Скачать:TXTPDF
Уджвала-ниламани. Рупа Госвами

среди деревьев кадамба? Эти звуки насильно входят в Мое сердце. Я не могу понять, что это? Они оказывают на Меня влияние и вводят в состояние, не подобающее для уважаемой замужней девушки» (Видагдха-мадхава, 1.34).

Радхарани сказала Своей подруге: «С тех пор как Я услышала имя одного юноши, которого зовут Кришна, Я потеряла сон и покой. Затем Я услышала игру на флейте другого юноши, и Его музыка свела Меня с ума. А теперь, когда Я увидела на картине изображение третьего юноши, сияющего необычной красотой, Мой ум привязался к Нему. Я осуждаю Себя за то, что одновременно влюбилась в трех юношей. И Мне лучше бы умереть от такого позора» (Видагдха-мадхава, 2.2).

Касание (спарша)

Одна гопи сказала своей подруге: «Какая-то темная личность касается моего тела, когда я гуляю вечером в деревне Враджа. Когда эта неизвестная личность прикасается ко мне, я пугаюсь. Я очень встревожена, и волоски на моем теле поднимаются от беспокойства. Тревога не покидает меня ни на мгновение».

Облик (рупа)

Лалита попросила лебедя передать следующее послание Кришне в Матхуру: «Мой дорогой Мурахара, убийца демона Муры, просто увидев Твой привлекательный игривый облик, моя подруга Радха утратила понимание, что благоприятно, а что нет. Она уподобилась мотыльку, летящему в пламя любви к Тебе, и безнадежно сгорает в этом пламени» (Хамсадута, 77).

Вкус (раса)

Одна гопи обратилась к своей подруге: «Моя дорогая сакхи, поскольку волоски на твоем теле поднялись от экстаза, тело дрожит, а волны сильной любви плещутся в твоем сердце, ясно, что незамеченная никем ты должна взять маленький кусочек бетеля, который жевал Кришна, и насладиться им».

Запах (гандха)

Однажды получив гирлянду, которую носил Кришна, одна гопи сказала своей подруге: «О сакхи, где находится то прекрасное и удачливое дерево, чьи цветы были вплетены в эту гирлянду? Хотя эта гирлянда уже старая, она до сих пор остается свежей, что множество шмелей влекутся к ней. Душистый аромат этой гирлянды парализует мое сердце, захлестывая эмоциями любви к Кришне».

Экстраординарные, красноречивые слова могут также быстро пробудить эмоции стхайи-бхавы.

Самбандха (отношения) делится на четыре аспекта: 1. благородная семья (кула); 2. красота (рупа); 3. добродетели (гуна); 4. развлечения (лила). Всё это пробуждает стхайи-бхавы.

ша/~ммсшаш

Осужденная своей подругой за тайные любовные связи с Кришной, одна гопи в свою защиту сказала следующие слова: «Кришна такой сильный, что легко поднял холм Говардхан, словно мячик. Он так очарователен, что кажется украшением Земли. Он родился в благородной семье царя гопов. Он наделен миллионами добродетелей, а Его чудесные игры изумляют весь мир. Моя дорогая критичная подруга, какая девушка сможет сохранять хладнокровие и спокойствие при взгляде на Кришну?»

Абхимана

Когда человек понимает, что в этом мире есть много красивых личностей, но среди них выбирает только одну, это называется абхимана.

*

Когда Нандимукхи в шутку сказала Радхарани, что Ей не нужно зацикливаться только на Кришне, поскольку существует много других замечательных мужчин, Радхарани ответила ей, что Она желает только Кришну и никого больше.

Нандимукхи сказала: «На этой Земле есть множество мужчин, обладающих очаровательной сладостью. Есть множество мужчин, которые превосходят других в знании и которых ищут множество добродетельных девушек».

Радхарани ответила: «Моя дорогая подруга, любого из этих мужчин, который не украшен павлиньим пером, не играет искусно на флейте и не украшает свое тело минеральными красками, Я считаю столь же незначительным, как солома».

Тадия-вишеша

Отпечатки стоп Кришны (пада), пастбища Вриндавана (гоштха), дорогие преданные Кришны (пршджана) — все это тадия-вишеша.

Пада

Радхарани сказала Вишакхе: О сакхи, чьи это отпечатки стоп, украшенные знаками чакры, лотоса и молнии? Эти отпечатки стон на берегу Ямуны возбуждают Мое сердце и заставляют волосы на лиане Моего тела цвести счастьем».

Шла&1 /-4 ^етмт^мй ттт

Гоштха

Одна гопи сказала: «Эта земля Враджа, исполненная неповторимой сладости, сводит меня с ума от трансцендентного блаженства. А пленительный облик царя среди любовников, который наслаждается играми во Врадже, подобен украшению трех миров».

Прияджана

Те, кто исполнены глубокой экстатической любви к Кришне, называются прияджанами (дорогими преданными).

Одной гопи ее старшие запретили встречаться с Радхой, считая Ее сумасшедшей, поскольку Она стала подобна парализованной от экстатической любви к Кришне. Эта гопи сказала: «Хотя мои старшие запретили мне видеться с Радхарани, обителью всего благоприятного, о подруга, мое сердце все же жаждет увидеть Ее, когда Она погружается в экстатическую любовь и становится как прекрасная неподвижная статуя».

Упама (сходство)

Когда два объекта схожи между собой, это сходство называется упама.

Одна гопи, наблюдая за Кришной из окна, сказала: «О подруга, неужели очаровательная грозовая туча приблизилась к земле, или это пленительный юноша, подражающий танцу Своего отца, царя пастухов, в обществе друзей появился перед моими глазами?»

Вринда сказала: «Моя дорогая прекрасная сакхи, это грозовое облако выглядит словно твой возлюбленный Кришна. Эта радуга выглядит как Его корона из павлиньих перьев, а эта молния подобна Его желтому дхоти. Я вижу, как только ты услышала мои слова, твои мысли сосредоточились на Кришне, а глаза увлажнились слезами».

Свабхава

Внутренние экстатические эмоции, которые проявляются спонтанно без всякой внешней причины, называются свабхавой. Этот экстаз бывает двух видов: нисарга и сварупа.

Нисарга

Привычка, порожденная повторяющимися действиями, называется нисарга. Когда от краткого слушания о трансцендентных качествах и красоте Кришны в человеке пробуждается его вечная любовь к Кришне, это называется нисарга.

Принцесса Рукмини сказала: «Мой старший брат может ругать меня, мои подруги могут уйти от меня, мой отец может стать препятствием для меня, а мать может горько рыдать, тем не менее, просто услышав о трансцендентных качествах и красоте Кришны, повелителе династии Яду, я отдаю мое сердце Ему. О подруга, я отвергаю этого Шишу палу, царя Чеди».

Одна гопи сказала: «Темноликий Кришна может быть уродливым или красивейшим из мужчин. Он может быть лишен‘всех добродетелей или быть лучшим из благочестивых мужчин. Он может ненавидеть меня или быть океаном милости. Каким бы Он ни был, Он всегда останется моей жизнью и душой».

Сварупа

Беспричинная, независимая, совершенная экстатическая любовь называется сварупа. Она делится на три тина: 1. кришна-ништха\ 2. лалана-ништха; 3. убхая-ништха.

Кришна-ништха (вера в Кришну)

Кришна-ништха-сварупа достигается теми, кто свободен от всех демонических качеств.

Увидев Кришну, переодевшегося девушкой в одной из Его игр, полубогиня, летевшая в цветочном пумане, сказала своей подруг е: «Это не гопи, которая заставляет сердца всех полубогинь трепетать от экстатической любви, — а Кришна, в шутку переодевшийся девушкой. Кто еще, кроме Кришны или Солнца мог бы рассеять тьму глаз каждого».

Лалана-нишштха

В лалана-ништха-сварупе преданный любит Кришну, даже не видя и не слыша Его.

Одна гопи сказала: «Во Врадже есть личность, которая носит желтые одежды и имеет темный цвет тела, напоминающий дождевое облако. Умеющий искусно скрываться, Он всегда остается невидимым и неслышимым во всех трех мирах. Мой ум разрывается на части от желания достичь Его».

Убхая-нишштха

Убхая-нишштха-сварупа — это экстатическая любовь к Кришне и к прекрасным дивнобровым гопи.

Увидев Кришну, переодетого в жреца-брахмана на церемонии сурья-пуджи, Радхарани сказала Лалите: «О сакхи, это, должно быть, Хари, переодевшийся в жреца, иначе, почему Мое сердце плавится от экстатической любви к этому брахману? Как лунный свет плавит драгоценный камень Чандраканта, так же Кришна может заставить Мое сердце плавиться от экстатической любви» (Лалита-мадхава, 2.12).

Здесь описаны различные виды спонтанной экстатической любви, начиная с абхийоги, проявляющиеся для того, чтобы увеличить трансцендентные игры Господа, первоначально проявленные с трансцендентными девушками Гокулы.

Три вида рати (любви к Кришне)

Существуют три вида рати: садхарани, саманджаса и самартха. Кубджа, царицы Двараки и девушки Гокулы обладают разными видами этих рати. Садхарани подобна драгоценному камню, саманджаса — драгоценному камню чинтамани, а самартха — драгоценному камню каустубха. Садхарани-рати не легко достичь, са-манджаса-рати — достичь очень трудно, а самартха-рати — может быть достигнуто только гопи Враджа и никем больше.

С адхарани-рати

Садхарани-рати — это, как правило, не очень глубокая любовь к Кришне. Она появляется от непосредственного созерцания Кришны и пробуждает желание наслаждаться играми с Ним.

Кубджа сказала Кришне: «Мой дорогой возлюбленный, пожалуйста, останься со мной на несколько дней, чтобы вкусить наслаждений. О лотосоокий, я не могу просто так потерять Твое общество» (Ш.Б. 10.48.9).

В садхарани-рати из-за недостатка глубины любви возникают ограниченные желания. Кубджа хотела наслаждаться Кришной, и потому ее рати (любовь) низкого уровня.

Саманджаса-рати

Когда девушка любит Кришну как своего супруга и считает себя Его женой, когда ее жажда любви возникает от понимания Его трансцендентных качеств и славы, услышанных и воспринятых чувствами, и когда эта сильная жажда ограничена рамками регулирующих отношений в законном браке, это называется саманджаса-рати. Любовь цариц Двараки — проявление саманджаса-рати.

Царица Рукмини сказала Кришне: «О Мукунда, Ты восхищаешь сердца всех людей. Никто не равен Тебе но происхождению, добродетелям, красоте, знанию, юности, богатстве и силе. О лев среди людей, какая разумная, целомудренная девушка не выберет Тебя своим супругом?» (Ш.Б. 10.52.38).

Саманджаса-рати ограничена законными отношениями любви и не может полностью покорить и подчинить себе Кришну.

«Шестнадцать тысяч цариц использовали свои женские чары, улыбаясь, бросая лукавые взгляды, играя бровями и выпуская острые стрелы Купидона, чтобы пробудить любовные желания в Кришне. Все же они не могли взволновать ум и чувства Кришны» (Ш.Б. 10.61.4).

Самартха-рати

Когда жажда любви настолько сильна, что любящая и возлюбленный достигают единения, такая любовь называется самартха-рати.

Самартха-рати, пробужденная лалана-ништхой или кришна-ништхой является самой глубокой и интенсивной любовью к Кришне. Даже слабый аромат самартха-рати заставляет, забыв всё, сосредоточиться на Кришне.

Наблюдая за деятельностью одной гопи, Вринда сказала Кришне: «Эта гопи, считающая себя Твоей дорогой возлюбленной, находилась среди старших родственников, которые препятствовали ей встретиться с Тобой. Представив, что она услышала звуки Твоих ножных колокольчиков, она, подобно обезумевшей, громко закричала «Хе Кришна!».

Волны игр самартха-рати захлестывают каждого изумлением. Самартха-рати отличается тем, что в ней постоянно присутствует неизменное желание вкушать расы любовных игр. Это желание никогда не уменьшается и никогда не исчезает.

Тот, кто обладает самартха-рати, желает только одного — сделать Кришну счастливым. В двух других вышеописанных видах рати присутствует стремление к собственному счастью. Поэтому самартха-рати — самый возвышенный вид любви к Кришне. Только возвышенные преданные и освобожденные души обладают самартха-рати.

Уддхава сказал: «Среди всех людей на Земле гопи в высшей степени удачливы. Они всегда поглощены мыслями о лотосных стопах Кришны. Великие мудрецы и святые тоже пытаются погрузиться в медитацию на лотосные стопы Говинды, но гопи, полностью отдавшие свою любовь Кришне, спонтанно развили в себе эту склонность, не практикуя йогу» (Ш.Б. 10.47.58).

Самая интенсивная форма самартха-рати — према. Различные стадии постепенного развития премы таковы: снеха, мана, праная, рага, анурага и бхава (махабхава).

Таким образом, любовь к Кришне проходит различные стадии интенсивности, подобно тому, как сахар проходит следующие стадии: семя сахарного тростника, сок сахарного тростника, патока, сироп, гранулированный сахар и сахарный леденец.

-ШУШ

Чистая любовь к Кришне, проявленная в шести стадиях, начиная со снехи, известна как према.

Скачать:TXTPDF

Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать бесплатно, Уджвала-ниламани. Рупа Госвами Вайшнавизм читать онлайн