Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

(вьяджа-самбхрама-анга-самврити)

Кришна сказал Субалу: «Пока эта оленеокая гопи стояла передо Мной, она неоднократно покрывала вуалью свое лицо и груди. Я думаю, что ее сердце жестоко ранено стрелами Купидона».

3. Чертить большим пальцем ноги линии на песке (пада бху-лекханам)

Кришна сказал Субалу: «Как только Я пришел, эта очаровательная гот начала чертить на песке большим пальцем ноги причудливые узоры. Эти узоры передавали послание Купидона, и когда Я прочитал это послание, то обнаружил, что Мой ум крепко связан и насильно брошен в долину между двух гор грудей этой гопи».

4. Почесывание уха (карна-кандини)

«Эта лотосоокая враджа-гопи почесала ухо кончиком алого ногтя. Пока она чесала ухо, браслеты на ее запястьях звенели, а золотые серьги в ушах забавно раскачивались. Я медитирую на то, как она почесывает ухо».

5. Нанесение тилаки (тшака-крия)

Кундавалли сказала Кришне: «О Кришна, украшенный короной из павлиньих перьев, как только Гандхарвика-Радха увидела Тебя,

Она тут же принялась украшать Свое лицо, прекрасное, как осенняя луна, сияющей тилакой с точками из красной синдуры. Пока Она Своей рукой, золотистой, как цветок бандхука, наносила тила-ку, серьги в Ее ушах раскачивались в разные стороны. Ее красная тилака с точками синдуры выглядела как экстатическая любовь к Тебе, которая расцвела в Ее сердце и начала пускать ростки на поверхности Ее прекрасного тела».

6. Наряжаться (веша-крия)

«Пока лотосоокая Пали стояла перед Кришной, она светилась счастьем и, игриво намекая на что-то, украсила свое ухо серьгой из цветка лаванги».

1. Игривые движения бровями (бхрувор дхути) *

Вринда сказала Вишакхе: «Моя дорогая Вишакха, почему ты изгибаешь большие луки Купидона своих бровей в такой устрашающей манере? Что погрузило тебя в несчастье? Ведь цепями красоты своего луноподобного лица ты связала безумного слона-Кришну».

8. Обнимать или бить подругу (<сакхьям-ашлеша-тадане)

Рупа-манджари сказала Рати-манджари: «Посмотри! Какими пылкими взглядами Читра приветствует Кришну, который появился на тропинке ее глаз. Ее подвижные золотые браслеты звенят, и долгое время она, намекая на что-то, обнимает свою подругу-гоим, прижимая ее к своим круглым грудям».

Субала сказал Кришне: «Вишакха сосредоточилась на желании победить Тебя. Она направила молнии своих беспокойных косящихся взглядов на Твои лотосные стопы, но сама при этом бьет свою подругу букетом цветов».

9. Покусывание губ (дамшо адхарасья)

Шьяма сказала Лалите: «Сейчас принц Враджа, Кришна, появился на дорожке глаз твоей луноликой подруги, которая обезумела от страстного желания. Посмотри! Она кусает губы, будто гневается на подружку».

7 гтшнщ

10. Перебирание ожерелья или гирлянды (харади-гумпха)

Кришна обратился к Субалу: «Кто эта цветущая лотосоокая девушка? Пристально смотря на Меня из уголков глаз, она похитила бриллиант Моего сердца и вставила его в свое жемчужное ожерелье».

11. Позванивать браслетами и украшениями (мстдана-санджитам)

Кришна сказал Субалу: «Смотря на Меня издалека, Шьяма движется так, что ее бряцающие золотые браслеты создают волнующий звон. Я думаю, что эти браслеты, в действительности, повторяют приказы царя Купидона».

12. Движение плечами или другими частями тела (дор-мулади-пракатанам)

Кришна сказал Шьяме: «Моя дорогая прекрасная Шьяма, в этом лесу Вриндавана растет множество лиан, удерживающих на своих усиках сладкие плоды, но из всех этих лиан лианы твоих рук, украшенные браслетами, самые изумительные. У их корней растут два замечательных плода, которые очаровывают одну черную кукушку (Кришну)».

13. Писать имена Кришны (кришна-намабхшекханам)

Кришна сказал Вринде: «О Вринда, написав Мое имя красной кун-кумой на страницах своих щек, твоя подруга-гоям отправила Мне послание своих намерений».

14. Обвивать лиану вокруг дерева (тарау талая йога)

Кришна обратился к Своему другу-пастушку Арджуне: «О Арджу-на, когда Я увидел миловидную форму этой лотосоокой враджа-гопи, Меня охватило желание. В тот момент, намекая на что-то, золотая лшш-ютхи, обвившись вокруг дерева тамала, заставила Меня обезуметь от счастья».

-шмтиш/i

3. Чакшуша (взгляды)

Взгляды, посылающие любовные знаки, бывают следующего характера:

1. взгляды из смеющихся глаз (нетра-смита);

2. взгляды из полуприкрытых глаз (нетрадха-мудра);

3. блуждающие взгляды (нетранта-бхрама);

4. взгляды, брошенные украдкой (нетранта-кунанам);

5. взгляды с наклоненной шеей (сачикша);

6. лукавые взгляды (вама-дрик-прекша);

7. взгляды, брошенные искоса, из уголков глаз (катакша).

1. Взгляды из смеющихся глаз (нетра-смита)

Однажды вечером, когда Радхарани увидела Кришну, ^возвращающегося с пастбищ с мальчиками и коровами, Ее глаза засияли от счастья. Заметив это, Шьяма-сшсси, желая подразнить свою подругу, обратилась к Ней: «О изменчивая Радхика, я хорошо знаю, что когда Ты увидела Кришну, Твои глаза засверкали амурным желанием, которое Ты искусно спрятала за улыбкой Своих глаз».

2. Взгляды из полуприкрытых глаз (нетрадха-мудра)

Когда Радхарани пристально смотрела на Кришну из полуприкрытых глаз, Ее подруга Кундавалли шутливо обратилась к Ней: «Поэты говорят, что лицо Кришны — это небо, а Его глаза — солнце и луна. Моя дорогая подруга, почему лотосы Твоих глаз полуприкрыты при взгляде на них, ведь лотос пышно цветет при лучах солнца и наоборот — при свете луны?»

3. Блуждающие взгляды (нетранта-бхрама)

Вринда сказала Шьяме: «Мукунда потерял интерес к игривым поединкам быков. Его ум больше не сосредоточен на веселых играх с друзьями. О Шьяма, посмотрев мельком на тебя, Он застыл словно дерево тамала. Где ты научилась этому искусству танцующе блуждающих взглядов?»

4. Взгляды, брошенные украдкой (нетранта-кунанам)

Нандимукхи обратилась к Паурнамаси: «Пока Шьямала гуляла по берегу Ямуны, принц Враджа появился на пути ее глаз. Изумленная и смущенная, она отвернулась от Него, но при этом украдкой бросила на Него взгляд».

5. Взгляды с наклоненной шеей (сачикша)

Кришна сказал Су балу: «На берегу Ямуны оленеокая Радха наклонила шею и посмотрела на Меня пляшущим взглядом. Так Она жестоко ранила Мое сердце острой стрелой Камадева».

6. Лукавые взгляды (вама-дрик-прекша)

Однажды Лалита заметила на теле Радхарани яркие знаки Ее наслаждений любовными играми с Кришной и обратилась к Ней: «Моя дорогая Радхика, кажется, что Ты попала в возбужденные полной луной волны блаженства темного нектарного океана-Кришны. И в крайне возбужденном состоянии Ты неотрывно пила нектар из этого океана чашами Своих лукавых глаз. Так Ты уподобилась большому сосуду, наполненному этим удивительным нектаром».

7. Взгляды, брошенные искоса, из уголков глаз (катакша)

Зрачки глаз могут передвигаться с удивительной быстротой из стороны в сторону. Такие стремительные взгляды из уголков глаз называются катакша.

Одна из посланниц-гоии обратилась к Радхе; «О золотокожая Ганд-харвика, чарующие шмели-зрачки Твоих глаз метаются из стороны в сторону, часто отдыхая на лотосе, украшающем ухо Кришны. Игры этих шмелей взволновали ум Кришны и заставили Его позабыть обо всем на свете, даже о Себе Самом. Где же сейчас Его разговоры о Твоих лотосоподобных гоим-соперницах? Почему же сейчас Он не говорит о Чандравали, подруге Падмы? Он легко позабыл обо всех них».

Итак, мы вкратце представили несколько из бесчисленных видов посланий, которыми пользуются гопи в общении с Кришной. Ученые вайшнавы, сведущие в расах трансцендентной любви, объясняют, что эти послания являются внешними проявлениями внутренней экстатической любви гопи.

Апта-дути

(посланницы, которым даны конкретные поручения)

/оии-посланницы, которым даны конкретные поручения, называются апта-дути. Они при любых обстоятельствах заслуживают доверия и никогда не раскроют тайн своей подруги, даже если их жизнь окажется под угрозой. Они нежны и красноречивы. Эти прекрасные дивнобровые гопи делятся на три категории:

1. амитартха-дути (посланница, которая понимает различные тайные знаки любви);

2. нисриштартха-дути (посланница, которая может без всяких хитростей уговорить героя и героиню согласиться на встречу);

3. патра-хари-дути (посланница, которая передает любовные письма или послания).

1. Амитартха-дути

Гопи, которая с одного или с двух намеков может понять любовь между Кришной и какой-то гот, и которая затем устраивает их встречу, называется амитартха-дути.

Одна гопи обратилась к Кришне: «О сокрушитель демона Баки, я видела знаки любви на Твоем луноподобном лице и также я видела, как Радхарани несла бесполезную броню Своей скромной застенчивости, которая разлетелась вдребезги от стрел Твоих лукаво брошенных взглядов. Собственными глазами я видела это».

2. Нисриштартха-дути

/оии-посланница, которая, избегая сложные стратегии, может простыми логическими доводами убедить встретиться Кришну и Его возлюбленную гопи, называется нисриштартха-дути.

Одна гопи обратилась к Кришне: «О убийца Агхасуры, трансцендентные добродетели Радхики подобны бесценным богатствам, не имеющим себе равных во всех трех мирах. Я же очень глупа, чтобы описать эти богатства Тебе, чье сердце твердо, как алмаз».

3. Патра-хари-дути

/оим-посланница , которая передает любовные письма или послания двум влюбленным, называется патра-хари.

Одна гопи обратилась к Кришне: «О Мукунда, пожалуйста, выслушай это послание Твоей лотосоокой подруги враджа-гопи, которая передала его мне в уединенном месте. Она сказала Тебе: О мошенник, почему Ты побеспокоил меня, когда я счастливо наслаждалась праздником глубокого сна? Справедливо ли это?»

Другие гопи-посланницы

Во Врадже есть также другие гоим-посланницы:

1. художница (шилпа-карини);

2. астролог (дайвагья);

3. тапасвини (лингини);

4. служанка (паричарика)’,

5. кормилица (дхатрейи);

6. лесная богиня (вана-деви)\

7. подруга, которая становится посланницей {сакхи).

1. Художница (шалпа-карини)

Одна гопи сказала Кришне: «ГЪпи сказали мне: ты — вторая Виш-вакарма, небесный зодчий, явившаяся в женском облике. Пожалуйста, нарисуй портрет самого красивого юноши, которого ты знаешь в этом мире. Отвечая на их просьбу, я нарисовала Твое изображение. Когда Читра увидела Твой портрет, она застыла от изумления, а глаза всех гопи широко раскрылись от восторга».

2. Астролог (дайвагья)

Одна гопи, посланная Радхарани, прочитала гороскоп Кришны: «Во время Твоего рождения благотворная звезда Рохини распола-

т&т-ммшши

галась в созвездии Вришабха. Твой гороскоп доставляет мне большую радость. О Кришна, я предсказываю, что вскоре Тебя осветит вспышка молнии и полная луна с удивительно прекрасными бровями (намекая на Радхарани)».

3. Тапасвини (лингини)

/отш-посланница, которая одевается как аскет, как это делает Паурнамаси, называется лингини.

Паурнамаси сказала Радхарани: «О непорочная дочь, не расстраивайся. Я старая тапасвини, опытная в произнесении магических заклинаний. Я стану Твоей посланницей и принц Враджа подчинится моей власти».

4. Служанка (паричарика)

Лаванга-манджари и Бханумати — лидеры паричарика-дути (слу-жанок-посланниц).

Лаванга-манджари сказала Радхарани: «Привлеченный богатствами Твоих трансцендентных качеств, Кришна оставил другую гопи и предстал перед Твоим взором. О моя царица, пожалуйста, скажи мне, что еще эта служанка может сделать для Тебя?»

5. Кормилица (дхатрейи)

Одна гопи сказала Кришне: «Моя мать нянчила Радхарани в Ее детстве. Мы с Ней как две сестры. Мой дорогой Кришна, я пришла сюда сказать Тебе нечто очень удивительное. Хотя цвет тела Радхарани обычно золотой, но сейчас из-за страданий любви к Тебе Она похудела и стала бледной, как белый полумесяц».

6. Лесная богиня (вана-деви)

Одна гопи, посланная Вриндой разрушить упрямую гордость Радхарани, сказала Ей: «Я родилась как лесная богиня. Из любви я приходила к Тебе в разное время как Твоя сестра, теща, подруга и невестка. А сейчас, будь добра, подними лицо, изогни брови и передай любовные знаки Кришне. Таким образом, Кришна, слон

среди мальчиков-пастушков, преобразит Твою грудь в две выпуклые лобные части Своей любимой слонихи».

7. Подруга, которая становится посланницей (сакхи)

Без всякой лживости, двуличия сакхи любят друг друга больше, чем себя. Они полностью доверяют друг другу, и они равны по возрасту, по красоте и по другим качествам.

Вишакха описывает Кришне плачевное состояние томящейся от любви Радхарани: «Я не скорблю по моей подруге Радхе, которая сейчас на грани смерти, израненная волнами острых стрел Твоих взглядов. Я скорблю только о

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн