всю ночь, играя в кости, только для того чтобы потерпеть поражение от руки Камалы, испытывает к Тебе неподдельно глубокую любовь. Я позвал всех Твоих прекрасных жен из их апартаментов, и они жаждут увидеть Тебя. Куда бы Ты ни пошел, Твои прелестные супруги стремятся обнять Тебя, но Ты равнодушно пренебрегаешь ими» (Даша-рупака),
Это качество дакшина Кришны также описывается в следующем утверждении, где Кундалата говорит Нандимукхи: «Падма забрызгивает Кришну волнами любовных взглядов. Камала движениями своего тела пытается разжечь в Кришне страстную любовь. Тара обнажила свои плечи. Сукеши с намеком потирает свое ухо. Шай-бья положила свою руку на юбку. Так все эти гот одновременно призывают к себе своего возлюбленного Кришну. Но посмотри! Ум Кришны сосредоточен на ком-то другом, и Он, как будто, не замечает их».
Любовника, который говорит приятные слова, прославляя свою возлюбленную в ее присутствии, а затем неоднократно наговаривает на нее за ее спиной, называют шатха (хитрым обманщиком).
Нандимукхи сказала Шайбье: «Последнюю ночь Кришна выкрикивал во сне — «О Пали!». Когда Шьяма услышала это, ее лицо
ша-тштт/
побледнело. Она глубоко вздохнула. Три йамы (три часа) этой весенней ночи тянулись для нее как тысячи йам».
Падма сказала Кришне: «О Кришна, в уединенном месте лесной рощи я нашла Твою сияющую золотую накидку, подозрительно испачканную черной тушью с глаз какой-то гопи. О Кришна, перестань доказывать Свою невинность. Все улики налицо».
4. Дхришта (безрассудный, гордый любовник)
Когда герой не осмотрителен в том, чтобы тщательно скрывать от своей возлюбленной знаки наслаждений с другими девушками, и когда он искусен в лживых оправданиях своих похождэний на обвинения и упреки, его называют дхришта (безрассудный и гордый любовник).
Кришна обратился к Шьяме-гоям: «О Шьяма, это не царапины от ногтей твоей вспыльчивой соперницы, эго — линии от красной кункумы в виде рисунков на Моем теле. Не думай, что это — пятна от лака с косметики другой гопи, это — пятна красной глины с холма Говардхана. Ты думаешь, что это — капли черной маскары с глаз какой-то гопи? Это капли Моей собственной тилаки из черного мускуса. О Моя дорогая, почему ты смотришь на Меня с таким подозрением?»
Различные характерные особенности героя-любовника Кришны можно рассмотреть в следующем порядке. Первое, дхиродатта, дхира-лалита, дхира-прашанта и дхироддхата. Каждый из них делится на три вида: пурна (совершенный; в Двараке), пурнатара (более совершенный; в Матхуре) и пурнатама (самый совершенный; во Вриндаване). Таким образом, существуют 12 характерных особенностей, которые присутствуют в пати (муже) и упапати (любовнике). В общей сложности насчитывается 24 характерные особенности, и эти 24 можно поделить на: анукула, дакшина, шат-ха и дхришта. Следовательно, насчитывается всего 96 характерных особенностей Кришны как героя-любовника. Другие особенности,
где герой-любовник представляется как отъявленный негодяй, не присущи личности Кришны. Это также подтверждается Бхаратой Муни.
Так заканчивается первая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, описывающая разновидности героев.
Глава вторая
Наяка-с ахая-бхед а
*
Друзья Кришны (сахаяки), которые помогают устроить Его игры с гопи
Друзья Кришна (сахаяки) делятся на пять групп: 1. доверенный посланник (чета); 2. слуга (вита); 3. шутник (видушака); 4. постоянный спутник (питха-мардака); 5. близкий друг (прия-нарма-сакха).
Искусные в шутках друзья Кришны (сахаяки) обожают Его и связаны с Ним узами крепкой дружбы. Они опытны вынести правильное суждение и дать мудрый совет согласно времени, месту и обстоятельствам. Они с легкостью могут умиротворить разгневанных гопи и в совершенстве владеют искусством повторения секретных мантр. Таковы некоторые из качеств сахаяков, друзей-помощников Кришны.
1. Доверенный посланник (чета-сахаяка)
Доверенные посланники искусно устраивают тайные встречи Кришны с гот. Им могут быть доверены секретные поручения. Они смелые, гордые и остроумные. Бхангура и Бхрингара — лидеры среди доверенных посланников, друзей Кришны в Гокуле.
«О моя царица, я был свидетелем очень удивительного явления. Несмотря на то что сейчас осень, тшт-мадхава пышна расцвела». Игрой этих многозначительных слов чета-сахаяка указал Радхарани путь к месту, где неподалеку находился Кришна.
2. Слуга (вита-сахаяка)
Вита-сахаяки — это слуги-друзья, которые исключительно опытны в искусстве красиво одевать и украшать Кришну. Они озорны, хитры, искусные собеседники и сведущи в шастрах, описывающих искусство любви. Кадара и Бхаратибандху — лидеры вита-сахаяков.
Кадара сказал Шьяме-гоии: «Кришна сейчас играет на Своей флейте и ее нежными, сладкими звуками нарушает спокойствие всех хладнокровных девушек вселенной. Он не хотел бы прекращать эти игры с тобой. Моя дорогая подруга Шьяма, я друг твоего друга Кришны. Я умоляю тебя, не пытайся прервать музыкальное пение флейты Кришны. Это Его желание. Ни одна оленеокая гопи Враджа не осмелится нарушить Его приказ».
3. Шутник (видушака-сахаяка)
Друг-шутник (видушака-сахаяка) — гурман и ненасытный едок. Он любит ссориться и вызывает всеобщее веселье своими непредсказуемыми шутками, жестами и одеждой. Васанта — лидер видушака-сахаяков, а Мадхумангала слывет одним из самых прославленных друзей Кришны среди них. Он описан в «Видагдха-мадхаве».
Роль друга-шутника (видушака-сахаяки) видна в следующем утверждении, где Мадхумангала наставляет Кришну, как излечить Радхарани от Ее гордости. Мадхумангала сказал: «Мой дорогой Кришна, Ты должен сказать гордой Радхарани: “Царь Гокулы сейчас прибыл на Своей небесной колеснице. Он страстно желает увидеть Меня. Перед тем как Я уйду с ним, Ты должна на прощание радостно осыпать Меня цветочным дождем Своих улыбающихся губ. Я молю Тебя, пожалуйста, не медля исполни Мою просьбу. Моя дорогая гордая красавица, только те, кто окрашены в
$ш1-шыаатш
красный цвет, укушенные ревностью, не дадут милостыню своих губ по случаю этого важного религиозного ритуала”».
Васанта также дает похожий совет Кришне, чтобы излечить Радхарани от Ее высокомерия: «О Кришна, просто скажи Радхе: “О Радхарани, Твое обожаемое божество, бог Солнца, почтительно склонился передо Мной и даровал Мне сияющий цветок лотоса. Твой отказ принять этот цветок разгневал его и заставил покинуть Землю.
О гордая девушка, почему Ты неуважительно относишься к Моим словам? ”»
4. Постоянный спутник (питха-мардака-сахаяка)
Постоянный спутник (питха-мардака) во всем подобен герою (каяке), однако, будучи лучшим Его другом и спутником, он ведет себя в соответствии с Его желаниями. Шридама — пример питха-мардаки.
Увидев, что мальчик-пастушок, искусный борец с Говардхана, бросил Кришне вызов, питха-мардака посоветовал ему: «За исключением одной лишь Чандравали, все жители Враджа пришли сюда, на песчаный берег Ямуны, полюбоваться играми Кришны, которые удивляют всю вселенную. О глупый борец с Говардхана, мы — ближайшие друзья Кришны! Мы желаем тебе лишь блага. Прими наш совет — не прикасайся к Кришне, поднявшему холм Говардхан!»
Однажды Шридама увидел Чандравали, идущую по лесу, казалось бы, с какими-то неблаговидными намерениями. Он передал это сестре Чандравали, Бхарунди, которая ответила ему: «Мой дорогой Шридама, твое признание очень вдохновило меня. Оно пришло ко мне как милость богини Дурги, дарованная самым падшим женщинам. Моя сестра Чандравали шла по лесу, держа в руках порошок кункумы и цветочную гирлянду, только для того чтобы предложить эти подношения богине Дурге. Единственно, чего я опасалась, что нечестивцы могут увидеть ее, не понимая ее намерений, и будут говорить о ней всякий вздор, приписывая злые дела».
5. Близкий друг (прия-нарма-сакха)
Близким друзьям (прия-нарма-сакхам) известны самые сокровенные тайны в любовных отношениях Кришны с гопи. Их любовь к Кришне почти такая же, как любовь гопи. Из всех гопов они самые близкие и доверенные друзья Кришны. В Гокуле Субала и Арджу-на — лидеры прия-нарма-сакх.
Субала описывается в следующем утверждении, где Рупа-ман-джари говорит своей подруге-гоим: «Когда та гопи поссорилась с Кришной и ушла от Него, Субала встретился с ней, успокоил ее своими сладкими речами и убедил вернуться и наслаждаться любовными играми с Кришной в лесной беседке. После того как их игры закончились и утомленный Кришна приник к груди Своей возлюбленной, чтобы отдохнуть, Субала обмахивал Его. Есть ли такое служение, которое Субала не мог бы исполнить?»
Уджвала сказал Субалу: «Гэпи пьют красоту Кришны своими беспокойными лукавыми взглядами. Они обвивают Его руками и крепко прижимают к своей груди, без ограничения наслаждаясь нектаром Его губ. О друг, ты знаешь историю гопи, и какие аскезы они совершали, для того чтобы достичь этой величайшей удачи?»
Четыре вида гопи-помощниц
Четыре вида гош-подруг помогают устроить любовные игры Кришны с гопи. Их называют: 1. чета; 2. кинкара; 3. питха-марда;
4. вира.
Многие гоии-посланницы также помогают организовать любовные игры Господа. Подробно они будут описаны в главе о гопи, но также мы опишем их сейчас для тех, кто знаком с трансцендентными расами.
Кришна лично устраивает Свои игры
Кришна может лично устраивать Свои игры с гот.
Вишакха сказала Радхарани: «Искоса брошенные лукавые взгляды Мадхавы подобны искусному чародею. Хотя в Своем сердце Ты
кристально чиста, этот маг околдовал Тебя Своими чарами и заставил застыть от изумления».
Флейта Кришны
Флейта Кришны может также нести Его послание гопи.
«Да прославятся сладкие звуки флейты Кришны, Его уполномоченного посланника, которые искусно избавляют Радху от застенчивости и уводят Ее из дома в лес!» (Лалита-мадхава, 1.24).
Апта-дути — гопн-посланницы
Вира и Вринда — лидеры го«м-посланниц Кришны. Речи Виры надменны и горды, а Вринда искусна в сладких речах и науке лести.
Вира обратилась к Радхарани: «О гордая девушка, не отворачивайся от меня! Послушай что я скажу Тебе! О обаятельная, красивая девушка, иди на встречу с Кришной, Гиридхари, И не убегай от Него в гневе!»
Вринда обратилась к одной гопи, выразив ей почтение, и спросила ее: «Моя дорогая прелестная гопи, твои глаза прекрасны и беспокойны, как две птицы кханджаны. Я прошу тебя, ответь на мой вопрос. Что за опасные змеи скрываются в твоих бровях? Они ужалили Кришну, и от их яда Он стал как не свой. Теперь Он бесцельно скитается в лесу и до сих пор не в силах вернуться в деревню Враджа».
/оин-посланницы (дути), возглавляемые Вирой, — союзницы Кришны. Другие гопи-посланницы (шшпа-карини, дайва-гья и лингини) Божественной Четы будут описаны далее.
Так заканчивается вторая глава «Шри Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, описывающая друзей Кришны, которые устраивают Его игры с девушками Враджа.
Глава третья
Шри Хари-прия
Свакия- и паракия-возлюбленные Господа Кришны
Гопи обладают качествами, схожими с качествами самого Кришны. Они исполнены богатства сладости интенсивной любви к Кришне.
«Я предлагаю смиренные поклоны девушкам Враджа. Их богатство — высочайшая трансцендентная сладость. Они — драгоценный венец среди самых благочестивых и добродетельных душ. Они стали примерными ученицами собственной юности и показали Кришне свою искусность в любовных играх».
Возлюбленные Кришны делятся на две категории: 1. свакия (жены Кришны); 2. паракия (те, кто состоят в браке с другим мужчиной, тайные любовницы Кришны).
1. Свакия
Девушки, которые вышли замуж за Кришну, усердно следуя Его указаниям и храня Ему верность, называются свакия.
«Царицы Господа Кришны очень преданы своему мужу. Они ревностно следуют пути религиозных принципов и исполняют наставления своих старших. День за днем они преданно и безупречно служат дома своему возлюбленному супругу. Пусть царицы Господа Кришны одарят вас трансцендентным счастьем».
ж&ма-нш/шжм