Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

Радхарани, носил гирлянду, которая украшала шею Курангакши, подруги Чандравали. Вишакха скорбит, что Кришна заставил ее выполнять это неприятное служение).

Вишакха — лидер апекшика-адхака-мадхья-сакхи в кругу ближайших подруг Радхарани.

3. Апекишка-адхика-мридви

Кришна, желая обуздать непомерную гордость Радхарани, стал уделять особое внимание Читре. Радхарани, возбужденная ревнивом гневом, отчитала Читру, которая защищала себя следующими словами: «Моя дорогая разгневанная подруга, я не бросила даже мимолетного взгляда на Кришну, украшенного короной из павлиньих перьев. Будь милостива ко мне. Не брани меня без всякой причины. Если Кришна хитро танцует’, как Его собственные серьги-акулы, пытаясь заигрывать со мной, как мне защититься от этого танца? Как мне спастись от Его цепких объятий?»

В кругу ближайших подруг Радхарани Читра и Мадхурика являются лидерами апекшика-адхика-мридви-сакхи.

2. Сама-сакхи

Сама-сакхи имеют глубокое доверие и любовь друг к другу. Они делятся на пракхара, мадхья и мридви и представлены в нижеописанных примерах.

Сама-пракхара-сакхи

«Моя дорогая подруга, не уходи. Хари очень счастлив видеть нас. Давай притворимся, что мы заблудились. Он украсит наши плечи арбалетами Своих рук и счастливо будет гулять с нами по берегу Ямуны».

Сама-мадхъя-сакхи

Шьяма спросила: «Гаури! Где в данный момент развлекается Хари?»

Гаури: «О подруга, этот лев скрывается в пещере холма Говардха-на».

Шьяма: «Не этот ли лев поцарапал чаши твоей груди?»

Гаури: «Я подозреваю, что рык этого льва неодолимо влечет тебя».

Шьяма: «О ловкая танцовщица! Это ты находишь радость в рычании этого льва (звуках флейты Кришны)!»

Сама-мридви-сакхи

«О Индулекха, пожалуйста, дай мне это жемчужное ожерелье, которое подарил тебе Кришной. Если ты настолько горда, что не хочешь дать его мне, тогда я ухожу и советую тебе погасить свою улыбку».

3. Лагху-сакхи

Эти гопи, питающие глубокое доверие к своим подругам и стремящиеся удовлетворить их, известны как лагху-сакхи. Эти сакхи бывают трех видов.

Самое важное качество лагху-сакхи заключается в том, что они всегда готовы помочь другим гопи. Лагху-сакхи делятся на две группы:

ащгфш/

1. апекшика

2. атьянтика

1. Апекшика-лагху-пракхара

Лалита — лидер апекшика-лагху-праюсара-сакхи,

В присутствии Кришны Лалита показала любовь Радхарани, адресуя Кришне следующие слова: «Много раз Ты предупреждала меня, говоря: не позволяй своему сердцу падать жертвой любви к сыну царя Нанды. Для тех, кто любит Его, невозможно остановить потоки слез. Моя дорогая переменчивая подруга, сейчас Ты вдруг нахмурила брови. Кажется, что Ты не придаешь большого значения моим словам. Неужели Ты будешь плакать вечно?» (Видагдха-мадхава, 5, 32).

Лагху-пракара-саюси делятся на две категории:

1. вама (левое крыло);

2. дакшина (правое крыло).

1. Вама (левое крыло)

Гопи, которая всегда исполнена ревности, которая легко воспламеняется гневом, когда терпит поражение, которая никогда не подчиняется герою и всегда возражает Ему, называется вама, или гопи левого крыла.

«Этот Кришна — непревзойденный обманщик, крутящий шашни с множеством любовниц. Тебе следует вести себя с Ним нагло и грубо. Мягкость причинит тебе только страдания» (Падьявали, 222).

Нандимукхи сказала Паурнамаси: «Когда Кришна жестоко оскорбил Бхадру множеством обидных слов, нежная Бхадра вначале радовалась Ему. Однако когда она заметила свою хитрую подругу, отвечающую гневными движениями бровей, Бхадра проявила сердитое выражение на лице и гневно нахмурилась».

Лалита сказала Кришне: «Не подходи ко мне. Попридержи Своя язык, искусный в красноречивой лживости. Моя подруга Радха, всю ночь не смыкала глаз в лесной роще. Она, наверное, очень

-ттшши

устала. Но все же, мой дорогой господин, пожалуйста, иди к Ней и создай там царство любовных игр» (Уддхава-сандеш, 52).

Лалита сказала Кришне: «Среди всех этих 100 084 оленеоких гопи, прославленных Твоим другом Мадхумангалом, моя подруга Радхарани — самая достойная и знаменитая в этом мире. О негодный обманщик, почему бы Тебе не довольствоваться Ей одной? Почему Ты стремишься обладать всеми другими гопи?» (Дана-кели-каумуди, 57).

Лалита — лидер группы пракхара-вама-сакхи.

2. Дакшина (правое крыло)

Гопи, которой чужды гордость и гнев, которая открыта, честна, покорна герою, всегда доверяет ему и говорит ему подходящие слова, а также удовлетворена его сладкими речами, называется дакшина, или гопи правого крыла.

В «Гита-говинде» (9.10) Тунгавидья-сдасш говорит Радхарани: «Даже если Твой возлюбленный Кришна проявляет нежную любовь к Тебе, — Ты груба с Ним, поскольку, когда Он склоняется в почтении перед Тобой, Ты остаешься бесстрастной и безразличной, потому что даже несмотря на то, что Он любит Тебя, Ты ненавидишь Его, и поскольку даже несмотря на то, что Он дружелюбно и жадно стремится увидеть Тебя, Ты нерасположена к Нему. Поэтому все обернулось против Тебя. Сандаловая паста, умащающая Твое тело, стала подобна яду, прохладная луна стала для Тебя как палящее солнце, камфара, охлаждающая Твое тело, теперь подобна обжигающему пламени, а счастье Твоих веселых игр превратилось в жестокие мучения».

Кришна покинул арену танца раса и забрал Радхарани с Собою в лес. Спустя какое-то время Он оставил и Ее, внезапно исчезнув. Затем другой гопи посчастливилось встретиться с Ним. Она обратилась к Нему с такими словами: «О принц Враджа, кто может сказать, совершил ли Ты грех, или не совершил, покинув эту девушку? Кто скажет, благоприятны ли Твои действия или неблагоприятны? Все же, о великолепная тилака семьи Махараджи Нанды,

мое жестокое сердце помнит, как эта девушка ради Тебя вошла в опасный лес, не заботясь о самой Себе» (Падьявали, 297).

Тунгавидья обратилась к Радхарани, поссорившейся с Кришной и отказавшейся разговаривать с Ним: «О тонкостанная Радхика, пожалуйста, не отвергай слова, которые я сказала нашим подругам. Когда Кришна услышал о Твоей славе, Он принял у меня прибежище и умолял меня примирить Вас. О Радхика, посмотри на меня. Пожалуйста, будь добра к Нему. Прими Его и затопи благоприятными волнами Своих косящихся любовных взглядов».

Тунгавидья — лидер дакшина-пракхара сакхи.

Лагху-мадхъя

Чампакалата обратилась к Кришне: «Будь осторожен. Если моя гордая подруга увидит, как я разговариваю с Тобой на этой тропинке, она испепелт’ нас обоих косыми, гневными взглядами. О принц Враджа, послушай, я дам Тебе добрый совет. Прими прибежище у Лалиты, без нее все Твои планы рухнут».

Лагху-мридви

Радхарани поссорилась с Кришной и не соглашалась мириться с Ним. Поэтому Читра обратилась к Ней с такими словами: «О подруга, я складываю ладони к Твоим лотосным стопам и прошу, будь милостива к Твоему возлюбленному Кришне. Если Ты останешься недовольной и сердитой на Него, то, когда Ты услышишь музыку Его флейты на берегу Ямуны, Твое умиротворенное равнодушие мигом исчезнет, а глаза беспокойно забегают, вот тогда то я посмеюсь над Твоим поражением».

2. Атъянтика-лагху-пракхара

Сакхи, такая как Кусумика, является лидером атъянтика-лагху гопи. Атъянтика-лагху сакхи менее значимы, чем остальные сакхи, они всегда нежны и милы.

Кусумика сказала Лалиге: «О прекрасная Лалита, я склоняюсь перед тобой и прошу, чтобы ты дала мне письмо, которое может

-шмФмат

убедить нашу дорогую подругу Радху остудить ревнивый гнев, заставляющий Ее воевать с Ее возлюбленным Хари. Хотя Она жаждет встретиться с Ним, Она облачилась в личину гордого гнева и сидит дома, опасаясь выйти на улицу, чтобы не встретить тебя, способную убедить Ее помириться с Кришной. Взгляни! Кришна издалека пристально смотрит тебе в лицо! Удивленные попугаи неожиданно замолчали, павлины остановили свой танец, а наши подруги изумляются, спрашивая себя: «Кто я?», забыв свою истинную тождественность».

Подводя итог, можно сказать, что лидеры сакхи делятся на различные виды, начиная с пракхара-сакхи. Сакхи, занимающие среднее положение, делятся на девять видов, а сакхи, занимающие менее значимое положение, делятся на два вида: сама и пагху.

В каждой группе сакхи присутствуют эти 12 разделений. Сейчас мы опишем сакхи, которые передают послания Радхе и Кришне.

Гопи, передающие послания

Гопи, передающие послания, чтобы устроить свидание Кришны и Его возлюбленных гопи, подразделяются на несколько групп:

1. нитья-наики;

2. наика-прая;

3. сама-сакхи;

4. сакхи-прая;

5. нитья-сакхи.

Нигья-наики

Лидеры (ютхешвари) различных групп сакхи описаны как нитья-наики (вечные героини). Благодаря своему возвышенному положению нитья-наики не выступают в роли непосредственных посланниц. Они очень любят всех сакхи в своей собственной группе. Хотя нитья-наики не действуют в роли прямых посланниц, тем не менее, они иногда принимают на себя роль посланницы в том случае, если их близкая подруга становится объектом любви Кришны,

или они просят сакхи (подруг) из своей собственной группы передать послание, не открыто, но различными скрытыми способами или намеками. Нитья-наики относятся к категории атъянтика-адхика-гопи.

В качестве отговорки, что не могут путешествовать на дальнее расстояние для передачи послания, сакхи передают послания в виде намеков. Эти скрытые послания бывают двух видов: 1. послание, непосредственно сказанное Кришне (самакша); 2. послание, сказанное в отсутствии Кришны (парокша).

1. Послание, непосредственно сказанное Кришне (самакша)

Это послание бывает двух видов: знаки или жесты (санкетика) и слова (вачика).

Знаки или жесты (санкетика)

Сакхи могут передавать скрытое послание герою или героине посредством многозначительных и мимолетных взглядов, мимикой или жестами рук и тела.

Одна сакхи после супружеских игр с Кришной шла отмеченная царапинами от ногтей Кришны, которые красовались на ее груди. Другая гопи отругала ее за это, и сакхи в оправдание сказала следующие слова: «Моя дорогая подруга, я видела, как ты украдкой бросаешь на Кришну любящие взгляды. Если бы Кришна не взял меня за руку и не провел бы через эти джунгли колючих лиан, я не знаю, что бы со мной случилось».

Слова(вачика)

Этот вид посланий передается Кришне в форме реплик в Его присутствии, или косвенным образом, когда Он отсутствует.

Однажды Кришна поймал одну гопи, рвущую цветы в лесу Врин-давана. Он сурово отчитал ее за воровство Его цветов и пригрозил ей, что посадит в тюрьму Купидона. В это время ее подруга Шьяма обратилась к Кришне: «Мой дорогой Кришна, Ты прав. Эта девушка виновна. Она постоянно крадет Твои цветы. Она моя подруга, и

чтобы она ни говорила, я отдаю ее Тебе. Возьми ее с Собой и делай с ней все, что захочешь».

Радхарани обратилась к Читре: «Лианы, трущиеся об Мою шею, разорвали Мое ожерелье. Это было любимое ожерелье Кришны. Подойди, помоги Мне собрать рассыпавшиеся жемчужины. О Моя дивноликая подруга, великая удача сейчас выпала нам. Кришна случайно выронил Свою флейту на вершине холма Говардхана. Я сейчас же пойду, незаметно подберу Его флейту и спрячу где-нибудь на холме».

Радхарани сказала Кришне: «По Моей просьбе Читра ушла в цветочный сад, на берег Ямуны, собирать цветы жасмина. О Кришна, о убийца Агхи, пока Ты идешь со Мной из лесной беседки, Я прошу Тебя: пожалуйста, не дразни Мою невинную, юну^о подругу Читру».

2. Послание, сказанное в отсутствии Кришны (парокша)

Парокша означает, что одна сакхи приводит или отправляет другую сакхи к Кришне.

Одной безлунной ночью Рангадеви не могла найти дорогу в темном лесу, чтобы встретиться с Кришной в назначенном месте. В это время Калавати сказала ей следующие слова: «Твой дорогой друг, полумесяц, который подобен твоему второму Я, остановился по приказу Господа и не поднимается в небо. Сейчас я дарую тебе благо. Настал час для твоей благой удачи. Эти шмели, привлеченные сладким ароматом трансцендентного тела Кришны, спешат к Нему. Они быстро покажут

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн