где враджа-гопи молятся богине Дурге: «О Катьяяни! О Маха-майя! О великая йо-гини! О владычица вселенной! О богиня, мы смиренно склоняемся перед тобой. Пожалуйста, пусть сын царя Нанды, Кришна, станет нашим мужем».
Когда девушки Гокулы выразили это желание, некоторые из них действительно обрели Кришну как своего мужа. «Мадхава-махатмья» подтверждает, что перед тем, как Кришна женился на Рукмини, эти гопи отпраздновали великое торжество свадьбы с Кришной.
Упапати (любовник)
Сейчас мы рассмотрим качество Господа Кришны, именуемое упапати (любовник). Мудрецы характеризуют упапати как мужчину, который преступает религиозные принципы, вступая в любовную связь с чужой женой.
«Когда Кришна, враг Камсы, пришел к дому Радхарани, чтобы встретиться с Ней, Его украшения зазвенели, подобно пению кукушек и других птиц. Кришна внезапно услышал скрип отворившейся двери и звон браслетов. На грубый окрик старшей гопи служанки по имени Джарати «Кто там? Кто там?» Он сильно опечалился.
Всю ночь Кришна провел, прячась на дереве во дворе Радхарани»
(Падьявали, 205).
Чувства и переживания любви, которые испытывает любовник, — самые острые и привлекательные в супружеской расе.
Это подтверждается Бхаратой Муни: «Любовь любовников, которая запрещена религией, заставляет мужчину и женщину держать свои отношения в строгой тайне, и на пути этой любви возникает множество препятствий для встречи влюбленных. Именно в такой любви возлюбленные испытывают интенсивное глубокое чувство счастья».
В материальном мире подобная любовь — отвратительна. Но в отношении Кришны это не так. Кришна нисходит в этот мир, для того чтобы вкусить сладость нектара этих трансцендентных игр.
Привязанность Кришны к супружеской расе описано Билваманга-лом Тхакуром в «Кришна-карнамрите»: «Я принимаю прибежище )
у Шри Кришны, пристанища всех миров. Его трансцендентное тело имеет человеческий облик. Павлинье перо — Его любимое украшение, а Его бесценное сокровище — любовь в супружеской расе».
Четыре вида пати и упапати
Пати и упапати делятся на четыре вида:
1. верный (анукула);
2. искусный (дакишна);
3. хитрый (шатха);
4. безрассудный, гордый (дхришта);
Хитрость и безрассудство особенно присущи упапати. Все эти характеристики соответствуют Кришне и занимают свое место в великом разнообразии Его трансцендентных игр.
1. Анукула (верный)
Когда мужчина настолько сильно привязан к своей любимой, что не желает никого, кроме нее, как Господь Рамачандра был привязан к Сите, то его называют верным. Верность Кришны по отношению к Радхарани очень примечательна. Он никогда не смотрит на других женщин и не думает о них.
Верность Кришны по отношению к Радхарани подтверждается следующим утверждением из вайшнавской литературы, где Врин-дадеви обращается к Радхарани: «Ни одна из ослепительно обворожительных девушек Враджа, опытных в искусстве поцелуев, не стала возлюбленной Кришны, царя гопов. О тонкостанная Радхи-ка, о драгоценный венец среди всех добродетельных девушек, я никогда не видела, чтобы Кришна бросал такие пылкие взгляды на кого-то еще, кроме Тебя».
Дхиродатта-анукула
Верность Кришны по отношению к Радхарани в Его аспекте дхиро-датты описывается в следующем утверждении вайшнавской литературы: «Однажды лотосоокие гот попытались привлечь Кришну соблазнительными, лукавыми взглядами и артистичным декларированием стихов нанди из введения романтической драмы их дружбы с Ним. Но Кришна просто проигнорировал их лукавые взгляды и не ослабил Свое страстное желание встретиться с Радхарани и наслаждаться с Ней трансцендентными играми на земле Враджа».
-ншмшш
Дхира-лалита-анукула
Верность Кришны к Радхарани в Его аспекте дхира-лалиты описывается следующим образом: «Кришну не привлекают так сильно игры с Его родителями, которые безумно любят Его, как те игры, которыми Он наслаждается в лесу Вриндавана на берегу Ямуны с Радхарани».
Дхира-прашанта-анукула
Верность Кришны к Радхарани в Его аспекте дхира-прашанта описывается следующим образом.
Вишакха обратилась к Радхе: «О оленеокая Радхика, Кришна так горячо любит Тебя, что пришел сюда, переодевшись в брахмана-жреца, исполняющего обряд поклонения богу Солнца*. Как Ему удалось в одно мгновение обрести все качества брахмана? Посмотри, насколько чист Его разум и как Он искусен различать тонкие моменты философии и литературы. Его взгляд пронизан терпением и терпимостью. Его речь очень приятна на слух и проста. Всё Его тело излучает серьезность великого философа».
Дхироддхата-анукула
Верность Кришны к Радхарани в Его аспекте дхироддхаты описывается так.
Кришна сказал Лалите: «О свободная от двуличия добродетельная Лалита, о духовный учитель тех, кто наделен лучшими качествами, пожалуйста, ответь Мне, почему Мой ум сияет любовью к твоей подруге Радхарани, не желая другой девушки ни на миг и даже во сне?»
2. Дакшина (искусный любовник)
Юноша, который притворяется, что любит свою возлюбленную с благоговением и почтением, даже несмотря на то, что его мысли сосредоточены на другой девушке, известен как дакшина (неискренний любовник).
Нандимукхи сказала Чандравали: «О Чандравали, ты права. В Кришне невозможно обнаружить никакого двуличия. Он не обманывает тебя. Чистосердечный Кришна всегда любит тебя, даже когда спит и видит сны. Моя дорогая кроткая подруга, пожалуйста, не верь той лжи, которую ты услышала от завистливых, злословных, распускающих слухи гопи».
Дакшина-любовник может относиться к множеству любовниц с одинаковым равнодушием. Это качество дакшины описано следующим образом: «О Кришна, о царь Двараки, Твоя супруга, принцесса из Кунталешвары, приняла омовение и ожидает Тебя, как впрочем и другие Твои жены, а также сестры Махараджи Анги ждут не дождутся Тебя. Царица Рукмини, которая провела