том, что когда Она, в конце концов, умрет и отправится в несравненную духовную обитель, глаза этого мира станут бесполезными оттого, что не смогут больше увидеть Ее».
Два вида посланий
Послания бывают двух видов:
1. послание, представленное в прямой форме (вачья);
2. послание, содержащее скрытый смысл (въянгья).
1. Послание, представленное в прямой форме (вачья)
Тунгавидья сказала Радхарани: «Прокляни меня, ударь, отругай, выгони или побей меня, всё равно мой ум не дрогнет в своей решимости. Сейчас я пойду и приведу сюда Кришну. Моя дорогая подруга, я искренне говорю: гопи, которая не будет делать все для того, чтобы видеть Тебя воссоединившейся с Кришной, живет напрасно. Для нее лучше отказаться от жизни и умереть сейчас же».
Вишакха сказала Кришне: «Радхарани — самая очаровательная девушка во всех трех мирах. После того как Брахма создал Ее, он изумился Ее непревзойденной красотой. Мой дорогой Кришна, Радха отправила меня с посланием к Тебе».
2. Послание, содержащее скрытый смысл (въянгъя)
Одна саюси сказала Радхарани: «Моя подруга, я догадываюсь, что Ты хочешь быть смазанной ароматным кришна-агуру. Сейчас я пойду на рынок и куплю его. Моя сакхи, я догадываюсь, что Ты желаешь быть умащенной благоухающим агуру, известным под названием Кришна. Я сейчас пойду к этому герою-любовнику и приведу Его к Тебе».
Одна пожилая гопи сказала Радхе: «Мое дорогое дитя, почему Ты так томишься жаждой? Послушай, я расскажу Тебе о том месте, куда Ты сможешь прийти и утолить эту жажду. Моя дорогая птица чакора, прямо сейчас великолепная, чистая, красноватая луна ждет Тебя на восточном горизонте».
*
Есть два вида вьянгья-посланий, которые отправляются Кришной:
1. послание, напрямую сказанное возлюбленной гот (прия-пурах)-,
2. послание, переданное возлюбленной гопи в косвенной форме (прия-пашчат).
Эти послания бывают двух типов: сакшат и въяпадеиш.
Сакшат (прямое обращение)
Вишакха, в присутствии Радхарани, обратилась к Кришне: «О Мад-хава, эту паву очень трудно удовлетворить. Она не подойдет близко ко мне. Поэтому возьми эту паву Сам».
Вишакха, в присутствии своей подруги-гоям, сказала Кришне: «О Кришна, многие юные девушки во Врадже жаждут наслаждаться с Тобою играми. В отличие от них моя завистливая подруга, стоящая здесь, не горит желанием наслаждаться с Тобой. В действительности, когда она видит Тебя, гуру всех жуликов и лгунов, она сильно гневается. Смотри, сейчас она кладет множество гневных стрел косящихся взглядов на длинные луки своих бровей» (Уддхава-сандеш, 51).
Вьяпадеша (речь с применением хитрости или обмана)
Вишакха, в присутствии Кришны и Его возлюбленной гопи, сказала: «О дерево кадамба, о любимица Баларамы, эта лучезарная, благоухающая лиана мадхави сейчас покинула твердое дерево дха-ва. Она не приближается к тебе, не желая принять твое прибежище? О Кришна, о дорогой друг Баларамы, эта лучезарная благоухающая гопи, покорившая Твое сердце, сейчас оставила своего жестокого мужа. Она не приближается к Тебе, не желая принять у Тебя прибежище?»
Одна гопи сказала Кришне: «О Мукунда, Ты вечно любишь ко-ров-сурабхи и Ты блистательно украшен сияющим драгоценным камнем каустубха. Ярко блистающую Чампакалату прославляют все прекрасные и очаровательные гопи. О Кришна, великолепный, как темное дождевое облако, все же Ты не кажешься таким краснвьш и прославленным без общества Чампакалаты, сияющей, как молния».
Лалита обратилась к шмелю: «Мой дорогой шмель, севернее этой высокой горы есть озеро. На берегу этого озера расположен большой лес, а в этом лесу есть красивый домик из лиан. У двери этого домика находится лиана малати (Радхарани), которая источает во всех направлениях чудесный аромат. Мой дорогой шмель, эта лиана малати сейчас пристально смотрит на дорожку, на которой ты должен появиться».
Другие два вида посланий
Героиня может попросить свою подруг у передать послание Кришне особым способом. Эти способы описаны в следующем объяснении. Героиня может попросить, чтобы послание было отправлено одним из двух путей: 1. крия-садхъя (действием); 2. вачика (словами).
1. Крия-садхья (действием)
Нандимукхи сказала Паурнамаси: «Стройная Радха уставилась на свежее дождевое облако в небе и потянулась, чтобы обнять ее. Без
слов Она поручила Своей подруге передать послание Кришне. Даже мимолетно услышав звук флейты Кришны, очаровательная Радхарани сильно взволновалась. Хотя Радхарани не просила Свою подругу привести Кришну, Она покрылась испариной, а волоски на Ее теле поднялись от экстаза».
2. Ваника (словами)
Как прежде было объяснено, словесная просьба передать послание бывает двух типов:
1. прямая непосредственная просьба (вачья);
2. просьба, выраженная в словах и содержащая скрытое послание (вьянгья).
1. Прямая непосредственная просьба (вачья) t
Радхарани сказала Вишакхе: «О сакхи, ты — Мое жизненное дыхание, выходящее за пределы Моего тела. В тебе живут красноречие и необычайная искусность. Но ты не так квалифицирована, как Я. Поэтому Я прошу тебя поговорить с Кришной, чтобы Он был доволен Мною».
2. Просьба, выраженная в словах и содержащая скрытое послание (вьянгья)
Просьба-вьянгья бывает двух видов:
а) скрытое значение, заключенное в словах (шабда-вьянгья);
б) само значение имеет скрытое намерение (артха-вьянгья).
а) Скрытое значение, заключенное в словах (шабда-вьянгья)
Радха обратилась к Вринде: «Моя дорогая оленеокая подруга, Я не хочу обучаться никакому искусству и становиться опытной в чем-либо. Я хочу только одного — научиться у дивнобровых гопи искусству заплетания кос (сокровище которого — Кешава)».
б) Само значение имеет скрытое намерение (артха-вьянгья)
Этот вид просьбы представляется различными способами, например:
1. как упрек мужу или другой личности;
2. как восхваление Кришны или другого;
3. как описание определенного места или предмета.
1. Как упрек мужу или другой личности
Радха обратилась к Вишакхе: «Я оскорбила творца Брахму и поэтому Мое сердце не привлекается к Моему мужу. Этот лес возле Ямуны сильно влечет Мои глаза и причиняет Мне страдания. О подруга, почему бы тебе не объяснить этому лесу, чтобы он не манил Меня и не воздействовал на Меня так?»
2. Как восхваление Кришны или другого
Радхарани сказала Вишакхе: «Моя дорогая сакхи, ты — Мое собственное жизненное дыхание, отделившееся от Меня. Несмотря на то, что целомудренная девушка никогда не будет прославлять другого мужчину, Я должна спросить тебя, сколько же сладости в этом принце Враджа, Кришне? Даже издалека Его красота страстно наполняет Мои глаза потоками нектара».
Одна гопи сказала своей подруге: «Моя дорогая подруга Чанчала, сейчас дождь детства пролился на меня, принц Враджа стал героем моего сердце. О подруга, ты очень опытна в передаче посланий. Пожалуйста, не пренебрегай мной в этот критический час».
3. Как описание определенного места или предмета
Радхарани обратилась к Своей подруге-гоим: «Я долго скиталась в этом лесу Вриндавана, собирая цветы, и теперь Я очень устала. Сейчас Я пойду одна в эту никунджу и отдохну там. А ты тем временем, пожалуйста, принеси Мне один ароматный цветок (Кришну) с берега Ямуны».
Радхарани сказала Вишакхе: «Весна и луна объединились, чтобы превратить этот лес на берегу Ямуны в сказочное место. Мое тело также волшебно украшено его подругой — юностью. О сакхи, что еще можно сказать в этот подходящий момент?»
Так заканчивается седьмая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шри-лы Рупы Госвами, описывающая разновидности посланниц.
Глава восьмая
Сакхи-пракаранам
Подруги Шримати Радхарани
Сакхи помогают Шримати Радхарани в Ее трансцендентных любовных играх с Кришной. Эти гопи подобны драгоценным сокровищницам, в которых Шримати Радхарани хранит Свои веру и полное доверие. Далее приводится подробное описание сакхи.
Различные категории сакхи
Разные сакхи принадлежат к разным группам гопи. Они могут делиться на различные виды, такие как: 1. адхика; и 2. пракхара.
По уровню духовной любви (премы), благой удаче (саубхагья) и изобилию трансцендентных качеств (сад-гунъя), а также по некоторым иным признакам, сакхи подразделяются на три группы: адхика (величайшие), сама (средние) и лагху (уступающие двум предыдущим).
Пракхара-сакхи любят употреблять резкие слова и их трудно переспорить. Мридви-сакхи никогда не позволяют себе грубости. Сама-сакхи занимают промежуточное положение между пракха-ра- и мридви-сакхи, они могут быть любезными, а могут вести себя довольно грубо.
1. Адхика-сакхи Атьянтика-адхика
В каждой группе существует такой вид сакхи, как атьянтика-адхика (очень возвышенная). Она занимает лидирующее положение в группе гопи и является их предводительницей.
Эти атъянтика-адхика-сакхи имеют независимый характер и не подчиняются власти других.
Одни из атъянтика-адхика-сакхи относятся к категории пракхара (с резким характером), другие — к мадхья (между резким и мягким характером), а третьи — к мридви (с мягким характером).
1. Атьянтжа-адхика-пракхара
Шьяма сказала: «Нила, накрой меня этой черной накидкой. Маг-ха, подай мне гирлянду из цветов даманака. Моя дорогая Чампа, умасти мое тело этой пастой агуру. Бхрамаракши, проследи за моими старшими. Уже смеркается и приближается ночь с густой тьмой, которая поможет моему путешествию в лес на свидание с Кришной».
Шьяма и Мангала являются наиболее выдающимися среди атъян-тика-адхика-пракхара-сакхи.
2. Атъянтика-адхика-мадхъя
Радхарани укоряет Своих подруг за то, что они задерживают Ее свидание с Кришной: «Если ваши сердца были бы ранены стрелами Купидона, как Моё, мучили бы вы Меня этими задержками? Смотрите! Распутник Кришна, который нежно любит вас и который сейчас гонит коров-сурабхи, появился на горизонте».
Шри Радха и Палика — самые выдающиеся среди атъянтика-адхика-мадхья-сакхи.
3. Атъянтика-адхика-мридви
Когда Чандравали поссорилась с Кришной, она обратилась к Пад-ме: «О сакхи, послушай мои правдивые слова. Неужели мои уши
устали пить нектар музыки флейты Кришны? Если моя гордость унижена, есть ли в этом потеря? От некоторых гопи я слышала, что ты осуждаешь Кришну за то, что Он слишком груб со мной. Я думаю, если бы ты посмотрела на Кришну полуприкрыв глаза, вся твоя критика сразу бы исчезла».
Чандравали и Бхадра — самые выдающиеся среди атьянтика-адхит-мридви-сакхи.
Апекшика-адхика-трикам — три типа сакхи, стремящихся стать лидерами
Сакхи в группах, которые подчиняются группе лидеров и стремятся стать такими же, называются апекшика-адхика.
1. Апекшика-адхика-пракхара
Ниже приводятся два примера апекшика-адхика-пракхара сакхи.
Однажды Лалита послала сакхи Сумадхью на встречу между Кришной и Радхарани, которая находилась в ближайшей роще. Кришна, желая усмирить слишком гордую Радхику, задержал саюш-послан-ницу Сумадхью хитрой, обаятельной беседой. Когда медлительная Сумадхья вернулась, Лалита отругала ее следующим образом: «Сумадхья! Почему ты потратила все это время, наслаждаясь сладким нектаром бесед с Кришной, царем обманщиков и мерзавцев? О девушка, жадная к наслаждениям приятными беседами, ты забыла, что Радха томится в этой роще, наполненной жужжащими пчелами?»
Лалита обратилась к Читре: «О бестолковая! Замолчи! Своими заклинаниями Кришна, царь негодяев и плутов, загипнотизировал тебя. Даже несмотря на то, что ты можешь видеть непосредственно Радхарани, держа Ее бодрствующей в саду на вершине холма Говардхана, ты теряешь драгоценное время, говоря мне все эти выдуманные слова».
Лалита — самая известная из стекшика-адхика-пракхара-сакхи в группе ближайших подруг Радхарани.
2. Апекшика-адхика-мадхья
Вишакха сказала Чатурике: «Моя дорогая Чатурика, пожалуйста, дай эту гирлянду Дамодаре. Несмотря на то, что сейчас Он бросает на меня взгляды, ты не позаботилась о том, чтобы сказать Ему, что я нарвала цветы для этой гирлянды. Это упущение мучает меня».
Вишакха сказала Чампакалате: «О сакхи, почему я избегаю слушать твои благотворные, мудрые слова и вместо этого позволяю себе страдать от высокомерных тайн, поведанных Мурари? Сейчас я дам Ему великолепную гирлянду, которая когда-то украшала шею Курангакши. (Кришна, желая усмирить ложную гордость