Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

нам дорогу в лесную рощу, где нас ждет Кришна».

Вьяпадеша (речь с применением хитрости или обмана)

Вьяпадеша — это введение кого-либо в заблуждение относительно своих истинных желаний. А также, когда слова с ясно выраженным значением, в действительности имеют другой смысл, — это называется вьяпадеша.

Вьяпадеша делится на: 1. письмо (лекха); 2. подарок {упаяна);

3. личная цель (ниджа-прайоджана); 4. удивительные видения (ашчаръя-даршана).

1. Письмо (лекха)

Однажды Расала-манджари принесла письмо от Радхарани Кришне. Кришна стал давать ей советы. Она возразила, сказав, что просто играет роль почтальона. И Кришна ответил ей следующим образом: «Моя дорогая гордая девушка, забудь об этом письме. Почему ты бросаешь на Меня такие лукавые взгляды? Ну хорошо, если ты принесла письмо от своей любимой подруги, лучше прочитай его вслух. В этой роще есть беседка, а в этой беседке — мягкое, очень душистое цветочное ложе. Под предлогом привлечения громко жужжащих пчел это ложе призывает тебя отдохнуть на нем».

2. Подарок {упаяна)

Однажды Рати-манджари дала Кришне цветочную гирлянду, сказав, что это подарок от Радхарани, которая лично сделала ее для Него. Взяв гирлянду, Кришна стал наставлять Рати-манджари, схватив ее за край одежды. Отбиваясь, она обратилась к Кришне: «О жестокий, будь милостив ко мне. Отпусти меня. Смотри! Солнце уже на закате. Я должна бежать на вечернее арати. Нет Твоей ошибки в том, что Ты не можешь понять послание моей любимой подруги и пренебрегаешь Ее ценным подарком. Ведь Ты слишком глуп, чтобы понять его».

3. Личная цель (ниджа-прайоджана)

Лалита обратилась к Шашикале: «Радхарани, дочь царя Вришабха-ну, лично сказала тебе: «Последней ночью Я по рассеянности оставила Мое жемчужное ожерелье в беседке кадамбовой рощи. О Моя подруга, пожалуйста, иди и принеси его Мне». О Шашикала, почему же ты пришла домой, не исполнив просьбу Радхарани?»

4. Удивительные видения (ашчаръя-даршана)

Радхарани сказала Шьяме и ее подругам: «Я видела лебедя, черного, как шмель. Я видела змею, чей лик усеян множеством солнц. На

-МШ’МЖи

своей шее она носит множество лун, и все виды драгоценных камней потоками спускаются с верхушки ее головы. О подруги, Мои слова вызвали у вас страстное желание увидеть эти изумительные создания. И от этого желания вы дрожите, словно от гнева. Я видела лебедя-Кришну, черного, как шмель. Я видела Его флейту, с лицом, усеянным множеством драгоценных камней каустубха. Ее шея украшена павлиньими перьями, а с верхушки ее головы потоками льются драгоценные сладкие звуки».

Наика-прая-гопи бывают трех типов:

1. апекшика-адхика-пракхара’,

2. апекшика-адхика-мадхья; *

3. апекшика-адхика-мридви.

Если апекшика-адхика-пракхара, апекшика-адхика-мадхья и апекшика-адхика-мридви исполняют обязанности дути (посланницы), передавая послание от имени сакхи, находящейся в более низком статусе (лагху), их действия называют действиями наика-прая-гопи.

1. Апекшика-адхика-пракхара-дутъям

Лалита сказала Шамбхали: «Моя дорогая Шамбхали, теперь ты под моим руководством. Не огорчайся, что тебе не удалось встретиться с Кришной. Я не принимаю слишком серьезно твою неудачу. Ты пришла на окраину лесной рощи. О, но почему ты оцепенела от удивления? Сейчас темнокожий Кришна, супруг множества львицеподобных гопи, освободит выпуклый слоновий лоб твоей груди, украшенный жемчужным корсажем».

2. Апекшика-адхика-мадхья-дутьям

Однажды Вишакха обманула одну гопи, пообещав ей, что та встретится с Кришной в лесу.

Гопи сказала: «Ты постоянно становишься для меня причиной беспокойств и страданий».

Наика-прая-гопи

Вишакха ответила: «Своими нечестными словами я постепенно обучаю тебя правильным вещам».

Гопи: «Ты обманула меня».

Вишакха: «О гордая девушка, ты можешь пытаться атаковать Кришну танцовщицами своих пляшущих бровей, но Он все равно подчинит тебя Своей власти, как дикую слониху. Тогда я увижу независимого слона-Кришну, наслаждающегося трансцендентными играми с тобой».

3. Апекшика-адхика-мридви-дутьям

Читра сказала своей подруге: «Каждый день ты устраиваешь для меня встречу с Кришной в беседках цветочных рощ на берегу Ямуны. Я чувствую себя неблагодарной. Что я могу сделать для тебя?»

Сама-сакхи

Сама-сакхи являются наиками (героинями), которые передают послание. Они также бывают трех видов: 1. пракхара\ 2. мадхья;

3. мридви.

Сама-пракхара-дутьям

Одна гопи сказала своей подруге: «В прошлом мы всегда действовали друг для друга как посланницы, а сегодня я стану твоей посланницей. Твой подрагивающий левый глаз просит меня найти Кришну. О подруга, наряди и красиво укрась себя, а я тем временем пойду искать Кришну».

Сама-мадхъя-дут ьям

Рупа-манджари описывает Рати-манджари деяния Шашикалы и Камалы (двух подруг Рангадеви):

«Камала сказала: «О Шашикала, сейчас я найду Кришну и передам тебя Ему».

Шашикала ответила: «Зачем ты говоришь это? Это я твоя служанка и посланница. Я должна идти, а ты — останься».

Посмотри! Как Кришна очарован сладостью исключительной любви друг к другу этих двух гопи. Одновременно Он обнимает

ш-мысшш

их обеих, прижимая к Своей груди, и наслаждается с ними любовными играми».

Кришна обратился к двум гоии-посланницам Мадхави и Малати: «Мадхави, куда ты идешь с Моей Малати? А ты Малати, куда идешь с Моей Мадхави? Мои дорогие прекрасные и искусные девушки, темный юный шмель-Кришна сейчас возьмет вас обеих в уединенное место пить мед ваших поцелуев и наслаждаться трансцендентными играми».

Близкие сладостные отношения между сама-мадхъя-сакхи трудны для понимания. Они понятны только знатокам према-таттвы.

Сама-мридви-дутъям

Кришна сказал гоим-посланнице Мандаракши: «Я очень рад сообщить тебе, что твоя подруга Радхарани сказала Мне: «Мукунда, сходи за Мандаракши и быстрее приведи ее ко Мне в лиановую беседку лесной рощи»».

Появившись, подобно луне между двух звезд, Кришна пил нектар игр с Радхарани и Мандаракши.

Сакхи-прая

Сакхи-прая менее значимы, чем сакхи. Они играют роль посланниц (дути). Сакхи-прая делятся на три типа: 1. лагху-пракхара;

2. лагху-мадхья; 3. лагху-мридви.

1. Лагху-пракхара-дутъям

Тунгавидья сказала Радхарани: «Утомленный, что долго нес Тебя в Своем сердце, и сжигаемый любовными желаниями, Кришна жаждет испить нектар Твоих бимбоподобных губ. Моя дорогая подруга, Ты можешь украсить Его колени в любое время. Разве это грех? Лишь за несколько монет из трансцендентных богатств Твоих подвижных бровей Ты купила Его, и сейчас Он подобен смиренному слуге Твоих лотосных стоп» (Гита-говинда, 11.22).

2. Лагху-мадхъя-дутъям

Вишакха сказала Радхарани: «Моя дорогая влюбленная подруга, Твои брови изогнулись из-за любви к этим цветам, или Ты знаешь, что в этой роще, на берегу Ямуны скрывается принц Враджа?»

3. Лагху-мридви-дутьям

Шайбья обратилась к Чандравали: «Обмахивай Мадхаву краем своего сари, пока Он спит в лесном домике, а я тем временем, принесу букет лотосов, распустившихся при лунном свете».

Сакхи делятся на две группы: 1. те, кто желают стать наиками; и 2. те, кто не желают стать наиками, но просто хотят трансцендентного счастья в дружбе с сакхи.

Первая группа описывается, где Радхарани обращается к Шаши-кале, подруге Ланиты: «Пожалуйста, принеси Мне павлиньи перья (отмеченные знаками супружеской любви) из этой кадамбовой рощи. Шашикала! Почему на Мою просьбу принести сто павлиньих перьев, ты в затруднении заулыбалась? Почему ты склонила голову и покрыла ее своим сари

Вторая группа описана так. Одна гопи сказала своей подруге: «Не уходи постоянно от меня под предлогом собирать цветы в лесу Вриндавана. Я боюсь, что тебя постигнет несчастье, если ты будешь одна скитаться по лесу. О обаятельная подруга, я скажу тебе начистоту, я просто хочу испытывать счастье в дружбе с тобой. Я не стремлюсь наслаждаться любовными играми с Кришной».

Нитья-сакхи

Сакхи, которые всегда удовлетворены дружбой с другими сакхи и не стремятся стать наиками (непосредственно любовницами Кришны), называются нитья-сакхи. Нитья-сакхи бывают двух видов:

1. атъянтики-лагху;

2. апекшика-лагху.

7М&(М-тшшшб

Однажды Радха попыталась устроить любовную встречу между Кришной и Ее подругой Мани-манджари. Мани-манджари отклонила приглашение, сказав: «Моя дорогая Радхарани, я не хочу наслаждаться счастьем, которым наслаждаешься Ты, прикасаясь к телу Говинды. Я просто хочу искусно служить Тебе и не желаю когда-либо встречаться с Кришной ради любовных развлечений».

Одна гопи обратилась к Кришне: «Мой дорогой Говинда, я прошу, чтобы Ты занял меня в устроении Твоих сияющих трансцендентных супружеских игр с Радхой в танце раса. Это служение — высочайшее сокровище в возвышенном царстве всех сердец гопи. В моем сердце нет желания лично наслаждаться нектаром прикосновений к Твоему трансцендентному телу».

Одна гопи сказала Кришне: «Моя подруга не вошла в эту, лесную рощу. Нахмурив брови, она гневается на меня и прячется у входа. О Кришна, о луна Вриндавана, я прошу тебя, пожалуйста, утихомирь ее гнев».

Сакхи, которые стремятся стать пракхара-наиками (со вспыльчивым характером), ведут себя резко, а сакхи, которые стремятся стать мридви-наиками (с мягким характером), действуют мягко. Я (Рупа Госвами) ограничусь этим описанием из опасения, что данная книга станет слишком объемной.

Согласно времени, месту и обстоятельствам пракхара- и мридви-сакхи иногда в случае необходимости способны проявлять нехарактерные или даже прямо противоположные их природе качества.

Лалита сказала ревниво разгневанной Радхарани, поссорившейся с Кришной: «Эта ночь страшит своей тьмой. Надвигается ураган с ливнем. Кришна стоит за дверью. Отбрось Свой ревнивый гнев. Будь милостива к Нему, обними Своего возлюбленного. Лалита припадает к Твоим лотосным стопам и просит Тебя принять Его».

Читра сказала Радхарани: «О с нечестным сердцем подруга, бросающая взгляды на Кришну из уголков глаз и притворно прославляющая Его, почему бы Тебе не отбросить Свою притворную вежливость и показать Ему Свой гнев? Даже кроткая Читра считает,

что это правильно, — обрушиться на Него с гневом, как холодный ветер набрасывается на лотос».

/оии-посланница может встретиться с Кришной в уединенном месте. Хотя Кришна может просить ее о милости, иногда Его могут с презрением отвергнуть.

Гопи-посланница сказала Кришне: «Кришна, я встретилась с Тобой в этом уединенном месте, чтобы передать послание моей любимой подруги Радхарани. Почему же Ты поднимаешь страшные луки Купидона Своих бровей? О луна Вриндавана, если Ты пренебрегаешь моей подругой и пытаешься напасть на меня, я сейчас же откажусь от жизни, сгорев от позора».

Деятельность сакхи

Сакхи совершают шестнадцать видов деятельности:

1. восхваляют добродетели героя в присутствии героини, и наоборот;

2. усиливают любовь и привязанность героя и героини (Божественной Четы);

3. устраивают свидания Божественной Четы;

4. представляют своих подруг Кришне;

5. ведут шутливые беседы;

6. умеют утешать героя или героиню;

7. наряжают и украшают юную Чету;

8. рассказывают герою и героине об Их истинных чувствах любви друг к другу;

9. скрывают ошибки и промахи героини;

10. обманывают мужей и других старших;

11. дают наставления;

12. устраивают свидания Божественной Четы в подходящее время;

13. обмахивают юную Чету чамарами и выполняют другое служение;

14. беседуют с героем и героиней;

15. передают послания;

16. защищают жизнь героини.

-тл&мти

Вишакха сказана Кришне: «О убийца демона Муры, почему Ты так жесток к этой оленеокой гопи? Даже несмотря на то, что Ты бросил ее в океан печали, она не отказывается от своей чистой любви к Тебе» (Падьявали, 189).

Чампакалата обратилась к Радхарани: «О Радха, разве в деревне Враджа нет множества лотосооких гопи, искусных в наслаждении любовными играми с Кришной? Скажи мне тогда, какие великие аскезы Ты совершила, что Кришна пренебрегает ими и любит Тебя больше всех?»

Лалита сказала Кришне: «Когда Лакшми видит красоту моей под-руги-гоим, она осуждает свою собственную красоту. Когда Парва-ти видит таланты и добродетели моей подруги, она чувствует себя пристыженной. Какая девушка в этой вселенной может*сравниться с моей подругой? Она возвышена

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн