с холма Говардхана, Радха сказала:
«Эти минеральные краски затмевают разноцветное сияние светлячков и знамениты тем, что являются украшением трансцендентного тела Кришны, принца пастухов. Эти краски пробуждают во Мне сильную жажду смотреть на Него».
5. Коровы-сурабхи
После того как Кришна уехал в Матхуру, Падма написала Ему следующее письмо: «Когда Чандравали видит коров -сурабхи в коров- ‘ нике на закате солнца, как их глаза жаждут увидеть Тебя и как они жалобно мычат в Твое отсутствие, ее сердце переполняется беспокойством и она застывает, как статуя. О царь Ядавов, как долго она проживет в таком состоянии?»
6. Посох
После того как Кришна уехал в Матхуру, одна гопи скорбела в Его отсутствие, сказав следующие слова своей подруге: «Однажды когда Кришна радовал нас играми на холме Говардхане, Он надавил ¦ на Свой посох, воткнул его в землю и облокотился на него локтем, уперевшись ладонью в подбородок. Теперь, когда Он покинул нас, вид этого посоха разрывает мне сердце».
7. Флейта
Когда Кришна уехал в Матхуру, Лалита отправила Ему следующее послание: «Поскольку Твоя флейта содержит в себе нектар Твоих губ, я положила ее на грудь Радхарани, к самому сердцу, чтобы противостоять нестерпимому, сжигающему Ее яду разлуки с Тобой.
Но вместо того чтобы противодействовать этому яду, Твоя флейта «
увеличивает в сотни раз ядовитое пламя разлуки. О царь Ядавов, что же может успокоить страстную душевную боль Радхарани?»
8. Буйволиный рожок
Посетив жителей Вриндавана, Уддхава вернулся в Матхуру и сообщил Кришне следующее: «Когда Твой изогнутый буйволиный рожок попадает в поле зрения лотосных глаз гопи Враджа, они не могут оторвать о него взгляд».
9. Взгляды
Рупа-манджари сказала своей подруге: «Однажды когда Радхарани рисовала дельфинов мускусом на груди Вишакхи, Она мельком увидела Субалу. Вид Субалы напомнил Ей Кришну и пробудил в Ней пламенную любовь. Волоски на Ее теле поднялись от экстаза и Она продолжила рисовать узоры на груди Вишакхи в виде картинки с Кришной, украшенного гирляндой из лесных цветов».
Кришна обратился к Мадхумангалу: «Пока Я убивал демонов и защищал Моих друзей и родственников, огонь разлуки с Радхой медленно тлел внутри, но сейчас, когда Я увидел сильную любовь Лалиты к Радхарани, этот огонь вспыхнул и превратился во всепожирающее пламя» (Лалита-мадхава, 6.43).
Рупа-манджари сказала своей подруге: «Цветя красотой юности, Радхика испугалась, когда увидела Кришну, поскольку Ее старшие родственники находились рядом. Только после того, как Лалита ободрила Ее своей дружбой и поддержкой, Радхика осмелела и бросила мельком взгляд на Кришну из уголков беспокойных глаз».
10. Пыль, поднятая коровами
Падма сказала Чандравали: «О моя дорогая подруга, с самого утра ты нанизываешь эти цветы сумана. Почему до сих пор ты не сплела гирлянду вайджаянти? О очаровательная девушка, вечер уже наступил, густое облако пыли, поднятое коровами, появилось в горизонте, чтобы порадовать павлинов глаз гопи» (Уддхава-сандеш, 37).
11. Лес Вриндаван
Радха сказала: «О подруга, с помощью все новых и новых веревок надежды Я пытаюсь поддержать жизнь в этом теле. Сколько
ш-шш
возможностей Я упустила из-за Своей застенчивости? Эти цветущие деревья в лесу Вриндавана напоминают Мне множество игр с Кришной. Так они ранят Меня».
12. Обитатели леса Вриндавана
Обитатели леса Вриндавана перечислены в следующем порядке:
1. птицы;
2. шмели;
3. олени;
4. лесные рощи;
5. лианы;
6. деревце туласи;
7. цветы карникарсг,
8. кадамба и другие цветы. *
Птицы
Паурнамаси сказала Кришне: «Увидев Твою переливающуюся радугой корону из павлиньих перьев, павлины приняли Тебя за синее дождевое облако и пустились танцевать с ликующей страстностью. Кто из жителей Враджа, наблюдая за этим диким танцем, не возбудился бы от любви к Тебе?»
Шмели
Страдая в разлуке с Кришной, Радха сказала: «Хотя эти шмели очаровательно жужжат пятую мелодию, словно играют на лютне, все же их жужжание для Меня подобно раскатам грома».
Олени
Радхарани, несчастная от разлуки с Кришной, обратилась к оленихам: «О оленихи, Я вижу, что вы, словно оцепенели, и трава выпала из ваших полуоткрытых ртов. Это, наверное, потому, что Кришна украл ваши сердца? Или потому, что вы встретились с лукавым взглядом Хари? Или потому, что вы услышали нектарные звуки Его флейты?»
Лесные рощи
Уддхава прочитал Радхе послание от Кришны: «О Радхарани, иссыхая от печали и дрожа от любви к Тебе, сын Нанды смиренно склоняется перед Тобой и просит Тебя: пожалуйста, не смотри когда-либо на рощи лиан мадхави, которые были непосредственными свидетелями Наших счастливых любовных игр на холме Говардхане».
Лианы
Скитаясь в поисках Кришны в лесу, Радхарани обратилась к растениям и лианам: «О туласи, ты так прекрасна! О лиана жасмина, ты так очаровательно цветешь! О земляной лотос, ты кажешься очень лучезарным в окружении этих шмелей! О Мои друзья, пожалуйста, скажите Мне, где сейчас Кришна, царь обманщиков?» (Падьявали, 295).
Цветы карникара
Оставленная Кришной в Нава-Вриндаване Двараки, Радхарани скорбела: «Кришна, который украшен короной из павлиньих перьев, покинул танец раса вместе со Мной. Он украсил Мне волосы цветами карникара, а затем исчез. О подруги, теперь вид этих цветов карникара, цветущих на берегу Ямуны, обжигает Меня, причиняя боль» (Лалита-мадхава, 7.15).
Цветы кадамба
После того как Кришна уехал в Матхуру, одна гопи скорбела: «О моя подруга, у ворот деревни Враджа Кришна, чьи глаза подобны столепестковым лотосам, посадил это дерево кадамба когда оно было совсем маленьким, с двумя листочками. Теперь вид этого полноцветущего дерева кадамба причиняет гопи невыносимые страдания».
13. Холм Говардхан
Радха, страдая в разлуке с Кришной, взывала к холму Говардхану: «О Говардхан, ты ярко сияешь на земле Гокулы множеством высо-
ша -нштмат
ких пиков, пронзающих небо и даже прикасающихся к планетам полубогов. О Гирираджа, пожалуйста, оглянись вокруг и скажи Мне, где Кришна, сокровище пастушков, наслаждается Своими играми» (Лалита-мадхава, 3.42).
14. Река Ямуна
Одна из подруг Радхики сказала: «Гэпи сказали Кришне, когда Он стоял у ворот, собираясь уехать в Матхуру: «Воды Ямуны снова обжигают ядом Калия-наги»» (Падьяватш, 368).
15. Арена танца раса и другие места игр Кришны
Посетив Вриндаван, Уддхава сказал Кришне: «О царь Ядавов, когда прелестные оленеокие гопи бросили почтительный взгляд из деревни Враджа, место, известное как Вамшивата, немедленно перенесло арену танца раса с дальнего расстояния и поместила ее в волнующиеся сердца гопи. Эта арена танца раса лишила чувств всех гопи, жестоко насмехаясь над их жизнями».
6. Предметы и явления, косвенно связанные с объектом любви (татастха)
Куддипанам татастха относятся следующие явления:
1. лунное сияние;
2. туча;
3. молния;
4. весна;
5. осень;
6. нектарная полная луна;
7. ароматный ветерок;
8. птицы.
1. Лунное сияние
Лалита и ее подруги вошли в лиановую рощу настолько густую, что даже лунный свет не мог проникнуть в нее. Но каким-то образом лучик лунного света попал с клюва птицы чакоры в эту рощу.
щ /о ш ттанм
Когда Лалита увидела этот лучик, она внезапно упала в обморок» (Раса-судхакара, 1.87).
2. Туча
Однажды Радхарани приняла холм Говардхан, тучу и молнию за Кришну, украшенного павлиньим пером и желтой одеждой. На это Лалита сказала Ей: «Где же желтая одежда, о которой Ты говорила? Где павлинье перо? Где Кришна, враг Камсы? О ослепленная любовью подруга, не поддавайся этой иллюзии. Смотри! То, что Ты видишь, в реальности молния, туча и радуга над Говардханом».
3. Молния
Вринда сказала Нандимукхе: «Во время муссонного сезона одна гопи обняла Мадхаву. Когда молния осветила красоту Его темного тела, она засмущалась и еще крепче обняла Кришну, как молния обнимает грозовую тучу» {(Раса-судхакара, 1.98).
4. Весна
Страдая в разлуке с Кришной и сердясь на присутствие приятной весны, одна гот сказала своей подруге: «Эти пчелы, жужжащие вокруг цветов жасмина в лесу Вриндавана, — раздражительны и безрассудны. О подруга, почему эта зловредная, глупая весна пришла сейчас в этот мир?»
5. Осень
Одна гопи, мучимая в разлуке с Кришной, сказала подруге: «Эта осень, наполняющая лес Вриндаван умилительным воркованием лебедей калахамса и распространяющая повсюду томную сладость, подобна посланнице Хари, которая похитила у меня мир и покой».
6. Нектарная полная луна
Однажды Радхарани разгневалась на Кришну и отказалась смотреть на Него. Позже вид полной луны напомнил Ей о Кришне и заставил изменить сердце. В это время Вишакха сказала Ей: «Эта
-тшшш
нектарная полная луна не способна рассеять тьму в лесу Вриндавана. О луноликая Радха, как же удалось этой луне рассеять мглу ревнивого гнева в пещере Твоего сердца?»
7. Ароматный ветерок
Испытывая острую тоску в разлуке с Кришной, Радхарани обратилась к ветерку: «О южный ветер, наполненный ароматом сандалового леса! О носитель любовного счастья, пожалуйста, отбрось свое упрямство и будь добр ко Мне. О дыхание вселенной, пожалуйста, приведи ко Мне Мадхаву и заставь Меня от счастья затаить дыхание» (Гита-говинда, 7.39).
8. Птицы
*
Кришна сказал Радхарани: «О Моя очаровательная возлюбленная, набежали тучи, лебеди дивнобровых гопи гневно улетели и в ка-дамбовом лесу осталась только игривая птица чатака».
Таковы различные уддипаны, или то, что стимулирует экстатическую любовь.
Так заканчивается десятая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шри-лы Рупы Госвами, описывающая уддипаны.
Глава одиннадцатая
Анубхава-пракаранам
Экстазы анубхава
Ученые, сведущие в науке бхакти-расы, разделили анубхаву на три главных категории:
1. украшения (аланкара)\
2. признаки (удбхасвара);
3. слова (вачика).
1. Украшения (аланкара-анубхавы)
Когда очаровательные гопи Враджа достигают возраста яувана, зрелой юности, в них проявляются двадцать удивительных украшений (аланкар), рожденных из шуддха-саттвы (чистой благости) и также благодаря их глубокой экстатической любви. Эти аланка-ры (украшения) проявляются на теле, и семь из них проявляются спонтанно, без всяких усилий.
Эти двадцать украшений делятся на три вида: 1. украшения тела (анга-джа)\ 2. спонтанно возникающие украшения (аятна-джа);
3. естественные украшения (свабхава-джа).
К украшениям тела (анга-дже) относятся следующие виды украшений: 1. привязанность (бхава), 2. жесты и эмоции (хава) и 3. яркие эмоции (хела). Этими украшениями гопи очаровывают сердце своего возлюбленного.
шм/ммни
Спонтанно возникающие украшения (аятна-джа) включают в себя: 4. красоту (шобха); 5. сияние (канти); 6. блеск (дипти); 7. сладость (мадхуръя)’, 8. смелость ()прагалбха); 9. смирение (аударъя);
10, терпеливость (дхайръя),
Естественные украшения (свабхава-джа) включают в себя: 11. подражание играм (лила)\ 12. виласа; 13. одежда и украшения особого рода (виччхитти); 14. заблуждения (вибхрама)\ 15. смешение бхав (,килакинчита); 16. пробуждение чувств любви (моттаита); 17. кажущееся противостояние (куттаыита); 18. неуважение (виввока); 19. нежность (лалита)-, и 20. эмоции, выражаемые посредством деятельности (викрита).
1. Бхава (привязанность)
*
Когда в сердце юной гопи начинают вздыматься волны экстатической любви в лучезарной мадхуръя-расе, такое состояние именуется бхава, или рати. На этой стадии бхавы отсутствуют переживания духовных экстатических эмоций.
Когда, даже несмотря на присутствие причин материальных эмоциональных переживаний, сердце остается стойким и неизменным, это состояние называется саттва (чистая благость), или бхава. На этой стадии бхавы проявляются в форме семени изначальные духовные эмоциональные переживания экстатической любви к Кришне.
«Когда в наполненном цветами лесу Кхандава, на пастбище твоего отца ты увидела Мукунду, твое сердце не дрогнуло и ты не заплакала от экстаза. О моя подруга, сейчас ты видишь того же Кришну, счастливо танцующего в лесу Вриндавана, почему твои глаза беспокойно забегали и почему на твоих ушах поменялись лотосы — с белых лотосов кумуда на голубые лотосы индивара?»
2.