Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

удачлива, дочь Махараджи Ври-шабхану сейчас пришла на берег Ямуны и освободила тебя из оков моих слов. Сарасвати, богиня красноречия, которая играет моими словами, погрузилась в океан затруднений оттого, что спасла тебя». (Падма подразумевает, что богиня Сарасвати стыдится смотреть на простую деревенскую молочницу Радхарани).

Люди, не сведущие в науке трансцендентных рас, могут сказать, что негативные эмоции, такие как ненависть, вражда и зависть, противоречат поведению дорогих преданных Господа Кришны.

Во Врадже трансцендентная супружеская любовь, мадхурья-раса, — это покорная и дорогая подруга Кришны, которая пленяет миллионы богов любви. Желая доставить удовольствие Господу, она возбуждает ревность, соперничество и т. д. в умах гопи. Когда Кришна присутствует, мадхурья-раса для Его удовольствия побуждает гот двух соперничающих сторон проявлять негативные эмоции. В отсутствии Кришны эти негативные эмоции появляются для того, чтобы увеличить любовь гопи к Кришне. В действительности между разными группами гопи нет и не может быть никакой вражды, а бхавы, похожие на вражду, являются трансформациями премы и служат чувствам Шри Кришны, усиливая Его наслаждение от общения со Своими преданными.

Однажды после того, как Кришна уехал в Матхуру и Радхарани страдала от разлуки с Ним, Она случайно увидела Кришну, отраженного в Шалаграма-шиле, и Себя, стоящей рядом с Ним. Приняв эту девушку, стоящую с Кришной, за Чандравали, Радхарани обратилась к ней: «О прекрасная Чандравали, эта страдающая Радхарани может видеть, насколько ты удачлива, что Хари снова и снова обнимает тебя. Я прошу тебя, пожалуйста, возьми с шеи Кришны один маленький увядший цветок и дай его Мне. Так ты еще на немного продлишь Мою жизнь».

Теперь мы опишем различие между лидерами групп сакхи, личными подругами героини и другие группы сакхи.

Близкие подруги героини в точности подобны ей во всех отношениях. Другие подруги героини не сильно отличаются от нее. Нейтральные гопи только немного подобны героине, тогда как соперницы и враждебные гопи обладают природой совершенно отличной от природы этой героини.

Из-за своих противоположных качеств соперничающие группы гот не довольны друг другом. Они проявляют друг к другу враждебность и неприязнь.

Шри Радха сказала Вринде: «Эта неполная луна Чандравали пассивна, нейтральна, великолепна, прохладна и молчалива. Ее лунный свет заставляет разум и даровитость лотосов закрывать свои лепестки. Она страстно желает встретиться с Кришной. Кто способен вынести на этой славной Земле образ Чандравали?»

Чандравали сказала: «Радха! Откажись от Своего имени, имени шестнадцатой звезды. О обитель упрямства, миролюбивые святые мудрецы не довольны Тобой из-за недостатка Твоего смирения. Хотя Кришна, корона тех, кто обладает хорошими качествами, обожаемый всеми принц Враджа, выражает Тебе почтение, падая ниц к Твоим стопам, однако Ты даже не поведешь бровью, чтобы признать Его присутствие».

До той степени, до какой гот имеют сходную природу, — они друзья, и до какой степени они различны по своей природе — они враги.

Ни одна соперница или подруга не может сравниться ни в своей любви к Кришне, ни в добродетелях, ни в духовных богатствах со Шримати Радхарани. Лидеры групп сакхи обладают почти такой же необычайно возвышенной природой. И чрезвычайно трудно кому-либо достичь их положения.

Если благодаря счастливому случаю устанавливается дружба среди определенных гопи, тем же самым образом, согласно их собственной природе, среди них могут возникнуть враждебность и соперничество.

Так заканчивается девятая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, описывающая возлюбленных гопи Господа Хари.

Глава десятая

Уддипана-вибхава нракаранам

Причины, предметы и явления, стимулирующие экстатическую любовь

Уддипаны, или то, что стимулирует экстатическую любовь между Кришной и Его возлюбленными гопи:

1. качества Кришны (гуна);

2. имена (нама);

3. деяния-игры (чарита);

4. украшения (мандана);

5. предметы, связанные с объектом любви (самбандхи)\

6. предметы и явления, косвенно связанные с объектом любви (та-

тастха)-,

1. Качества Кришны (гуна)

Качества Кришны бывают трех видов, которые стимулируют экстатическую любовь к Кришне: ум (.манасика), речь (вачика) и тело (каика).

6/0 % щтты

Ум (манасика)

К качествам ума относятся благодарность, способность прощать и сострадание.

«Кришна настолько благодарен тому, кто оказывает Ему даже незначительное служение, что отдает Себя во власть такой личности. Даже если против Него совершают непростительное оскорбление, Он настолько снисходителен и терпим, что просто улыбается. Он настолько сострадателен, что при виде страданий других Его сердце отзывается острой болью. Когда я вижу Кришну, мой ум стремится всегда быть рядом с Ним».

Речь(вачика)

Первая особенность речи состоит в том, что она очаровывает слух.

Скрываясь за лианой, Радхарани с большим интересом подслушала разговор между Кришной и Его другом Субалом. После этого Вишакха спросила Радху, почему Она с таким интересом слушала речь Кришны. Радха ответила: «О Вишакха, нектар слов Мадхавы так сладостен, что полностью очаровывает слух. Для Меня пить этот нектар маленькими глотками недостаточно, поэтому Я жадно стремлюсь пить его снова и снова».

Тело (каика)

Тело имеет следующие семь характеристик:

1. возраст (вая)\ 2. облик (рупа); 3. лучезарность (лаванья)\ 4. красота (<саундаръя); 5. влияние (абхирупата); 6. неописуемая сладость (мадхурья) и 7. нежность (мардавам).

Возраст(вая)

Возраст делится на четыре периода: 1. переходный возраст между детством и юностью; 2. начало юности; 3. юность; и 4. полный расцвет юности.

Прежде в «Бхакти-расамрита-синдху» эти качества были описаны в отношении Кришны. В разделе данной книги эти же качества будут описаны в отношении возлюбленных гопи Кришны.

U/amAfM-мшсШши

1. Переходный возраст между детством и юностью

/оим-посланница сказала Радхе: «Иссиня-черные волоски на груди Кришны стали буквами, написанными в царском указании императора Купидона. Две беспокойные рыбы шапхара глаз врага Камсы сейчас вспенивают воды свежей юности».

Нандимукхи сказала Кришне: «О царь Враджа, жадный охотник Купидон, схватив свои пять стрел, взобрался на горный пик Твоих лукавых взглядов, чтобы жадно поражать ими олених глаз гопи. Увидев этого охотника в лесу Вриндавана, испуганные оленихи глаз гопи наполнились слезами».

Увидев Радху издалека, Кришна сказал Субалу: «Царь юности сейчас вошел в свое царство тела Радхи. Осознавая величце царя, прекрасные бедра Радхики приветствуют его звоном колокольчиков на поясе. Из опасения сломаться талия Радхики окружила себя тремя кожными складками. А два зрелых плода Ее груди предлагают себя как достойный дар царю юности».

Вишакха в шутку обратилась к Радхарани: «Шмель Твоих косящихся взглядов желает приземлиться на голубой лотос Твоих глаз. Юный лебедь Твоего сердца ищет нежный росток лотоса Твоей застенчивости, а изобилие меда шутливых слов потоком стекает на лотос Твоих уст. О несравненная Радха, я думаю, что Ты готова сейчас к великому празднику удовлетворения Мадхавы».

2. Начало юности

Возраст, когда грудь девушки наливается, взгляды становятся беспокойными, на лице блуждает нежная улыбка, и ее начинают беспокоить любовные желания, называется началом юности.

Вринда сказала Радхарани: «Твоя грудь подросла, Твои слова стали хитрыми, в Твоих взглядах появилось волнение, Твои бедра окрепли, а талия обрела стройные очертания. Между Твоими пупком и грудью проявилась тонкая линия нежных волосков. О дивноликая подруга, Твоя свежая юность в полной мере подходит для служения Хари».

т /о % щтшм

Поручив своей юной невестке передать послание для Кришны, старая, опытная гот, сказала ей: «Дитя мое, когда ты пойдешь искать Кришну, ты должна постоянно бросать множество взглядов на дорогу, по которой идут коровы-сурабхи, и ты почувствуешь волнение от аромата тела Кришны, принесенного ветерками. Огонь любви к Кришне возгорится в твоем сердце и там же может появиться дым».

3. Юность

В этом возрасте грудь девушки почти полностью сформировалась, на ее талии видны три складки, а все другие части тела излучают красоту.

Нандимукхи сказала Индравали: «О Индравали, твоя юная красота делает тебя подобно озеру нектара. Твои груди подобны двум птицам чакравака в этом озере, твои глаза подобны двум рыбкам шап-хара, а три складки на твоей талии подобны волнам этого озера».

Шьяма обратилась к Радхарани: «О девушка с белоснежными зубами, Ты украшена жемчужным ожерельем из царапин, а остатки Твоей гирлянды из лотосов разбросаны по всей роще. О оленеокая Радхика, как Ты смогла связать Своими взглядами этого статного льва-Хари, который подобен океану рыцарской силы, и заманить Его в клетку Своей груди?»

4. Полный расцвет юности

В этом возрасте бедра девушки округляются и становятся широкими, талия — изящной, грудь — пышной, а ноги — стройными, как стволы банановых деревьев. Все части ее тела сияют неотразимым великолепием.

Вринда обратилась к Лилавати: «Твои глаза, подобные рыбкам шапхара, создают волны красоты, сладость твоего живота затмевает чарующую сладость луны, а твоя высокая, пышная грудь сбивает с толку прохожих, принимающих ее за большие кувшины. О Лилавати, твоя несравненная юная красота пленяет взор».

Однажды, когда Чандравали жаловалась на удачливость Радхи, Падма утешила ее следующими словами: «Какая юная гопи-соперница не боится красоты твоего лучезарного лица? Какая гот не застынет от изумления при виде обильных потоков из дождевого облака твоей любви к Кришне? Какая девушка во Врадже не захочет обучиться у тебя различным видам искусства? О Чандравали, искусная в наслаждении расами, ты — царица, правящая царством этой лесной рощи Вриндавана».

Облик (рупа)

Из всех прекрасных дивнобровых девушек Враджа некоторые излучают особую красоту. Когда красота девушки настолько пленительна, что ее неукрашенное тело кажется украшенным различными драгоценностями, такую красоту называют рупа. *

Вринда обратилась к Лалите: «О Лалита, видя, как ослепительно прекрасна Радхарани, даже не украшенная нарядами и драгоценностями, Падма удивляется и считает все свои усилия украсить себя — бесполезной потерей времени» (Дана-кели-каумуди, 22).

Кришна сказал Радхарани: «Перед красотой Твоих дивных локонов эта тилака из мускуса кажется лишней. Твои глаза настолько пленительны, что два лотоса за Твоими ушами кажутся увядшими. Волны сладости Твоей яркой улыбки стерли в порошок Твое ожерелье. О Радхика, зачем Тебе все эти украшения? Ты уже роскошно украшена красотой Своего тела. Эти украшения кажутся бесполезными» (Видагдха-мадхава, 7.48).

Лучезарность (лаванья)

Когда различные части тела девушки подобны сияющим в ожерелье драгоценным камням, ее красоту называют лаванья.

Кришна обратился к Радхе: «О ланеокая Радхарани, лучезарность Твоего великолепного тела смеется над сиянием драгоценных зеркал! Даже Господь Брахма не сыщет во всей вселенной такой волшебной красоты!»

Однажды, когда Радха наслаждалась играми с Кришной, Вишакха обратилась к Ней: «Дорогая подруга, послушай, я прошепчу Тебе кое-что на ушко. Пожалуйста, не заставляй луну Своего лица так бледнеть. Пусть она отражается в сапфирном зеркале груди Кришны. Ни одна другая оленеокая гопи не отражается там».

Красота (саундарья)

Когда каждая часть тела изящна и безупречна по своей форме, это называется саундаръей.

Кришна сказал Радхарани: «Твое лицо лучезарно, как безупречная луна, Твоя пышная грудь приводит Меня в восторг, Твои руки красиво дополняют плечи, Твоя талия тонка, как Моя рука, а пленительно округлые бедра изящно сужаются книзу. О Радха, ничто не сравнится с Твоей красотой».

Влияние (абхирупата)

Когда великолепие личности заставляет все вокруг отражать ее красоту, это называется абхирупата.

Заметив отдаленное место, где Кришна играл на флейте, Вишакха сказала Радхе: «Когда флейта касается сияющих зубов Кришны, она кажется хрустальной палочкой. Когда она касается Его красноватых ладоней, ее можно

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн